Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины 3 страница




Рационализм (от лат. «ratio» - «разум») -1) совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной; 2) метод мышления эпохи Просвящения, уповающий на неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим.

Реализм (позднелат. realis - вещественный, действительный) - направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображений действительности. Как творческий метод начал формироваться в 20-30-х гг. XIX в.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) – художник, писатель, философ, ученый, путешественник, общественный деятель. Создал нравственно – эстетическое и религиозно – философское учение, в центре которого стоит культура. Инициатор международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах («Пакт Рериха»). Выступал за сближение культур Востока и Запада, участвовал в создании учения Агни Йоги (Живой Этики).

Риккерт Генрих (1863 – 1936) – немецкий философ. Науки о культуре Р. связывает с познанием определенных ценностей (истина, красота, святость и т. д.). Под культурой он понимает «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями».

Рокайль – орнамент в виде раковины, характерный для европейского искусства начала 18 в.; то же, что и рококо.

Рококо – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале 18 века и особенно развившийся во Франции при Людовике 15; отличается изяществом форм и причудливой ассиметричной орнаментацией.

Романский стиль – художественный стиль эпохи Средневековья(10-12 век), отличается в архитектуре простотой, строгостью и массивностью.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Р. Содержит также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Религия (лат. religio - букв, «связь», святыня). По мнению верующих, связь человека с Богом составляет главную часть религии. О сущности религии нет единого мнения.

Ренессанс - период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от Средневековья к культуре Нового времени, эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности.

Реформация (лат. reformatio - преобразование) - широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее в основном антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католицизма.

Ритуал - формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.

Романтизм - художественный метод, состоящий в стремлении писателя противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией.

Русская идея - выдвинута религиозным философом В.С Соловьевым в 1887-1888 гг. для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского населения и будущности, путей соединения народов и преображения человечества.

Руссо Жан Жак (1712 – 1778) – французский философ, известный писатель своего времени, композитор, один из главных представителей эпохи Просвещения. Автор работ «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» и др. Руссо подчеркивал противоречивый характер человеческой культуры. Она делает жизнь людей более комфортной, но одновременно создает новые проблемы, которые не знал первобытный человек, живший в «естественном состоянии», в гармонии с природой (отсюда призыв Руссо «вернуться к природе»). Его учение оказало влияние на культуру 19 – 20 –го века.

Сакральный - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый.

Самоидtynbabrfwbz культуры – определение культурой себя посредством собственных традиций.

Сансара – понятие индийской философии и культуры, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело.

Северное Возрождение – художественная культура в Нидерландах, Германии, Франции эпохи Возрождения.

Сентиментализм – европейское литературное направление конца 18 – начала 19 века, культивировавшее, в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника и т. д.), противопоставленного испорченным аристократам.

Секуляризация (от лат. «saecularis» - «мирской, светский») – обращение государством церковной собственности в светскую; процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации.

Симбиоз в культуре – процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу, что нередко сопровождается взаимным недоверием и конфликтами.

Символизм – антинатуралистическое течение в европейской и русской культуре конца 19 – начала 20 века.

Симулякр (от франц. «simulacra» - «подобие, видимость, призрак») – одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца 20 –го века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж. Бодрийяр. Симулякр – образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Бодрийяр неоднозначно оценивает преобладание симулякров в современной культуре: их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией.

Синкретизм – нерасчлененность, отражающая неразвитое состояние какого – либо явления, его изначальную целостность.

Системный подход в науке (от греч. «systema» - «целое, составленное из частей; соединение») – один из главных методов научного исследования. В его основе лежит изучение множества объектов как системы, образуемый из различных элементов, связанных определенными типами связей и образующий единое целое. Системный подход позволяет познавать закономерности существования и развития природных и культурных явлений и практически использовать их в интересах людей.

Синтез (в культурологии) – термин, объсняющий источник культурной динамики: взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение; стиль, направление или модель социокультурного механизма, отличающиеся от своих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание и ли форму.

Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему- либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

Семиотика (гр. semeotike - знак, признак) - дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных; с ней тесно связаны информатика и кибернетика.

Символ культурный – условный вещественный опознавательный знак, для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Такими С.К. народа выступают практически любые предметы и вещи, при родные процессы, животные и растения; сказочные, мифологические существа(сфинкс, дракон. домовой и др.). большинство С.К. многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Синергетика (гр. synergia - содействие) - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе.

 

Сравнительная и структурная лингвистика – основные направления в науке о языке в 19- 20 вв. Сравнительно – историческое языкознание19 – го века(Ф.Бопп, Р.К.Раск, В. фон Гумбольд и др.) установило определенные отношения между родственными языками, изучило их эволюцию, начиная с эпохи общего происхождения какой – либо группы языков (например, индоевропейских). Структурная лингвистика 20 –го века (Р.Якобсон, А.Мартине, Э.Бенвенист и др.) исследовала язык как систему знаков с четко выделяемыми и математически описываемыми структурными элементами. Достижения сравнительной и структурной лингвистики оказали огромное влияние на развитие современных культурологических знаний.

Сравнительные, или компаративные, исследования (от лат. «comparativus» -

«сравнительные, сопоставляемые») – один из фундаментальных методов научной работы, применяемый как в науках о природе, так и в науках о культуре.

В его основе лежит сравнение – познавательная операция, позваляющая выявить сходства и различия объектов, устанавливать их возможные отношения,

Классифицировать различные типы объектов и т. д.

Срединная культура – культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающую единство и целостность его духовной жизни. В рамках С.К. формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.

Соловьев Сергей Михайлович(1820 – 1879) – великий русский историк, автор «Истории России с древнейших времен», многочисленных научных и научно – популярных работ по истории России, преподаватель, а затем ректор Московского университета, представитель русского западничества 19 – го века. Испытал влияние идей Гегеля, создал собственную концепцию истории цивилизаций. В формировании каждой цивилизации выделял важнейшие факторы: географические условия, этнографические особенности (характер племени), исторические обстоятельства существования цивилизации и религиозные верования.

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – один из крупнейших социологов 20 – го века, сторонник теории циклического развития социокультурных систем. Входил в руководство партии эсеров, в 1922 году выслан из СССР. Работы: «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика» и др.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Социум – большая, устойчива социальная общность, выступающая как социальная система; пространство взаимодействия социальных общностей.

Стиль - совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора, проявляющихся как в темах, идеях, так и в изобразительно-выразительных средствах приемах и технической обработке материала.

Структурализм – наиболее значительное направление в гуманитарных науках на Западе во второй половине 20 –го века. Возник на базе достижений лингвистики, психологии, антропологии, социологии, истории культуры. Общим для представителей структурализма можно считать стремление выявитьво всем многообразии культурных форм структуру – систему отношений между элементами целого, сохраняющую устойчивость при различных изменениях и преобразованиях. Разработанные структуралистами методы изучения структур позволили им прийти к новым, иногда весьма необычным обобщениям историко – культурного материала, открыть новые точки зрения на историю и современное состояние человеческой культуры. Крупнейшими представителями структурализма считаются: К. Леви – Стросс, Р. Барт, Ж.Лакан, М.Фуко. После 1968 г. Структурализм постепенно трансформируется в постструктурализм.

Стоицизм – направление древнегреческой этики, основанное Зеноном из Китиона ок.300 г. до н. э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно С., задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения - бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

Субкультура - совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-л. социальной группой.

Сублимация (лат. sublimare - возносить) - процесс преобразования и переключения психической энергии эффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Схоластика (от лат. «schola» - «школа») – школьная наука, школьное движение в период западно-христианского средневековья; средневековая религиозная философия 11 -14 вв. С. Выдвигает на первое место авторитет Святого Писания, постановлений Вселенских соборов, творений отцов церкви. К 15 веку в связи с развитием естествознания приходит в состояние упадка.

