Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободных экономических зон




Организация управления процессами создания, функционирования и развития

Организационная составляющая механизма СЭЗ имеет не менее важное

значение, чем экономическая. Она определяет содержание и задачи органов

управления. С ее помощью решаются самые разнообразные вопросы экономического,

юридического, социального, организационного и иного характера,

связанные с вовлечением в хозяйственный оборот ресурсов, предполагаемыми

этапами и сроками создания, периодом действия конкретной СЭЗ. Как свидетельствует

отечественный и зарубежный опыт, реальный срок формирования

полноценной СЭЗ составляет до 10 и более лет. Процесс проходит, как правило,

четыре стадии развития.

1. Стадия создания (около 5 лет). На этой стадии обычно формируется инфраструктура,

происходит наиболее активный приток иностранныхи отечественных

капиталовложений.

2. Стадия развития (3-4 года). Сокращение притока внешних инвестиций

компенсируется быстрым ростом их внутренних источников, базирующихся

на расширении экспортных возможностей предприятий СЭЗ.

3. Стадия зрелости (10-12 лет). Практически полностью прекращается

прирост иностранных капиталовложений вследствие заполнения свободных

«ниш» на инвестиционном рынке. Происходит лишь смена участников: мелкие

фирмы могут вытесняться более крупными. Обычно более устойчивыми,

рассчитанными на длительный период становятся хозяйственные связи предприятий

— резидентов СЭЗ с предприятиями, расположенными за ее пределами.

Одновременно замедляются темпы роста экспорта.

4. Стадия трансформации. Сокращается или вообще прекращается приток

иностранных инвестиций из-за сближения режима хозяйствования в СЭЗ с режимом

национальной экономики, истечения срока налоговых льгот в СЭЗ и

усиления позиций национального капитала. Завершение четвертой стадии

формирования СЭЗ обычно становится началом ее преобразования в другие

формы государственного регулирования регионального развития.

Опыт свидетельствует, что созданием, деятельностью и развитием зоны

должен заниматься единый орган административного управления — административный

совет СЭЗ, который наделяется соответствующими правами. Совет

должен действовать на основании положения об административном совете

СЭЗ. Положение об административном совете любой российской СЭЗ утверждается

Правительством РФ.

В состав административного совета СЭЗ входят руководители и ведущие

специалисты корпораций субъектов Российской Федерации, представители основных

предприятий и учреждений, размещаемых в СЭЗ, деловых кругов, научные

эксперты.

К числу основных функций управления СЭЗ относятся:

— разработка стратегии развития СЭЗ, в том числе ее генерального плана;

— оценка, одобрение конкретных предложений отечественных и иностранных

инвесторов;

— подготовка рекомендаций по регистрации и открытию в СЭЗ филиалов и

представительств иностранных банков при условии обеспечения конкурентоспособности

российских банков;

— регистрация предприятий, учреждений и других организаций, создаваемых

на территории СЭЗ;

— подготовка предложений по предоставлению налоговых, таможенных и

иных льгот для приоритетного развития экономики и социальной сферы;

— любые другие обязанности, делегируемые Правительством РФ, субъектами

Федерации и местными органами.

Правление административного совета вырабатывает решения стратегического

и политического характера. Исполнительным органом является дирекция

СЭЗ. Ее возглавляет генеральный директор, входящий в состав правления совета.

Руководство по группам направлений административной деятельности

осуществляется специальными управлениями, подчиняющимися заместителям

генерального директора.

В составе совета действует консультативная группа СЭЗ, в которую входят

эксперты, в том числе и иностранные специалисты, банкиры, советники, ученые.

Обязательно специальное подразделение перспективного развития СЭЗ.

Управленческая система направлена на максимально возможное достижение

целей и главных задач СЭЗ. Она должна быть не жесткой, а мобильной,

оперативно реагирующей на любые, даже самые малые изменения во всех сферах

жизнедеятельности СЭЗ.

Созданная в рамках СЭЗ единая администрация решает вопросы инфраструктурного

обеспечения и регулирует взаимоотношения между хозяйствующими

субъектами. Она управляет деятельностью местной промышленности,

устанавливает налоговые ставки и льготы, проводит политику регулирования

цен и т. п.

