КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие особенности и проблемы взаимодействия Украины со странами-членами СНГ
Одно из первых межгосударственных соглашений независимой Украины стало подписание в Киеве 6 декабря 1991 г. «Договора об основах добрососедства и сотрудничества между Украиной и Венгерской Республикой». Активизация международной деятельности Украины побудила Верховную Раду 2 июля 1993 одобрить «Основные направления внешней политики Украины». В этом документе определялись базовые национальные интересы, направления внешней политики Украины: - утвердить и развить Украину как независимое демократическое государство; - обеспечить стабильность международного положения Украины; - включить национальное хозяйство в мировую экономическую систему; - сохранить территориальную целостность государства и неприкосновенности его границ. Главными приоритетами внешней политики были определены экономические, политические и культурные связи со странами Европы, сотрудничество со странами мира в области прав человека, широкомасштабные дружеские отношения с ближайшими соседями, прежде всего с Россией. Главная особенность отношений Украины со странами - членами Содружества независимых государств – это их высокая зависимость от внеэкономических и чисто политических факторов[1]. Вместе с тем целой совокупностью экономических факторов определяется этот регион как потенциально особенно важным для развития украинского хозяйства. Самые основные из них - исторические традиции взаимодействия в рамках единого сельскохозяйственного комплекса, относительная близость рынков сбыта продукции, возможность обмена продукцией менее конкурентоспособна, чем с другими странами, остатки бывшей производственной кооперации между предприятиями разных стран и т. д. Однако при использовании этих благоприятных условий чтобы сохранить и развертывать взаимовыгодные экономические отношения очень часто возникали и возникают препятствия политического характера, отчетливо проявившиеся в отношениях между Украиной и Россией[2]. Второй особенностью отношений Украины с другими странами-членами СНГ является связанная с медленным течением экономических реформ в регионе. Помимо трех прибалтийских республик, решительно отвергли различные варианты участия в Содружестве и быстро адаптируются к европейским параметрам хозяйственного развития, все другие постсоветские государства или сохранили преимущественно директивную модель экономики (Туркменистан, Беларусь), либо смогли лишь на половинчатые, несистемные и противоречивые меры по трансформации экономических основ общества. В результате все они до последнего времени находились в состоянии глубокого экономического кризиса. Падение валового внутреннего продукта в большинстве из них закончилось лишь в 1998-1999 гг., а в Украине и Молдове - до в 2000г[3]. Сокращенное воспроизводство ВВП неизбежно вело в первой половине 90-х годов к уменьшению потребностей взаимного товарооборота. Некоторый рост обмена товарами и услугами был связан в основном с расширением товарного обмена между участниками Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, а также Таджикистан, образовавшие в октябре 2000 новую организацию - Евразийское экономическое сообщество). Украина не смогла увеличить свои поставки в другие страны Содружества. Ее экспорт в страны СНГ составил в 1999г. всего 79,3% стоимости поставок в 1992 году[4]. При росте вывоза в эти страны в 2010 г. стоимостная величина практически равна показателю первого года независимости Украины (4100 млн. долл. в 1992г. и 4497 млн. долл. в 2010 г.) [5]. Третья особенность сотрудничества Украины со странами СНГ - непропорциональное региональное направление ее внешнеэкономических связей и доминирование в них одного партнера - России[6]. РФ занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Украины - 32,7% в 2010 г. (6.6% - ФРГ, 3,8% - Туркменистан и США, 3,6% - Турция и 3,4% - Италия). Еще более показательным является ведущее положение РФ среди торговых партнеров из СНГ - удельный вес России в общем торговом обороте Украины с государствами этого региона в 2010 г. достигала 74,5%, тогда как доля Туркменистана составила 8,7%. Беларуси - 7,0%, Казахстана - 3,9%, Узбекистана - 2,3%, а на остальные пять членов этой организации приходилось всего 3,6%[7]. Украинский экспорт находится в существенной зависимости от торговли с РФ (24,1% общий вывоз в 2010 г. и 79,1% вывоз в страны СНГ) так же как и импорт (41,7% и 72,4% соответственно). Высокая, а по отношению к СНГ, господствующая позиция России в украинском экспорте и ее полное доминирование в импорте Украины свидетельствует о значительной зависимости от российского партнера. Уровень этой зависимости растет еще больше за счет нескольких дополнительных факторов. Анализируя украинско-российские экономические отношения, главным выводом является тот факт,что именно от России Украина получает подавляющую долю товаров, относящихся к так называемому критическому импорту (прежде всего энергоносители и комплектующие для отечественного