КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная совесть
Профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность – это категория, которая отражает способность специалиста выполнять свои профессиональные обязанности и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся предпринимаемые действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия. Как и в случае с долгом, имеет объективную и субъективную стороны. 1) Объективная сторона восходит к реально существующей зависимости между результатом деятельности и его последствиями (в том числе альтернативными). 2) Субъективная сторона складывается в процессе осознания профессионалом своей причастности к последствиям результата деятельности. На уровне личности она проявляется двояко: во-первых, в виде готовности к риску, которая предполагает интуитивное определение его предельно допустимой степени; во-вторых, в виде готовности «платить за риск», если степень его окажется превышена. Таким образом, сам педагог, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта качественного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. Мера ответственности педагогов зависит от: - самостоятельности совершаемого действия; - значимости совершаемого действия для судеб других людей; - масштабов принимаемых решений; - авторитетности, влиятельности личности, ее общественного и профессионального статуса. Однако ошибочно думать, будто проявления профессиональной ответственности педагога зависят только от его «морального согласия» быть ответственным. Нужен еще высокий уровень гражданской зрелости и профессионализма, чтобы педагог мог «просчитать», чем жизнь способна ответить на его слово и его действие.
Еще один гарант качественного исполнения долга – совесть. Совесть – этот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга». В ней проявляется особый настрой на действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта. В интересующем нас контексте, данная категория обозначает представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы. Будучи внутренне освоенными специалистом, такие представления становятся фактором, способным играть побудительную роль -- стимулировать ответственное профессиональное поведение и предупреждать безответственное. Таким образом, совесть действует как: 1. побудительный фактор, направляя на соблюдение требований, обязанностей, создавая положительную психологическую установку; 2. запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая за предполагаемый выбор; 3. оценочный фактор, вызывающий соответствующее нравственное переживание («муки совести», «чистая совесть»).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 4737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |