Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизма свободных экономических зон России




Основные формы и методы реализации экономического

Действие экономического механизма определяется той пространственной

средой, которая заключена между внутренней и внешней границами СЭЗ.

В соответствующих нормативных актах ПравительстваРФ, субъектов Федерации,

местных органов устанавливается комплекс льгот финансово-кредитного,

налогового, экспортно-импортного, имущественного и иного характера,

предусматривающий, в частности, что:

— иностранные инвестиции пользуются правовой защитой, причем их режим

не может быть менее благоприятным, чем режим, устанавливаемый

для имущества и имущественных прав юридических лиц и граждан

России;

— не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными

инвестициями по сравнению с действующими в РФ предприятиями;

— запрещаются не предусмотренные законом меры по принудительному

изъятию иностранных инвестиций;

— не разрешается секвестр инвестированного имущества, за исключением

временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором

его обязательств;

— принудительные изъятия осуществляются только по решению суда при

условии выплаты компенсации.

Иностранным инвесторам предоставляется право осуществлять вложения

капитала на территории СЭЗ путем:

— долевого участия в предприятиях, организуемых с отечественными юридическими

лицами и гражданами;

— приобретения имущества, акций и других ценных бумаг;

— приобретения прав пользования земельными участками на основе соглашения

о долгосрочной аренде в соответствии с действующим законодательством,

а также других имущественных прав.

Иностранные юридические лица и граждане, так же как и российские, имеют

право получать кредиты иностранных банков, фирм и организаций (по согласованию

с Центральным банком РФ), привлекать иностранные страховые

компании для осуществления страховых сделок.

В СЭЗ действует упрощенный порядок экспортно-импортных операций,

обеспечивающий следующие гарантии:

— освобождение от квот и лицензий при вывозе за рубеж товаров, произведенных

в СЭЗ, за исключением ограничиваемых законодательством;

— освобождение от квот и лицензий импорта товаров и услуг в СЭЗ, кроме

предметов и товаров, ограничиваемых специальными правилами и межправительственными

соглашениями;

— предоставление участникам СЭЗ права осуществлять товарообменные

(бартерные)и посреднические операции с товарами и услугами, производимыми

в СЭЗ;

— особый таможенный режим на территории СЭЗ, предполагающий освобождение

от пошлины импортируемых и экспортируемых участниками

СЭЗ товаров, кроме предметов роскоши и тех товаров, экспортно-импортные

операции по которым оговариваются особыми правилами и соглашениями.

В СЭЗ вводятся особые налоговые льготы:

— предприятия приоритетных направлений деятельности с долей иностранных

инвестиций более 30% в первые 5 лет освобождаются от налога,

а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже

норм, установленных действующим законодательством;

— вновь создаваемые предприятия приоритетных направлений деятельности

и предприятия с долей иностранных инвестиций более 30% полностью

освобождаются от выплаты налогов на прибыль и вывозимую за рубеж

часть прибыли на 5 лет.

Участники СЭЗ не платят:

— отчисления в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории

СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры, используемой

на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ, направляемой на подготовку и переподготовку кадров;

— налог на экспорт и импорт продукции, произведенной и потребляемой СЭЗ.

В отношении участников СЭЗ не регламентируется предельный уровень

рентабельности и отсутствует государственное регулирование расходования

средств, направляемых на потребление.

Иностранная валюта, зарабатываемая предприятиями СЭЗ в первые 5 лет

функционирования, остается в их полном распоряжении, за исключением 5%

отчислений в валютный фонд, создаваемый местными органами исполнительной

власти.

Иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ, гарантируется после выплаты

установленных налогов свободный перевод за границу всех сумм в иностранной

валюте, получаемых ими в виде прибыли, а также от продажи всей

или части доли в уставном фонде предприятий с иностранными инвестициями,

в связи с выходом из него или ликвидацией предприятий.

Иностранные инвесторы обычно имеют валютные и рублевые текущие и

расчетные счета как в государственных,так и в коммерческих банках СЭЗ с

правом расходования имеющихся на них средств в соответствии с действующим

законодательством.

На территории СЭЗ между ее участниками допускаются расчеты в иностранной

валюте в безналичной форме в соответствии с законодательством о регулировании

валютных операций.

С целью сосредоточения необходимых финансовых ресурсов для развития

инфраструктуры СЭЗ создается некоммерческий фонд развития (Фонд развития

СЭЗ). В течение пяти лет деятельности СЭЗ в этот фонд направляется 100%

всех налогов и платежей, подлежащих перечислению в бюджет РФ, а также —

50% средств, полученных за счет приватизации государственного имущества

на территории СЭЗ.

Положение о Фонде развития СЭЗ утверждается в порядке, предусмотренном

законом.

До принятия залогового законодательства РФ иностранным инвесторам

предоставляются в порядке, определяемом местной исполнительной властью,

дополнительные гарантии в виде залога имущества, относящегося к собственности

территории СЭЗ.

Условия труда иностранных работников предприятий, учреждений и организаций-

резидентов СЭЗ определяются в индивидуальных трудовых договорах

(контрактах). Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте

после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу.

Предприятия, учреждения и организации СЭЗ имеют право начислять заработную

плату работника в иностранной валюте, переводя ее на специальные

счета в банки и выплачивая в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек

и других безналичных платежных средств для использования в специальных

магазинах СЭЗ, а также за рубежом.

Российские рабочие и специалисты — местные граждане и приезжающие

из других регионов страны — могут работать на контрактной основе на предприятиях

и в организациях СЭЗ. Вводится режим выезда и въезда граждан.

