Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должность. 1 страница




22.


R интерьере приемной командира дивизиона были две
примечательности: огромное зеркало и дубовые стулья
. высокими резными спинками.

Для военнослужащего зеркало — предмет необходимый.
Ппежде чем идти в следующую комнату, нужно тщательно
осмотреть свою внешность — одежду, знаки различия, снаря-
жение.

Адъютант, покачиваясь с носков на каблуки, ожидал,
пока мы займем места на стульях, а затем объявил, что
обязанности командира дивизиона исполняет его заместитель
по строевой части и что представляться нам — всем вместе.
После этого он опустился в кресло и занялся бумагами рас-
крытой на столе папки.

"Тишину нарушил звонок. Младший лейтенант поспешно
вышел из-за стола, открыл дверь и, взглянув высокомерно в
сторону наших стульев, щелкнул шпорами: «Вход свободен!
Не задерживаться...»

Из-за стола в глубине комнаты поднялся капитан, бело-
курый, среднего роста, экипированный точно так же, как
адъютант. Недоставало разве противогаза, он лежал в сумке
на тумбочке, рядом с зачехленным биноклем. Капитан Кор-
зинин, временно исполняющий обязанности командира
92-го ОАД, выслушал слова доклада, который полагается
произносить лейтенанту, прибывшему для прохождения
службы. Подошел к нашей шеренге, оглядел каждого.
В — Я и личный состав 92-го отдельного артиллерийского
дивизиона приветствуем ваше прибытие, товарищи лейтенан-
ты. Не хватает начальствующих лиц. В каждой батарее на
огневых взводах вместо предусмотренных штатом трех сред-
них командиров налицо только по одному... Обстоятельство,
препятствующее планомерному ходу боевой подготовки ар-
тиллерийской части, когда она не вышла еще из стадии ско-
лачивания подразделений. Конечно, вакантные места есть и
в интендантских службах — обозно-вещевой, продовольствен-
но-фуражной, артснабжения, авторемонтной, финансовой,
медицинской,— но с этим можно мириться. Обязанности на-
чальников тыловых служб исполняет писарский и складской.
персонал, и не случалось еще перебоев в материальном и
техническом снабжении строевых подразделений.

Капитан говорил о трудностях организационного поряд-
ка, чтобы подчеркнуть значение, которое он придавал при-
бытию пополнения.

Коснувшись советско-германского договора и последних
'сообщений в нашей печати, капитан стал излагать задачу,
которую решал дивизион, охарактеризовал силы и средства


Владимир-Волынского укрепленного района. В приграничной
зоне велось строительство фортификационных сооружений —
собственно, сам инженерный каркас обороны был еще далек
от завершения, но как тактическая система укрепленный
район уже выполнял отчасти свою функцию. Отдельные
узлы обороны связали воедино долговременные огневые точ-
ки. Обеспечивалось прикрытие наиболее важных операцион-
ных направлений. В промежутках между узлами обороны
действовали силы так называемого полевого заполнения
укрепрайона. Эту задачу выполняли части 87-й стрелковой
дивизии. Артиллерийскую поддержку узлов обороны юго-за-
падного фаса укрепрайона обеспечивали 92-й и 85-й отдель-
ные артиллерийские дивизионы. На западных и северо-за-
падных фасах для этой цели привлекались дивизионы кор-
пусных артиллерийских полков 15-го стрелкового корпуса.
Помимо 19, 20, 145 и 146-го пулеметно-артиллерийских ба-
тальонов, отдельных артиллерийских дивизионов, стрелковых
и артиллерийских полков 87-й СД ' в районе Владимира-Во-
лынского дислоцировались части 41-й танковой дивизии, ко-
торые завершали формирование на базе 38-й легкой танко-
вой бригады.

После напоминания о том, что все эти сведения — стро-
жайшая тайна и что знание общей ситуации необходимо для
прибывших командиров, капитан вернулся к штатной струк-
туре. 92-й ОАД имел на вооружении 152-мм гаубицы образ-
ца 1909—1930 годов и состоял из трех батарей по четыре
орудия в каждой, штаба, батареи управления, учебной бата-
реи и тыловых подразделений: парковой батареи, транспорт-
ной роты и интендантских служб. Продолжался перевод
подразделений на механическую тягу, автомобилей недоста-
вало, во взводах управления использовались лошади. Имел
место некомплект строевых командиров и начальствующих
лиц двух-трех категорий. Дивизион укомплектован младшим
командным и рядовым составом полностью. Общая числен-
ность личного состава — 650 человек.

Капитан вернулся к столу, поднял лежавший там лист.

— Лейтенант Луценко...

— Я!

— Вы назначены в первую батарею.

Капитан назвал фамилию Павлова и мою: — Вы — во
вторую и третью. Каждый на должность старшего на бата-
рее, то есть заместителя командира.

Лейтенант Желудь назначался в учебную батарею, лей-

СД — стрелковая дивизия.— Авт.


_ Адаменко — в батарею управления, оба — на долж-
несть командиров взводов.

__ Устав вверяет вам людей, орудия, тягачи, по сущест-
все, что составляет огневую мощь артиллерийского под-
пазделения. Командир батареи и его заместитель должны по-
нимать друг ДРУга с полуслова, между ними не может быть
неясностей и трений. Всякое отклонение от уставных норм
доведения со стороны старшего на батарее наносит ущерб
воинскому сознанию орудийного номера, его интересам и
огневым взводам в целом.

Капитан вернулся на середину комнаты и подал коман-
ду: «Внимание... кру-у-у-гом!»

Нет, он не услышал разнобоя каблуков. Строевая выучка
лейтенанта была на высоком уровне. Мы гордились этим.
Поворот делался в два такта: раз — следовала пауза, два —
снова пауза, а затем звон пяти пар в одно мгновение сом-
кнутых шпор.

— Меня радует выправка..Это несомненное доказатель-
ство приверженности к службе,— констатировал капитан
после нового поворота шеренги.— Но обязанности ваши, на-
ряду со строевой выучкой и артиллерийским образованием,
требуют качеств характера, которых нельзя получить в во-
енно-учебном заведении. Старшему на батарее необходимо
влияние среди орудийных номеров. Воинский авторитет при-
обретается образцовым поведением командира. У вас есть,
мне кажется, предпосылки к несению службы. Но в нынеш-
них условиях, на расстоянии пушечного выстрела от грани-
цы—— капитан умолк, похоже, к нему вернулись сомнения,
которые испытывает командир, когда вынужден назначать
на должность лиц, не имеющих служебного опыта,— я воз-
лагаю надежды на вашу совесть, прилежание... и на под-
держку со стороны командиров батарей — непосредственных
ваших начальников... Они умелые и опытные люди. Все мы
начинаем путь с первых шагов,— капитан улыбнулся,— же-
лаю удачи. Идите!

В 3-й батарее

Командира 3-й батареи я нашел в канцелярии — простор-
ной, такой же мрачной комнате, как и приемная командира
Дивизиона. Большая хрустальная люстра свисала с потолка.
сДоль стены — два дивана, койка, кресло, у окна — стол,
Посредине — подсвечник внушительных размеров. За столом


над книгой сидел лейтенант. Я доложил о прибытии. Лейте-
нант поднялся, протянул руку, шагнув навстречу.

— Я командир третьей батареи, моя фамилия Величко.-—
Одежда лейтенанта еще хранила наглаженные утром стрел-
ки. Командирское снаряжение с оружием лежало на нем
ладно, подчеркивая внешность лейтенанта: высокий рост,
стройную фигуру.— Садитесь, рассказывайте, чем занима-
лись до училища? — Он опустился в кресло и внимательно
взглянул на меня.— Впрочем, это праздный вопрос... в шко-
ле занимаются уроками... Начинайте с училища.— Лицо лей-
тенанта уже загорело на летнем солнце. Ему около тридца-
ти лет. Спокойно сосредоточенный взгляд, короткая причес-
ка, которую в то время носил каждый командир. Величко
говорил, выделяя окончания фраз.— Стрелял штатным ору-
дием... три боевых стрельбы... в течение всего курса обуче-
ния в училище,— повторял он за мной. Затем командир ба-
тареи поинтересовался моими знаниями правил стрельбы,
статей БУА ', параграфов устава внутренней гарнизонной
службы, дисциплинарного устава. Далее он стал рассказы-
вать о положении дел в батарее.

