Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романский стиль




Художественно-декоративные приемы.

Интерьеры:

4.1 стены покрывались росписью;

4.2 фресковой живописью;

4.3 мозаикой - смальта с позолотой;

4.4 рельефно-каменной резьбой;

4.5 мрамор, золото, мозаичный пол – яркий порфир, гранит.

 

Основными строительными материалами были: плоский кирпич (плинфа) и тесаный камень. В растворе использовалась известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич (цемянку). Наружная поверхность стен обычно не штукатурились.

Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетались с деревянными конструкциями. Возводились своды и купола без применения лесов. Кладка велась отдельными кольцами с наклоненными рядами кирпича.

Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены сомкнутые и крестовые своды, арки и своды со стрельчатым очертанием.

Разработана система опирания купола с помощью парусного свода (София в Константинополе).

Взаимное уравновешивание сводов: прием подпирания подпружных арок полукуполами. Для восприятия распора арок и сводов часто применялись металлические и деревянные затяжки.

Основными средствами выразительности служили сами конструкционные элементы: купола, своды, аркады. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора.

В членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла ордерная аркада. Аркада на колоннах стала господствующим мотивом. Изменилась форма капители: она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ствол колонны монолитный, на оба конца колонны накладывались прокладки.

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики. В периоды средне- и поздневизантийской архитектуры возникла крестово-купольная структура.

 

 

 

 

Романский (римский,лат.)стиль развивался в западноевропейском искусстве в 10-12веках, наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в 19в, когда была установлена связь архитектуры 11-12 веков с древнеримской (использование циркульных арок, сводов). В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную сторону искусства. Однако, он вошел во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля – архитектура, преимущественно церковная(каменные храмы, монастырские комплексы).

 

Дороманский период, У-10 вв.

 

Раннероманский период, 1000 – 1100 гг.

- базилика с плоским перекрытием в интерьере

- крыши низкие двускатные в центральном нефе (центр. неф выше) и односкатные по боковым нефам. Перепад высот давал возможность сделать освещение центрального нефа.

- позже появились своды с ребрами, с широкими гуртами по диагонали сводов.

- столбы и тонкие колонки между ними делили травею на 2 части, так что каждой травее (в плане)среднего нефа соответствовали 2 травеи в боковых нефах.

- высокие аттические (прямые) базы колонн

- близкие к античным по форме лиственные или кубовые капители

- квадратное сокрестие с куполом над ним

- отмеряли квадрат в плане и равную высоту(куб) в средокрестии. От него по центральному нефу – 3 квадрата к западу (ко входу) и 1 – к востоку (к алтарю) для хора. В направлении с севера на юг – поперечный неф – трансепт (сначала по одному квадрату)

- познее появились хоры еще с западной стороны на галерее

- крипта – подземная церковь со склепом. Восточная традиция строить церкви на могиле святых для поклонения мощам. Вход в церковь осуществлялся из трансепта или лестницы под хором, из боковых нефов.

 

Примеры:

- Монастырская церковь в Рейнхау

- Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме

- Собор в Шпейере – все в Германии.

 

Романский период, 1100 – 1180 гг.

 

- крестовые своды с продольными и поперечными гуртами, нервюрами по диагонали, распалубками между ними и «замком» («ключ», «венец») в центре

- крыши под углом 45 градусов

- богато расчлененные столбы, базы с угловыми листами

- чашевидные или покрытые орнаментом кубовидные капители

- фриз украшен снаружи полукруглыми арками (аркатурные пояса)

- богатое убранство порталов в интерьере

- средний неф удлиняли за счет двора-атриума. Атриум стали перекрывать

- апсиды со стороны трансепта(с востока), за ними устраивали венец капелл

- 2 поперечных нефа и 2 хора вокруг апсиды

- с запада атриум или парадиз (нартекс)

- 8миугольная башня над сокрестием, 2 башни по углам трансепта (или хора)с востока и 2 башни с запада при входе. В основании башни квадрат, переходящий в 8миугольную или круглую форму. Завершались башни конусом или пирамидой.

 

Примеры:

Собор в Майнце. Германия.

