КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, суббота, 7/20 апреля 1918 г
ДЕЯНИЕ 129 Москва, суббота, 7/20 апреля 1918 г. 9.00—14.30. Источники: Деяние РГИА № 16, л. 47—112, машинопись (Ср. ГАРФ № 130, л. 59—90, рукопись; Деяния НМ IX. С. 133— 143, протокол с фрагментами стенограммы) Присутствовало 244 члена Собора, в том числе 33 архиерея. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Редакционного отдела «О православном приходе». Докладчик С. Г. Рункевич. 3. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях «Положе- ния об епархиальных женских училищах духовного ведомства». Докладчик В. В. Успенский. 4. Доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «О сборах с церковных документов». Докладчики Л. И. Писарев и И. М. Покровский. 5. Доклады Редакционного отдела: а) «О духовных академи- ях»; б) «О духовно-учебных заведениях». Докладчик С. Г. Рунке- вич. 2—3. Секретарь В. П. Шеин зачитывает поступившие заяв- ления с протестом против Декрета об отделении Церкви от госу- дарства. Собор постановляет просить Патриарха благословить ав- торов этих документов грамотами. 4—5. Собор утверждает состав Комиссии, созданной 28 ок- тября 1917 г. 672 для составления и издания нового сборника дейст- вующего церковного законодательства. В состав комиссии входят проф. В. Н. Бенешевич__________, И. И. Соколов, П. Д. Лапин, Н. Н. Фио- летов. 6—7. Секретарь В. П. Шеин сообщает о пожертвовании мо- сковской Троицкой на Шаболовке церкви 500 рублей на нужды Собора. Постановлено благодарить жертвователей. 672 Эта комиссия была создана на 31-м заседании. 8. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает продолжить об- суждение доклада Отдела о духовно-учебных заведениях «О пре- образовании епархиальных женских училищ». 9. Прот. К. М. Аггеев предлагает формулу передачи Доклада Высшему Церковному Управлению, содержащую пожелание улуч- шения материального положения этих заведений. 10. С. А. Котляревский присоединяется к предложению К. М. Аггеева. 11. А. Д. Самарин говорит, что «епархиалки в роли народных учительниц вполне отвечали потребностям народной школы». «Желательно, чтобы Высшее Церковное Управление соблюло то ценное, что есть в этих училищах. И я просил бы Священный Со- бор сохранить эти училища в ведении Церкви» 673. 12. Л. К. Артамонов просит поддержать эти училища: «В эпо- ху изгнания закона Божия только в епархиальных женских учили- щах сохраняется тип действительно православной христианской гимназии. <...> Это ныне единственное учреждение, где будет пре- подаваться Закон Божий, где будет даваться христианское воспита- ние. Туда, конечно, все верующие родители пожелают отдать своих детей. <...> Желательно, чтобы двери епархиальных женских учи- лищ были открыты для всех, в особенности, для крестьян» 674. 13. Т. Г. Суринов также говорит о роли женских училищ. 14. Архим. Матфей (Померанцев) говорит о том, что проект не оговаривает связь школы с епископом и предлагает свою фор- мулу передачи доклада. 15. Прот. С. П. Старков говорит о страшной материальной нужде женских училищ и предлагает свою формулу передачи док- лада. 16. А. М. Черноуцан говорит о положительном значении епар- хиальных училищ. 17. Докладчик В. В. Успенский полемизирует с архим. Мат- феем и отвечает предыдущим ораторам. 18. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки. 19—23. После дискуссии по порядку голосования, в которой участвуют еп. Андроник (Никольский), прот. К. М. Аггеев, архим. Вениамин и митр. Арсений (Стадницкий), Собор принимает ре- дакцию прот. К. М. Аггеева. 23а. Собор благодарит докладчика. 673 Л. 50—51. 674 Л. 51. 23б. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает о переходе к обсуждению доклада Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «О сборе с церковных документов» и предоставляет слово доклад- чику. 24. Докладчик Л. И. Писарев: «Православная Российская Церковь в силу Декрета правительства народных комиссаров ли- шилась важнейших источников своего материального обеспече- ния. <...> В стремлении так или иначе обеспечить Православную Российскую Церковь материальными средствами Отдел <...> при- шел к мысли об образовании специальной церковной казны за счет тех обложений, которым, по предположениям Отдела, можно под- вергнуть некоторые виды документов, выдаваемых как из цен- тральных, так и местных церковных установлений. <...> Этот сбор может дать не менее 10 миллионов в год. Эта значительная сумма очень может пригодиться Церкви при ее теперешнем плачевном финансовом положении» 675. 