Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 6 страница




Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством страны в ценах последнего месяца квартала (в конце 2006 г. БПМ составлял 166,2 тыс. руб.).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в 2006 г. составила 582,2 тыс. руб., а средний размер назначенной месячной пенсии – 277,6 тыс. руб.

Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент дифференциации доходов) в стране в 2006 г. было равно 5,6. В мировой практике коэффициент дифференциации доходов, равный шести, считается предельным.

 

2.4.5. Направления социальной политики и реформирования

социальной сферы

 

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определено, что основная цель социальной политики на пятилетие – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

- рост реальных денежных доходов на 149–156%;

- повышение реальной заработной платы на 152–158%;

- снижение уровня малообеспеченности в два раза;

- совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

- дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда.

В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

 

 

3. Межстрановая и мирохозяйственная

интеграция

 

3.1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции

 

Межстрановая экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.

Экономическая интеграция, в ходе которой происходят взаимоувязка процессов воспроизводства, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей, обеспечивает благоприятные условия для каждой из участвующих в ней стран.

Интеграционное сотрудничество позволяет хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) иметь более широкий доступ к различным ресурсам: материальным, финансовым, трудовым, к новейшим технологиям,
а также наращивать объемы производства продукции в расчете на рынок всех объединяющихся стран, при этом создается возможность более эффективно совместными усилиями решать общие социальные и экологические проблемы.

Дальнейшее углубление международного разделения труда, достижения в развитии средств информации, связи и транспорта обусловили интернационализацию экономики и ее глобализацию (глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы).

В начале ХХI в. мировое хозяйство представляет собой систему взаимосвязанных в различной степени национальных экономик, их региональных объединений, развивающихся на основе регулирующих взаимодействий со стороны международных экономических организаций, транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и правительств. Интернационализация экономики, формирование мировых рынков, рост взаимосвязи национальных и всемирного хозяйств носят объективно-истори-ческий характер. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если она не входит в систему мирохозяйственных связей.

Мировой опыт показывает, что для эффективного участия в мирохозяйственных связях и успеха в международной конкуренции любая страна должна располагать так называемыми «детерминантами», т.е. всеми необходимыми факторами производства, развитием родственных или поддерживающих отраслей (или «кластеров»), которые могут гарантировать выпуск конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, а также грамотной конкурентной стратегией непосредственно у самих товаропроизводителей.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют следующие:

- углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;

- ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;

- расширение региональных группировок;

- формирование региональных рынков;

- интернационализация хозяйственной жизни;

- создание транснациональных корпораций и финансово-промыш-ленных групп.

Международное разделение труда основывается на экономически выгодной специализации отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции и услуг.

Благодаря межстрановой специализации и кооперации усиливается процесс интернационализации национальной экономики, что в свою очередь предопределяет создание транснациональных корпораций, финансово-промышленных и других структурно-территориальных образований. Транснациональная корпорация (ТНК) – объединение предприятий, состоящее из национальной головной компании и ее зарубежных филиалов, дочерних компаний и отделений.

Современный этап научно-технического прогресса выводит интернационализацию производства на качественно новый уровень путем широкого использования компьютерных и информационных технологий. Усиливающийся обмен научной и технологической продукцией между странами способствует интернационализации национальных экономик. Происходит объединение новых компаний, научно-исследовательских лабораторий, финансовых групп и корпораций в региональные и глобальные центры производства новых технологий.

Развитию мирохозяйственной интеграции способствует создание региональных объединений отдельных стран. В различных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объединений.

Важную роль в мирохозяйственной интеграции имеет формирование и функционирование мировых рынков: товаров и услуг; капиталов; ценных бумаг; труда; информации и технологий; научных разработок, а также меж-дународной валютной и денежно-кредитной систем. Специфические мировые рынки взаимозависимы, воздействуют друг на друга и в совокупности образуют сложный мировой рынок, который делится на региональные и континентальные секторы.

Эра глобализации открывает широкие возможности для миллионов людей во всем мире. Увеличение товарооборота, создание новых технологий, иностранные инвестиции, расширение информационных сетей и сети Интернет стимулируют экономический рост и прогресс человечества.

В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:

- мировая торговля товарами и услугами;

- международное производственное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- формирование региональных интеграционных объединений.

Мировая торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.

Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализация отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новых техники и технологии, снижение издержек производства и др.

Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.

Всевозрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструктор-ских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.

Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, между странами-участницами которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз – соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.

Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.

В мире существует более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. В их числе – Европейский союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация экспортеров нефти (ОПЕК), СНГ и др.

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами ЕС, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

 

3.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.

