Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины 1 страница




 

Авангардизм (фр. avant - впереди, gorde - стража) - движение в художественной культуре (конец XIX века - 60-70-е гг. XX века), порывающее с соответствующими нормами и традициями предшествующей эпохи. Авангардизм тесно связан с модернизмом, являлась его крайним выражением. Резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического значения человечества, к нигилистическому отношению к "вечным ценностям".

Автокефалия – в православии административная независимость, самостоятельность церкви. Русская православная церковь стала автокефальной в середине 15 – го века после падения Византии. Учреждение в 1589г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви.

Автохтонная культура – определенный тип культуры, которая развивается самостоятельно, не признавая влияния и проникновения в себя других культурных систем.

Абстракционизм – направление в искусстве 20 – го века, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.

Агиография – литература о жизни и деяниях святых.

Адаптация (от. лат. «adaptatio») – «прилаживание, приспособление») – процесс приспособления индивида или социальной группы к социальной среде, включая усвоение норм и ценностей данной среды в ходе социализации.

Академизм – направление в изобразительном искусстве 17 – 19 веков, догматически следовавшее канонам классического искусства античности и Ренессанса.

Аккультурация (англ. acculturation, от латинского cultura - образование, развитие) - процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обsxно более развитого. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Является одной из форм взаимодействия культур.

Акмеизм – литературное течение в русской литературе 20 –го века, провозгласившее освобождение от символизма.

Аллегория – иносказание, выражение какой – либо идеи в виде конкретного образа или скрытого образа.

Ампир – художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

Андеграунд – подпольное, нелегальное, движение в искусстве, представляющее собой неортодоксальное, неангажированное направление, напр. рокмузыка андеграунда. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 40 – х гг. для обозначения некоммерческих фильмов, создаваемых для домашнего просмотра начинающими режиссерами на собственные деньги на узкоформатной пленке.

Аксиология (греч. axios - ценный, logos - теория ценностей) -философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиология изучает исторические и другие ценности в их взаимосвязи и в отношении к социально-культурной среде и структуре личности.

Анимизм – одна из форм первобытных верований. Вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, а также наличие независимой души у людей, животных, растений. Термин введен в научный оборот Э.Б. Тайлором, считавшим анимизм древнейшей основой религии. Анимизм сохранился до наших дней, являясь обязательным элементом всякой религии.

Античность (лат. antiquus - древний) - термин, характеризующий уровень и специфику развития Древней Греции Древнего Рима в области культуры с 12 века до н.э. по 5 век н.э. Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н.э.; падение западной Римской империи - 476 г.

Антропология - комплекс наук о человеке, обществе и культуре. В советской и марксиснезависимой души ткой литературе трактовалось как биологическая наука происхождении, эволюции и тенденциях изменения физической организации человека и его рас. Соответственно включает в себя разделы об антропогенезе, морфологии человека и о расах, т.е. этническую антропологию.

Антология (греч. antologia - букв, букет цветов) - 1) название нескольких сборников древне - греческой лирики; 2) подборка наиболее представительных (чаще стихотворных) разных авторов.

Антропосоциогенез (от греч. «anthropos» - «человек», от лат. «societas» - «общество» и от греч. «genesis» - «просхождение, становление») – процесс возникновения и развития человека и человеческого общества.

Антропогенный – то, что сделано людьми, искусственное.

Антропоцентризм (гр. antropos + centrum - центр) - концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек. Она стала идеологией и практикой европейского Нового времени и Просвещения.

Аномия – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно – нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности.

Апокалипси с (гр. apokalypsis - откровение)

1) Откровение Иоанна, часть Библии, одна из книг Нового Завета, древнейшее из дошедших до нас христианских литературных произведений, написанных в 68-69 гг. н.э. В апокалипсисе в форме фантастических видений излагаются будущая судьба мира и человека, пророчества о приходе антихриста, страшном суде и конце света.

2) Возможная гибель цивилизации и человечества вообще в результате ядерной войны, духовного падения, уничтожения природной среды обитания.

Аполлонийское и дионисийское начала в искусстве и культуре древне Греции – культурологические понятия, созданные Ф.Ницше. В своей ранней работе «Рождение трагедии из духа музыки» он рассматривал историю древнегреческого искусства как результат борьбы двух начал. Одно, связанное с именем Аполлона, бога света и покровителя искусства, сопряжено со светлым, ясным, упорядоченным видением мира; оно с наибольшей силой воплощено в зримых» искусствах – архитектуре, скульптуре. Другое, названное в честь Диониса, бога виноделия и иступленного веселья, позволяет видеть мир как хаос, мрак, воспринимать иррациональные (непостижимые разумом) силы; сильнее всего это начало проявляется в музыке. По Ницше, возможно гармоничное сочетание аполлонийского и дионисийского начал(в древнегреческой трагедии) и их разрыв, приводящий к подавлению дионисийских сил аполлонийскими (философия Сократа и его последователей). Данные мысли Ницше были развиты в культурологических изысканиях О.Шпенглера, Вяч. Иванова и др.

