Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободных экономических зон в России




Организационно-экономический механизм развития

Механизм деятельности СЭЗ должен быть адекватен рыночным условиям

хозяйствования и регулироваться как общими, обязательными для выполнения

всеми хозяйствующими на территории страны субъектами, так и специальными,

действующими лишь на территории СЭЗ законодательными нормативными

актами. Иными словами, он должен включать в себя две взаимосвязанные

и взаимообусловленные составляющие: организационную (субъективную)

и экономическую, что, собственно, и дает этому механизму его название.

Для координации всех сторон деятельности СЭЗ разрабатывается концепция

зоны, т. е. научно обосновывается прошлое, настоящее и будущее территории,

отводимой под СЭЗ. Формирование концепции СЭЗ предполагает:

— определение места, размеров и границ создаваемой СЭЗ и входящих в нее

подразделений;

— выбор критериев оценки приоритетов в развитии хозяйства СЭЗ и отдельных

ее составляющих;

— выявление общих принципов и особенностей формирования органов управления

СЭЗ;

— уточнение правовых основ, форм и методов взаимоотношений органов

управления СЭЗ с вышестоящими органами государственного и хозяйственного

руководства страны и прилегающих к СЭЗ территорий и субтерриторий;

— согласование особенностей налоговой, таможенной, финансовой, инвестиционной,

социально-демографической, экологической, научно-технической

и другой политики в рамках территории самой СЭЗ и связанных

с ее деятельностью субтерриторий и прилегающих территорий;

— решение вопросов экспортно-импортной и прочей внешнеэкономической

деятельности подразделений, расположенных на территории СЭЗ.

Разработка концепции СЭЗ в целом, реализация содержащихся в ней конкретных

мероприятий имеют многофункциональное и долговременное назначение.

Во-первых, на основе концепции должно оцениваться любое мероприятие

в области многоаспектной жизнедеятельности СЭЗ. Во-вторых, концепция

как система наиболее значимых и реально воплощаемых целей социально-экономического

развития территории СЭЗ отражает пути, способы, формы, методы

и средства скоординированного воздействия государственных (центральных)

органов на происходящие процессы.

При необходимости в содержание концепции вносятся соответствующие

уточнения с обязательным обоснованием причин, их вызывающих, определяются

новые цели и задачи, намечаются более рациональные пути реализации

отдельных мероприятий и положений самой концепции.

Практика разработки механизма СЭЗ свидетельствует о том, что его центром

является финансово-экономическая деятельность СЭЗ, Эта деятельность

связана прежде всего с решением вопросов юридического статуса СЭЗ, выбором

организационных и экономических основ ее развития. Важнейшую роль при

этом играет налоговая политика государства в тесной увязке с финансово-кредитной

политикой, с вопросами денежного обращения, включая различные аспекты

конвертируемости рубля, обращения на территории СЭЗ национальных

и зарубежных валютных средств. При формировании налоговой политики СЭЗ

исходят из общих принципов построения финансовых отношений отдельного

хозяйственного комплекса с государством, с его кредитными, таможенными и

налоговыми органами.

В государствах, образованных на территории бывшего СССР, до сих пор

не определен правовой статус, не сформулированы принципы организации и

деятельности СЭЗ, хотя достаточно представительное число СЭЗ уже действует

в РФ.

Механизм СЭЗ может эффективно работать лишь при соблюдении ряда

важнейших принципов.

1. Любая СЭЗ должна создаваться, функционировать и развиваться как автономная

хозрасчетная единица страны.

2. Как автономная хозрасчетная единица СЭЗ должна строить свою деятельность

на собственном бюджете.

3. Доходная часть бюджета СЭЗ должна складываться из:

а) налоговых поступлений от предприятий, объединений, организаций и

частных лиц, расположенных или проживающих на территории СЭЗ;

б) поступлений от таможенных сборов;

в) поступлений от собственной предпринимательской деятельности;

г) средств государственного бюджета, передаваемых для нужд СЭЗ (прежде

всего развития объектов социальной инфраструктуры) в виде долгосрочного

кредита;

д) средств спонсоров — попечительских, благотворительных и других организаций.

4. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий,

организаций и других юридических лиц с государственным бюджетом

опосредуются администрацией и собственным бюджетом. Это важнейшее условие

экономической самостоятельности и эффективного управления на территории

СЭЗ.

5. Пространство между внешней и внутренней границами СЭЗ — территория,

учитываемая при введении разного рода налоговых льгот для юридических

лиц, связанных с деятельностью СЭЗ.

6. Все предприятия СЭЗ должны функционировать в рамках бюджетных

ограничений, без централизованного дотационного вмешательства и без субсидий

со стороны государства.

7. Одна из важнейших форм укрепления СЭЗ — широкое применение практики

налоговых кредитов, предусматривающей, что в течение определенного

срока все налоги и бюджетные платежи, собранные на территории СЭЗ, остаются

в распоряжении зональных органов управления. Это позволяет увеличить

размеры финансирования на развитие хозяйства в СЭЗ и создать более благоприятные

(с точки зрения эффективности, окупаемости и прибыльности) условия

для вложения капиталов, чем условия их вложения в ближайших странах,

дает возможность повысить конкурентную активность каждой конкретной

СЭЗ в инвестиционной сфере.

В этой связи иностранным и отечественным инвесторам предоставляются

следующие налоговые льготы:

— беспошлинный импорт в СЭЗ сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования

для организации экспортного производства, беспошлинное хранение

и переработка транзитных грузов;

— различного рода скидки со ставок таможенного тарифа на внешней и

внутренней границах СЭЗ;

— освобождение от уплаты подоходного налога на определенноеколичество

лет (часто от 5 до 20 лет); уменьшение ставок налогообложения и

арендной платы;

— полное или частичное освобождение от налога реинвестируемых прибылей

на несколько лет (обычно 5-10 лет);

— полное или частичное освобождение от налога переводимых за рубеж

прибылей;

— освобождение от уплаты имуш;ественного налога на собственность и налога

с оборота;

— возможность самостоятельно определять сроки амортизации;

— отмена налогов на доход иностранного персонала, работаюш;его в зоне;

— безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных

фирм и ввоз ее для собственных нужд.

Льготный режим налогообложения — важное условие, стимулирующее

привлечение в СЭЗ иностранных и отечественных инвестиций. Существуют две

основные формы иностранного капитала, разрешенного к вывозу, а следовательно,

и ввозу в СЭЗ:

1) предпринимательский капитал, связанный с производственным инвестированием;

2) ссудный капитал, представляющий собой внешнее кредитование.

Предпринимательский капитал используется, в частности, в виде предприятий

смешанной формы собственности, совместных предприятий и т. п. С этой

точки зрения СЭЗ представляет широкое поле деятельности для бизнесменов,

прежде всего в области изготовления наукоемкой продукции, сувенирного производства,

оказания услуг рекреационного характера. Налоговые льготы способствуют

либерализации прямых иностранных вложений в предприятия, банки

и их филиалы, в движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы,

а также портфельных иностранных инвестиций — в ценные бумаги, банковские

вклады и страховые полисы.

Льготный режим налогообложения имеет и другую сторону: он способствует

реинвестициям полученной прибыли в экономику СЭЗ, а через механизм ее

взаимодействия с национальной экономикой — и в хозяйственную деятельность

на остальной территории страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.