Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украинско-Российские отношения во время президентства Кравчука Л.М. и Кучмы Л.Д. – период неустойчивой стабильности




Распад Советского Союза для Украины и России, кроме потребности сформировать собственные государственные системы, принес и осознание того, что необходимо строить новые внешнеполитические и экономические отношения между странами, которые, как еще совсем недавно декларировалось, были «братьями и сестрами», и в соответствии с этим налаживали отношения. Полученная политическая независимость, кроме доминирующих положительных моментов, негативно повлияла на те значительные экономические, социальные, информационные и другие связи, сложившиеся за годы сосуществования сначала в царской, а затем в советской империях. Тоталитарный режим оставил в наследство нерешенными некоторые противоречия. Это породило настоятельную потребность формирования новых форм взаимовыгодного сосуществования. Соответствующий украинско-российский диалог проходит достаточно неравномерно, имея при этом свои отрицательные и положительные моменты, - нередко по схеме «шаг вперед, два шага назад» [17].

Проследим Украинско-Российские отношения во время президентства Кравчука Л.М. и Кучмы Л.Д., этот период характеризуют как период неустойчивой стабильности. Леонид Михайлович Кравчук был президентом с 1991 по 1994 год. После свободных выборов, состоявшихся 1 декабря 1991 года Леонид Михайлович Кравчук, бывший Председатель Верховного Совета Украины, был избран президентом сроком на пять лет. В то же время, референдум о независимости был утвержден более чем 90% избирателей. В политические группировки в Украине входили бывшие коммунисты, социалисты, аграрии, националисты и различные центристские и независимые силы. Долговечность и эффективность нового постсоветского этапа в значительной степени зависела от сильного давления со стороны националистических сил. Перед выборами Кравчук искал возможность, чтобы продемонстрировать свою приверженность защите суверенитета Украины. После победы Кравчука на президентских выборах, Украина согласилась на ассоциированный статус в СНГ и продолжила сотрудничество по экономическим и военным вопросам. Украина зависела от России в импорте нефти и других энергоносителей. Оппозиция полной независимости от русских, обрусевших украинцев и других этнических групп, проживающих в Украине, представляла угрозу для политической стабильности, поднимало вопросы о границах с Россией, и сделало двустороннее сотрудничество сложнее. Разногласия по поводу контроля военных сил и средств на территории Украины усиливалось[18].

На пути реализации потребностей взаимоотношений оба государства столкнулись с проблемами институтов политических систем, юридического и практического оформления соответствующих отношений на принципах демократии и взаимоуважения. Проблемные вопросы отказа от устаревших стереотипов отношений «метрополия-колония», отсутствии независимых
СМИ в обоих государствах, бюрократизма чиновничества, недостаточной добропорядочности и доброжелательности некоторых элементов институтов политических систем - все это и много других причин становятся препятствиями на пути добровольно соседства и взаимовыгодного сотрудничества[19].

Согласно Конституции Украины, определение основ внутренней и внешней политики относится к компетенции Верховной Рады. Парламент определяет политический курс, который в значительной степени зависит от его партийного состава. «Партия является одним из главных институтов политической системы. Как субъекты формирования властных отношений партии во многом определяют характер и направленность политического процесса, стратегию и тактику борьбы за власть, политическую стабильность общества»[20].