Церковь Аббатства в Лаахе. Франция.

 

 

Позднероманский период, 1180 – 1250 гг.

(Считают также начальной готикой)

 

- Крыши высокие, угол больше 45,

- Стрельчатые арки в оконных и дверных проемах (порталах) или 3х лопастные в дверных,

- Стрельчатые своды перекрытий,

- Очень плоские колонные базы с глубокими врезанными выкружками (скоциями)

- Колонные кольца на базах,

- Круглое декоративное окно «роза» на зап. Фасаде и на торцовых фасадах трансепта,

- Фризы – с рисунком из валиков, витые, волнообразные, зигзаговидноломанные линии. чешуйчатые, с переплетениями - канатные, шахматные,

- Линейные растительные орнаменты с символическими фигурами животных и людей.

 

Примеры

Соборы в Вормсе, в Лимбурге.

Церковь в Гельнгаузе.

 

Отличительные (общие) черты романского стиля

 

1. Первые романские постройки имеют характерную кладку из небольших грубо отесанных камней.

2. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами (лизены) и "фальшивыми" глухими аркадами.

3. В романских церквях широко использовались:

-полукруглые (романские) арки для окон, дверей и галерей;

-цилиндрические своды (арки, формирующие полуцилиндрический свод над прямоугольным пространством) и крестовый свод (сформированный пересечением двух арок, чтобы поддерживать крышу нефа);

-массивные колонны и стены (с немногочисленными окнами), чтобы поддерживать чрезвычайно сильную нагрузку арочных сводов.

4. Два основных плана церквей(купольная базилика и крестово-купольная базилика), во Франции стали наиболее часто используемыми типами; оба являлись развитием плана раннехристианской базилики (удлиненная форма с боковыми проходами и апсидой), приспособленными к расширяющимся функциям больших церквей. Оба использовали систему радиальных часовен (чтобы разместить большое количество священников в течение мессы), крытых внутренних галерей(покрытых арками проходов для паломников) вокруг апсиды святилища и больших трансептов (поперечных, отделяющих святилище от основного помещения церкви).

5. Типичная романская церковь имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большой пилон в виде башни над пересечением главного нефа и трансептов, а так же меньшие башни в западном конце церкви, позднее башни появились с восточной стороны.

6. Цилиндрические своды романских церквей обычно разделялись колоннами и перегородчатыми арками на квадратные пролеты (травеи).

7. Романика имела стеновую конструктивную схему с массивными стенами

 

Декоративные элементы: лизены, междуэтажные карнизные, подоконные, цокольные пояса, аркатурные фризы (фризовые пояса), многоуровневые квадратные, круглые, шестигранные башни, окна, порталы.

 

Постройки: поселения с крепостями, замки-донжоны, храмы, баптистерии, монастыри.

 

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, Х11 – ХУ вв.

1 Ранняя готика, с 1250 до 1300 гг.

3/4 колонны, в перекрытии низкая и равнобедренная стрльчатая арки, валики в декоре, простые башни.

2 Зрелая готика, с 1300 до 1400 гг.

Многообразие планов в круговым обходным хором и венцом капелл, крипты нет, пучковые столбы колонн, грушевидные и заостренные валы, звездчатые, сетчатые и веерные простые и сложные своды, башни со сквозными шлемами, химеры, краббы.

3 Поздняя (пламенеющая) готика, с 1400 до 1500 гг.

Хоры уменьшаются, трансепты отпадают, пролеты увеличиваются, колонны утоняются, стоят ближе, пролеты одной высоты – храм из нефного типа превращается в зальный тип, рыбьи пузыри в узорчатых пере плетах окон, килевидные арки, вторжение классики, глубокие выкружки на опорах.

 

Внешние черты

- Наследуется план от романской базилики, 3-5 нефов, атриум с западной стороны.

- Квадратная травея (только) в средокрестии.

- Ширине каждой травеи среднего нефа соответствует одна боковая травея, раньше было две (еще раньше в романике была одна).