— Огневые взводы... расчеты орудий и отделение тяги,
отделение боепитания... укомплектованы людьми, вооруже-
нием и средствами тяги полностью. На каждый тягач два
водителя. Численность личного состава огневых взводов...
пятьдесят восемь человек. Во взводе управления... приборы
разведки и наблюдения, топопривязки, аппаратура связи
полностью в наличии, но вместо четырех автомобилей, поло-
женных по расписанию, на сегодняшний день... один, полу-
торатонный, едва поднимает имущество. Люди всех пяти от-
делений взвода... разведки, телефонной и радиосвязи, топо-
графического, отделения связи с пехотой — на лошадях.
Боеспособность батареи,— лейтенант сослался на итоги про-
верки, недавно проведенной штабом дивизиона,— оценена
удовлетворительно. По дисциплине, боевой и политической
подготовке лучше выглядят огневые взводы. Хуже — отделе-
ние средств тяги... причина — недостаток времени — перевод
на механическую тягу еще не закончен.— Он взглянул на
мои шпоры.— Вы знакомы с мотором? В ближайшие два-трп
дня нужно закончить подготовку отделения тяги...

Наше училище имеет свой профиль и готовит команди-
ров для артиллерии на конной тяге. Перед выпуском кур-
сантам показали в крытом манеже новые специальные ар-
тиллерийские тягачи — два экземпляра.

БУА — боевые уставы артиллерии.— Авт.


__ Быстроходные... с кузовом СТЗ-НАТИ-5,— подтвер-

„ял командир батареи,— предназначены для артиллерийских

0дразделений и частей в танковых и механизированных

дивизиях, которые формируются в нашем Киевском особом

военном округе. Значит, вы видели тягачи?

__ Курсанты гаубичных батарей нашего дивизиона —

второй и третьей,— кажется, даже ездили, наша батарея не
успела.

— Знакомство, как говорится, шапочное,— улыбнулся
Величко.

— Да, на уровне экскурсанта.

— Не беда, тягач — дело не мудреное, не то, что конь...
выездка, кормежка, выводка, уход. Начнем заниматься вме-
сте, нельзя терять времени,— командир батареи обратился
к будням.— Дел много — срочных, особо срочных, сверхсроч-
ных. В боевой подготовке артиллерии — теперь уже и наше-
го калибра — упор перенесен на маневренные действия. По-
ставлена задача повысить подвижность каждого орудия и
батарей в целом. Существенно возросла физическая нагруз-
ка личного состава... Огневые взводы уже начали изучать
стрельбу прямой наводкой по движущимся целям.— Величко
отметил, что пока еще нет условий, ни имитационных
средств, ни оборудования. Принимаются меры, чтобы выйти
из положения.— Принимайте огневые взводы... детали об-
говорим позже. Находчивые люди уже ввели в оборот новое
выражение — учебные огневые позиции. Не слышали? Огне-
вые взводы занимаются там «стрельбой»... К исполнению
обязанностей приступить с завтрашнего дня.— Лейтенант
поднялся, оправил одежду, оружие.— Завтракали? Команд-
ный и начальствующий состав дивизиона — на казарменном
положении, питается у местных жителей в деревушке, спим
здесь, в служебных помещениях... Выбор у нас невелик...
а теперь и у вас тоже. Занимайте один из диванов.— Огля-
дев комнату, он продолжал, размышляя вслух: —...Гарнизон
монастыря приведен в боевую готовность, не знаю, сколько
Продлится состояние боевой тревоги. Объявлена почти две
недели назад... Не берусь комментировать этот факт. Это вы-
звано обстановкой.

ГЧисто официальный вначале разговор принимал непри-
нужденный характер. Меня не заботило ни размещение, ни
ПиЩа, но вот терминология... В училище слово «обстановка»
имело значение условное. Здесь командир батареи вкладывал
в него явно иной смысл. Я чувствовал себя достаточно сво-
бодно и, соблюдая предписанную уставом форму обращения,
сОросил:


— Обстановкой частной или обстановкой вообще?
Лейтенант, кажется, был недоволен моим вопросом.

— Я ознакомил вас с задачами третьей батареи в часта
того, что касается старшего на батарее. Все остальное узнае-
те, когда наступит срок. Любопытство командиру не к лицу...
Пойдемте, я представлю вас личному составу огневых взво-
дов. Но вначале осмотрим помещения.

Казарма, точнее спальное помещение 3-й батареи, раз-
мещалась в просторной, чисто убранной комнате. Справа в
углу — ружейные пирамиды, три секции. Доступ с двух сто-
рон. Никаких замков, никаких решеток и пломб. Зачем зам-
ки? Ружейная пирамида — не ящик со сладостями. Дальше
койки — в три яруса. Но воинский порядок не страдал от
тесноты. Света и воздуха по крайней мере было достаточно.
Постели аккуратно заправлены, блестит под ногами паркет-
ный пол.

Дежурный сержант встретил командира батареи рапор-
том, в строгом соответствии с правилами устава внутренней
службы.

— Огневые взводы в районе артиллерийских парков, на
ванятиях. Взвод управления — на юго-западной окраине се-
ла Зимно,— закончил без запинки сержант. Два дневальных,
опоясанные лямками противогазов, с подсумками, штыком
на ремне застыли возле стола в начале прохода, который
разделял помещение на две половины.

Все же лейтенант Величко нашел повод для одного-двух
вамечаний, впрочем, не очень серьезных. Дневальный бро-
сился устранять недочеты тут же. Но этого не следовало
делать. Замечания адресовались старшему — дежурному.
Командир батареи посмотрел укоризненно на сержанта, по-
том перевел взгляд на меня и направился молча к выходу.

Время близилось к полудню. Во дворе было жарко. Два-
три командира спешили куда-то, одетые, как того требовало
положение воинской части, приведенной в боевую готов-
ность. Миновав КПП, лейтенант Величко пересек дорогу,
остановился и начал меня ориентировать.

— Перед нами село Зимно... Там — водяная мельница.
Дорога ведет в сторону сельца Млынув ' и дальше на Усти-
луг, там — пограничный мост через Западный Буг,— он про-
тянул руку в противоположном направлении.— Видите в-го-
роде красные корпуса на возвышении? Это казармы частей
восемьдесят седьмой стрелковой дивизии. Запоминайте, при-

1 Здесь и далее населенные пункты даются в том написании, как
они значились на картах предвоенного времени.— Авт.


г0дится.— Закончив ознакомление с местностью в пределах
бйдимости до горизонта, он зашагал дальше.
Р Перед ограждением артиллерийских парков нам встре-
тился заместитель командира 3-й батареи по политчасти по-
литрук Шапир — небольшого роста, вьющиеся с проседью
волосы выбивались из-под пилотки. Позади шел его помощ-
0ик — замполитрук Кинерман. Замполит был гораздо стар-
ше командира батареи, ему лет под сорок, Кинерман — мо-
лод, он срочной службы.

• — Здравствуйте, из училища? — замполит протянул мне
руку, приветливо улыбнулся.— Давно вас ждем.— И тут же
поправился: — Не лично вас, конечно, некому просто нести
службу, не хватает командиров. Только приехали? А вещи?
Оставили в городе? Откуда родом?

• — Пойдемте, у меня не более сорока минут,— командир
батареи двинулся в сторону четырехорудийной 152-мм гау-
бичной батареи, которая занимала огневые позиции невдале-
ке.— Лейтенант назначен старшим на батарее. Надо ввести

— Правильно, нечего откладывать,— согласился зампо-
лит,1— у вас, кажется, в четырнадцать часов начало тренажа?

Ш — В тринадцать,— командир батареи открыл планшет-
.ку.— В шестнадцать — смотр учебной батареи. Начальник
штаба дивизиона проверяет комплектование отделений, го-
товящих младших командиров для 3-й батареи. В восем-
надцать...— лейтенант Величко умолк, отвлеченный коман-
дой, которую подал на огневых позициях бдительный коман-
дир, заметив появление старшего:

. — Внимание! Огневые взводы, стой! За орудия... Смир-
; но!.. Равнение направо!..— и с обнаженным клинком двинул-
ся навстречу командиру батареи.— Товарищ лейтенант, огне-
вые взводы вверенной вам третьей батареи занимаются огне-
вой службой. Тема — ведение огня с закрытых позиций.
Командир второго огневого взвода — младший лейтенант Га-
ранин.

— Вольно! — командир батареи распорядился приоста-
новить занятия.

— Внимание...— младший лейтенант Гаранин сделал пол-
'оборота в сторону орудий,— огневые взводы, перерыв!..
33 укрытие!..

Орудийные расчеты — полсотни человек,— топоча сапо-
гами, пробежали мимо и скрылись в зарослях позади фрон-
та батареи. Когда шум затих, командир батареи представил
меня младшему лейтенанту Гаранину. Командиру 2-го огне-
вого взвода лет тридцать. Он среднего роста, широк в


плечах, тонок в талии. Тщательно заправлен и затянут рем-
нями, как и все командиры, которых я видел.

После осмотра буссоли лейтенант Величко заглянул в
блокнот с записями, которые полагалось вести Гарапину,
руководителю занятий.

— Товарищ младший лейтенант, в дивизиене производит-
ся выверка буссолей. Начало в шестнадцать ноль, конец —
в восемь утра... Завтра к пятнадцати часам две ваши буссоли
и третью — взвода управления — сдать службе артснабже-
ния, воентехнику Хану,— объявил командир батареи.— За-
ставьте артснабженцев подкрасить треноги, довернуть шуру-
пы на опорах... ремни засалены... пусть моют,— наставлял
он Гаранина, направляясь к первому орудию.— Предупреди-
те воентехника: выверка приборов должна закончиться к
шести часам. Не позже шести тридцати... буссоли вернуть.

Часы и минуты Величко указал потому, что 3-я батарея
без буссолей не могла бы вести огонь с закрытых позиций
и в этом смысле утрачивала боеспособность.

— Вы говорили, что Сумское артиллерийское училище
готовит командиров дивизионной артиллерии? — лейтенант
Величко остановился у орудия.— Семидесятишестимиллимет-
ровые пушки, стодвадцатидвух... гаубицы.

— Да, но только в первых двух дивизионах училища,
в 3-м и 4-м — вместо 122-мм на вооружении 152-мм гаубицы.

— Вы знаете материальную часть этого орудия? — он
опустил руку на гаубичный щит.— Расскажите принципы
устройства и назначение панорамы Герца, прицельных при-
способлений. Что вам известно о взрывателях инерционного
типа, дистанционных трубках?

Командир батареи проявлял вполне оправданный интерес
к знаниям лейтенанта, назначенного управлять его огневы-
ми взводами. Покончив с теоретическими вопросами, он при-
казал мне занять место вначале командира орудия, затем —
наводчика, заряжающего и так в порядке последовательно-
сти до девятого номера включительно.

Навыки мои в работе, по-видпмому, удовлетворяли коман-
дира батареи. Лейтенант Величко отстегнул клинок, снял
противогаз, планшетку и приступил к практике. Подняв с
ящика 46-килограммовый осколочно-фугасный снаряд, он с
силой бросал его мпе, десять, двадцать, тридцать раз,
и тут же. через мгповение — гильзу с зарядом. Я принимал
снаряд, опускал на лоток перед казенником и следом —
гильзу. Гаранин нажимал рукоятку затвора и доводил его до
закрывания, имитировался полный цикл заряжания гаубицы.

Наконец лейтенант Величко разогнул спину, выпрямился.


Г— Товарищ командир батареи, вам впору состязаться со
сем орудийным расчетом,— проговорил восхищенно зампо-
лит подавая командиру батареи кусок ветоши,— чистая
работа.

Y — На том и стоим, комиссар,— ответил серьезно Велич-
ко. Он тщательно вытер ветошью руки, принял клинок,
оправил снаряжение.— В нашем деле предпочтение всегда
отдается действию... Как говорится, лучше раз увидеть, чем
десять услышать,— и приказал Гаранину строить огневые
взводы.

Вступление в должность

Лейтенант Величко объявил перед строем огневых
взводов:

Ъ — На должность старшего на батарее назначен окончив-
ший в текущем месяце курс двухлетней подготовки в Сум-
ском артиллерийском училище лейтенант...— командир бата-
реи назвал мою фамилию,— девятнадцати лет... Я уверен,
•командиры орудий, остальной личный состав огневых взво-
дов встретят старшего на батарее, как заведено у пас, артил-
леристов, с радушием и готовностью повиноваться. Младше-
му лейтенанту Гаранину с сегодняшнего дня возвратиться
к исполнению своих прямых обязанностей,— и, повернув-
шись ко мне, закончил:

Щ — Товарищ лейтенант, приступайте к делу!
Я проводил командира батареи за пределы огневых пози-
ций и вернулся к буссоли уже в качестве должностного ли-
ца. Вместе с Величко ушел и замполит.

Младший лейтенант Гарапин объявил личному составу
перерыв в занятиях. Нам следовало познакомиться. Дав-
но ли младший лейтенант несет службу? На каких долж-
ностях?

I Гаранин у буссоли смотрит сосредоточенно перед собой.

— Призван в тридцатом году... начинал службу четвер-
тым номером орудийной прислуги 152-миллиметровой пушки
Шнейдер-Крезо. Затем полковая школа... шесть лет сверх-
срочной.

Гарапин сам изъявил желание носить командирский
|мундир?

— Как вам сказать... Поначалу не собирался... дисципли-
на отпугивала... А потом, как говорят, «свыкнется, слюбит-
ся». Военный человек выше гражданского... целеустремлен-
ностью, любовью к порядку...— он рубит сплеча, без хитро-


стей и обиняков.— «То имеешь, что умеешь»,— для вящей
правды по-польски произнес Гаранин и продолжал: — Окон-
чил курсы ускоренной подготовки командного состава артил-
лерии... участвовал в боях в Финляндии.

После заключения мира многие артиллерийские части
реорганизовались. Гаранин получил назначение в 191-й лег-
кий артиллерийский полк, откуда был направлен в 92-й ОАД,
который тогда начинал формирование. Принимал личный
состав, орудия, лошадей и прочее.

— Первым в третью батарею пришел лейтенант Величко,
ва ним... я... но недолго мы были вдвоем... В середине мая
явился командир взвода управления младший лейтенант
Поздняков.

Когда 3-я батарея начала свое существование? '

— Два месяца назад. К боевой подготовке мы приступи-
ли с конца апреля, нет, с начала мая... Десять суток со
станции возили снаряды... Вот то здание загружено от под-
вала до чердака,— Гаранин указал в сторону водяной мель-
ницы.— Наш дивизион может вести огонь двое суток... и не
оглядываться на артснабженцев.

В каком состоянии огневые взводы?

— Орудия перед вами... там... тягачи...— Гаранин считал,
что личный состав — младшие командиры, орудийные номе-
ра, химики, артмастера — в целом справляется со своими
обязанностями, но подготовка водителей на тягачах еще не
закончена.

Когда я представлялся, командир батареи говорил об
указаниях командующего артиллерией Красной Армии по
боевой подготовке. Как выполняются они на практике?

— Стрельба прямой наводкой по танкам? Гм... сложное
дело. Орудийные номера все на огневых позициях до послед-
него человека, теорию усвоили,— улыбнулся Гаранин,— но...
нужна дисциплина и еще кое-что. На политзанятиях все со-
знательные, а у орудий? Словами не сделаешь... поворочай
гаубицу, цель-то движется, только успевай за нею. Силенок
у человека маловато... гоняю-гоняю огневиков в течение не-
дели по десять часов в сутки... полгода нужно, если не
больше.

Чем вызваны требования командующего артиллерией?
Изменениями в тактике войск или положением здесь, на
границе?

— Не берусь судить... должно, и тем и другим. Сосредо-

1 В настоящем издании сохраняются особенности авторской пун-
ктуации.— Ред.


точение немецких войск по ту сторону Западного Буга про-
должается... вы слышали?
К' — Да, говорят... в поезде, среди толпы в городе. Я спро-
. сил об этом командира батареи, но он. не стал отвечать.

(к — Гарнизон монастыря Зимно — два дивизиона, девяно-
' сто второй и восемьдесят пятый — уже вторую неделю после
объявления тревоги находится в состоянии боевой готов-
^вости.

I — А другие части?

Г — Не знаю, как во Владимире-Волынском. Уровские ба-
Г тальоны, как и мы, на казарменном положении.

I "Младший лейтенант здесь с начала года. Что он думает
о войне?

L — Талдычат все тут...— помолчав, Гаранин обвел взгля-
дом безлюдную позицию, гаубицы с поднятыми стволами,
I задержался на здании водяной мельницы.— Пахнет поро-
ем хом... Когда гром грянет?.. Трудно сказать...

Я не чувствовал «пороха». Но стоит ли возражать сослу-
| живцу, который с первого дня существования дивизиона нес
службу на расстоянии орудийного выстрела от границы?
е — За пределы района расквартирования,— младший лей-
тенант продолжал, его не интересовало мое мнение,— отлуч-
I» ки вапрещены. Да вот, у каждого своя забота... Тот хотел бы
• на танцы, другой — наведаться в город, к семье... Жизнь,
Гона у каждого своя.

Младший лейтенант отошел в сторону и принялся оправ-
глять гимнастерку. Под ремнями снаряжения широкими по-
ыгосами темнела непросохшая от пота ткань.