В украинской политической элите доминируют две точки зрения (модели) на формы и методы организации взаимоотношений с Россией. Коротко их можно охарактеризовать как интеграционные и прагматичные. Интеграционная точка зрения преимущественно представлена ​​партиями левого направления - КПУ и другими. «КПСС-КПУ все годы своего существования проводила антиукраинскую, раскольническую политику в Украине, поделив страну, чтобы лишить ее в будущем единства, на восточную и западную. Последнюю, поскольку она национально более сознательная, наделила различными ярлыками: националисты, бандеровцы, западники и т.п.» Прагматическая точка зрения олицетворяется партиями национально демократического направления в парламенте, прежде всего НРУ. Взаимоотношения с Россией представлены в программе Движения отдельным подразделением. Главный лозунг Программы НРУ - «Государственность, демократия, реформы.» Движение отмечает, что внешняя политика Украины должна базироваться на четко определенных принципах приоритета национальных интересов, обусловленных геополитическим положением, экономическими, историческими, культурными традициями и реалиями - «Главная задача для Украины заключается в интеграции в мировое сообщество и окончательному утверждении своего места в мире как европейского государства «Залогом добрососедских отношений программа НРУ признает урегулирования отношений и решения спорных вопросов с Россией[21]. Обеспечение равноправия украинско-российских отношений определяется как основной принцип политики и необходимость формировать украинско-российские отношения на основе взаимной выгоды и уважения к независимости, суверенитету, исходя из национальных интересов Украины.
«Украина не должна входить в замкнутые экономические и политические структуры с участием России, способные поставить под угрозу безопасность Украины или возможность ее интеграции в европейские структуры, проводить политику, направленную на вывод с территории Украины российских военных формирований; в связи с грубыми нарушениями условий пребывания Черноморского флота России на территории Украины добиваться денонсации соответствующих двусторонних соглашений между Украиной и Российской Федерацией. Добиваться возврата Россией украинских национальных культурных ценностей и справедливого окончательного распределения активов и пассивов бывшего СССР; демаркации и делимитации Украино-российской границы, разграничение акваторий Азовского, Черного морей и Керченского пролива, установление мировых цен на транзит российских нефти и газа; запрета в Украине политизированных и военизированных организаций, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, и тех, чья деятельность представляет угрозу государственной независимости и территориальной целостности Украины. Движение ставит перед собой задачу преодоления в Украине последствий политики русификации, оказание помощи украинцам в ​​России и в других государствах в их стремлении к сохранению собственной национальной самобытности, развитию их культуры, образования; способствовать их культурным и экономическим связям с Украиной; способствовать возвращению украинцам, пожелавшим этого, на их историческую родину.

Приведенная выше информация дает возможность составить определенное представление о целях, приоритетах, механизмах осуществления и отдельных мер политики НРУ по взаимным отношениям с Россией, которое партия пропагандировала в своей программе. Следует отметить, что поскольку национально-демократические, реформаторские силы не смогли взять власть на всех прошлых выборах, говорить о выполнении всех положений программы НРУ было преждевременно, хотя влияние их на парламентские решения и решения исполнительной власти бесспорны.

Не стоит отрицать и тот факт, что становление Украины и Российской Федерации в качестве суверенных государств происходит вместе с глубокой трансформацией политических и экономических отношений, осмыслением новой ситуации, формированием национальной идентичности[22]. С одной стороны, как отмечал Президент Украины Л. Кучма, «были постоянные оглядки назад, в историю или недавнее прошлое, где все казалось таким привычным, надежным и устойчивым». С другой стороны, «имели место революционное нетерпение и забегание вперед, стремление достичь всего и сразу». Развитие равноправных украинского-российских отношений требовало времени, выдержки, готовности к компромиссу, последовательности и ответственности. Ведь состояние двусторонних отношений в значительной степени влияет на жизнь обеих стран и на их международный авторитет.

В то время как некоторые государства видели Содружество в качестве средства сохранения общих экономических и культурных связей, многие украинцы рассматривали СНГ как временное объединение. Они опасались, что содружество во главе с Россией будет ограничивать независимость Украины. Отношения Украины и России после получения ими независимости оставались сложными. Они спорили по многим вопросам, в том числе, как Черноморский флот должен быть разделен.

В январе 1992 г. Государственные дума Российской Федерации, игнорируя ратифицированные ею соглашения о неприкосновенности границ, приняла решение рассмотреть конституционность актов 1954 о передаче Крыма Украине. Впоследствии российский парламент постановлением «О статусе города Севастополя» решил «подтвердить российский федеральный статус города Севастополя» и «провести переговоры с правительством Украины о городе Севастополь как главной базы единого Черноморского флота». Украинская сторона расценила этот документ как грубое вмешательство во внутренние дела Украины, посягательство на ее территориальную целостность.

В мае 1992 года Верховный Совет России постановил о правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году[23]. Украина выступила против этого решения.

Выборы 10 июля 1994 прошли в форме мирной передачи власти между президентом Леонидом Кравчуком и новым президентом Леонидом Кучмой. Даже если Кравчук был связан с бывшим советским режимом, он стремится к укреплению суверенитета Украины и улучшению отношений с Западом. Кравчук заявил, что «лучшая гарантия безопасности Украины станет членство в НАТО.» Переход Украины к демократии и капитализму стал сложным процессом, отмеченным успехом и неудачей.