Апофеоз – прославление, возвеличение какого – либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

Арабеска – европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

Артефакт (лат. Arte - искусственно +factus - сделанное) - процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Архаика – ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

Архитектура (лат. architectura) - 1) зодчество, строительное искусство, искусство проектировать, поднимающееся до уровня художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. Иногда противопоставляется простому строительству, преследующему чисто утилитарные цели; 2) художественный характер постройки.

Архетип (от греч. «arche» - «начало» и «typos» - «образ») – 1)прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналитической психологии К.Юнга архетипы – структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики.

Ассимиляция – процесс одностороннего или взаимного поглощения индивидов или групп (обычно этнических) другими группами, в результате чего происходит постепенное исчезновение культурных различий и формирование новой общей культуры.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Является основным типом христианского храма.

Барельеф – рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более, чем на половину объема).

Барокко – художественный стиль, получивший распространение в конце 16 – го века сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

Барт Ролан (1915 – 1980) – французский культуролог, теоретик семиотики. Исследователь языков литературы, моды, рекламы, фотографии, массовой культуры. Автор книг «Мифология», «Система моды» и др.

Баталист – художник, изображающий военные сюжеты.

Бельведер – надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

Библия – собрание христианских книг, составляющих Священное писание, включает Ветхий завет и Новый завет.

Биосфера (греч. bios - жизнь и sphaira - сфера, область) - земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, где протекает жизнь.

Исследовал культуру индейцев. Создал школу исторической этнологии. Особенности каждой культуры рассматривал как результат ее собственного развития. Считал, что изучение различных сторон биологической и культурной сущности человека должно производиться различными методами.

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в 6 -5 вв. до н. э. Основателем считается индийский принц Синдхартха Гаутама (623 – 544 гг. до н. э.), впоследствии прозванный Будда, т. е. просветленный. Распространился в Центральной и Юго – Восточной Азии.

Бэкон Френсис (1561 – 1626) – английский философ, писатель, политический деятель. В работе «Новый органон» провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, основным методом познания считал опыт и эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида». Полагал, что фундаментом процветающего государства являются развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления.

Винкельман Иоганн Иохим (1717 – 1768) – немецкий исследователь истории античного искусства, автор труда «История искусства древности», один из главных создателей искусствоведения как науки. Развитие искусства (проходящего через стадии роста, созревания и увядания) рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела. В истории древнегреческого искусства эти изменении я привели к смене четырех стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития древнего искусства считал «высокий «идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеи Винкельмана оказали огромное влияние на философов и деятелей европейского искусства конца 18 - первой половины 19 –го вв.

Веды – памятник древнеиндийской культуры (кон. 2 – нач. 1 тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическая литература, распадается на четыре сборника: 1) Ригведа (веда гимнов); 2)Самаведа (жертвенные песни); 3) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни – заклинания). К этим текстам позже присоединились и теологические трактаты – брахманы и упанишады. В. – источник сведений по социально – экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Возрождение - период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI века, в других странах - кон. XV - нач. XVII вв.), переходный от средневековья к культуре Нового времени, эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Период первоначального накопления капитала, осуществляющегося жестокими методами.

Восточный тип культуры: главная особенность - устойчивость. Восточная культура не испытывает влияния частнособственнических отношений и не выстраивает как таковую систему гражданского общества. Восток принято называть традиционным обществом, т. к. он строился на традициях. Главным здесь является стабильный образ жизни, невмешательство в протекание природных процессов, представлений о мире, полное слияние отдельной личности с коллективом.

Восток (разл. от Запада) - деспотизм; Запад - аскеза, Восток -мистика; Запад - научное знание, Восток - интуиция; Запад - динамизм, развитие, Восток - неподвижность, стабильность; Запад -модернизация, Восток - традиционность; Запад - индивидуализм, Восток - коллектив; Запад - активное технико-технологическое преобразование мира, Восток - достижение гармонии с естественно-природной средой обитания и медитация; Запад - капитализм, буржуазия, Восток - коммунизм, бесклассовое общество и т.д.

Вчувствование (от нем. «Einfulung») – понятие, первоначально имеющее отношение к этетическому восприятию, психологическому переживанию человеком произведений искусства. Введено Ф.Т.Фишером (1887г.) и развито Т. Липпсом:у них означало перенесение на произведение искусства чувств, которое оно вызывает («грустный пейзаж», «веселая мелодия» и т.п.). У представителей неокантианства и «философии жизни» (прежде всего, у В.Дильтея) вчувствование стало одним из методов, отличающих науки о культуре от наук о природе. «Понимание, переживание, вчувствование позволяют проникнуть в духовную жизнь других людей других эпох и культур, «герменевтика» дает возможность истолковать полученные сведения об этой духовной жизни.