* В моем курсантском блокноте содержались ра-знообраз-
1ные сведения и рекомендации: правила ввода поправок на
'склонение магнитной стрелки и сближение меридианов, рас-
гпшфровка бюллетеня АМП 1, выписки из таблиц стрельбы,
номенклатура топографических карт 2. Упоминался там и по-
грядок принятия должности. Непосредственным начальникам
Va доложил о своем прибытии, состоялось представление лич-
ьному составу, знакомство с командиром 2-го огневого взвода.
F Нужно продолжать дальше.

Гаранин вызвал командиров орудий «по местам». Часть
•людей из укрытий выдвинулась и стала наблюдать, что про-
исходит. Гаранин вернул их всех обратно.

Командиры орудий, как требовал уставный порядок, за-
1няли свои места. Первым представлялся старший сержант

1 АМП — артиллерийский метеорологический пост.— Авт.

2 Специальное обозначение листов топографических карт, приня-
иое в военной топографии.— Авт.

2 8-юз


Проценко — крепкий рослый парень, блондин с правильны-
ми чертами лица, будто сошедший с плаката.

— Третий год службы. На должности полтора месяца,—
отвечал старший сержант.— Орудие со складов Наркомата
обороны... произвело сорок восемь выстрелов, потери началь-
ной скорости не имеет.— Командир орудия сообщал данные,
содержащиеся в орудийном формуляре.

Следовало проверить практические знания командира
орудия. Гаранин передавал мои команды, Проценко действо-
вал с быстротой и сноровкой опытного артиллериста, сознаю-
щего мощь вверенного ему орудия.

Замечания расчет имеет? Какие?

— Так точно. Первый номер допускал ошибки при уста-
новке отсчетов на панораме,— старший сержант едва замет-
но повел глазами в сторону Гаранина.— Третий номер...

Не менее внушительно выглядел и командир 2-го орудия
сержант Дорошенко. Выше среднего роста, плечист, крепок,
рыжие волосы под пилоткой взмокли от пота. Круглое лицо
усеяли яркие веснушки. По своей личной подготовке, кажет-
ся, он не уступит Проценко.

152-мм гаубицы — тяжелые, с низким силуэтом орудия —
стояли уступом на расстоянии пятидесяти шагов одно от
другого. Слева от лафета — орудийный передок, рядом —
ящики со снарядами, чехлы. Справа — шанцевый инстру-
мент, досыльник, вехи — небольшие шесты, окрашенные в
два цвета — белый и черный, которыми пользуются в особых
случаях для наведения орудия.

Я подошел к 2-му огневому взводу. Уровень подготовки
командиров орудий, а также воинский порядок на позиции
ничем не отличались от того, что я видел в 1-м огневом взво-
де. Это было естественно — младшие командиры обучались
в полковой школе по одной программе.

Занятия продолжались.

— Внимание... огневые взводы, отбой!.. Тягачи на бата-
рею! — подал Гаранин сигнал флажками.

Расчеты бросились приводить орудия в походное положе-
ние. Из укрытий развернутым фронтом шли в тучах пыли
тягачи.

Отделение тяги вопреки моему ожиданию довольно друж-
но перестроилось один раз, другой. Тягачи, оказывается, дей-
ствовали точно так же, как конные упряжки. Соблюдаются
те же интервалы и дистанции. Маневрирование закончилось,
когда тягачи задним ходом вышли на уровень орудийных
передков.


— Стой! — подал команду Гаранин.— За орудия... води-
тели, глуши моторы... слезай!

I К буссоли явился командир отделения тяги сержант
Белый. Он и впрямь белый =* светлые брови, ресницы, во-
лосы.

Г — Машины новые, закончена обкатка... В отделении тя-
ги десять водителей, подготовлены удовлетворительно... На-
f лицо шесть, четыре на конюшне. Замечаний в последний
| день не имею,— бойко отвечал Белый.

В— Внимание всем! — отрывистым движением флажков
г младший лейтенант красиво вычертил в воздухе сигнал.—
Справа, поорудийно... за мной... марш!
[ Орудия одно за другим вытянулись в колонну. В руках
^Варанина снова мелькали флажки: «Огневые взводы... раз-
f вернутым фронтом... стройся влево... марш!» И затем: «Стой!
I К бою! Тягачи в укрытия!».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.