В июле 1994 года Леонид Кучма был избран в качестве второго президента Украины в свободных и справедливых выборах. В своей первой пресс-конференции в среду, избранный президент Украины говорит по-украински, а не на русском и отрекается от какого-либо плана, чтобы сделать свою страну частью возрождающейся «русской империи». Далее Кучма был переизбран в ноябре 1999 года еще на пять лет, с 56 процентами голосов. Международные наблюдатели подвергли критике аспекты выборов, особенно пристрастное освещение СМИ, однако, исход голосования не был под вопросом.

Следует отметить, что дестабилизирующим фактором в отношениях между Украиной и Россией была «экономическая война» (только за 1994 г. долг за энергоносители Украины перед Россией составлял 1 млрд долл.), В связи с этим долго и сложно проходили переговоры о подписании широкомасштабного договора между соседними странами. Противостояние продолжалось до 31 мая 1997 года, когда в Киеве был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ». Перед тем вступили в силу двусторонние соглашения о статусе Черноморского флота, в соответствии с которыми Россия отказалась от претензий на Севастополь, где размещен ее флот, и согласилась оплачивать Украине расходы, связанные с базированием своего Черноморского флота. Понадобилось еще два года для того, чтобы 1 апреля 1999 Государственная дума России, наконец, ратифицировала широкомасштабный Украино-российский договор.

По словам министра иностранных дел России И. Иванова, договор «стал результатом длительных и сложных переговоров». В настоящее время уже было заключено около 180 различных соглашений между Украиной и Россией, а воплощались они недостаточно.

Давая оценку подписанному Договору, Президент Украины Л. Кучма в февральском 1999 интервью политическом обозревателю «Известий» О. Бовину подчеркнул: «Сегодня проблем политического характера, которые могли остановить процесс сотрудничества между Украиной и Россией или даже повернуть его обратно, практически нет. Мы решили главный вопрос в мае прошлого года - в «Большом» соглашении признали друг друга суверенными независимыми государствами, у которых нет территориальных претензий. Разрублен гордиев узел, в котором переплелись и политика, и экономика, проблемы масштабные и мелкие, темы прошлого и будущего. Итак, мы нашли ключ, принципиальную основу для решения всех остальных проблем, несмотря на их возможную сложность».

Верховная Рада Украины в январе 1998 305 голосами «за» ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. Депутаты не поддержали предложение группы «Реформы» дополнить закон нормой о том, что соглашения по Черноморскому флоту остаются недействительными к их ратификации парламентом. Не поддержали ратификации в основном депутаты от КУН, УРП, УКРП, которые входили в избирательный блок. За поддержку договора высказалось большинство депутатов, в частности представители национально-демократических сил. Голосовать «за» призвал лидер Движения Чорновил, вследствие чего некоторые из противников ратификации обвинил его в «угодничестве» украинской исполнительной власти. Среди тех, кто поддержал соглашение, были и радикальные противники Президента Л.Кучмы (левые, «громадовцы»), которые не могли не учитывать настроения своего электората из восточных и южных областей Украины. Комментируя ратификацию Договора, первый Президент Леонид Кравчук отметил: «Украина и Россия всегда будут жить рядом, границу никто не перенесет. Крым и Севастополь - в составе Украины, что зафиксировано в договоре и является основным».

Почти двухлетним стал «ратификационный марафон» для Госдумы РФ, несмотря на усилия депутатов двух стран. Ни встреча украинских и российских депутатов в Киеве (октябрь 1997), ни поездка парламентской делегации Украины в Москву (ноябрь 1997) не дали заметных результатов в отношении ратификации. Безрезультатно закончился и визит Председателя Верховной Рады Украины Мороза (декабрь, 1997). Российские парламентарии сначала отложили ратификацию до парламентских выборов в Украине в марте 1998 г. Казалось бы, их результаты были вполне благоприятны, но вопрос не поднимался в повестке дня российской Госдумы. Впоследствии в России разгорелся правительственный кризис, и депутаты были заняты проблемой своего выживания. Когда Ткаченко возглавил Верховную Раду Украины, в России возник финансовый кризис.

