КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободных экономических зон
Организация управления процессами создания, функционирования и развития Организационная составляющая механизма СЭЗ имеет не менее важное значение, чем экономическая. Она определяет содержание и задачи органов управления. С ее помощью решаются самые разнообразные вопросы экономического, юридического, социального, организационного и иного характера, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот ресурсов, предполагаемыми этапами и сроками создания, периодом действия конкретной СЭЗ. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, реальный срок формирования полноценной СЭЗ составляет до 10 и более лет. Процесс проходит, как правило, четыре стадии развития. 1. Стадия создания (около 5 лет). На этой стадии обычно формируется инфраструктура, происходит наиболее активный приток иностранныхи отечественных капиталовложений. 2. Стадия развития (3-4 года). Сокращение притока внешних инвестиций компенсируется быстрым ростом их внутренних источников, базирующихся на расширении экспортных возможностей предприятий СЭЗ. 3. Стадия зрелости (10-12 лет). Практически полностью прекращается прирост иностранных капиталовложений вследствие заполнения свободных «ниш» на инвестиционном рынке. Происходит лишь смена участников: мелкие фирмы могут вытесняться более крупными. Обычно более устойчивыми, рассчитанными на длительный период становятся хозяйственные связи предприятий — резидентов СЭЗ с предприятиями, расположенными за ее пределами. Одновременно замедляются темпы роста экспорта. 4. Стадия трансформации. Сокращается или вообще прекращается приток иностранных инвестиций из-за сближения режима хозяйствования в СЭЗ с режимом
национальной экономики, истечения срока налоговых льгот в СЭЗ и усиления позиций национального капитала. Завершение четвертой стадии формирования СЭЗ обычно становится началом ее преобразования в другие формы государственного регулирования регионального развития. Опыт свидетельствует, что созданием, деятельностью и развитием зоны должен заниматься единый орган административного управления — административный совет СЭЗ, который наделяется соответствующими правами. Совет должен действовать на основании положения об административном совете СЭЗ. Положение об административном совете любой российской СЭЗ утверждается Правительством РФ. В состав административного совета СЭЗ входят руководители и ведущие специалисты корпораций субъектов Российской Федерации, представители основных предприятий и учреждений, размещаемых в СЭЗ, деловых кругов, научные эксперты. К числу основных функций управления СЭЗ относятся: — разработка стратегии развития СЭЗ, в том числе ее генерального плана; — оценка, одобрение конкретных предложений отечественных и иностранных инвесторов; — подготовка рекомендаций по регистрации и открытию в СЭЗ филиалов и представительств иностранных банков при условии обеспечения конкурентоспособности российских банков; — регистрация предприятий, учреждений и других организаций, создаваемых на территории СЭЗ; — подготовка предложений по предоставлению налоговых, таможенных и иных льгот для приоритетного развития экономики и социальной сферы; — любые другие обязанности, делегируемые Правительством РФ, субъектами Федерации и местными органами. Правление административного совета вырабатывает решения стратегического и политического характера. Исполнительным органом является дирекция СЭЗ. Ее возглавляет генеральный директор, входящий в состав правления совета.