Сциентизм (от лат. «scientia» - «наука») – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейно жизни общества.

Сюрреализм – модернистское направление в искусстве 20 – го века, ставившее своей целью отражение сверхреальных, алогичных связей реального мира, существующих только в подсознании человека.

Табу - в доклассовом обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых, по суеверным представлениям древних людей, карается сверхъестественными силами.

Тайлор Эдуард Бернетт (1832 – 1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры и религии. Явился, вместе с Г.Спенсером, одним из основоположников эволюционистской школы в изучении истории культуры и в этнографии. Историю культуры Тайлор рассматривал как процесс поступательного развития, совершенствования различных форм культуры. Развитие религии (иудаизм, христианство, ислам и т. д) Тайлор считал результатом эволюции, начавшейся с первобытного религиозного анимизма(от лат. «аnima» - «душа») – веры в существование душ и духов как чего – то отличного от тела.

Ташизм – разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками, которая выражает бессознательную активность художника.

Теодицея (от греч. «theos» - «Бог» и «dike» - «справедливость») – в религиозной культуре философско – богословская теория, цель которой – снять с Бога ответственность за существование зла на земле, а также согласовать наличие зла с представлением о Боге как абсолютном добре. При этом зло либо не признается, либо рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

Теория официально народности – правительственная идеология в период царствования Николая 1, выражавшая консервативные охранительные тенденции. Автором этой теории был министр просвещения граф С. Уваров. Основные принципы теории официальной народности – православие как глубокая религиозность русского народа, самодержавие как естественная и единственно возможная форма правления в России, народность как добровольное единение царя и народа.

Типология – метод научного познания в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений. идеализированной модели или типа. Т. опирается на выявления сходства и различия изученных объектов, на поиск и идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы. Выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889 – 1975) – английский историк и социолог, сторонник цивилизационного направления в изучении истории культуры. Главный труд: «Исследование истории». Ученый показал своеобразие, закономерности и стадии развития всех известных науке цивилизаций. Тойнби насчитывал их сначала 21, а затем сократил до 13 – ти. Ввел ряд понятий: «творческое меньшинство», «внутренний и внешний пролетариат», теория «вызова» и «ответа».

Толерантность – терпимость индивида, группы к нормам и ценностям другой культуры.

Тоталитарная культура – комплекс элементов сознания, поведения, функционирования политических институтов, направленных на полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности, сопровождающийся репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Тотем – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служила объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким – либо тотемом.

Трансцендентный – находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира.

Триптих – складная икона с тремя створками; три картины, объединенные одной идеей, темой и сюжетом.

Триумфальная арка – архитектурное сооружение с одним или несколькими пролетами для украшения улицы, дороги, площади; возникла в Древнем Риме для увековечения триумфа полководца, императора и т. д.

Трубадуры – в средневековой культуре – провансальские поэты – певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890 – 1938) – языковед, философ, один из лидеров евразийского движения. В годы революции преподавал в Ростовском университете. С 1919 года в эмиграции. Русскую культуру Трубецкой представлял как «симфоническое» единство «множественной нации Евразии».

Труверы – средневековые поэты – певцы северной Франции, культивировавшие жанр эпических песнопений.

Теология - систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека; включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д.

Телесная культура – термин, применяемый в современной культурологии для обозначения процесса создании в обществе здорового, полноценного физически и умственно поколения. Особенность Т.К. состоит в том, что она рассматривает и обобщает, а затем выдает рекомендации по рождению здоровых детей, их физическому совершенствованию, нравственному и интеллектуальному воспитанию.

Уайт Лесли Алвин (1900 – 1975) – американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Сделал широко известным среди ученых – гуманитариев термин «культурология». Уайт рассматривал культуру как сложную и постоянно изменяющуюся систему, развитие которой происходит за счет накопления и использования энергии. Выделил и описал технологическую, социальную и идеологическую подсистемы культуры. Изучение проблем развития культуры привело Уайта к попытке возродить некоторые идеи эволюционизма 19 –го века. Уайт стал создателем нового направления в культурантропологии - неоэволюционизма (школы Уайта).

Универсалии культуры (от лат. «universalis» - «общий», «всеобщий») – общечеловеческие представления культурного опыта и деятельности, символически отраженные в образной памяти, мировоззренческих конструкциях, языке, искусстве. Универсалии культуры являются вечными постоянными человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира.

Универсалии культурные – исторически обусловленная система категорий и способов осмысления мира.

Урбанизм (от лат. «urbanus» - «городской») – направление в искусстве, воспевающее жизнь большого промышленного, торгового города, поэтизирующее машинную цивилизацию.

Утилитаризм – узкий практицизм, стремление извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии.

Фетиш – неодушевленный предмет, который, по представлению верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения.

Феодализм - тип социально – экономической системы (в марксизме – формация), для которой характерны аграрный, натуральный тип экономики, сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей с помощью внешнеэкономического принуждениям мелким крестьянским хозяйствам, сословно – корпоративная организация общества, господство религиозных ценностей и структур.

Фетишизм (фр. fetiche - идол, талисман) - культ неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей - амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

«Философия жизни» - условное название для ряда филосософских учений, существовавших в конце 19 – го – первой половине 20 –го веков. К представителям «философии жизни» обычно причисляются В.Дильтей, Г. Зиммель, Ф.Ницше, О. Шпенглер, А.Бергсон, Л. Клагес, Х. Ортега - и - Гассет – мыслители, никогода не составлявшие единой научной школы, которых объединяет лишь наличие сходных идей и тенденций. Среди них - идея о порождении культуры иррациональным потоком «жизни», вошло в «золотой фонд» философии культуры и культурологи.

Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937) – ученый, философ, богослов. Основной своей задачей считал осуществление синтеза религиозной и светской культуры, учения Церкви и научно – философского мировоззрения с искусством. Искал пути к цельному мировоззрению, основанному на гармонии веры и разума, философии и богословия, искусства и науки. В 20 – е годы принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО. В 1933г. был репрессирован.

Фольклор – произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и т. д.)

Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860) – русский философ, богослов, публицист, общественный деятель, поэт и драматург, один из основателей и вождей славянофильства, автор (или соавтор) всех его основных идей. В своем самом значительном произведении, Записка о всемирной систории», возводил все религии и культуры к двум началам: «кушитскому» (культ необходимости, религиозный магизм) и «иранскому» (культ свободы, личностное начало). Объединение людей вокруг каких – либо культурных ценностей или идей Хомяков объяснял присущим человеку чувством «соборности» (общинности), которое, однако, не уничтожает человеческую свободу.

Формализм – искусствоведческое направление в 19 – 20 вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры; совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (кубизм, футуризм, дадаизм и др.).

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский врач – психиатр, философ, основоположник психоанализа. Обосновал метод исследования бессознательного, а также конфликт между сознательным и бессознательным. Культура, по Ф., имеет двоякое значение: с одной стороны, она налагает запреты на подсознательное влечение человека и создает механизмы охраны этих запретов; с другой – средствами искусства, религии и т. п. смягчает тяжесть этих запретов, порождая определенные компенсаторные иллюзии.

Ф реска – живопись на сырой штукатурке водяными красками.

Фронтальность – в скульптуре и живописи – построение человеческой фигуры, при котором обязательно обращение ее лицом к зрителю, в фас, с соблюдением симметрии в расположении частей тела.

Фрэзер Джеймс Джордж (1854 -1941) – британский этнограф и историк религии. Шотландец по происхождению, профессор Кембриджского университета. Фрэзер создал множество научных трудов, написанных с блестящим литературным талантом. Среди них выделяется многотомное религиоведческое исследование «Золотая ветвь», в котором изучены (на примерах религий самых различных народов) религиозные запреты (табу), тотемизм и магические представления. Фрэзер был сторонником эволюционной теории развития культуры, основными этапами эволюции которой он считал магию, религию и науку.