Гармония (греч. harmonia - соответствие, созвучие, согласие) -эстетическая категория, обозначающая цельность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненным человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой (4век до н.э.) и Эпикуром (341-270 гг. до н.э.), целью жизни и высшим благом признаёт наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечет за собой страдание.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – великий немецкий мыслитель, один из крупнейших представителей западной философии Нового времени, автор книг «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др. Труды Гегеля охватывают проблемы почти всех существовавших в его время наук. Главный мотив гегелевской философии – изучение законов развития природы, общества, человеческой культуры. Для этого Гегелем использовался диалектический метод познания, позволявший анализировать противоположные тенденции развития, их синтез и т. д. Философия Гегеля является ключом ко многим явлениям и идеям в западной и мировой культуре 19 – 20 – го вв.

 

Генезис - момент возникновения и последующего развития.

Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803) – немецкий философ, выдающийся представитель философии Просвещения. Автор многочисленных книг и статей, в том числе, труда «Идеи к философии истории человечества». В этой книге история рассматривается как процесс развития всех человеческих сил и способностей. Гердер пытается выяснить законы этого развития, его стадии, связь эволюции общества с эволюцией природы.

Герменевтика (греч. hermeneutike - истолковательное искусство) - традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (произведений древних поэтов).

Гештальт – гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети 20 –го века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам («целое раньше части»).

Глобализация – (от фр. «global» «всеобщий; всемирный») – процесс распространения общечеловеческих норм, ценностей, установок, моделей развития в мировом масштабе, взаимодействие, объединение различных национальных культур в единое культурное пространство. Понятие «глобализация» выступает аналогом понятия «универсализация»; часто имеет негативный оттенок как обозначение стирания национальных различий культур, ликвидации суверенитета национальных государств в пользу наднациональных органов, при этом власть над миром будет принадлежать мировой финансовой олигархии.

Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрывов в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции.

«Греческое чудо» - феномен древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сфере.

Гротеск – (от фр. «grotesgue» - «смешной, забавный») – в искусстве изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, причудливо комическом, карикатурном виде

Городская культура - культура, зародившаяся во Франции в XI-XII веках; сыграла большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть Городской культуры - постоянное усиление светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Литургическая драма становилась все более светской, пьесы исполнялись не на традиционном латинском языке, а на Французском.

Готика (итал. gotico - готский, варварский) - художественный стиль, существований в Европе между 12 и 16 веками, связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Для готического стиля характерны устремленность ввысь, ажурные башни, стрельчатые окна, сложный орнамент (витражи).

Гуманизм (лат. humanus -человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гумилев Лев Николаевич (1913- 1992) – российский этнолог и историк, представитель позднего евразийства, создатель оригинальной теории ечать,этногенеза (происхождение народов – этносов), сын ЭН.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. От родителей унаследовал литературный талант, воплощенный в книгах «В поисках вымышленного царства», «Древняя Русь Великая степь», «Руси к России», и др. Пережив сталинские репрессии, десятилетия непризнания, Гумилев стал известен широкому кругу читателей лишь в последние годы жизни.. Помимо детально разработанной (и далеко не бесспорной) теории этногенеза Гумилев занимался изучением культур народов Евразии, Древней Руси, исторических связей русских с кочевыми народами Великой Степи.

Дадаизм – модернистское направление в искусстве, сторонники которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

Даосизм – одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

Деисус – название композиции из икон, в центре которой Иисус Христос, справа Богоматерь, слева - Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

Декаданс, декаденство – собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины 19 – начала 20 века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

Денотат(от лат.»denotare» - «отмечать, обозначать» - объект, имеющий в языке знаковое выражение.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно – приспособительно, а активно – преобразующее.

Дизайн (англ. disign - проект, чертеж) - вид междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Метод дизайнерской деятельности - художественное конструктирование, входящее в общий процесс конструирования промышленных изделий.

Девиантный – отклоняющийся от общепризнанных норм. Например, «девиантное поведение» - отклоняющееся от нормы поведение.