Отсрочить ратификацию Договора к парламентским выборам в России (1999) не пришлось. Ускорило ратификацию выступление О. Ткаченко в российском парламенте и его предыдущие заявления о вступлении Украины в МПА, создание в будущем единого экономического пространства, единой валюты. Большинством голосов (106 при 90 нужных) Совет Федерации России 17 февраля 1999 наконец ратифицировал «Большой договор». Против выступил председатель думского комитета по делам СНГ Г. Тихонов. Он квалифицировал «Большой договор» как признание границ Украины, произвольно ею проведенных, а следовательно, снятие любых препятствий для ее вступления в НАТО. Ю. Лужков назвал ратификацию недействительной и требовал обнародовать информацию россиянам, «кто голосовал за передачу Крыма и Севастополя». В. Жириновский назвал этот день «черным» в истории России и как границы между странами пророчил колючую проволоку и натовские войска, его будут охранять.

Ратификация «Большого договора» стала весомым поражением откровенно шовинистических кругов России, хотя его было ратифицировано с оговоркой о том, что документ вступит в силу только после того, как Верховная Рада Украины ратифицирует соглашение по Черноморскому флоту. Однако основное заключалось в том, что впервые с 1654 Россия официально признала целостность Украины как независимого государства. Так открылась возможность нанести линию границы на карте и подписать Соглашение о государственной границе.

С принятием «Большого договора» в украинско-российском сотрудничестве была создана необходимую политическая и юридическая базу, что позволяла (при условии политической воли руководства обоих государств) окончательно преодолеть трудности «развода»' и в дальнейшем строить отношения на цивилизованных принципах взаимоуважения.

Трудности, которые тормозили развитие двусторонних отношений, носили в основном политико-конъюнктурный подтекст и вполне были преодолимы. Это говорит об урегулировании на тот момент проблемы Черноморского флота и, производной в значительной мере от нее, города Севастополя. Российско-украинская политико-дипломатическая «эпопея» вокруг решения проблемы ЧФ, по крайней мере на межправительственном уровне, закончилась 28 мая 1997. Было подписано три соглашения: о статусе и условиях пребывания российского Черноморского флота на территории Украины; о параметрах раздела ЧФ и межправительственное соглашение о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и его пребыванием на территории Украины. Кроме этого, главы правительств подписали также Протокол «О дополнительных мерах по выполнению соглашений по Черноморскому флоту».

Согласно подписанным соглашениям, РФ согласилась на 20-летний срок аренды определенных бухт размещения флота в Севастополе, который получает статус главной базы ЧФ Российской Федерации. Зато Россия будет участвовать в развитии городской инфраструктуры Севастополя. Личный состав ЧФ будет составлять не более 25 тыс. Человек. Решен вопрос о взаиморасчетах между Россией и Украиной за аренду. Россия также согласилась компенсировать Украине сумму за тактическое ядерное оружие, вывезенное с территории Украины в сумме 450 млн долларов.

Верховная Рада Украины 25 марта 1999 ратифицировала три российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту. Положительным фактом является также заложен в соглашении принцип: украинский долг за энергоносители будет погашаться за счет российской арендной платы. В январе 2002 г. Голов Верховной Рады Украины И.Плющ подписал протокол «О развитии сотрудничества между законодательными органами Украины и России».

После политических договоренностей приобрело первостепенное значение упорядочения взаимовыгодного экономического сотрудничества. Необходимость налаживания добрососедских, партнерских отношений - потребность двух государств. Российская и украинская экономики взаимосвязаны не только в связи с интеграцией, которая сложилась исторически среди всех членов СНГ. Именно эти государства составляют наибольший процент в торгово-экономическом балансе. Кардинально изменить рынки сбыта в условиях жесткой мировой конкуренции - дело нереальное.

В 1998 товарооборот между Украиной и Россией составил 13 млрд долларов. Позитивным признаком украинского экспорта (в основном продовольственные товары, продукция машиностроительной, металлургической и химической промышленностей) стал рост до 90% продукции. Импортируемые в основном, как и раньше, энергоносители (газ, нефть, уголь, нефтепродукты) - 73,8% всего импорта. В ноябре 2000 во время встречи в Минске Президент России В.Путин и Президент Украины Л.Кучма договорились о том, что Россия предоставит Украине долговременное отсрочки уплаты долгов за газ. В Киеве премьеры А.Кинах и М.Касьянов подписали 4 октября 2001г. Соглашение «О реструктуризации долга Украины за российский газ ''. Согласно ей, Россия согласилась продлить срок уплаты украинского долга на 12 лет, ставка 4% годовых, с трехлетним льготным периодом.