- Развитие обширного и богатого хора (поэтапно – с боков от алтаря, на втором ярусе боковых хоров, затем в западной части храма и в восточной части за алтарем – так образуется круговой обход в храмах для посещения паломников:

- полукруглая форма хора сменилась на прямоугольную

- с круговым хоровым ходом (за алтарем)

- и венцом капелл для священников

- Крипта отпадает

- Хор возвышается немного, вместо высоких ступеней на него устраивают летнер (площадку)

- Число башен уменьшается: 1-2 остаются на западной стороне, очень нарядные

- Над средокрестием или над алтарем иногда устраивают изящную деревянную башенку.

- Контрфорсы раньше шли уступами или с утонением – новый прием устройства контрфорса шириной, одинаковой с внутренними опорами в интерьере.

- Подпружные распорные арки (аркбутаны) обнажены, снаружи здания.

- Венчают все вертикальные элементы – пинакли – пирамидальные башенки, их завершают фиалы - остроконечные шпили. Они не только декоративные, но выполняют конструктивную функцию, усиливая контрфорсы сверху.

- Большие окна заканчиваются равнобедренной аркой, позднее крутой ланцевидной.

- Широкие окна делают спаренными и реже строенными с разделительными колонками и узорчатыми переплетами середняками.

- Наружные узкие галереи устраивают на высоте основания крыши и под окнами для удобства ремонта. Позднее – декоративные аркады, чаще во Франции.

- Сливной карниз вводят под окнами.

Венчающий карниз украшают цветочным фризом или глубокими выкружками.

- Дождевые ливники в виде фантастических образов животных и людей - химеры.

- Торцовый западный фасад завершается щипцовым карнизом или пространственной ажурной аркадой или галереей.

- Пучок колонн заменен глубокими вертикальными выкружками на столбе.

- Каждая статуя расположена в своей нише на подставке в виде консоли с балдахином - завершением, закрывающем от дождя.

- Декоративный щипец над стрелкой крутой портальной арки называют вимпергом. По краям он украшен крабами – ползущими листьями, цветами. Придают ажурность, легкость массивным каменным зданиям, в конструктивном плане – большую жесткость и устойчивость завершающим формам. Краббы покрывают шпили башен, вимперги устраивают в окнах и других местах.

- Поле стрелки в тимпане отделяется от завершающего его вимперга, пышно покрываясь лепным орнаментом.

- Башенные пирамиды завершает щипец с крестоцветом, который крепится на шаре.

- Поздней готике характерны нерасчлененные круглые и многогранные опоры (столбы). Листья на капителях кажутся слегка приклеенными. Иррационализ в формах выражается в глубоких профилях, килевидных арках и пр.

- Формы готики часто ассиметричны, объясняется это долгим строительством соборов, продолжавшемся столетиями, возможными ошибками в размерах др. Готику отличает соразмерность, изящество, мастерство. В строительных общинах, братствах каменотесов каждого мастера обязывали к изучению тайн творчества, как личной жизненной задачи служения Всевышнему, Богу. Возможно поэтому в готике невозможно найти повторяющихся рисунков.

 

 

Черты пространства внутренних помещений

 

- Вертикальные членения плоскости стены, стремление ввысь

- Массу внутренних столбов (колонн) заменили связки, пучки форм. Ядро столба обставляется стройными колонками.

- Тяжелая кубическая капитель заменяется почкообразной, с капительным венцом из листьев, которые завершают пучковый столб

- Ввыше пучковых опор взметнулись нервюры – мотив несения тяжести. Нервюры при этом не вырастают из пучка колонн, а опираются на него.

- Столбы поставлены ближе, распалубки на сводах становятся меньших размеров и тоньше, свод – более цельный и легкий.

- Вместо крестового свода – шестираздельный и более звездообразной формы или сетчатые и веерные сложные своды. Опоры как бы растворялись в нервюрах.

- Трифорий – обходная галерея была на высоте сводов боковых нефов, затем боковые и средние нефы стали одной высоты. Теперь чтобы осветить средний неф, окна стали делать большими.

- Трансепт отпадает, длина его уменьшилась, затем стала равна ширине храма. Все пролеты одной высоты, все пространство храма просматривалось и было единым – церкви стали зального типа (былы нефные).

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.