машиностроения) и только РФ (вместе с другими странами СНГ) в нынешних условиях способна поглотить неконкурентоспособные в других странах мира украинские изделия. В этом анализе следует уделить внимание не менее важным факторам зависимости Украины от экономического сотрудничества с Россией. К одному из них относятся небольшие потенциальные возможности географической диверсификации внешней торговли Украины в рамках СНГ. В 2000 г. следующее за РФ место среди ее торговых партнеров занимал Туркменистан, доля которого во внешней торговле крайне нестабильна (от 5 до 9%) в зависимости от возможностей оплаты поставок туркменского газа. Далее следуют Беларусь и Казахстан, существенному расширению отношений, с которыми мешает приоритет их сотрудничества с членами Таможенного союза, который ограничивает связи с другими странами. Доля же торговли Украины с шестью членами СНГ, которые не входят в Таможенный союз - ЕАЭС, в 2010 г. совсем незначительная, приходится всего 13,7% торговли с этим странами. Значительной трудностью, связанной в том числе с высоким дисбалансом торговли с ЕС, является переориентация внешнеэкономических связей на других партнеров вне СНГ, положительно относящихся к развертыванию политического и гораздо сдержаннее - к расширению и углублению экономического сотрудничества с Украиной. Оценивая взаимоотношения с Россией необходимо учитывать то, что РФ имеет необходимые валютные резервы для закупки практически всех аналогов украинских товаров в других странах, поэтому может диктовать (как рынок покупателя) цены и условия импорта из Украины в свою пользу. В то же время, так как Украиной не обеспечила себя другими источниками приобретения товаров критического импорта, у России (с позиции продавца) имеется возможность установление выгодных для себя параметров торговых отношений с украинскими потребителями. Надо отметить, что доля торговли с Российской Федерацией - основным торговым партнером Украины, постоянно снижается. Так, удельный вес РФ в торговле товарами и услугами в 2002г. Составила 29,8% (в 2011 г. этот показатель был равен 32,0%, в 2010 г. - 34,9%), а в торговле исключительно товарами - 27, 2% (в 2011 году - 29,6%, в 2010 году - 32,7%). В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом произошло сокращение экспорта товаров по большинству товарных групп. В торговле с другими странами СНГ наблюдалась тенденция роста экспорта (на 20,4%) и снижение объемов импорта (на 11,8%), что привело к уменьшению на 3,4% внешнеторгового оборота товарами со странами СНГ (без учета Российской Федерации), достигший 4,0 млрд. долл. США [8] Можно сделать вывод, что в настоящее время экономическая составляющая отношений «Украина – страны-члены СНГ» практически сводится к взаимоотношениям двух стран - Украины и России, играющей решающую роль в определении общей политики САЭС в отношении третьих государств (на его членов в 2010 г. приходилось 37, 9% внешней торговли Украины в целом и 86,39% торговли со странами СНГ). Относительно других геополитических составляющих этих отношений (внешнеполитических приоритетов, ориентации властных структур, ментальности населения и т.п.) доминанта в комплексе связей Украины с совокупностью государств СНГ выражена не так однозначно, но фактор экономической зависимости от РФ оказывает существенное влияние и на эти составляющие. По геополитическим факторам отношений Украины со странами СНГ можно выделить: - отношения с Россией, которая доминирует на территории СНГ и в отношениях с Украиной; - отношения с другими членами Евразийского экономического сообщества; - отношения с так называемой группой ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), которая в этом составе сформировалась в апреле 1999г. в Вашингтоне, во время празднования 50-летия НАТО. Украина сделала ставку на развертывание в рамках СНГ преимущественно двусторонних, а не многосторонних отношений[9]. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. В Уставе сформулированы цели и принципы Содружества, определены направления сотрудничества и структура его органов, а также сферы совместной деятельности. Украина не подписала Устав. Украина выступает против превращения СНГ в новое государственное образование и отрицает предоставление СНГ статуса субъекта международного права. Устав СНГ не подписан Президентом Украины и не ратифицирован Верховной Радой. Стоит отметить, что Украина не является членом СНГ, а имеет особый статус, вытекающий из ратифицированного ею Беловежского соглашения. Помимо этого, Украина - ассоциированный член Экономического Союза СНГ. Однако Украина не является участником Ташкентской соглашения от 15 мая 1992 о коллективной безопасности. После неоднократных попыток на заседаниях Верховной Рады принять решение о вступлении Украины в Межпарламентскую ассамблею (МПА) СНГ 12 марта 1999, 230 народных депутатов проголосовали за присоединение. В начале апреля делегация Украины впервые приняла участие в работе тринадцатой сессии МПА в Санкт-Петербурге.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |