Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример оценки взаимосвязи элементов системы управления трудовым потенциалом




ПРИМЕР АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Проведем анализ рентабельности персонала НГДУ «Иркеннефть» за 2002-2004 г.г., используя для этого формулы 23, 28-31. Данные для факторного анализа рентабельности персонала представлены в таблице 1.8.2.2.

По данным представленным в таблице 1.8.2.2 видно, что в 2003 году прибыль на одного работника по сравнению с 2002 годом снизилась на 782 т.руб. за счет снижения рентабельности продаж на 805 т.руб., увеличения производительности труда на 23 т.руб.:

-рентабельности продаж: (0,102-0,383) × 1 × 2867 = - 805 т.руб.

-доли выручки в стоимости товарной продукции: (1 - 1) × 0,102 × 2867=0

-производительности труда: (3088-2867) × 0,102 × 1 = 23 т.руб.

____________________

-782 т.руб.

В 2004 году прибыль на одного работника по сравнению с 2003 годом увеличилась на 1300 т.руб. за счет увеличения рентабельности продаж и производительности труда на 822 т.руб. и 478 т.руб. соответственно:

-рентабельности продаж: (0,369-0,102) × 1 × 3088 = 822 т.руб.

-доли выручки в стоимости товарной продукции: (1 - 1) × 0,369 × 3080=0

-производительности труда: (4385-3088) × 0,369 × 1 = 478 т.руб.

____________________

1300 т.руб.

Таблица 3.3.1

Данные для факторного анализа рентабельности промышленно-производственного персонала НГДУ «Иркеннефть» за 2002-2004 г.г.

 

  № п/п Наименование показателей Ед. изм. 2002 год 2003 год 2004 год Отклоне-ние 2003 г. к 2002 г. Отклоне-ние 2004 г. к 2003 г. Отклоне-ние 2004 г. к 2002 г.  
    Прибыль от реализации продукции т.руб.       -812067        
  Среднесписочная численность рабочих ППП чел.                
  Выручка от реализации продукции т.руб.                
  Товарная продукция т.руб.                
  Удельный вес выручки в стоимости товарной продукции %                
  Прибыль на одного работника т.руб.       -782        
   
  Рентабельность продаж % 38,3 10,2 36,9 -28,1 26,6 -1,5    
  Среднегодовая выработка работника в действующих ценах отчетного периода т.руб.                
                                                           

В 2004 году прибыль на одного работника по сравнению с 2002 годом увеличилась на 518 тыс. рублей за увеличения производительности труда на 560 т.руб. и снижения рентабельности продаж на 42 т.руб.:

-рентабельности продаж: (0,369-0,383) × 1 × 2867 = - 42 т.руб.

-доли выручки в стоимости товарной продукции: (1 - 1) × 0,369 × 2867=0

-производительности труда: (4385-2867) × 0,369 × 1 = 560 т.руб.

____________________

518 т.руб.

Таким образом, в результате проведенного анализа рентабельности промышленно-производственного персонала НГДУ «Иркеннефть» за 2002-2004 г.г. следует, что резерв повышения эффективности использования трудовых ресурсов в 2003 году можно расценивать как неиспользованный. В 2004 году ситуация изменилась, то есть прибыль на одного работника по сравнению предыдущим периодом возросла. В целом, за период 2002-2004 г.г. прибыль на одного работника увеличилась.

При изучении системы управления трудовым потенциалом НГДУ «Ямашнефть» было выявлено существование отдельных ее элементов, а именно: курсы повышения квалификации организуются для всех категорий работников управления; в качестве оценки персонала используется аттестация, которая позволяет определить соответ­ствие работника занимаемой должности (способствуя правильному подбору и расстановке кадров), выявлять конкретные недостатки в работе, а также обусловли­вает принятие мер морального и материального поощре­ния.

Согласно данным проведенного анализа (приложение 3) за исследуемый период 2004-2005гг. наблюдается увеличение затрат на обучение персонала на 379375 рублей (20,8%) при снижении общего числа обученных работников на 13,32%, что в абсолютном выражении составляет 413 чел. Причем увеличиваются затраты на обучение инженерно-технических работников на 7,2% (115,03 тыс. руб.) при снижении количества обучаемых на 61,65%. Увеличение затрат на обучение рабочих кадров на 120,6%, что в абсолютном выражении составляет 264,745 тыс. руб., обусловливается увеличением количества обученных на 48,9% (45 чел.) и ростом цен.

В 2005г. средства, затраченные на обучение персонала, распределились так: на обучение инженерно-технических работников затрачено 78,01% всех выделенных средств, причем 74,67% направлены на курсы повышения квалификации, 2,67% израсходованы на обучение промышленной безопасности и 0,73% - охране труда; на обучение рабочих управления израсходовано 21,99% суммы выделенных средств, из них 12,24% затрачено на повышение их квалификации, 7,77% направлено на приобретение рабочими второй профессии и 1,98% - на новую подготовку.

Следует отметить, что доля затрат на обучение рабочих в 2005г. по отношению к 2004г. возросла на 9,95%, в том числе произошло увеличение долей затрат на повышение квалификации рабочих на 2,45% (затраты увеличились на 51,14%), на обучение второй профессии на 6,23% (затраты увеличились в 6,1 раза) и новую подготовку на 1,26% (затраты увеличились в 3,3 раза). Изменение доли затрат на обучение инженерно-технических работников произошло в сторону уменьшения на 9,95%, причем наблюдается увеличение доли затрат на повышение их квалификации на 19,5% (затраты увеличились на 44,4%) при снижении долей затрат на курсы по промышленной безопасности и охране труда соответственно на 18,97% и 3,17%.

В 2005г. наблюдается увеличение разрядов 17,3% (в абсолютном выражении 73 чел. из 422 чел.) работников по результатам обучения. Из всех рабочих, прошедших обучение, лишь 17,52% получили более высокий разряд, в том числе:

- за счет обучения на курсах повышения квалификации 14,46% (в абсолютном выражении 12 чел. из 83 чел.);

- из обученных второй профессии 16,67%, что в абсолютном выражении составляет 7 чел. из 42 чел.;

- из 12 человек, обученных впервые (прошли новую подготовку), повысили свой разряд 5 чел., т.е. 41,67%.

С увеличением численности рабочих, обучавшихся на курсах повышения квалификации, в 2005г. по отношению к 2004г. на 2,28% наблюдается рост доли работников, которым увеличили разряд по результатам обучения на курсах повышения квалификации, в этот период на 8,31%. Но данный показатель очень низкий и свидетельствует о слабой связи между обучением и увеличением оплаты труда рабочих НГДУ «Ямашнефть».

Для инженерно-технических работников увеличение оплаты труда возможно только по результатам проведения аттестации, причем их обучение (курсы повышения квалификации, курсы по промышленной безопасности охране труда, различные тренинги и семинары) осуществляется согласно Программы повышения квалификации специалистов НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть» ежегодно. Так, в 2005г. из 218чел., прошедших курсы повышения квалификации, 49 чел. 22,48% получили более высокий разряд, что в процентном соотношении составляет 22,48%.

Для рассмотрения взаимосвязи аттестации и оплаты труда, как элементов изучаемой системы управления трудовым потенциалом, обратимся к таблице 3.4.1:

Таблица 3.4.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.