Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 5 страница




Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки.

В Беларуси по состоянию на 01.01.2007 г. функционировал 31 банк, из них 25 банков – с участием иностранного капитала и 6 – со 100% иностранным капиталом.

Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2001 г. № 274 одобрена Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001–2010 годы. Цель государственной политики в отношении банковского и финансового секторов экономики – обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Усиление функциональной роли банков должно осуществляться за счет расширения круга операций банков в обслуживании всех агентов экономических отношений и повышения эффективности совершаемых операций, и прежде всего увеличения участия банков в кредитовании реального сектора экономики.

 

2.3.2. Денежно-кредитная политика: основные направления

и инструменты

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Ее конечными целями являются: стабильность экономического роста, низкие уровни безработицы и инфляции, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Национальным банком Республики Беларусь. Этот документ является составной частью единой государственной экономической, финансовой и налогово-бюджетной политики. Он составляется на основании итогов, достигнутых в социально-экономической, денежно-кредитной сферах, с учетом состояния валютного рынка и банковской системы за предшествующий период, а также целей и задач, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь, Законом «О бюджете Республики Беларусь».

Определяющее значение для формирования денежно-кредитных показателей и особенно рублевой денежной массы имеет участие Национального банка в финансировании дефицита республиканского бюджета,
а также кредитование банками реального сектора экономики.

В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной политики на предстоящий период задаются определенные параметры по показателям, таким как:

- ограничение прироста потребительских цен в процентах за месяц;

- стабилизация реального курса белорусского рубля по отношению к доллару США;

- использование для поддержания курса белорусского рубля преимущественно рыночных регуляторов и т. п.

При этом определяется перечень мер, посредством которых предполагается добиться достижения намеченных параметров денежно-кредитной политики, например:

- увеличение денежной массы в национальной валюте осуществлять адекватно росту реального ВВП и целевого показателя по инфляции;

- удержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне осуществлять наряду со снижением их номинальной величины по мере уменьшения темпов роста цен;

- стимулирование роста денежных сбережений агентов экономических отношений в национальной валюте;

- сужение сферы обращения на национальном рынке иностранной валюты;

- увеличение золотовалютных резервов поддержания ликвидности белорусского рубля;

- обеспечение устойчивого функционирования коммерческих банков, законных интересов банков, их вкладчиков и клиентов;

- усиление обеспеченности расчетно-платежных процессов (между субъектами хозяйствования) через применение факторинговых операций, т. е. трехсторонних договоров с участием банков.

Определяющее значение в снижении инфляции и стабилизации придается мерам по регулированию динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, их привязке к реальному приросту ВВП, индексу потребительских цен, сальдо внешнеторгового баланса и дефицита государственного бюджета, недопущению необоснованного роста денежной массы из-за увеличения чистых внутренних кредитов Национального банка (кредитной эмиссии).

В качестве меры управления и контроля за обозначенными процессами Национальный банк устанавливает предельно допустимые объемы выдачи кредитов правительству.

В 2006 г., как и в предшествующее ему пятилетие, в республике удалось обеспечить заданные параметры стабилизации и поддержание курса национальной валюты исключительно рыночными методами. Процентная политика была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и превышение доходности активов в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте, а также на увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики.

Замедление темпов инфляции создало условия для поэтапного снижения ставки рефинансирования Национального банка, которая к началу 2007 г. составила 10,5%.

Складывающаяся экономическая ситуация и процентная политика Национального банка инициировали снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы определено, что стратегическими целями денежно-кредитной политики являются обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 г. не должен превысить 5 %. При этом кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

 

2.3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика

Инфляция – долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег. Инфляция порождается нестабильностью денежного обращения, объясняющейся изменениями параметров в уравнении равновесия потока товаров и услуг и потока денег:

предложение денег × скорость обращения = общий уровень цен × × количество товаров и услуг.

Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; индекса ВВП, позволяющего определить реальный объем ВВП (его называют дефлятором ВВП) и др.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10% в год), галопирующую (до 500% в год) и гиперинфляцию (более 50% в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).

В национальной экономике страны глубокий системный кризис 1990-х годов, вызванный развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса, обусловил высокий уровень инфляции. Наиболее высокий уровень гиперинфляции был в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем
в 20 раз (индекс потребительских цен в 1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными, а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 долл. США.

В результате осуществления антиинфляционных мер в стране была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 34,4%,
в 1996 г. – до 39,3%, в 2000 г. – до 20,7%, в 2005 г. – до 8%, а в 2006 г. – до 6,6%.

К концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства составила 261 долл. США, а к концу 2006 г. – 306 долл. США в эквиваленте.

 

2.3.4. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны

Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему – совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

На уровне республики управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, Республиканский фонд содействия занятости, Республиканский дорожный фонд, Республиканский фонд охраны природы, Республиканский фонд «Энергосбережение».

Динамика и структура государственных финансов характеризуются следующим. Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП) за 1990–2006 гг. показывают, что состояние государственных финансов было достаточно стабильным, кроме 1993–1994 гг. как первых лет послереформенного периода. Дефицит государственного бюджета республики находился в пределах значений 2–3% к ВВП, вполне допустимых для политики финансовой стабилизации, а в 2006 г. достигнут профицит – 2,2% к ВВП.

Доля косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих доходах консолидированного бюджета составляла не менее 42–47%, а прямых налогов и сборов –22–23%. Такая высокая доля налогов с оборота безусловно обеспечивает доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%.

