КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение техник психологического самбо
ТРЕНЕРСКИЙ СЕКРЕТ №3 Эта игра может быть довольно опасной, т. к. очень часто группа «щипков снизу» теряет чувство меры и начинает допускать варварские приемы. Потом у этих участников развивается чувство вины, и они еще долго могут переживать свое временное «варварство». С другой стороны, группа «щипков сверху» принимает на себя роль защитника и начинает давать прямые подсказки. Тренеру бывает также трудно до- Тренинг влияния и противостояния влиянию биваться очередности высказыва- Как же быть? Эта игра очень важ- ний, все вдруг начинают говорить на для отработки навыка, самодиаг- хором, потом кричать, скандировать ностики участников и для их диаг- подсказки и т. п. ностики тренером. Природу человека всего легче обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки. Френсис Бэкон, 1990. С. 575 Во-первых, нужно назначать во- ролями. Та, что раньше давала дящими только тех участников, ко- «щипки снизу», теперь должна да-торые могут это выдержать. Как вать «щипки сверху», и наоборот, правило, это мужчины, причем та- Для полной симметрии требовалось кие, которые не склонны к эмоцио- бы, чтобы водящих было не 3, а 4, но нальному мониторингу. Для них эта это может слишком затянуть упраж-игра и становится чаще всего откры- нение. В третьих, тренер должен по-тием. Во-вторых, перед тем, как стоянно подсказывать то одной, то в комнату будет приглашен третий другой команде и всеми силами подводящий, нужно поменять команды держивать баланс игры. После того, как каждый из водящих найдет маркер, ему можно поаплодировать. В конце игры тренер задает водящим следующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда тебе помогала эта команда (слева)? Что ты чувствовал, когда тебе помогала вторая команда (справа)? Как правило, водящие говорят о том, что им больше помогала команда «щипков снизу», хотя приятнее и теплее им было слушать команду «щипков сверху». Обсуждение игры может помочь прийти к выводу о большей значимости для данных водящих «щипков снизу», о том, что «щипки снизу» настолько привычны, что воспринимаются как «нормальная инструкция», о трудностях эмоционального мониторинга, о большей информативности отрицательных эмоций и т. д. Участникам предлагается открыть страницу со сводной таблицей техник (см. раздел 6.5). После этого тренер немедленно переходит к упражнению «Бесконечное уточнение». f Глава 8. Первый день тренинга: Назад, к варварству и манипуляции __________ 163 В процессе работы с приемами психологического самбо тренер должен несколько раз подчеркнуть значение интонации и других паралинг-вистических и невербальных средств. Речевые формулировки важны, но их недостаточно для достижения цели. Целью же применения техник психологического самбо является восстановление самообладания, преодоление слишком интенсивных эмоций, вызванных нападением или манипулятивным «щипком». 8.11. «БЕСКОНЕЧНОЕ УТОЧНЕНИЕ» Цель. Отработка навыка прояснения позиции нападающе- го с помощью уточняющих вопросов. Дополнительные тренерские цели: □ проверить степень индивидуального психологического контакта тренера с каждым участником; □ продолжить конструктивное развитие этого контакта; □ сделать окончание первого дня забавным и веселым. Инструкция. Давайте прочитаем формулировку техники беско- нечного уточнения. В этой технике важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением. Кто хочет напасть на меня, чтобы я продемонстрировала технику бесконечного уточнения? Это как раз тот момент, когда тренер реализует принцип моделирования реакций. Если тренер не признает моделирования, он может предложить участникам «нападать» друг на друга. ТРЕНЕРСКИЙ СЕКРЕТ № 4 Если тренер категорически отказывается моделировать реакции, то это не означает, что он боится. ♦ Однако ему может показаться, что кто-то из членов группы может так подумать. ♦ Однако ему вовсе не обязательно отвечать предполагаемым ожиданиям группы. Тренинг влияния и противостояния влиянию Однако каким-то ожиданиям группы он все яге должен отвечать. А именно: он должен сделать так, чтобы каждый участник группы извлек для себя нечто полезное. Это его контракт с группой. Добиться реализации этого контракта можно разными путями, и вовсе не обязательно применять моделирование, особенно если ты не уверен в себе хотя бы на 75%. Пока я не стала уверенной в себе на 75%, я этого не делала. И сейчас для меня это всякий раз — вызов. 25% неуверенности все яге остаются... И это хорошо, иначе можно уснуть. Кстати, когда моделируешь реакции, это очень бодрит. Можно рассматривать это как один из способов энергетической самомобилизации тренера. ПРИМЕР _________________ Моделирование техники бесконечного уточнения (Москва, «Арсенал», июнь 1999) М. Почему вы зарядили такую огромную сумму за ваш тренинг, Елена?! А. (внутренне похолодев). Итак, вы считаете ее огромной... А какая сумма была бы нормальной для вас? М. (всем). Надо же! Получилось! Все, я замолчала! (общий хохот). Продолжение инструкции. Кто хочет поработать с техникой бесконечного уточнения? Владимир, Анна, Сергей....Отлично! Кто может «напасть» на Владимира? Если желающие «напасть» находятся, тренер должен лишь контролировать и корректировать выполнение упражнения. Однако если желающих не найдется, ему придется «моделировать» теперь уже нападение. В этом случае правило таково: «придираться» только к самым поверхностным характеристикам оформления внешности — цвету ботинок, форме ворота, толщине свитера и т. п. Нападения тренера могут быть только шутливыми, смешными и нелепыми. Если участник дает «варварский» ответ или, наоборот, ответ, которым он задевает собственное достоинство («принижает собственную личность»), т. е. ответ, нарушающий его собственные личностные права, тренер обращает на это внимание группы и обсуждает ситуацию вместе с нею. ПРИМЕР ____________________ Выполнение техники бесконечного уточнения (Москва, «Арсенал», май 2001) М. Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришел в костюме. Глава 8 Первый день тренинга назад, к варварству и манипуляции____________ 165