Деконструкция – философский термин неологизм (новое слово), введенный в оборот французским постструктуралистом Ж. Деррида. В самом слове слышатся отзвуки одновременно «destruction» (франц. «разрушение, истребление, уничтожение») и «construction» (франц. «сооружение, строительство, созидание, конструкция»). Улавливаемый смысл – разрушительное созидание, или созидательное разрушение, или уничтожающая сама себя конструкция. Деконструкция практикуется Ж. Деррида и его последователями как особый тип работы с текстами: философскими, идеологическими, художественными. Эта работа (или игра) направлена на выявлениевнутри текста ключевых значений, которые затем изощренно «выворачиваются наизнанку», открывая возможность бесконечного количества интерпретаций одного и того же текста, подчас прямо противоположных, возможность связать данный текст с любыми другими текстами и т. д.

Демонизм (греч. daimon - божество, дух; в христианской мифологии - дьявол) - характеристика личности или господствующего представления о ней, основанная на проявлениях коварства и зла.

Деррида Жак (р. 1930) – французский философ, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров постмодернизма. Автор теории деконструкции, подрывающей основы классической эстетики. Трактует человеческую деятельность в целом как чтение безграничного текста мира.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно – приспособительно, а активно – преобразующее.

Динамика - культурные изменения, обусловленные предыдущим состоянием, имеющие историческую природу. Например, смена стиля в искусстве предопределяется накоплением эмпирического материала.

Дифирамб – в древнегреческой поэзии – восторженное, драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

Диффузия культурная – распространение свойств и особенностей данной исторической культуры на другие культуры.

Дихотомия (греч. dichotomia -на две части + tome - сечение) -последовательное деление целого на две части, затем каждую часть снова на две. В культурологии это понятие употребляется для обозначения деления культуры на две части - материальную духовную.

Драма абсурда – (от лат. «absurdus» - «нелепый, бессмысленный»; греч. «drama» - «действие») – направление в западноевропейской драматургии и театральном искусстве второй половины 20 – го века. Представляет мир выходящим за пределы нашего представления о нем, Отображает пессимизм, предчувствие гибели, безысходность и трагизм существования, абсурдность жизни. Поступки, речи персонажей аналогичны, сюжет размыт. Создатели С. Беккет, Э. Ионеско.

Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Дхарма – одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

Евразийство – направление русской философской и культурологической мысли 20 – 30-х годов 20 го – века, возникшее в среде эмигрантской интеллигенции, выводящее специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией.

Европоцентризм - концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и пр. происходит только в Европе.

Ереси (гр. hairesis - особое вероучение) - вероучение, отклоняющиеся от догматов и организационных форм господствующей религии. В средневековье Ереси были формой политико-правовой идеологии народных масс, оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь.

Жанр (фр. genre - род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества.

Жанровая живопись – живопись на бытовые темы.

Жаргон - речь какой-либо социальной или профессиональной группы, отличающаяся от общеразговорного языка особым составом слов и выражений, например, жаргоны, которыми пользуются все ученые соответствующей специальности; условный язык, понятный только в определенной среде.

Западничество –направление русской общественной мысли се редины 19 – го века, представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак - материальный предмет (явление, событие) выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Золотой век – мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

Зооморфизм – представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

Золотое сечение - название более гармоничных пропорций, при которых устанавливаются равные отношения как частей какой-либо формы между собой, так и каждой из этих частей в отдельности с целым.

Игровое направление в исследовании культуры – направление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и Ф. Шиллера.

Идеал (фр. ideal, греч. idea - понятие, представление) - совершенство; конечная цель стремлений, деятельности; идеальное состояние, потребностям; ориентир в той или иной культуре.

Идентификация (ср.-лат. identificare - отождествлять) - отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо.

Икона (греч. eikon - изображение, образ) - в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых.

Императив – (от лат. «imperativus» - «повелительный») – требование, приказ, закон. Это норма культуры, которая воспринимается людьми как нечто обязательное, требующее выполнения. Императив может повелевать что – то положительное или что - то отрицательное. Императивные запреты составляют важнейшую часть любой культуры. Термин «императив» стал особенно широко использоваться со времени создания моральной философии И. Канта (1724 – 1804), в трудах которого «императив» был одним из главных понятий.

Импрессионизм (фр. impressionnivme, impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX века - нач. XX века. В нем выражен протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве, поиск новой формы, новой живописной техники, отход от социальной тематики и сюжетности.

Инквизиция (от лат. «inguisitio» - «розыск») – в католической церкви в 13 – 19 вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с инакомыслием (ересями).

Интеграция (от лат. «integer» - «цельный») – объединение каких – либо частей в целое; процесс сближения и связи отдельных национальных культур, формирование общечеловеческой мировой культуры.

Интерпретация – (от лат. «interpretatio») – одна из основных операций человеческого мышления, направленная на придание смысла какому – либо явлению, объяснение какого – либо факта с использованием определенных понятий, логических схем, гипотез, теорий и т. п. Интерпретация фактического материала с помощью специально созданного языка терминов находится в числе главных задач науки, в том числе культурологической.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.