КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Романский стиль
Художественно-декоративные приемы. Интерьеры: 4.1 стены покрывались росписью; 4.2 фресковой живописью; 4.3 мозаикой - смальта с позолотой; 4.4 рельефно-каменной резьбой; 4.5 мрамор, золото, мозаичный пол – яркий порфир, гранит.
Основными строительными материалами были: плоский кирпич (плинфа) и тесаный камень. В растворе использовалась известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич (цемянку). Наружная поверхность стен обычно не штукатурились. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетались с деревянными конструкциями. Возводились своды и купола без применения лесов. Кладка велась отдельными кольцами с наклоненными рядами кирпича. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены сомкнутые и крестовые своды, арки и своды со стрельчатым очертанием. Разработана система опирания купола с помощью парусного свода (София в Константинополе). Взаимное уравновешивание сводов: прием подпирания подпружных арок полукуполами. Для восприятия распора арок и сводов часто применялись металлические и деревянные затяжки. Основными средствами выразительности служили сами конструкционные элементы: купола, своды, аркады. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. В членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла ордерная аркада. Аркада на колоннах стала господствующим мотивом. Изменилась форма капители: она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ствол колонны монолитный, на оба конца колонны накладывались прокладки. В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики. В периоды средне- и поздневизантийской архитектуры возникла крестово-купольная структура.
Романский (римский,лат.)стиль развивался в западноевропейском искусстве в 10-12веках, наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в 19в, когда была установлена связь архитектуры 11-12 веков с древнеримской (использование циркульных арок, сводов). В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную сторону искусства. Однако, он вошел во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля – архитектура, преимущественно церковная(каменные храмы, монастырские комплексы).
Дороманский период, У-10 вв.
Раннероманский период, 1000 – 1100 гг. - базилика с плоским перекрытием в интерьере - крыши низкие двускатные в центральном нефе (центр. неф выше) и односкатные по боковым нефам. Перепад высот давал возможность сделать освещение центрального нефа. - позже появились своды с ребрами, с широкими гуртами по диагонали сводов. - столбы и тонкие колонки между ними делили травею на 2 части, так что каждой травее (в плане)среднего нефа соответствовали 2 травеи в боковых нефах. - высокие аттические (прямые) базы колонн - близкие к античным по форме лиственные или кубовые капители - квадратное сокрестие с куполом над ним - отмеряли квадрат в плане и равную высоту(куб) в средокрестии. От него по центральному нефу – 3 квадрата к западу (ко входу) и 1 – к востоку (к алтарю) для хора. В направлении с севера на юг – поперечный неф – трансепт (сначала по одному квадрату) - познее появились хоры еще с западной стороны на галерее - крипта – подземная церковь со склепом. Восточная традиция строить церкви на могиле святых для поклонения мощам. Вход в церковь осуществлялся из трансепта или лестницы под хором, из боковых нефов.
Примеры: - Монастырская церковь в Рейнхау - Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме - Собор в Шпейере – все в Германии.
Романский период, 1100 – 1180 гг.
- крестовые своды с продольными и поперечными гуртами, нервюрами по диагонали, распалубками между ними и «замком» («ключ», «венец») в центре - крыши под углом 45 градусов - богато расчлененные столбы, базы с угловыми листами - чашевидные или покрытые орнаментом кубовидные капители - фриз украшен снаружи полукруглыми арками (аркатурные пояса) - богатое убранство порталов в интерьере - средний неф удлиняли за счет двора-атриума. Атриум стали перекрывать - апсиды со стороны трансепта(с востока), за ними устраивали венец капелл - 2 поперечных нефа и 2 хора вокруг апсиды - с запада атриум или парадиз (нартекс) - 8миугольная башня над сокрестием, 2 башни по углам трансепта (или хора)с востока и 2 башни с запада при входе. В основании башни квадрат, переходящий в 8миугольную или круглую форму. Завершались башни конусом или пирамидой.
Примеры: Собор в Майнце. Германия. Церковь Аббатства в Лаахе. Франция.