Экономическая интеграция Беларуси и России

 

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Экономики бывших республик СССР отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским Союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20% ВВП, тогда как в странах ЕС – лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего СССР и стран СЭВ. Это же относится и к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины – подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое одновременно объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Участниками СНГ также стали: в 1991 г. – Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, в 1992 г. – Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. – Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. – Платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю СНГ приходится 16,3% территории земного шара, 5% численности населения, 10% промышленного производства.

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

На первом этапе функционирования СНГ основное внимание уделялось решению социальных проблем – безвизовому режиму перемещения граждан, учету трудового стажа, выплатам социальных пособий, взаимному признанию документов об образовании и квалификации, пенсионному обеспечению, трудовой миграции и защите прав мигрантов и др. Одновременно решались вопросы кооперации в производственной сфере, таможенного оформления и контроля, разрешения хозяйственных споров и др.

Однако в СНГ весьма низким продолжает оставаться уровень экономической интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных республик достигла 69%, а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62%, то в СНГ соответствующий показатель равен около 30%.

Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ снизилась с 64,7% в 1995 г. до 54,9% в 2006 г.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

- разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, этапов и средств для их осуществления;

- неплатежеспособность предприятий; несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле;

- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. – Договор об образовании Союзного государства.

В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения – Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, 89% товарооборота, 78% населения и 93% территории всех государств – участников СНГ.

Данные четыре государства намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств–участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам–участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:

- Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 г. в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;

- ГУУАМ, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.

В октябре 2007 г. в г. Душанбе на саммите ЕврАзЭС и ОДКБ Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного Союза.
В ЕврАзЭС вступил Узбекистан.

Заключая двусторонние и многосторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в СНГ в целом происходят недостаточно активно.

Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация. Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси с Россией обусловливается исторически сложившейся структурой национальной экономики Беларуси. Отрасли промышленности, представленные в Беларуси, являются в основном только завершающими (усеченными) циклами производств (выпуск готовой продукции), в то время как остальные производства технологического цикла размещаются преимущественно в России (добыча сырья, топливных ресурсов, выпуск материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и технологического оборудования и др.). И поэтому как в настоящее время, так и в дальнейшем Беларусь и Россия будут нуждаться в сохранении и развитии интеграционных связей в части взаимодополняющих производств. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60% готовой продукции продает в российские регионы.

Сценарий двусторонней интеграции Беларуси и России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

В развитии интеграционных процессов и формировании единого экономического пространства Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости населения. Для реализации совместных программ образуется союзный бюджет, который с каждым годом увеличивается.

Интеграционные процессы между странами Союзного государства позволяют ежегодно достигать увеличения внешнеторгового оборота, который за период 1995–2006 гг. возрос более чем в 3 раза и в 2006 г. достиг почти 20 млрд. долл. США. За последние годы структура торговли Беларуси с Россией несколько изменилась: в импорте сократилась доля продукции химической промышленности, машин и оборудования, а увеличилась доля металлов и изделий из них, целлюлозно-бумажных изделий. Беларусь стала больше поставлять в Россию машин, оборудования, транспортных средств, текстильных изделий, продовольственных товаров.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, имеет внешнеэкономические связи более чем со 170 странами мира (в 2006 г. торговала со 174 странами мира: белорусские товары экспортировались на рынки 139 государств, импортировалась продукция из 159 стран). Общий объем товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ, постоянно увеличивается и в 2006 г. достиг 18,95 млрд. долл. США (45% в объеме внешней торговли страны). Внешнеторговое сальдо со странами вне СНГ положительное (в 2006 г. составило плюс 3,297 млрд. долл. США), а со странами СНГ – отрицательное (в 2006 г. составило минус 5,88 млрд. долл. США).

 

 

4. Национальная экономика

и экономическая безопасность

 

4.1. Экономическая безопасность в системе

национальной безопасности

 

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности отдельных стран, которые начали разрабатывать свои стратегии национальной безопасности.

Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства. В концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:

- определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

- выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;

- разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

- динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;

- сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

- равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

- создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;

- сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

- преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;

- совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;

- поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;

- обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

- совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства и общества.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;

- изношенность производственных мощностей;

- недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;

- малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

- неустойчивое финансовое положение ряда субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;

- высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести следующие:

- принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей; установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;

- возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;

- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;

- нарушение странами-партнерами экономических соглашений;

- несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

- применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта технологий и ноу-хау;

- непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

- ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Для обеспечения национальной безопасности необходимы неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности.

Одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является создание условий для перехода к устойчивому развитию страны. Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и в 1997 г. одобрена правительством Национальная стратегия устойчивого развития страны на период до 2010 года. В 2004 г. принята Национальная стратегия устойчивого социально-эконо-мического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в которой выделен раздел «Потенциальные угрозы устойчивому развитию и пороговые значения показателей социально-экономической и экологической безопасности».

 

 

4.2. Экономическая безопасность как система.

Институциональные основы экономической безопасности

Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.