Руководство по группам направлений административной деятельности осуществляется специальными управлениями, подчиняющимися заместителям генерального директора. В составе совета действует консультативная группа СЭЗ, в которую входят эксперты, в том числе и иностранные специалисты, банкиры, советники, ученые. Обязательно специальное подразделение перспективного развития СЭЗ. Управленческая система направлена на максимально возможное достижение целей и главных задач СЭЗ. Она должна быть не жесткой, а мобильной, оперативно реагирующей на любые, даже самые малые изменения во всех сферах жизнедеятельности СЭЗ. Созданная в рамках СЭЗ единая администрация решает вопросы инфраструктурного обеспечения и регулирует взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Она управляет деятельностью местной промышленности, устанавливает налоговые ставки и льготы, проводит политику регулирования цен и т. п. Администрация обладает всей полнотой исполнительной власти. Для этого ей делегирована часть функций местных органов власти. Помимо этого, сформирован постоянный рабочий орган, в компетенцию которого входят проблемы, возникающие на стадии организации СЭЗ: — оформление въездных (выездных) виз и приглашений; — регистрация предприятий (иностранных и национальных); — подготовка предложений по валютным, налоговым, таможенным и другим вопросам; — выдача лицензий национальным юридическим и физическим лиц£1м-нере- зидентам СЭЗ на право производственно-коммерческой деятельности в СЭЗ. Впоследствии этот орган преобразуется в административный совет. При административном совете целесообразно создать координационный центр по регулированию банковской деятельности в СЭЗ. В его состав включаются представители администрации, выборные представители от банковского сообщества, независимые эксперты в области банковской деятельности. К функциям центра относятся: — подготовка предложений в области деятельности кредитно-финансовых учреждений: разработка правил, регулирующих требования к капиталу банков, условия ликвидности, отчетности, инвестиционной сферы банков,
их налогообложения и т. п. Вопросы регистрации должны решаться административным советом; — первоначальное рассмотрение заявок от банков (иностранных, российских, совместных) на создание в СЭЗ своих отделений, филиалов или представительств; — рассмотрение случаев недобросовестной конкуренции и проявления монополизма со стороны отдельных банков для последующего принятия административным советом СЭЗ соответствующих решений; — анализ представляемой банками отчетности. На территории СЭЗ может быть создан специальный банк — банк развития СЭЗ, который будет уполномоченным банком, выступающим в роли агента администрации СЭЗ, но не станет монополистом. Сферой работы этого банка может быть: — клиринговая деятельность по расчетам в иностранной валюте (для облегчения расчетов между банками-резидентами СЭЗ внутри зоны и между этими банками и кредитными учреждениями за ее пределами); — аккумуляция средств, поступающих в бюджет СЭЗ, и направление их на развитие зоны; — создание за счет отчислений банков, действующих на территории СЭЗ, фонда для страхования депозитов в иностранной валюте; — привлечение средств на международных финансовых рынках для финансирования приоритетных проектов на территории СЭЗ путем выкупа и размещения ценных бумаг, игры на валютных курсах и др.; — выдача гарантий по кредитам, которые банки, действующие в СЭЗ или вне ее, предоставляют на финансирование проектов в СЭЗ; — гарантирование экспортных кредитов, выдаваемых банками СЭЗ, с целью поощренияэкспорта СЭЗ; — создание валютной биржи (центра торговли валютой). Для организации процесса нормального взаимодействия СЭЗ с национальной экономикой следует создать универсальную товарную биржу. На этой бирже товары приобретаются фирмами-резидентами СЭЗ за валюту, а фирмами- нерезидентами СЭЗ — за рубли. На самой бирже товар обезличивается. Биржа призвана регулировать приток товаров из зоны и в зону для поддержания равновесия между ввозом и вывозом и активно влиять на формирование обменного
курса российской валюты. Итак, на первом этапе организации любой СЭЗ требуется решить важнейшие технические вопросы: 1) определить и обозначить на местности границу СЭЗ, которая станет таможенной границей. При этом необходимо выбрать оптимальный вариант изоляции СЭЗ: либо огородить всю территорию зоны, либо изолировать только экспортные производства и свободные таможенные склады, магазины и техническую территорию для перевалки грузов; 2) разрешить проблемы телекоммуникации. До начала деятельности СЭЗ должны быть как минимум сняты проблемы: — телефонной связи (автоматический выход на западные телефонные сети, достаточное количество телефонных номеров и соответствующее количество телефонных линий междугородной связи внутри России и СНГ); — телексной связи; 556 Национальная экономика — подключения банковских учреждений к системе SWIFT (Международной межбанковской телекоммуникационной сети); 3) создать ряд предприятий торговли, общественного питания, транспорта для предоставления соответствующего качества и объема услуг предпринимателям, подобрать рекреационные учреждения, свободные помещения под офисы, гостиничные номера для проживания сотрудников. Органическое соединение в одно целое организационной (субъективной) и экономической составляющих механизма деятельности СЭЗ создает необходимые условия и служит гарантом успешной реализации «зональной» политики и практики в России.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |