КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сумасшедшая сессия
СЕКРЕТ № 5 ТРЕНЕРСКИЙ Придется мне, видимо, все же поделиться этим секретом, хотя и не очень хочется. Я называю его «эффект гейши». Те, кто читал книгу Овчинникова «Ветка сакуры», может быть, помнят, как автор вместе со своим знакомым отправился однажды туда, где обитают гейши. И вот сели они втроем за стол, и началась у них беседа. И по взгляду, по тону голоса, по множеству неуловимых признаков Овчинников чувствовал, что Лейла интересуется только им, им одним, и с ним у нее по-настоящему глубокая внутренняя связь. Она без слов давала ему понять, что ей приходится быть тактичной и по отношению к другому мужчине, так как было бы невежливо не уделять внимания и ему. Опьяненный, возвращается он домой... И тут вдруг обнаруживается, что очень похожее чувство испытал и его товарищ. Он тоже был «единственно важным», с которым у Лейлы была «особая внутренняя связь». Однажды на методическом тренинге я рассказала эту историю психологам, чтобы проиллюстрировать им, каким должен быть взгляд тренера. И что же? Во время первого же перерыва ко мне стали подходить участники, один за другим, со словами: «Так это прием, Елена? А я думала, что ты действительно меня выделяешь из всех...» К концу тренинга фактически каждый из участников так или иначе сообщил мне, что до этого моего рассказа он верил в свою избранность, а потом все развеялось... В общем, лучше не говорить об этом феномене участникам, даже если это группа профессиональных психологов. Главное, что эта связь должна быть. Установить ее помогает речь, обращенная прямо к тому участнику, с которым тренер взаимодействует в данный момент или кого он, неявно для всех остальных, имеет в виду. А поддерживать эту связь помогает взгляд. Цель. День начинается с того, что всем предлагается встать и «размяться». Повторить материал первого дня в стиле веселого карнавала и войти в энергичное рабочее состояние. Дополнительные тренерские цели: □ определить прорехи в собственной работе: например, выявить куски материала, которые никто не в состоянии воспроизвести; □ проверить степень усвоения материала отдельными участниками. Представим себе, что вчера у нас в группе был еще один участник, который не все понял. Он будет задавать Инструкция. :i 172 ___________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию I I дурацкие вопросы, на которые нужно давать точные, ясные и краткие ответы. Ну что ж, начнем... J Варианты вопросов. 1. Во-первых, объясните, что это за метод перекройки, которым вы занимались с бабой Леной? 2. А какое отношение к коттеджу имеет Сократ? 3. У меня в тетради нарисован Английский профессор, который идет с граммофоном в тумане. Что бы это значило? 4. Почему этот профессор бесконечно что-то уточняет? 5. В другом месте у меня с тем же граммофоном почему-то нарисован британский старшина. Что это значит? 6. Почему это на арфе легче играть, чем на балалайке? Я не согласен... 7. Что такое гедонистическая манипуляция? А что та- i кое варварский прагматизм? 8. Почему я должен соглашаться с тем, что у меня слишком толстый свитер? А если я вообще в рубашке, то можно не соглашаться, что ли? 9. Мониторинг — это от слова монинг? 10. Если мне при виде Иван Иваныча всегда хочется его уволить, то это странное чувство или нет? Он что, мною манипулирует? 11. А когда приходит наш главбух, мне хочется спрятаться под стол. Он тоже мною манипулирует? 12. Что такое метод двусторонней «орнаментации»? 13. Что такое невербальный? 