В СЭЗ формируется разветвленная банковская система, в том числе совместные

и полностью принадлежащие иностранным инвесторам банки, страховые

компании или их филиалы. По мере возрастания деловой активности в

СЭЗ создается ряд бирж, прежде всего фондовая и товарная биржи.

Таким образом,в основу экономического механизма положены финансовые

рычаги, учитывающие особенности деятельности хозяйствующих субъектов

на территории СЭЗ и связанных с ней территориях:

— налоговые кредиты;

— «налоговые каникулы»;

— преференции;

— льготное налогообложение.

Налоговые кредиты как часть экономического механизма СЭЗ представляют

собой сумму всех денежных средств из числа налогов и бюджетных платежей,

собранных на территории СЭЗ, которая в течение определенного срока,

устанавливаемого в специальном законодательном порядке, остается в

распоряжении органов управления СЭЗ. Средства, формируемые в результате

введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно

на развитие производства, вспомогательной и социальной инфраструктур

СЭЗ.

«Налоговые каникулы» представляют собой период времени, в течение которого

хозяйствующие субъекты СЭЗ освобождаются от уплаты налогов. «Налоговые каникулы» — наиболее распространенная форма стимулирования

всех форм предпринимательской деятельности СЭЗ.

Для хозяйствующих субъектов, действующих на территории любой СЭЗ и

связанных с ней территориях, «налоговые каникулы» могут быть введены на

разные периоды: 5, 10, 20 лет.

«Налоговые каникулы» могут распространяться на такие показатели деятельности,

подлежащие налогообложению, как:

— прибыль от предпринимательской деятельности;

— дивиденды;

— налог на индивидуальные доходы физических лиц;

— имущественный налог;

— арендная плата за землю и другое имущество, без чего невозможно начинать

предпринимательскую деятельность в зоне.

Преференции — это система налоговых и других льгот (например, торговых),

с помощью которой органы хозяйственного управления РФ расположенных

на территории СЭЗ субъектов Федерации могут эффективно регулировать

экономическую деятельность СЭЗ.

Преференции как метод государственного воздействия на экономическую

деятельность российских СЭЗ ограничиваются: во-первых, нормативами налоговых

и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты;

во-вторых, установленными ставками таможенных тарифов на внешней и

внутренней границах СЭЗ. При этом порядок налогообложения СЭЗ, уровень

ставок налогов и платежей в государственный и местный бюджеты должен определяться

в каждом конкретном случае исходя из специфики СЭЗ, специализации

ее хозяйственного комплекса, а также наличия на ее территории производственных

мощностей, уровня и перспектив развития вспомогательной и социальной

инфраструктур и т. п.

Такой подход позволяет через дифференцированные налоговые ставки выявлять

отраслевые приоритеты для отечественных и иностранных инвесторов.

Приоритетными отраслями и субъектами хозяйствования в СЭЗ, с точки зрения

инвестиций, становятся либо отрасли специализации региона СЭЗ, уже

сложившиеся до момента ее официального юридического признания, либо те

отрасли и производства, продукция которых является дефицитной для РФ, ее

субъектов, региона, самой СЭЗ, либо предполагается к производству как условие

создания конкретной СЭЗ.

Практика снижения ставок налогов — одна из форм повышения эффективности

предпринимательской деятельности в СЭЗ. Этот вид преференций предполагает

следующие уровни понижения ставок подоходного налога относительно

установленных законодательством ставок налога: 10-15%; 16-25;

26-35; свыше 35%.

В силу специфики различных форм предпринимательской деятельности

экономический механизм СЭЗ предусматривает и определенные процентные

скидки со ставок налогов. Такими скидками могут быть следующие уровни налогов:

3-5%; 5-10; 11-15; 16-30; 31-50; свыше 50%.

Важной формой преференции может стать предельная сумма дохода субъектов

хозяйствования в СЭЗ. Эти предельные суммы должны определяться администрацией

СЭЗ на основе специального экспертного анализа условий и особенностей

конкретного вида и субъекта хозяйственной деятельности. Средства,

превышающие размеры предельных доходов, облагаемых налогами, должны

быть направлены на развитие предпринимательской деятельности в СЭЗ.

Основаниями для определения величины доходов, не облагаемых налогом,

могут быть:

— спонсорские взносы на решение социальных задач и развитие подразделений

социальной инфраструктуры хозяйства зоны;

— затраты на подготовку и переподготовку рабочей силы;

— расходы на освоение новой прогрессивной техники и технологии, других

приоритетов зоны, субъектов Федерации и самой РФ.

Одна из форм преференций СЭЗ — свободный (после установленного законодательством

периода) перевод прибыли или вывоз товаров (при наличии лицензий

и квот) за рубеж.

Для создания благоприятных условий функционирования и ускорения

притока иностранных и отечественных инвестиций в хозяйство СЭЗ в регулирующих

деятельность предприятий и организаций нормативных актах Правительства

РФ, ее субъектов, местных органов власти также устанавливается

комплекс льгот. Они, в частности, предусматривают, что:

— иностранные инвестиции пользуются правовой защитой, причем их режим

не может быть менее благоприятным, чем режим, установленный

для имущества и имущественных прав граждан РФ;

— виды и размеры так называемых местных налогов устанавливают местные

органы власти, которые регулируют периодичность пересмотра перечня

налогов, их видов и размеров;

— направления эффективного вложения капитала должны зависеть от размеров

СЭЗ, ее проектируемой специализации, численности занятых,

конфигурации промышленных, сельскохозяйственных, жилищных,

коммунальных и других объектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.