Позднероманский период, 1180 – 1250 гг. (Считают также начальной готикой)
- Крыши высокие, угол больше 45, - Стрельчатые арки в оконных и дверных проемах (порталах) или 3х лопастные в дверных, - Стрельчатые своды перекрытий, - Очень плоские колонные базы с глубокими врезанными выкружками (скоциями) - Колонные кольца на базах, - Круглое декоративное окно «роза» на зап. Фасаде и на торцовых фасадах трансепта, - Фризы – с рисунком из валиков, витые, волнообразные, зигзаговидноломанные линии. чешуйчатые, с переплетениями - канатные, шахматные, - Линейные растительные орнаменты с символическими фигурами животных и людей.
Примеры Соборы в Вормсе, в Лимбурге. Церковь в Гельнгаузе.
Отличительные (общие) черты романского стиля
1. Первые романские постройки имеют характерную кладку из небольших грубо отесанных камней. 2. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами (лизены) и "фальшивыми" глухими аркадами. 3. В романских церквях широко использовались: -полукруглые (романские) арки для окон, дверей и галерей; -цилиндрические своды (арки, формирующие полуцилиндрический свод над прямоугольным пространством) и крестовый свод (сформированный пересечением двух арок, чтобы поддерживать крышу нефа); -массивные колонны и стены (с немногочисленными окнами), чтобы поддерживать чрезвычайно сильную нагрузку арочных сводов. 4. Два основных плана церквей(купольная базилика и крестово-купольная базилика), во Франции стали наиболее часто используемыми типами; оба являлись развитием плана раннехристианской базилики (удлиненная форма с боковыми проходами и апсидой), приспособленными к расширяющимся функциям больших церквей. Оба использовали систему радиальных часовен (чтобы разместить большое количество священников в течение мессы), крытых внутренних галерей(покрытых арками проходов для паломников) вокруг апсиды святилища и больших трансептов (поперечных, отделяющих святилище от основного помещения церкви). 5. Типичная романская церковь имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большой пилон в виде башни над пересечением главного нефа и трансептов, а так же меньшие башни в западном конце церкви, позднее башни появились с восточной стороны. 6. Цилиндрические своды романских церквей обычно разделялись колоннами и перегородчатыми арками на квадратные пролеты (травеи). 7. Романика имела стеновую конструктивную схему с массивными стенами
Декоративные элементы: лизены, междуэтажные карнизные, подоконные, цокольные пояса, аркатурные фризы (фризовые пояса), многоуровневые квадратные, круглые, шестигранные башни, окна, порталы.
Постройки: поселения с крепостями, замки-донжоны, храмы, баптистерии, монастыри.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, Х11 – ХУ вв. 1 Ранняя готика, с 1250 до 1300 гг. 3/4 колонны, в перекрытии низкая и равнобедренная стрльчатая арки, валики в декоре, простые башни. 2 Зрелая готика, с 1300 до 1400 гг. Многообразие планов в круговым обходным хором и венцом капелл, крипты нет, пучковые столбы колонн, грушевидные и заостренные валы, звездчатые, сетчатые и веерные простые и сложные своды, башни со сквозными шлемами, химеры, краббы. 3 Поздняя (пламенеющая) готика, с 1400 до 1500 гг. Хоры уменьшаются, трансепты отпадают, пролеты увеличиваются, колонны утоняются, стоят ближе, пролеты одной высоты – храм из нефного типа превращается в зальный тип, рыбьи пузыри в узорчатых пере плетах окон, килевидные арки, вторжение классики, глубокие выкружки на опорах.