Администрация обладает всей полнотой исполнительной власти. Для этого

ей делегирована часть функций местных органов власти. Помимо этого, сформирован

постоянный рабочий орган, в компетенцию которого входят проблемы,

возникающие на стадии организации СЭЗ:

— оформление въездных (выездных) виз и приглашений;

— регистрация предприятий (иностранных и национальных);

— подготовка предложений по валютным, налоговым, таможенным и другим

вопросам;

— выдача лицензий национальным юридическим и физическим лиц£1м-нере-

зидентам СЭЗ на право производственно-коммерческой деятельности в СЭЗ.

Впоследствии этот орган преобразуется в административный совет. При административном

совете целесообразно создать координационный центр по регулированию

банковской деятельности в СЭЗ. В его состав включаются представители администрации, выборные представители от банковского сообщества,

независимые эксперты в области банковской деятельности.

К функциям центра относятся:

— подготовка предложений в области деятельности кредитно-финансовых

учреждений: разработка правил, регулирующих требования к капиталу

банков, условия ликвидности, отчетности, инвестиционной сферы банков,

их налогообложения и т. п. Вопросы регистрации должны решаться

административным советом;

— первоначальное рассмотрение заявок от банков (иностранных, российских,

совместных) на создание в СЭЗ своих отделений, филиалов или

представительств;

— рассмотрение случаев недобросовестной конкуренции и проявления монополизма

со стороны отдельных банков для последующего принятия

административным советом СЭЗ соответствующих решений;

— анализ представляемой банками отчетности.

На территории СЭЗ может быть создан специальный банк — банк развития

СЭЗ, который будет уполномоченным банком, выступающим в роли агента администрации

СЭЗ, но не станет монополистом. Сферой работы этого банка может

быть:

— клиринговая деятельность по расчетам в иностранной валюте (для облегчения

расчетов между банками-резидентами СЭЗ внутри зоны и между

этими банками и кредитными учреждениями за ее пределами);

— аккумуляция средств, поступающих в бюджет СЭЗ, и направление их на

развитие зоны;

— создание за счет отчислений банков, действующих на территории СЭЗ,

фонда для страхования депозитов в иностранной валюте;

— привлечение средств на международных финансовых рынках для финансирования

приоритетных проектов на территории СЭЗ путем выкупа

и размещения ценных бумаг, игры на валютных курсах и др.;

— выдача гарантий по кредитам, которые банки, действующие в СЭЗ или

вне ее, предоставляют на финансирование проектов в СЭЗ;

— гарантирование экспортных кредитов, выдаваемых банками СЭЗ, с целью

поощренияэкспорта СЭЗ;

— создание валютной биржи (центра торговли валютой).

Для организации процесса нормального взаимодействия СЭЗ с национальной

экономикой следует создать универсальную товарную биржу. На этой бирже

товары приобретаются фирмами-резидентами СЭЗ за валюту, а фирмами-

нерезидентами СЭЗ — за рубли. На самой бирже товар обезличивается. Биржа

призвана регулировать приток товаров из зоны и в зону для поддержания равновесия

между ввозом и вывозом и активно влиять на формирование обменного

курса российской валюты.

Итак, на первом этапе организации любой СЭЗ требуется решить важнейшие

технические вопросы:

1) определить и обозначить на местности границу СЭЗ, которая станет таможенной

границей. При этом необходимо выбрать оптимальный вариант изоляции

СЭЗ: либо огородить всю территорию зоны, либо изолировать только экспортные

производства и свободные таможенные склады, магазины и техническую

территорию для перевалки грузов;

2) разрешить проблемы телекоммуникации. До начала деятельности СЭЗ

должны быть как минимум сняты проблемы:

— телефонной связи (автоматический выход на западные телефонные сети,

достаточное количество телефонных номеров и соответствующее количество

телефонных линий междугородной связи внутри России и СНГ);

— телексной связи;

556 Национальная экономика

— подключения банковских учреждений к системе SWIFT (Международной

межбанковской телекоммуникационной сети);

3) создать ряд предприятий торговли, общественного питания, транспорта

для предоставления соответствующего качества и объема услуг предпринимателям,

подобрать рекреационные учреждения, свободные помещения под офисы,

гостиничные номера для проживания сотрудников.

Органическое соединение в одно целое организационной (субъективной) и

экономической составляющих механизма деятельности СЭЗ создает необходимые

условия и служит гарантом успешной реализации «зональной» политики

и практики в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.