8.12. УПРАЖНЕНИЕ «ВНЕШНЕЕ СОГЛАСИЕ» Цель. Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться. Упражнение можно провести по той же схеме, что и упражнение «Бесконечное уточнение». Чаще я использую сессию «Сократического согласия»3. Инструкция. Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверж- дениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине. Этот метод был описан ранее в книге Опыты реориентационного тренинга, 1996 Тренинг влияния и противостояния влиянию Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все юноши пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все юноши сегодня пришли», то это будет согласием с частью моего высказывания. ПРИМЕР __________________ Выполнение техники бесконечного уточнения (Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, май 2001) М. Как хорошо, что все наши участники уже достигли пенсионного возраста, все уже зрелые люди. А. Да, люди собрались зрелые. М. А правда, замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма (у Кати малиновый костюм). А. Я тоже люблю изумрудный цвет! Когда тренер убедится в том, что все поняли смысл упражнения, можно передать инициативу «нападения» участникам группы. Они, правда, как правило, продолжают сессию уже не столь безобидно. М. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня? А. И действительно, что это я... М. Ты редко смотришь на партнера по общению! А. Может, ты и права... М. Почему ты молчишь все время? От тебя ждут слова! А. А мне и невдомек... М. Ты постоянно открываешь и закрываешь свою шариковую ручку! Это раздражает! А. Спасибо, что ты обратила на это мое внимание... М. Ты мог бы быть и повежливее со мной! А. Да, над этим стоит поработать... М. Зачем ты пришел на занятия? Что тебе здесь делать? А. Я сам об этом сейчас думаю... М. А ты умеешь думать? А. А ведь верно... Размышление — моя главная черта. Ты тоже это заметила? Очень часто сессия внешнего согласия становится откровением для участников. Они делают для себя открытие, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять... вместе с нападающим. Глава 8. Первый день тренинга: назад, к варварству и манипуляции__________ 167 8.13. УПРАЖНЕНИЕ «ИСПОРЧЕННАЯ ПЛАСТИНКА» Цель. Знакомство с задачей нахождения емкой фразы, со- держащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, которую можно было бы повторить несколько с одной и той же интонацией. Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущенной фразой, а задача адресата — найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора. Кто готов? Подходящие примеры выполнения этого упражнения даны в разделе 6.5. Упражнение обычно завершается обсуждением возможностей и ограничений данной техники. Главное ее ограничение — трудности в нахождении подходящей фразы. В целом же техника «работает», и это признают участники большинства групп. 8.14. УПРАЖНЕНИЕ «АНГЛИЙСКИЙ ПРОФЕССОР» Цель. Отработка навыка корректного выражения сомне- ния по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав. Это упражнение я часто начинаю с рассказа о моей действительной встрече с реальным английским профессором (см. раздел 6.5). Другой тренер может начать упражнение с рассказа о том, как он сам применял эту технику и к каким результатам это привело. Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из участников группы, и задачей адресата будет ответить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть вежливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоколебимо твердо. Выполнение этого упражнения должно тщательно контролироваться и в случае надобности корректироваться тренером. Тренинг влияния и противостояния влиянию ПРИМЕР ________________________________ Техника английского профессора (Санкт-Петербург, Институт тренинга, июнь 1998) _____________________ М. Почему бы тебе не подстричься? _____________________ Варианты ответов _____________________ Реакция тренера ________________ At Это часть моей головы! Тренер обращается к группе с вопросом: «Согласны ли вы, что это техника английского профессора?» Кто-то согласится, а кто-то выразит сомнение в этом. На самом деле, так же, как и во всех остальных техниках психологического самбо, решающее значение имеет интонация, с которой произносится ответ (см. раздел 6.4). В некоторых случаях и этот ответ может оказаться эффективным. А2. Таков мой имидж. Как правило, подобный ответ принимается. A3. Это личное... Такой ответ тоже, как правило, принимается нападающим. А4. Я не мальчик для Подобный ответ будет квалифицирован «уже рекламы шампуня. _______ наученной» группой как встречное нападение. ________ После упражнений с приемами самбо группа должна чувствовать себя хотя и усталой, но довольной некоторыми уже свершившимися в первый день приобретениями. В этот момент и нужно дать домашнее задание.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |