Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный долг




Механизм мотивации и реализации профессионально-этических норм

 

Этические нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными для исполнения. Следование этическим нормам добровольное. Перечислим некоторые из мотивов этой добровольности:

 

1) Ощущение психологического комфорта от групповой принадлежности. Соблюдение профессионально-этических норм поведения подчеркивает внутреннюю принадлежность к профессиональному сообществу, «работает» на самоидентификацию профессионала. Страх исключения («остракизм») из рядов сообщества является сильным стимулом для выполнения норм профессиональной этики.

 

2) Боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется. Такие «санкции» за невыполнение моральных норм, как общественное осуждение, могут переживаться человеком очень тяжело («культура стыда»).

 

3) Соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении данных норм. Профессионально-этические нормы в этом случае играют экзистенциальную роль, их выполнение становится одним из условий гармоничного существования личности. На этом уровне выполнение норм поведения является самодостаточной ценностью, при этом мнение референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения («культуравины»).

 

«Внутренняя» мотивация предполагает наличие особого морально-психологического механизма исполнения норм человеком. Обозначим категории, которые отражают данный механизм.

Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчетливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, веригами, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг. Ориентация на такие действия возникает у ребенка уже в первые годы жизни.

Профессиональный долг педагога можно определить как выработанное сообществом представление об обязательствах, которые педагоги добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

1) Объективная сторона профессионального долга определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии. В общих чертах они изложены в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и классификаторы». Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога находят свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения.

2) Субъективная сторона долга связана с отношением специалиста к этим обязанностям. Долг обогащает понятие обязанности: а) осознанием этих обязанностей и б) добровольным принятием. По сути дела, эта сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, котороепорождает убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»).

В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности:

- из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

- с целью заслужить общественное признание;

- в результате понимания его необходимости;

- по внутренней потребности (высшая форма долженствования).

В итоге выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга») с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.