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность, значение и возможные перспективы развития культуры. Самостоятельное направление в философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т.д.

Функционализм (лат. Junction - исполнение, совершение) - направление в архитектуре XX в, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производительным и бытовым процессам.

Фуко Мишель Поль (1926 – 1984) – французский философ и историк культуры, один из самых значительных и оригинальных представителей структурализма и постструктурализма. Автор работ: «Слова и вещи: Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Надзор и наказание», «История сексуальности» и др. На материале из истории европейской культуры (эпохи Античности, Возрождения, Просвещения, 19 – 20 вв.) проследил развитие феноменов знания (соотношение слов и вещей), власти знания (власти врача, судьи, учителя, отца), сексуальности (понимаемой как самореализации человека.)

Функция(лат. Function – исполнение, совершение) – такое отношение двух (или более) объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого. Это внешнее проявление свойств какого – либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т. д.

Футуризм – авангардистское течение в итальянском и русском искусстве 10 – 20-х годов 20 – го века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 – го века.

Футурология – (от лат. «futurum» - «будущее» и …логия) – совокупность представлений о будущем человечества; «философия будущего». Термин ввел немецкий социолог О. Флехтхейм. Ф.рассматривает как перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (наука, культура, экономика, политика и т. д.).

Халифат – арабское теократическое государство.

Харизма – исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая другими людьми как сверхъестественная сила, недоступная им.

Художественная культура - выражает способность человека образно отражать и моделировать мир. На основе образного моделирования действительности формируется искусство как универсальная образная модель мира.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) – мыслитель и публицист. Был близок декабристам, не разделял их политического радикализма. Чаадаева принято относить к западникам, однако идеи о высокой общественно – исторической миссии России сближают его со славянофилами. За публикацию первого из «Философических писем» был объявлен сумашедшим.

Четверик – в древнерусском храме – ярус, имеющий в плане четырехугольник.

Чинквиченто – итальянское название 16 века, периода Высокого Возрождения.

Цивилизация (лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры; 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством

Цицерон Марк Тулий (106 г. до н.э. – 43г.до н. э.) – римский оратор, писатель, философ, государственный деятель эпохи гражданских войн, похоронивших Римскую республику (в ходе одной из этих войн он был убит). Цицерон является одним из классиков древней латинской лтературы, главным создателем латинской терминологии, в том числе философской. В этом отношении влияние его многочисленных философских трудов («О природе богов», «Учение академиков», «О судьбе», «Тускуланские беседы» и т.д.) сказывается и поныне, поскольку латинская терминология легла в основу современной интернациональной терминологии. Слово «культура» Цицерон стал употреблять применительно к образованности, воспитанности человека.

 

Шедевр (фр. chef-d"oeuvre) - 1) первоначально - образцовое изделие, которое должен был представить средневековый ремесленник для получения звания мастера; 2) позднее шедевр - произведение, являющееся высшим достижением культуры (искусства).

Шариат – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

«Эдипов комплекс» - одно из центральных понятий психоанализа З. Фрейда. Означает совокупность чувств ребенка – мальчика (а затем и взрослого человека), в основе которой лежит влечение к матери и враждебность к отцу. Оба чувства в процессе воспитания подвергаются «вытеснению» в область бессознательного, но никогда не исчезают полностью. С «эдиповым комплексом» Фрейда связывал не только причины психических расстройств, но и происхождении религии, морали, искусства, общественной организации, то есть придавал этому явлению универсальное значение. Учение об «эдиповом комплексе» произвело большое впечатление на людей искусства (например, на сюрреалистов), но подверглось жестокой критике со стороны ученых, среди которых были последователи и самого Фрейда.

Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий историк культуры и культуролог, близкий идеям «философия жизни» (особенно Ф.Ницше), один из главных представителей цивилизационного подхода в культурологи. В конце 10 –х – начале 20 – х гг. 20- го века выпускает ряд работ, сделавших его необычайно популярным: «Закат Европы», «Пруссачество и социализм» и др.

Эклектизм – механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.