Создание на двусторонней основе новых интеграционных связей с Россией, лишенных внеэкономических признаков, способно не только решить проблемы экономической реконструкции, но и отойти от консервативно-устаревших технологий и приблизиться к стандартам ЕС. Наметилась тенденция к расширению производственной кооперации. По данным министра России по делам СНГ Б. Пастухова, 400 заводов России получают 6 тыс. изделий украинского производства. Кроме того, более 30 регионов РФ заключили договоры с Украиной о сотрудничестве. В России действовало более 800 предприятий с украинским капиталом. Создано около 30 финансово-промышленных украинско-российских групп в ведущих отраслях экономики.

На встрече представителей межправительственной комиссии в декабре 2001г. в Москве заключена договоренность о том, что Россия платит с 2002 за транзит газа в Европу не только самим газом, а частично и валютой. Касьянов согласился предоставить Украине кредит в сумме 270 млн долларов для достройки энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. С доведением нефтепровода «Одесса – Броды» Россия смогла бы поставлять нефть в Западную Европу, минуя Босфор. Прилагались совместные усилия, чтобы вместе вступить во Всемирную торговую организацию.

Особая роль принадлежала сотрудничеству с Россией в области военно-промышленного производства и проблем космоса. Украина унаследовала от СССР вторую по величине (40%) и, как утверждают специалисты, наиболее ценную часть военно-промышленного комплекса. Согласно официальным источникам, 1840 промышленных предприятий и 2700000 рабочих были заняты в военном производстве; 700 из этих предприятий, насчитывавших 1300000 работающих, выпускали только военную продукцию. Среди них - 300 таких гигантов, как «Южмаш», «Арсенал», «Хартрон» и тому подобное. На этих предприятиях производились транспортные самолеты, ракетные крейсера, танки (Украина производила около 50% советских боевых транспортных средств), ракеты «Зенит», «Циклон», SS-18, SS-20, SS-23 SS- 24 и др.

Европейское признание получил украинско-русский АН-70. Единственный самолет в мире, сочетающий высокую скорость (800 км / ч) и низкий расход топлива, способный переносить 35 т груза на 5 тыс. км, что в 2 - 3 раза ускоряет переброски войск. Этапным событием был запуск первого спутника дистанционного зондирования земли «Сич-1». Был заключен контракт по проекту «Морской старт» (Украина, США, Россия, Норвегия) и создана пусковая платформа морского базирования стоимостью 600 млн долларов. Украина поставляет продукцию ВПК в более 30 стран мира. По оценке специалистов, уже сейчас является реальным размещение заказов на предприятиях на сумму 1500000000 долларов[24].

В декабре 2001г. в Харькове в рамках российско-украинского бизнес-форума состоялся «круглый стол «оборонно-промышленный комплекса», где было объявлено о начале создания общего основного боевого танка XXI в., танка четвертого поколения, модернизации боевых самолетов, производства в Украине вертолетов АН-72 и АН-72П (патрульный), АН-74 для коммерческой авиации[25]..

Российская Федерация оставалась крупнейшим кредитором Украины - около 4 млрд долларов. Структура украинского долга: технический кредит - 2500000000 долларов с 1995 переоформлен в государственный долг, долг за энергоносители - 1400000000 переоформлен как облигации внутреннего займа со сроком погашения в 12 лет.

Продвижение к экономическому сближению двух государств должен быть взаимным. Хотя 27 февраля 1998 в Москве президенты Украины и России поставили подписи под Договором «Об экономическом сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 гг.», не действовали соглашения о зоне свободной торговли, взаимной защите инвестиций, о избежании двойного налогообложения, таможенных тарифов. Товарооборот между Россией и Украиной на 2003 вырос, но его объем составляет лишь 60% от уровня 1996 г.

В ноябре 2001г. В Москве состоялась встреча В.Путина и Л.Кучмы. Как отметил посол Украины в России Н.Билоблоцкий, констатируя итоги переговоров, Украина и Россия уже готовы подписать соглашение о зоне свободной торговли. В Одессе во время встречи Л.Кучмы и В.Путина 17 марта 2002 была достигнута договоренность о приближении создания зоны свободной торговли и решении проблемы взимания НДС на экспорт энергоносителей Украины; 28 марта 2002 правительство Украины направило в Москву для согласования проект Договора о зоне свободной торговли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.