25. Проф. И. М. Покровский приводит справку о размерах и характере церковных пошлин в истории России. 26. С. П. Руднев считает, что эти сборы должны быть обя- занностью церковного старосты, а не священника. Кроме того, для малоимущих следует предусмотреть освобождение от сборов. 27. Еп. Андроник (Никольский) говорит об актуальности это- го проекта и предлагает конкретные поправки. 28. Н. И. Шелутинский полагает, что «в настоящем своем виде обсуждаемый проект представляется весьма неполным и не- достаточно разработанным». 29. Митр. Кирилл (Смирнов) предлагает изменить некоторые из предложенных сумм налога. 30—43. В дальнейшем обсуждении доклада принимали уча- стие свящ. А. Г. Альбицкий, еп. Селенгинский Ефрем (Кузнецов), архиеп. Коломенский Иоасаф (Каллистов), В. И. Яцкевич__________, свящ. С. А. Сабинин, Н. Д. Кузнецов, прот. А. В. Суворов, А. И. Июдин, прот. А. А. Хотовицкий, Ф. Г. Зибарев, А. И. Ивановский, П. И. Аст- ров. Предметом дискуссий явились указанные в проекте суммы и возможность освобождения от налогов. Высказывалось предложе- ние считать этот проект временной мерой. 44—45. Докладчики Л. И. Писарев и И. М. Покровский отве- чают на замечания. 675 Л. 58—60. 45. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки. 46—50. Собор поручает Высшему Церковному Управлению ввести этот доклад в действие в качестве временной меры, переда- ет ВЦУ все сделанные поправки и дополнения и благодарит док- ладчиков. 51—61. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за- читывает внесенные Отделом исправления в Приходский устав. Собор принимает этот текст и передает его Совещанию епископов. 62—64. Собор принимает предложение Редакционного отде- ла предоставить составление окончательного варианта введения к Приходскому уставу Высшему Церковному Управлению. 65—67. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за- читывает, а Собор принимает исправленный текст постановления «О духовных академиях». 68—69. 11.50—12.50 — перерыв. В Соборную палату при- бывает Патриарх Тихон. 70—71. Архиеп. Витебский и Полоцкий Серафим (Александ- ров) зачитывает журнал Совещания епископов 5/18—6/19 апреля 1918 г. о лишении архиепископа Пензенского Владимира (Путяты) архиерейского сана. 72. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что А. Д. Сама- рин сделает доклад о переговорах с народными комиссарами. 73. А. Д. Самарин рассказывает, что делегация Собора и приходов 6/19 апреля посетила СНК и передала новое заявление: «Всецело поддерживая поданное нами в Совет народных комисса- ров 14/27 марта заявление, считаем долгом в связи с имеющими место словесными переговорами заявить, что по вопросу об отно- шении Церкви к государству Всероссийский Церковный Собор уже составил определенное постановление, в основу коего поло- жен тот взгляд, что государство не может быть безрелигиозным и что Россия может быть государством только православным; этой основной точкой зрения, “нисколько не нарушающей свободу дру- гих исповеданий”, определяются взаимные отношения Православ- ной Церкви и государства при признании полной внутренней сво- боды Церкви. В настоящее время нынешняя власть, исходя из ино- го принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от го- сударства, издала декрет, названный “Декретом о свободе совести”. Но даже стоя на таком принципе, Совет народных комиссаров в целом ряде статей Декрета резко нарушает и свободу совести, и внутреннюю свободу Церкви. 1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Бо- жия не только в государственных, но в общественных и даже в ча- стных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, прини- мающих оплату труда законоучителя за свой счет, есть налицо не- сомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над самим народом и полное нарушение свободы совести граждан; а запрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, го- товящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на Церковь. <...> 2. Религия есть, конечно, область духа, но Церковь на земле не может быть без известных вещественных форм, и потому она необходимо должна располагать правом иметь движимое и недви- жимое имущество и пользоваться всеми правами юридического лица. <...> Даже стоя на основе полного отделения Церкви от го- сударства, Декрет должен бы признать за Церковью и ее учрежде- ниями право юридического лица, а все церковные имущества и капиталы должны оставаться неприкосновенными в распоряжении Церкви и ее установлений, то есть в распоряжении православного народа. <...