14. Почему у них 55%, а у нас всего 28% невербального? и т. д. УПРАЖНЕНИЕ «СОКРАТ И ЕВТИДЕМ» ___________________ Цель. Штудирование аргументационных и манипулятив- ных техник. Дополнительные тренерские цели: П продемонстрировать, что манипуляция может производиться и под маской аргументации, в том числе такими историческими фигурами, как Сократ; □ проиллюстрировать этим примером креативный потенциал Сократического диалога, который f Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции ___________ 173 служит не столько доказательству уже известной истины (ибо что есть истина?), а поиску возможных решений. Инструкция. Сейчас мы будем работать в двух командах. Это бу- дут партия Сократа и партия Евтидема. Нужно будет прочитать отрывок из сочинения Ксенофонта «Сократические диалоги». Этот текст содержит в себе диалог Сократа с Евтидемом. Каждая команда будет готовить свою сценку по этой «пьесе». В каждой команде будет свой Сократ и свой Евтидем. Будет и третья роль — роль автора, Ксенофонта. Это будет голос за кадром. Он будет комментировать каждую реплику персонажей, сообщая нам, какая из техник аргументации или манипуляции используется. Партия Сократа постарается доказать нам, что он действовал цивилизованными методами. Помните, пожалуйста, о возможностях выразительных средств — невербальных и паралингвистических. Мы уже говорили о том, какое огромное значение имеет интонация. Партия Евтидема постарается доказать нам, что Сократ использовал и манипулятивные приемы. Итак, партия Сократа покажет нам постановку диалога в своей трактовке и со своими комментариями. Затем партия Евтидема покажет нам постановку диалога в своей трактовке. После этого мы сформулируем общие выводы. На подготовку сценок дается 10 минут. Есть ли у какие-нибудь вопросы? Тренер раздает участникам отрывок, приведенный в разделе 3.5 (Ксенофонт, 1999. С 160-161). Во время проигрывания сценок важно следить, чтобы «Ксенофонт» постоянно давал свои комментарии. При обсуждении упражнения важно прийти к выводу о том, что звучание струны самолюбия помешало Ев-тидему заметить заведомые противоречия в рассуждениях Сократа. Во-первых, из того, что Евтидем использует понятие «бедные граждане», логически не следует, что он знает бедных. Например, если человек определяет гениальность как свойство талантливых людей, то из этого не следует, что он знает талантливых людей. Тренинг влияния и противостояния влиянию Примерный список техник, используемых в диалоге между Сократом и Евдитемом
1 Ответ по форме отрицательный, но на самом деле утвердительный, то есть подтверждающий предположение спрашивающего. У Сократа вопросы часто предполагают ответы отрицательные по форме, но утвердительные по существу. 2 Ответ в форме вопроса свидетельствует о том, что у Евтидема «звучит» струна самолюбия, и похоже, он наслаждается этим звучанием. Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции ___________ 175 Окончание примерного списка техник, используемых в диалоге между Сократом и Евдитемом
Во-вторых, из того, что Евтидем знает бедных, не следует, что он знает и богатых. Сравним это с таким, например, диалогом: — Ты знаешь горожан? — Да, знаю. — Следовательно, ты знаешь и деревенских? Вывод логически неправомерен. Второе не следует из первого. Можно хорошо знать горожан, но не знать жителей деревни, и наоборот. По-видимому, Сократ идет на такие нарушения логики', поскольку уверен, что Евтидем будет нечувствителен к ним. Итак, используя манипулятивные щипки, инициатор воздействия может лишь делать вид, что он использует методы положительных ответов и перелицовки. Внешне взаимодействие кажется вполне цивилизованным, однако на самом деле это изощренная манипуляция. В завершение упражнения тренер зачитывает окончание отрывка: «Многие, доведенные до такого состояния Сократом, больше к нему не подходили: Сократ считал их Тренинг влияния и противостояния влиянию тупицами. Но Евтидем сообразил, что ему нельзя стать сколько-нибудь известным, если он не будет как можно чаще пользоваться обществом Сократа; поэтому он больше не отходил от него, кроме случаев крайней необходимости; кое в чем он даже подражал Сократу в его образе жизни. Когда Сократ убедился в таком его настроении, он уже перестал смущать его разными вопросами, но вполне прямо и ясно излагал, что, по его мнению, следует знать человеку и чем лучше всего руководиться в своих действиях» (Ксенофонт, 1993. С. 160-161).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |