Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины 2 страница




Инициация (от лат. «initiation» - «совершение таинств, посвящение») – универсально распространенная в традиционной культуре система обычаев, связанная с переходом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Этот процесс сопровождался мучительными испытаниями и операциями (обрезание, выбивание зубов, рубцевание,татуировка), посвящением в тайны и мифы данного племени.

Иррационализм (от лат. «irratio»озарение», воображение» - «неразумный») – течение в философии. И.ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечно иррациональное – находяшееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, противостоящее рациональному мышлению. Выдвигает на первый план волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Карма – в индуизме и буддизме – общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.

Кассирер Эрнст(1874 – 1945) – нем.философ, представитель марбургской школы неокантианства; создатель оригинальной философии культуры. К. полагал, что разнообразные сферы культуры, называемые им «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Согласно концепции К., способность создавать символические образы, а не разум делает человека человеком в высшем значении этого слова.

Катарсис – очищение, эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедийного жанра (по Аристотелю, цель трагедии совершить катарсис души, «очищение от страстей» «возбуждением сострадания и страха»).

Католицизм (от греч. «katholikos» - «всеобщий, вселенский») – одно из основных и наиболее многочисленных направлений в христианстве. Для католицизма характерны строго централизованная организация во главе с папой Римским, пышный централизованный культ, сильно развитый культ Богоматери, догмат о чистилище, где души могут очищаться для рая, догмат об исхождении святого духа не только от Бога – отца, но и от Бога – сына, установленияе безбрачия духовенства и т. д.

Клакхон Клайд (1905 – 1960) – американский антрополог, исследовал культуру индейской народности навахо. Важнейшими темами теоретических работ Клакхона были проблемы взаимоотношения культуры и личности, культурной стандартизации человеческого поведения и культурных ценностей. При формировании личности культурой процессы воспитания считал основополагающими. Ввел термин «культурализация» как наиболее точно отражающий процесс приобщения человека к культуре.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

Культурная коммуникация - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость знания.

Культурная норма - правило, точное предписание, образец в области каких-л. действий или создания каких-л. предметов, вещей. Большинство К.н. существуют и оказывают определенное действие на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определенной культурной традицией.

Культурные традиции (лат. traditio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы. К.

Т. означает устоявшийся порядок, неписанный закон в поведении и быту, обычаи.

Культурогенез - учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Культурный релятивизм – признание относительности всех культурных ценностей, идея о том, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и поэтому заслуживает не только изучения, но и сохранения как мировой памятник. Согласно К.Р.культура может быть понятна только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте.

Консерватизм – идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной жизни, моральных ценностей общества.

Контекст (греч. contextus - тесная связь, соединение, согласование) - общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура – понятие, применяемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих основным принципам конкретной культуры. Также этим термином обозначается молодежная субкультура 60 – 70 - х гг. 20 –го в., для которой характерно критически – негативное отношение к современной буржуазной культуре и отрицание ее норм и ценностей. Контркультура как форма протеста молодежи против идеалов и стандартов потребительского общества, массовой культуры выражается в движении различных по идейно – политической ориентации групп («новые левые», хиппи, битники) и принимает разные формы – от пассивных до экстремистских, демократизм часто сочетается с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками.

Конформизм – социально – психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивная, приспособительное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособленчества, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образу, обладающему наибольшей силой давления.

Концепция – (от лат. «conceptio») – «понимание, система») – определенный способ понимания, система взглядов на какие – либо явления, основная идея, точка зрения.

Код культуры – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Космизм (греч. Kosmos - Вселенная) - представление о единстве окружающего мира и человека, о его включенности в Природу. Это интеллектуальное течение в русской культуре представляли: Н.Ф. Фёдоров, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаирового Н.А. Бердяев, Ф.И. Тютчев, Н.К. Рерих и др.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально – политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Когнитивный (от лат. «cognitio» - «знание, познание») – познаваемый, относящийся к познанию, изучающий процессы познания. Существует когнитивная психология (исследует психологические механизмы познания), когнитивная философия (философские проблемы познания), когнитивная антропология (общие проблемы познания человеком реальности), когнитивная культурантропология (познание как функция культуры, познаниев рамках той или иной культуры).

Культ личности - почитание, преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличение.

Культурная адаптация - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географических и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта.

Культурная антропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, социологических, лингвистических, этнографических и психологических сравнительных исследований.

Культурная перцепция – восприятие традиций и ценностей другой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры. Который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Формы К.П.: ксенофобия, шовинизм, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.

Локальные типы культур – замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типами культур.

Леви – Стросс Клод – французский этнограф, социолог и философ, один из главных представителей структурализма. Исследовал культуру индейских племен бассейна р. Амазонки (Бразилия). В сфере научных интересов Леви – Стросса – социальные и культурные отношения, мифология и искусство индейских племен, теории культурантропологии, структура человеческого мышления в разные эпохи и у разных народов, отношения между «цивилизованными» и «примитивными» народами в современном мире. Среди основных трудов Леви – Стросса: «Печальные тропики», «Структурная антропология».

Лубок – народная картинка, вид народного творчества. Изображение отличается простотой и доступностью образов, часто применяются надписи. Выполняется в технике гравюры, дополняется раскраской от руки.

Люмпены – дословно: «люди в лохмотьях» - социальное дно общества. Люмпены имеют предельно низкий социальный статус, не могут и не хотят его повысить за счет собственных усилий.

Магия (лат. magia < rp.mageia - чародейство) - волшебство, колдовство, таинство, обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Магия является составной частью религиозных культов.

Малиновский Бронислав Каспер 1884 – 1942) – британский этнограф и социолог, один из основателнй функциональной школы в социологии и культурантропологии. Проводил полевые исследования культур аборигенов о. Новая Гвинея и архипелага Меланезия, позднее занимался разработкой теории социально – культурных систем, причинно – следственных и функциональных (отражающих отношения части и целого) объяснений социальных и культурных явлений.

Маргинальность – ситуация, когда индивид чувствует, что находится между двумя культурами или социальными сферами, с присущим им образом жизни. В маргинальном, или промежуточном, состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность.

Матриархат – форма общественного устройства, характеризующаяся доминирующим положением женщины, матрилокальностью или дислокальностью поселений. Существовал в основном на стадии раннего периода первобытного строя, у некоторых народов предшествовал патриархату; иногда сохранялся в период перехода от родового строя к массовому обществу.

Массовая культура - явление культуры XX века, порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей.

Маньеризм – течение в западноевропейском искусстве 16 века, отразившее кризис гуманистической эпохи Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма – субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы.

Маринист – художник, изображающий морские волны.

Мейстерзингеры – в Германии 14 – 16 века – члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

Метафора – употребление слов в переносном значении.

Мем - (сокр. от греч.» mneme» - «память») -

культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы – это аналоги биологического генотипа. Мем – это идеи, которые мутируют и наследуются, подобно генам, а распространяются, подобно вирусам.

Меметика – наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом сообществе. Меметика до сих пор не развилась в точную науку: ей не хватает формализации, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез.

Мид Маргарет (1901 – 1942) – американский этнограф, антрополог, общественный деятель. Ученица Ф. Боаса. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных и современных обществах, детскую психологию с позиций так называемой этнопсихологической школы, проблему культуры и личности, типы национального характера.

Миннезингеры – поэты – певцы при германских дворах 12-13 века, перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

Мистерия – тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

Мистицизм - учение, убеждение, понятие или наклонность к таинственному толкованию и обрядам веры.

Модерн – стиль в европейском искусстве конца 19 – начала 20 – го века, противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине 19 века нетворческому воспроизведению стилей прошлого.

Модернизм – совокупность относительно самостоятельных художественных течений 20 – го века, общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства.

Морфология культуры - одна из основных наук о культуре; предмет исследования - изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека.

Мифология - форма общественного сознания, изображения природы, всего мира как населенных живыми существами с присущими им магическими, чудесными и фантастическими свойствами как средство самовыражения человека.

Мифологема – сознательное заимствование мифологических мотивов и перенесение их в мир современной духовной культуры.

Модернизация - вещественно или нравственно возведение качественно на высшую степень; достижение высшей степени качества; усовершенствование, улучшение чего-л.

Мозаика – вид монументального изобразительного искусства, в котором произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней, керамических плиток.

Морган Льюис Генри (1818 – 1881), великий американский этнограф, историк первобытного общества, исследователь культуры индейского племени ирокезов. Один из главных представителей эволюционизма в культурантропологии. В своем главном труде «Древнее общество» нарисовал целостную картину эволюции семейных, общественных, экономических, культурных отношений, выделил периоды в развитии первобытного общества, ввел или уточнил ряд важнейших понятий.

Монументальное искусство – род пластического искусства, охватывающий памятники, монументы, элементы убранства зданий.

Монотеизм – (от греч. «monos» - «единственный» и «theos» - «Бог») – учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическоми в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство.

Музы – в греческой мифологии богини искусств и науки.

Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных групп соответствующего общества.

Национальный характер – понятие, используемое для описания устойчивых личностных особенностей, общих черт, характерных для членов определенной национальной или этнической группы.

Ницше Фридрих Вильгельм (1844 – 1900) – немецкий философ, талантливый писатель, поэт, музыкант. Наиболее известные работы «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). В трудах Ницше множество плодотворных идей культурологических идей, в том числе учение об аполлонийском и дионисийском началах в культуре, анализ нигилизма, мысль о «переоценке всех ценностей» и т.д. Творчество Ницше оказало влияние на многих философов, культурологов, деятелей искусства 20 –го веков.; отдельные его идеи были заимствованы идеологией немецкого национал – социализма.

Неокантианство одно из самых авторитетных направлений в европей ской философии второй половины 19 –го - первой трети 20 –го вв. Его представители занимались весьма широким кругом проблем, среди которых особое значение приобрели вопросы теории познания и философии культуры. Крупнейшие представители: Г.Коген, П.Наторп, Э. Коссирер (марбургская школа неокантианства), В.Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк (баденская школа неокантианства). В начале 20 –го века идеи неокантианства имели много последователей в России (А.И.Введенский, С.И.Гессен, И.И. Лапшин и др.), они повлияли на творчество А. Белого, Б. Пастернака и других деятелей искусства серебряного» века русской культуры.

Неолитическая революция – самый крупный по времени (продолжается около 3 тыс. лет) и последствиям переход от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. То есть исторический переход от присваивающего труда к производящему. Н.р. сопровождалась доместикацией (приручение животных) и окультуривание диких растений. Привела к появлению классов, городов, письменности и цивилизации. Термин ввел английский археолог В. Чайлд.

Нигилизм – полное отрицание всех общепризнанных культурных идеалов, ценностей, моральных норм. Ф. Ницше в термин «нигилизм» вкладывал следующий смысл: нет ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Наибольшее распространение нигилизм получает в кризисные эпохи развития общества.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Нонконформизм – инакомыслие, несогласие с установившейся идеологической или нравственной доктриной государства. Неприятие господствующего порядка, господствующих общественных мнений. Стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом, бунтарство.

Натурализм – направление в искусстве второй половины 19 – го века, возникшее на основе неприятия художественных идеалов романтизма реализма, требовавшее тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально – биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличии от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

Неоимпрессионизм – течение живописи, возникшее во Франции около 1885 года, придав живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

Нирвана – в буддизме – достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей, при котором душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

Ню – изображение обнаженного тела в изобразительном искусстве.

Обмирщение – формирование мирской, светской культуры, свободной от религиозного влияния. Процесс обмирщения культуры начинается в Европе в эпоху Возрождения (15 – 16 вв.), в России в17в. Основные предпосылки обмирщения – развитие научных знаний, производства и торговли.

Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности.

Ода – стихотворение в честь какого – либо важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

Органицизм (органичности принцип) в гуманитарных науках – направление в научных исследованиях, которое кладет в основу объяснения социальных и культурных явлений понятия организма, органической целостности, организации, в той или иной степени уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов. Органицистские тенденции, широкое использование органических образов характерно для многих философов эпохи Просвещения, русских славянофилов 19 – го века., представителей цивилизационного подхода в культурологи. Чрезмерное применение органических моделей не раз подвергалось заслуженной критике, однако они доказали свою продуктивность и необходимость, не только в науках о культуре,но и в кибернетике, общей теории систем и других областях научного знания.

Ордер – система разработанных в античной архитектуре стоечно – балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей – колонн, столбов и пилястр – и горизонтальных несомых частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

Ортодокс, ортодоксальный (греч. «orthodoxos» - «правоверный») – неуклонно придерживающийся определенного убеждения, направления, учения, ярый приверженец какой – либо религии.

