Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 1 страница




Минск 2008

В. И. Сержанович

НАЦИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА

БЕЛАРУСИ:

 

направления развития,
механизмы управления

Частный институт управления и предпринимательства

 

В. И. Сержанович

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

БЕЛАРУСИ:

 

направления развития,
механизмы управления

 

Учебно-методическое пособие

 

Минск 2008

УДК 338(476)

ББК 65.9(4Беи)

С 32

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Частного института управления и предпринимательства

 

Автор

доцент кафедры мирохозяйственных связей
Частного института управления и предпринимательства
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
В. И. Сержанович

Рецензенты:

профессор кафедры государственного управления экономическими
системами Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор экономических наук, профессор Р. С. Седегов;

доцент кафедры маркетинга
УО «Белорусский государственный экономический университет»
кандидат экономических наук, доцент В. Б. Зубик

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
мирохозяйственных связей, протокол № 8 от 7 марта 2008 г.

 

 

С 32 Национальная экономика Беларуси: направления развития, механизмы управления: учеб.-метод. пособие / В. И. Сержанович. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. – 80 с.

 

ISBN 978-985-6877-07-3.

Рассматриваются формирование рыночной экономики, экономическая роль государства в Республике Беларусь, межстрановая и мирохозяйственная интеграция, национальная экономика и экономическая безопасность страны.

Предназначено для студентов Частного института управления и предпринимательства.

 

УДК 338(476)

ББК 65.9(4Беи)

© Сержанович В. И., 2008

ISBN 978-985-6877-07-3 © Частный институт управления и предпринимательства, 2008
ВВЕДЕНИЕ

Обретение Республикой Беларусь государственного суверенитета обусловило необходимость преобразования ее хозяйства в новое состояние – национальную экономику. Главным стратегическим направлением в области трансформации экономики является создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и повышение уровня жизни населения.

Формирующаяся в стране экономика приобретает черты единого хозяйственного механизма в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.

Целями дисциплины «Национальная экономика Беларуси» являются изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, изложение основных целей, закономерностей и направлений, способов и механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь, ее конкретной современной формы – белорусской экономической модели.

Главная задача дисциплины – дать системное представление о становлении и направлениях развития национальной экономики Беларуси, предпосылках и потенциалах формирования высокоэффективной экономики постиндустриального типа, о взаимосвязи с мировой экономикой, роли государства в этих процессах.

 

1. Формирование рыночной экономики

 

 

1.1. Проблемы перехода от централизованно планируемой
экономики к рыночной

 

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят данные изменения, достаточно велика – для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий: все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три этапа:

I этап – деформация старого экономического порядка: ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

II этап – становление нового экономического порядка: создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов; развитие новой институциональной среды, обеспечивающей экономическую деятельность в условиях рынка;

III этап – структурная перестройка: регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (например, экономика Польши, России). Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует меньших трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики – инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике в течение определенного времени старых экономических структур производства и управления, преобразование которых не может быть одномоментным актом. Не могут быстро изменяться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, что можно сказать и о хозяйственном механизме и т.д.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Другая закономерность переходной экономики – зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Это могут быть как новые по содержанию формы и отношения, не свойственные господствовавшей прежде старой системе (например, институты рыночной экономики), так и новые отношения, возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и других предприятий), или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ.

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

- ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;

- обосновать перспективную модель национальной экономики страны;

- создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

- либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развить предпринимательство, малый и средний бизнес;

- обеспечить равноправие всех форм собственности;

- сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютную, фондовую и товарные биржи, многообразие финансовых учреж-дений;

- провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

- использовать преимущества глобализации для развития национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

- изменить структуру и совершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

- значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

- разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;

- повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Решение этих проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

Конец ХХ в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным – распался СССР, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе.
В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

I этап: 1991–1995 гг. – период глубокого затяжного экономического кризиса;

II этап: 1996–2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

III этап: 2001–2005 гг. и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1991–2005 гг. приведена в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Изменение основных экономических показателей
Республики Беларусь за 1991–2005 гг., %[1]

Показатель Годы
к 1990 к 1995 к 1995 к 1990
Валовой внутренний продукт 65,3 135,8 1,9 раза  
Продукция промышленности 61,4 164,3 2,5 раза  
Продукция сельского хозяйства 73,6 96,9 1,2 раза  
Инвестиции в основной капитал 38,5 133,7 2,5 раза  
Производство потребительских товаров 59,9 183,8 2,8 раза  
Реальная заработная плата 62,2 171,6 3,5 раза  

 

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3%, продукции промышленности – 61,4%, сельского хозяйства – 73,6%, инвестиций в основной капитал – 38,5%. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни населения упал почти в 2 раза. С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Осуществление одобренных Всебелорусским народным собранием Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг., на 2000–2005 гг. наряду
с другими мерами позволило, начиная с 1996 г. преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, промышленной продукции, потребительских товаров, реальной заработной платы, осуществлять переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на очередной пятилетний период, меры по их реализации и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Таблица 1.2

Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь за 2006–2010 гг.
(в сопоставимых показателях) в процентах к предыдущему году

Показатель Годы 2010 г. в % к 2005 г.
   
Валовой внутренний продукт 107–108,5 108,5–110 146–155
Продукция промышленности 106,5–108 108–109,5 143–151
Продукция сельского хозяйства 106–108 106,6–108 134–145
Инвестиции в основной капитал 113–114 111–112 165–175
Производство потребительских товаров – всего   108–109   109–110   150–157
в том числе: продовольственных   108,5–109,5   109–110   151–158
непродовольственных 107,5–108,5 109 – 110 150 – 157
Объем внешней торговли товарами и услугами – всего   108,3–109,3   109,8–110,8   153–160
в том числе: экспорта   108,5–109,5   110–111   155–162
импорта 108–109 109,5–110,5 151–158
Реальные денежные доходы населения 107–108,5 109,5–110,5 149–156
Реальная заработная плата 108–109 109,5–110 152–158
Розничный товарооборот 109–110,5 110–111 157–165
Платные услуги населению 108–109 110–111 154–161
Снижение энергоемкости ВВП (–6)–(–7) (–5,5)–(–7) (–26)– (–30,4)
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. м2 3,7–4,2 4,5–5 118–132
Дефицит республиканского бюджета, % к ВВП –1,5 –1,5  

Итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь за 2006 и 2007 годы показывают, что цели, намеченные указанной Программой, достигаются.

 

 

1.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

 

1.2.1. Основные черты социально ориентированной

экономической системы

 

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы, – построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром – стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал (природный, человеческий и др.)
и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.

В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа – это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.

За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики. Научная топология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской»).

Для первой группы – либеральной (частнокорпоративной) экономической модели характерны следующие черты:

- абсолютное преобладание частной собственности;

- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

- ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность – не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности.

Основные параметры, отличающие типовую модель социально ориентированной экономики:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

- макроэкономическое регулирование не только осуществляется средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

- высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);

- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.

Наиболее полно совокупность данных представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

Ключевую роль в выборе Республикой Беларусь модели социально ориентированной экономики сыграли следующие факторы:

- длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

- историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;

- традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;

- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.

Контуры будущего образа (модели) белорусской экономики (долгосрочные цели) определены в стратегическом документе – Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (далее – НСУР–2020) и детализированно раскрываются в намеченных на более краткосрочный период задачах в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Эта модель включает следующие принципы и направления государственной политики:

- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

- приоритетное развитие человеческого потенциала;

- выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

- следование экологическому императиву.

Кроме этого, перспективная модель экономики должна обеспечивать:

- преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;

- единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

- единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

- экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;

- равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

- экономическое и социальное партнерство;

- ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

- стабильность стратегического курса на социальное правовое государство;

- приоритет прав граждан;

- ответственность государства перед гражданами и социальную защиту населения;

- ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;

- сочетание свободной конкуренции с административным регулированием;

- взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетания будут определять состав, структуру, функции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной модели.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

 

 

1.2.2. Политические и социально-экономические предпосылки

построения перспективной модели экономики

 

Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. ХХ в.) показали, что государственная и общественная система страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, переходных форм. Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных и др.

В число базовых социально-экономических предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят:

- выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

- развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфраструктуры;

- значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

- достаточно мощная строительная база;

- значительный научно-технический потенциал;

- многоотраслевой промышленный комплекс;

- высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

- комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;

- многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

- совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

- несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов в управлении экономикой;

- высокий уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в значительной части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

- недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

- чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Таким образом, задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению перспективной модели экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.