> 3. Приход есть союз церковный, и смысл такого союза в единении православных прихожан именно вокруг своего храма; но если даже держаться иной точки зрения, то приход как всякое ча- стное общество не может не пользоваться правом юридического лица» 676. Далее А. Д. Самарин останавливается на некоторых анти- церковных действиях властей: 1) недоступность святынь и храмов Московского Кремля; 2) передача части кремлевских святынь в распоряжение государства; 3) отобрание у Церкви двух крупней- ших типографий; 4) отобрание государством церковного имущест- ва; 5) закрытие консисторий и решение государством дел, относя- щихся к церковному судопроизводству; 6) отобрание церковных капиталов 677. «После оглашения этого заявления Бонч-Бруевич сказал, что он не будет давать подробных объяснений по поводу этого заявле- ния, так как образуется особая комиссия, которая имеет своей за- дачей пересмотреть Декрет о свободе совести. При этом Бонч- 676 Л. 91—93. 677 Текст подписан членами Собора А. Самариным, Н. Малыгиным, А. Июди- ным, Н. Кузнецовым и представителями приходов С. Ковалевым, С. Мечегом и М. Корякиным. Бруевич передал, что народные комиссары выражают надежду на то, что представители различных вероисповеданий не откажутся принять участие в пересмотре означенного Декрета. В ближайшие дни последует в этих целях официальное обращение к Соборному Совету. Указано было на то, что эта комиссия будет иметь более длительный характер и будет являться той инстанцией, куда долж- ны быть направляемы все заявления о чинимых на местах препят- ствиях, насилиях, захватах, о всем том, что будет вытекать из Дек- рета об отделении Церкви от государства» 678. Поскольку комиссия выполнила свою задачу, к тому же занятия Собора прерываются, А. Д. Самарин просит обсудить вопрос о формах сношений с вла- стью. 74—75. Собор одобряет действия делегации и уполномочи- вает органы Высшего Церковного Управления вести переговоры с властями в соответствии с ситуацией. 76. Собор благодарит делегацию. 77. Н. Д. Кузнецов <текст отсутствует> 679. 78. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что А. Д. Самарин зачитает постановление Соборного Совета о праздновании 1 мая. 79. А. Д. Самарин рассказывает об обсуждении празднования 1 мая с Бонч-Бруевичем. «1 мая по новому стилю падает на Вели- кую среду, и устройство предполагаемых празднеств в этот день смущает православных людей. Управляющий делами Народного комиссариата сказал, что он ничего не сможет сделать. Я сказал ему: “Я беру на себя смелость заявить от имени верующих, что это празднество будет оскорблять религиозное чувство православных людей”. На этом закончилось наше объяснение по этому вопросу. Я думаю, Собор не закончил бы своего дела, если бы он не сказал по этому вопросу своего слова» 680. 80—81. Собор принимает подготовленное Соборным Сове- том постановление по этому поводу. 82—84. Члены Собора обсуждают способ распространения этого послания. В обсуждении участвуют С. П. Руднев, И. М. Гро- могласов, А. Д. Самарин, который предлагает воспользоваться возможностями собрания приходов. Решается, что текст послания будет отпечатан в виде листовки и зачитан по церквам в Вербное 678 Л. 95—96. 679 В деле ГАРФ (л. 84) вместо речи Н. Д. Кузнецова имеется приписка: «Свою речь даст». 680 Л. 99. воскресенье. Собор принимает следующее постановление: «Свя- щенный Собор Православной Российской Церкви, осведомившись о намерении Совета народных комиссаров устроить в день 1 мая нового стиля политическое торжество с шествием по улицам в со- провождении оркестров музыки, напоминает верующим, что озна- ченный день совпадает с Великою средою. В скорбные дни Стра- стной Седмицы всякие шумные празднества и уличные шествия независимо от того, кем и по какому случаю они устраиваются, должны рассматриваться как тяжелое оскорбление, наносимое ре- лигиозному чувству православного народа. Посему, призывая всех верных сынов Православной Церкви в упомянутый день напол- нить храмы, Собор предостерегает их против какого-либо участия в означенном торжестве. Каковы бы ни были перемены в русском государственном строе, Россия народная была, есть и останется православною» 681. 85. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что далее будет обсуждаться доклад о разводе. 86. В. В. Радзимовский ____________напоминает, что накануне было ог- лашено постановление Совещания епископов о неприемлемости некоторых положений постановления «О расторжении брачного союза, освященного Церковью». По мнению докладчика, та часть постановления, которая не была отвергнута, должна считаться принятой. 