Внешние черты - Наследуется план от романской базилики, 3-5 нефов, атриум с западной стороны. - Квадратная травея (только) в средокрестии. - Ширине каждой травеи среднего нефа соответствует одна боковая травея, раньше было две (еще раньше в романике была одна). - Развитие обширного и богатого хора (поэтапно – с боков от алтаря, на втором ярусе боковых хоров, затем в западной части храма и в восточной части за алтарем – так образуется круговой обход в храмах для посещения паломников: - полукруглая форма хора сменилась на прямоугольную - с круговым хоровым ходом (за алтарем) - и венцом капелл для священников - Крипта отпадает - Хор возвышается немного, вместо высоких ступеней на него устраивают летнер (площадку) - Число башен уменьшается: 1-2 остаются на западной стороне, очень нарядные - Над средокрестием или над алтарем иногда устраивают изящную деревянную башенку. - Контрфорсы раньше шли уступами или с утонением – новый прием устройства контрфорса шириной, одинаковой с внутренними опорами в интерьере. - Подпружные распорные арки (аркбутаны) обнажены, снаружи здания. - Венчают все вертикальные элементы – пинакли – пирамидальные башенки, их завершают фиалы - остроконечные шпили. Они не только декоративные, но выполняют конструктивную функцию, усиливая контрфорсы сверху. - Большие окна заканчиваются равнобедренной аркой, позднее крутой ланцевидной. - Широкие окна делают спаренными и реже строенными с разделительными колонками и узорчатыми переплетами середняками. - Наружные узкие галереи устраивают на высоте основания крыши и под окнами для удобства ремонта. Позднее – декоративные аркады, чаще во Франции. - Сливной карниз вводят под окнами. Венчающий карниз украшают цветочным фризом или глубокими выкружками. - Дождевые ливники в виде фантастических образов животных и людей - химеры. - Торцовый западный фасад завершается щипцовым карнизом или пространственной ажурной аркадой или галереей. - Пучок колонн заменен глубокими вертикальными выкружками на столбе. - Каждая статуя расположена в своей нише на подставке в виде консоли с балдахином - завершением, закрывающем от дождя. - Декоративный щипец над стрелкой крутой портальной арки называют вимпергом. По краям он украшен крабами – ползущими листьями, цветами. Придают ажурность, легкость массивным каменным зданиям, в конструктивном плане – большую жесткость и устойчивость завершающим формам. Краббы покрывают шпили башен, вимперги устраивают в окнах и других местах. - Поле стрелки в тимпане отделяется от завершающего его вимперга, пышно покрываясь лепным орнаментом. - Башенные пирамиды завершает щипец с крестоцветом, который крепится на шаре. - Поздней готике характерны нерасчлененные круглые и многогранные опоры (столбы). Листья на капителях кажутся слегка приклеенными. Иррационализ в формах выражается в глубоких профилях, килевидных арках и пр. - Формы готики часто ассиметричны, объясняется это долгим строительством соборов, продолжавшемся столетиями, возможными ошибками в размерах др. Готику отличает соразмерность, изящество, мастерство. В строительных общинах, братствах каменотесов каждого мастера обязывали к изучению тайн творчества, как личной жизненной задачи служения Всевышнему, Богу. Возможно поэтому в готике невозможно найти повторяющихся рисунков.
Черты пространства внутренних помещений
- Вертикальные членения плоскости стены, стремление ввысь - Массу внутренних столбов (колонн) заменили связки, пучки форм. Ядро столба обставляется стройными колонками. - Тяжелая кубическая капитель заменяется почкообразной, с капительным венцом из листьев, которые завершают пучковый столб - Ввыше пучковых опор взметнулись нервюры – мотив несения тяжести. Нервюры при этом не вырастают из пучка колонн, а опираются на него. - Столбы поставлены ближе, распалубки на сводах становятся меньших размеров и тоньше, свод – более цельный и легкий. - Вместо крестового свода – шестираздельный и более звездообразной формы или сетчатые и веерные сложные своды. Опоры как бы растворялись в нервюрах. - Трифорий – обходная галерея была на высоте сводов боковых нефов, затем боковые и средние нефы стали одной высоты. Теперь чтобы осветить средний неф, окна стали делать большими. - Трансепт отпадает, длина его уменьшилась, затем стала равна ширине храма. Все пролеты одной высоты, все пространство храма просматривалось и было единым – церкви стали зального типа (былы нефные).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |