Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации морального выбора в деятельности педагога




Тема 6. Праксиологический (поведенческий) аспект профессиональной педагогической этики

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Ситуации морального выбора в деятельности педагога.

2. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения.

3. Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения.

4. Этическая защита педагога.

 

Литература

Лобанов, А.А. Культура педагогического общения: электронный ресурс

Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учебное пособие. – Мн., 2004.

Наумчик, В.Н. Этика педагога: учебно-методич. пособие/ В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – С. 164-179.

 

 

«Мораль – это не цепи, а игра,

Где выбор обязательней всего.

Основа полноценности добра

В свободе совершения его».

 

И. Губерман


Поведенческий аспект педагогической этики может быть рассмотрен в контексте праксиологии (от греч. деятельный) – учения о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Термин впервые использован французским ученым Л. Буртье в 1882 г.

 

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, норм, действий. Связан с определенным усилием воли, направленным на достижение поставленной цели.

В своей жизни человек ежедневно делает осознанный выбор. Однако именно в рамках профессиональной деятельности проблема выбора приобретает особое значение: от выбора специалиста зависит не только его собственное благополучие, но и благополучие всего общества.

 

Моральный выбор можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле – это выбор системы ценностей, которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения (между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом).

Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в профессию, – это сознательный выбор профессии. Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему – профессиональную этику, выбирает ценностный мир профессии и ее миссию. Выбирает, даже если на какой-то стадии своего профессионального пути не осознает этого выбора.

В дальнейшей профессиональной деятельности задача заключается в выборе принципиально-необходимой линии профессионального поведения, которая должна быть:

а) личностно-органичной; б) ситуативно-адекватной; в) профессионально-целесообразной.

В узком смысле – это выбор конкретного поступка.

Поступок – это мотивированное действие или бездействие специалиста, которое имеет последствия для других людей, и поэтому может быть оценено в критериях добра и зла. Имеет сложную структуру, каждый элемент которой может получить оценку с точки зрения соответствия моральным ценностям. В поступке моральное требование соотносится с обстоятельствами, в соответствии с целью определяются средства ее достижения, обеспечивается согласованность мотива и результата.

 

Рассмотрим основные виды ситуаций морального выбора.

 

1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек обычно совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел её прочности бывает удивительно высоким.

Каковы потенциальные злоупотребления педагогов? Вот некоторые из них:

- наличие неуместных отношений с учащимися (сексуальных, делового партнерства, дружеские «после школы», совместное распитие спиртных напитков и т.д.);

- нарушение четко сформулированных школьных правил, инструкций и методик преподавания;

- невыполнение обязанностей (хаос на уроках, прогулы, опоздания т.д.);

- навязывание учащимся личных мнений, не связанных с темой урока или поощрения таких, которые не представляют собой общепринятых (крайние политические или религиозные взгляды, мнения по спорным социальным вопросам, интерес к определенной социальной группе и т.д.);

- предвзятость, пристрастия, а также отсутствие справедливости (на основе любви к одним и нелюбви к другим, по национальной принадлежности, прошлой деятельности, полу и т.п.);

- унижение учащихся (эмоциональное или психологическое домогательство);

- нарушение конфиденциальности, вторжение в личную жизнь;

- вовлечение учащихся в неэтичное поведение;

- принятие подарков и знаков внимания, услуга за услугу;

- обман учащихся и их родителей.

 

2. Выбор между разными видами нравственного поведения:

а) выбор между долгом и склонностями. Традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал профессию педагога, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовывать их на пользу обществу;

 

б) выбор между своими интересами и чужими интересами. В традиционной этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные её интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;

 

в) выбор между личными убеждениями и общественным мнением. Обычно совесть считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;

 

г) выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины её профессиональный долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями.

 

Как поступать в ситуациях морального выбора?

Готовых решений выхода из проблемных ситуаций не существует. Каждая проблема требует от педагога взвешенного подхода, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Прежде всего, ориентиром при выборе действия выступают этические обязательства педагогов по отношению к ученикам, коллегам, работодателям, профессии и обществу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 4547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.