87. Митр. Кирилл (Смирнов) полемизирует с В. В. Радзимов- ским. 88. Секретарь В. П. Шеин перечисляет отвергнутые Сове- щанием епископов поводы к расторжению брака (неизлечимая душевная болезнь, привычное пьянство, злонамеренное оставление другим супругом, нанесение тяжких оскорблений). «Все остальное как не опротестованное Совещанием епископов сохраняет силу и в качестве нового соборного постановления будет передано в Сове- щание епископов» 682. 89. В. В. Радзимовский поясняет позицию Отдела: «Отдел руководствовался следующим соображением: раз из законопроек- та отвергнуты только некоторые отдельные статьи, не связанные между собой логически настолько, чтобы благодаря этому падал весь законопроект, то все, что уцелело, должно вступить в силу закона. Остается, стало быть, только истолковать вчерашнее по- 681 Л. 99—100. 682 Л. 101. становление Собора в связи с журналом Совещания епископов и привести Соборное постановление о поводах к разводу в действие во всех остальных частностях. <...> Разрешение всех этих вопросов должно быть предоставлено Соборному Совету» 683. 90—91. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает передать неотвергнутые статьи Соборному Совету, и Собор принимает это предложение. 92—94. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за- читывает, а Собор принимает постановление «О сборах с церков- ных документов». 95—108. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает «Постановление о духовных семинариях и училищах». После дискуссии, в которой участвуют митр. Арсений (Стадниц- кий), С. Г. Рункевич, еп. Андроник (Никольский), С. И. Шидлов- ский, В. Н. Бенешевич, Собор принимает постановление с учетом поправки С. Г__________. Рункевича. Положение передается Совещанию епи- скопов. 109—112. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор принимает «Постановление о епархиальных женских училищах» с дополнительной статьей. 113. Секретарь В. П. Шеин сообщает, что в связи с приня- тым докладом о поводах к разводу был выработан доклад об улучшении бракоразводного процесса. Так как из-за недостатка времени этот доклад не может быть обсужден на Соборе, Собор- ный Совет предлагает передать этот доклад на усмотрение Высше- го Церковного Управления. 114. Протопр. Н. А. Любимов выступает против этого пред- ложения: «Принят сокращенный доклад о поводах к разводу и со- кращенный до такой степени, что можно опасаться, что этот новый законопроект может сделаться орудием злоупотреблений, упуще- ний и поэтому нужно с особенною осторожностью относиться к вопросу о бракоразводном процессе. При том ввиду уменьшения поводов к разводу отпадает острота вопроса, едва ли возникнет в ближайшее время много бракоразводных процессов и, по моему мнению, с этим вопросом можно потерпеть до осени, чтобы Свя- щенный Собор сам рассмотрел законопроект о бракоразводном процессе» 684. 683 Л. 102—103. 684 Л. 108. 115. П. И. Астров поддерживает постановление Соборного Совета передать вопрос на рассмотрение Синода и Высшего Цер- ковного Совета. 116. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что это обычная участь законопроектов, которые не рассмотрены в законодатель- ном учреждении. 117. Собор утверждает предложение Соборного Совета. 118. С. А. Котляревский: «Мы закончили две сессии Свя- щенного Собора. Не нам судить о результатах работ, которые со- вершены были в это время, но во всяком случае они значительны. <...> Ясно, что производительность работ зависит не только от со- брания, но во многом и от председателя собрания. На председателе лежит трудная и ответственная задача не стеснять свободы сужде- ний, но вместе с тем следить, чтобы суждения не выступали за из- вестные пределы. Все мы знаем, до какой степени трудны были обязанности председателя Собора и мы должны выразить сердеч- ную благодарность нашему председательствующему Высокопре- освященному митрополиту Арсению, который с неутомимостью и энергией вел заседания Собора» 685. 119. Собор воспевает «E„j poll¦ _th d_spota». 120. Митр. Арсений (Стадницкий): «Я считаю себя счастли- вым, что Господь привел большею частью председательствовать на заседаниях первого Всероссийского Поместного Собора, и это давало мне силы трудиться насколько возможно. Вместе с тем прошу извинить меня за те недочеты, которые я допускал по не- опытности и, быть может, по излишней ревности. Прошу извинить и за ту неуравновешенность, которая объясняется свойством моего характера, а еще более теми обстоятельствами, которые мы пере- живаем. Дай Бог встретиться в будущем с более светлыми упова- ниями по отношению к Православной Церкви и с большею ревно- стию трудиться на ее благо» 686. 