Орхестра – в древнегреческом театре – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

«Открытое общество» - понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждения всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). «Открытому» типу общества противопоставляется общество «закрытое,», в котором личность подавлена коллективом, деспотичная власть жестока подавляет любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и террора. Данное понятие создано А.Бергсоном («Два источника морали и религии», 1932г.) и К. Поппером («Открытое общество и его враги», 1945г.), широко использовалось на Западе во второй половине 20 – го века.

Обряд - формализованное поведение или действие, и имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Обыденная культура - принятая, вошедшая в обычай, обыкновенная, всегда бывающая, не особенная культура.

Пагода – буддийский ил индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни.

Палаццо – дворец или особняк, в особенности применительно к итальянской архитектуре.

Панагия – небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви и являющаяся знаком их сана.

Панегирик – речь, восхваляющая подвиги героя.

Пантеон – у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

Парадигма (гр. paradeigma - пример) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Пастель – мягкие цветные карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами.

Пастораль – форма поэзии, описывающая мирных, часто любовных сцен пастушеской жизни.

Периптер – здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой.

Пластическое искусство – ваяние, скульптура; искусство телодвижений.

Пленэр – живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передачи естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

Племя – этническая общность людей, присущая традиционному обществу и характеризующаяся кровнородственными связями между людьми. П, формируется на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Плюрализм – (как культурологический принцип) – от лат. «pluralis» - «множественный» - методологический принцип, суть которого состоит в признании существования, не сводимого к какому – либо единству множества различных и равноценных культур. Данная позиция противостоит теориям единой, универсальной общечеловеческой культуры (цивилизации).

Полифония – вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодичных линий.

Полихромия – многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве.

Портал – архитектурно выделанный на фасаде вход в здание.

Партикулярный - частный, гражданский; неофициальный, неслужебный, не форменный.

Полис – город – государство в Древней Греции. П. представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность.

Постимпрессионизм – условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже 19 – 20 века, возникших как реакция на импрессионизм,; сохраняя чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты стремились, в отличие от импрессионистов, создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

Постструктуризм – течение современной мысли, пришедшее в 1970 – 1980 гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралические исследования отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония и.т. К числу постструктуралистов относят (условно) Ж.Деррида, Ж. Делеза, Ф. Лиотара и др.; примыкает к данному направлению и группа российских философов (В. Подорога, М. Ямпольский и др.)

«Потерянное поколение» - определение поколения писателей, дебютировавших после первой мировой войны, в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации, утрата просветительских идеалов, ощущение трагизма и пессимизма, обостренные опытом войны. Представители Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф.С. Фицджеральд.

Прерафаэлиты – английская школа живописи середины 19 – го века, стремившаяся подражать итальянскому искусству Раннего Возрождения.

Примитивизм – в искусстве – подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.

Притча – назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории.

Производство – процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существование людей. Материальное производство включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или труд; 2)

Предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так подвергшиеся обработке; 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда. Под П. в более широком смысле понимают всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу П. «самого человека» (семья, вся система воспитания и образования человека, мдицинского обслуживания.

Пропилеи – монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например, в древнегреческой архитектуре – вход в Афинский акрополь.

Проторенессанс – период истории итальянской культуры 13- начала14 – го века.

Псалтырь - одна из книг Библии (Ветхий завет), состоящая из 150 псалмов.

Постмодернизм - совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившееся в конце 60-х гг. Воспринимается как принципиально новое, претендующее на современнейшее состояние культуры.

Православие -одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения в 1054 г. на западную и восточную церкви.

 

Просвещение - политическая идеология, философия и культура, прогрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества.Течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Оно содействовало развитию любого рода рационализма – развитию естествознания, идеям гуманизма, равенства всех людей перед законом, освобождению человека от несправедливых уз, навязанных государством или обществом.

 

Протестантизм – одно из направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием), возникшее в результате Реформации в 16 -17 вв., проходившей под лозунгом исправления католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли церкви между человеком и Богом. Для П. характерны принципы спасения верой, священства всех верующих, исключительный авторитет Библии, демократизация и обмирщение церкви. Основные течения и религиозные объединения в протестантизме – лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, квакеры, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.