Государственные ресурсы (бюджетные расходы) в последние годы распределяются следующим образом:

- основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65–70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

- субсидии и текущие трансферты занимают 20–22% всех государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населению, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;

- доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2%;

- примерно 5–6% приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы определено, что бюджетно-налоговая политика в указанном пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, малого и среднего предпринимательства. В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одними из важнейших направлений налоговой реформы станут упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

 

2.3.5. Валютная система и валютный контроль

в национальной экономике Беларуси

 

Функционирование национальной экономики в системе мирового хозяйства предполагает наличие в стране комплекса государственных структур, правовых и финансовых институтов, регулирующих валютные отношения как внутри страны (в денежно-кредитной сфере), так и во внешнеэкономической деятельности государства. Совокупность таких структур, институтов и механизмов образует национальную валютную систему, обеспечивающую посредством валютной политики, валютного регулирования и валютного контроля достижение стратегических и тактических целей социально-экономического развития страны. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Типовыми составляющими национальной валютной системы являются:

- национальная денежная единица;

- официальные золотовалютные резервы;

- валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

- условия конвертируемости (обратимости) валюты;

- наличие или отсутствие валютных ограничений;

- порядок внешнеторговых расчетов страны;

- режим национального валютного рынка и рынка золота;

- статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны;

- связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных отношений.

Национальная валютная система – составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой.

Валюта – национальная денежная единица, участвующая в международных торгах и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Основой валютной системы Беларуси является белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. Начало созданию валютного механизма положило постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь» (1992 г.). В 1992–1995 гг. в республике был принят практически весь комплекс базовых правовых актов по созданию валютного механизма. В 2000 г. был принят Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором сформулированы и закреплены ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране. Они были дополнены и закреплены в Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.). В соответствии с этими правовыми документами валютное регулирование – это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в республике являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Агентами валютного контроля в республике являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Банковский кодекс (ст. 25) определяет одной из целей Национального банка – защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Это осуществляется посредством поддержания плавной предсказуемой динамики обменного курса рубля на основе его гибкой привязки к доллару США. В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль принадлежит увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства страны). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной массы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования.

Суверенное белорусское государство является субъектом международного права и активным участником международной торговли. Республика Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 170 странами мира. Объемы годового внешнеторгового оборота постоянно увеличиваются. Важнейшими компонентами внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями и движением валютных ценностей в стране и через границу.

Слабым звеном в системе валютного контроля остается механизм оценки товаров при экспорте, который не закрывает все пути для вывоза продукции по демпинговым или фиктивно низким ценам. В связи с этим в ближайшие годы совершенствование валютного контроля будет направлено на приведение нормативно-правовой базы в сфере валютного регулирования и валютного контроля в соответствие с принятыми в международной практике нормами, расширение взаимодействия государственных органов валютного контроля Республики Беларусь с соответствующими органами Российской Федерации и других государств. Реализация этих задач позволит укрепить валютную безопасность – одну из важнейших составляющих экономической безопасности страны.

 

 

2.4. Социальный императив государственного регулирования

экономического развития

 

2.4.1. Социальный императив: сущность, содержание

 

Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.

Приоритет социальных целей, выдвижение на первый план развитие человека как цели прогресса, рассмотрение уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики – все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития.

В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

- индивидуальной и социальной ответственности;

- социальной справедливости и партнерства;

- равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

- социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения,
а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

- Государственная программа «Культура»;

- Республиканская программа «Здоровье»;

- Национальная жилищная программа;

- Государственная программа развития спорта и туризма;

- Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

- Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

- Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.

 

2.4.2. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы

 

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество их жизни. Эта характеристика – историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условий труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.

Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В целом для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей, а для сравнения уровней социально-экономи-ческого развития стран ООН использует обобщающий показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП – это интегрированный показатель, включающий три компонента, характеризующих развитие человека: уровень жизни, долголетие, образование.

Показатель ИРЧП колеблется от ноля до единицы. Считается, что страна с ИРЧП ниже 0,5 имеет низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 – средний и выше 0,8 – высокий.

По данным Доклада о развитии человека, опубликованного ООН по итогу 2006 г., из 177 обследованных государств Республика Беларусь находится на 64-м месте с ИРЧП, равном 0,804 (ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларуси составляет 68,7 года, ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни по паритету покупательной способности – 7,918 долл. США, уровень грамотности взрослого населения – 99,6%).

Из стран СНГ помимо Республики Беларусь к числу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала отнесена только Россия, занимающая 67-ю позицию. На первом месте в списке 177 стран – Исландия, на последнем – Сьерра-Леоне.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения (свойства воспроизводства, способность образовывать семьи, уровень образованности, уровень квалификации), уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

 

2.4.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика, структура

 

Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресной социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

Успешная реализация данных подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочнения финансовой сферы.

В результате системного кризиса в нашей стране в период с 1991 по 1995 г. наблюдались постоянный спад производства, инфляция, снижение среднемесячной заработной платы работающих в экономике (к 1995 г. она составляла 55,7% к уровню 1990 г.). В тот сложный период и в последующие годы государство предприняло ряд мер как в направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и в регулировании доходов, создании правовой базы этой деятельности.

Успешная реализация Основных направлений социально-эконо-мического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Реальные денежные доходы населения за пятилетие повысились на 88,9%, их уровень по отношению к 1990 г. составил 99,2%. Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001–2005 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы.

В 2005 г. рост реальных денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил 178,8%, а в 2006 г. – 210,6%.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Реальные денежные доходы – это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.

Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах по ценным бумагам.

 

2.4.4. Социальная поляризация в переходной экономике

 

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и заработной платы последних лет (в 2006 г. по сравнению с 1995 г. реальные денежные доходы населения возросли в 3,8 раза, а реальная заработная плата – в 4 раза), уровень жизни еще остается недостаточным и на конец 2006 г. характеризовался следующими статистическими данными: доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета в общей численности населения составила 36,1%; доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности населения составила 11,1%.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. В конце 2006 г. МБП в среднем на душу населения составлял 256,6 тыс. руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.