121. Патриарх Тихон: «Позвольте мне в заключение настоя- щей сессии сказать несколько слов. Мы расстаемся. Вы уезжаете на сравнительно продолжительное время, и по принятому в таких случаях у русского православного люда обычаю служат благодар- ственный молебен: воссылают благодарение Богу за те блага, ко- торые Он ниспослал. Но в настоящее время благодарственный мо- лебен, который мы готовимся совершить, является не просто обря- 685 Л. 108—109. 686 Л. 109. дом. Нет, я думаю, что должно выразить горячую любовь и благо- дарность Господу Богу, который воздвиг деятелей в Церкви в лице почтенных членов Собора именно в наши дни. В частности эта вторая сессия была в высшей степени благовременна. Начало ее совпало с изданием известного Декрета о свободе совести людьми, стоящими теперь у власти, в такое время, которое требовало осо- бенных забот и усилий для сохранения прав Русской Православ- ной Церкви. И вот в лице членов Собора, исполненных духа пре- мудрости и разума, Святая Церковь приобрела опытных руководи- телей церковной жизни. Эти сессии, как высказал уже С. А. Котляревский, были весьма плодотворны. Собор решил мно- го весьма важных вопросов — об епархиальном управлении, о приходе и других, которыми издавна болела церковная жизнь. Не- сколько грустное впечатление произвело объявленное на сего- дняшнем заседании постановление Совещания епископов, сделан- ное не без скорби, о лишении сана бывшего Пензенского архиепи- скопа Владимира (Путяты). Но могу Вас заверить, что епископы вынуждены были сделать это по горячей любви <к> 687 Церкви Божией. Мы готовы были простереть снисхождение до самой крайней степени, но далее это снисхождение повело бы к страш- ному вреду для Церкви. Вы уже слышали, что грозил образоваться раскол в Пензенской церкви. Некоторые члены Церкви объявили об отделении Пензенской церкви от Священного Синода и всего Высшего Церковного Управления. Надлежало принять крайние меры для уврачевания этого недуга в местной церкви. Но это скорбное событие с избытком искупается тем постановлением Со- вещания епископов, которое доложено было Священному Собору на вчерашнем заседании — о причислении к лику святых архиепи- скопа Иркутского Софрония и убиенного митрополита Астрахан- ского Иосифа. Сердце наше должно быть исполнено радостию о том, что будут предстоятелями за нашу Церковь новые прослав- ленные угодники Божии, и мы еще более должны воспеть Господу благодарственные песнопения. А теперь, прощаясь с вами пред праздником Св. Пасхи, я выражаю горячие пожелания, чтобы вы встретили и провели этот светлый праздник <в> радости, а затем с обновленными силами прибыли сюда для дальнейшей работы» 688. 122. Члены Собора поют «E„j poll¦ _th d_spota». 687 В источнике «в». 688 Л. 110—111, ср. Деяния НМ IX. С. 140—141. 123. Н. И. Ореховский: «Позвольте мне в настоящую глубоко знаменательную минуту прощания с членами Собора, уезжающи- ми с великой миссией в глубь нашей многострадальной родины, несколько открыть свою душу и обнаружить волнующее меня чув- ство. Оно очень бодро и радостно, так как уезжающие соборяне везут с собою для святой Руси великий и драгоценный дар от Ва- шего Святейшества на приближающуюся Пасху, а именно Ваше первое пасхальное приветствие “Христос Воскресе”, которое и бу- дет для родины первым красным яичком. Необычайно радостно это событие. Его ждала святая Русь более 200 лет. Ждали наши отцы, деды, прадеды, но, не дождавшись, умирали, и радость по поводу первого пасхального приветствия Вашего Святейшества испытываем мы, видящие воочию восхождение Ваше к самому зениту нашего церковного горизонта, на котором блеск Ваш дела- ется видимым уже всему христианскому миру. Загорелась крупная звезда на Востоке; Ваши грамоты начинают жечь сердца людей огнем веры и вдохновения; в них слышится дух Святителя Гермо- гена, и верующая Русь преисполнена упования, что благодаря ве- ликим талантам Вашего Святейшества, Вашему духовному опыту, горячности и искренности Вашей веры, твердости воли Вашей и высокому авторитету Вашему как великого и горячего патриота Вам удастся поднять во вверенном Вам духовенстве всю силу его энергии в борьбе со злом до высоты апостольского служения, что и обеспечит окончательную победу Св. Церкви, согласно Слову Спасителя: “Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство” (Лк. 12:32)» 689. 124. Заседание закрыто в 14.30. 125. Митр. Арсений со священнослужителями, членами Со- бора, совершает благодарственный молебен. 126. Патриарх Тихон благословляет членов Собора, уез- жающих из Москвы. 689 Л. 111—112.__
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |