Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, суббота, 7/20 апреля 1918 г




ДЕЯНИЕ 129

Москва, суббота, 7/20 апреля 1918 г. 9.00—14.30.

Источники: Деяние РГИА № 16, л. 47—112, машинопись

(Ср. ГАРФ № 130, л. 59—90, рукопись; Деяния НМ IX. С. 133—

143, протокол с фрагментами стенограммы)

Присутствовало 244 члена Собора, в том числе 33 архиерея.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Редакционного отдела «О православном приходе».

Докладчик С. Г. Рункевич.

3. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях «Положе-

ния об епархиальных женских училищах духовного ведомства».

Докладчик В. В. Успенский.

4. Доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «О

сборах с церковных документов». Докладчики Л. И. Писарев и

И. М. Покровский.

5. Доклады Редакционного отдела: а) «О духовных академи-

ях»; б) «О духовно-учебных заведениях». Докладчик С. Г. Рунке-

вич.

2—3. Секретарь В. П. Шеин зачитывает поступившие заяв-

ления с протестом против Декрета об отделении Церкви от госу-

дарства. Собор постановляет просить Патриарха благословить ав-

торов этих документов грамотами.

4—5. Собор утверждает состав Комиссии, созданной 28 ок-

тября 1917 г. 672 для составления и издания нового сборника дейст-

вующего церковного законодательства. В состав комиссии входят

проф. В. Н. Бенешевич__________, И. И. Соколов, П. Д. Лапин, Н. Н. Фио-

летов.

6—7. Секретарь В. П. Шеин сообщает о пожертвовании мо-

сковской Троицкой на Шаболовке церкви 500 рублей на нужды

Собора. Постановлено благодарить жертвователей.

672 Эта комиссия была создана на 31-м заседании.

8. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает продолжить об-

суждение доклада Отдела о духовно-учебных заведениях «О пре-

образовании епархиальных женских училищ».

9. Прот. К. М. Аггеев предлагает формулу передачи Доклада

Высшему Церковному Управлению, содержащую пожелание улуч-

шения материального положения этих заведений.

10. С. А. Котляревский присоединяется к предложению

К. М. Аггеева.

11. А. Д. Самарин говорит, что «епархиалки в роли народных

учительниц вполне отвечали потребностям народной школы».

«Желательно, чтобы Высшее Церковное Управление соблюло то

ценное, что есть в этих училищах. И я просил бы Священный Со-

бор сохранить эти училища в ведении Церкви» 673.

12. Л. К. Артамонов просит поддержать эти училища: «В эпо-

ху изгнания закона Божия только в епархиальных женских учили-

щах сохраняется тип действительно православной христианской

гимназии. <...> Это ныне единственное учреждение, где будет пре-

подаваться Закон Божий, где будет даваться христианское воспита-

ние. Туда, конечно, все верующие родители пожелают отдать своих

детей. <...> Желательно, чтобы двери епархиальных женских учи-

лищ были открыты для всех, в особенности, для крестьян» 674.

13. Т. Г. Суринов также говорит о роли женских училищ.

14. Архим. Матфей (Померанцев) говорит о том, что проект

не оговаривает связь школы с епископом и предлагает свою фор-

мулу передачи доклада.

15. Прот. С. П. Старков говорит о страшной материальной

нужде женских училищ и предлагает свою формулу передачи док-

лада.

16. А. М. Черноуцан говорит о положительном значении епар-

хиальных училищ.

17. Докладчик В. В. Успенский полемизирует с архим. Мат-

феем и отвечает предыдущим ораторам.

18. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки.

19—23. После дискуссии по порядку голосования, в которой

участвуют еп. Андроник (Никольский), прот. К. М. Аггеев, архим.

Вениамин и митр. Арсений (Стадницкий), Собор принимает ре-

дакцию прот. К. М. Аггеева.

23а. Собор благодарит докладчика.

673 Л. 50—51.

674 Л. 51.

23б. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает о переходе к

обсуждению доклада Отдела о церковном имуществе и хозяйстве

«О сборе с церковных документов» и предоставляет слово доклад-

чику.

24. Докладчик Л. И. Писарев: «Православная Российская

Церковь в силу Декрета правительства народных комиссаров ли-

шилась важнейших источников своего материального обеспече-

ния. <...> В стремлении так или иначе обеспечить Православную

Российскую Церковь материальными средствами Отдел <...> при-

шел к мысли об образовании специальной церковной казны за счет

тех обложений, которым, по предположениям Отдела, можно под-

вергнуть некоторые виды документов, выдаваемых как из цен-

тральных, так и местных церковных установлений. <...> Этот сбор

может дать не менее 10 миллионов в год. Эта значительная сумма

очень может пригодиться Церкви при ее теперешнем плачевном

финансовом положении» 675.

25. Проф. И. М. Покровский приводит справку о размерах и

характере церковных пошлин в истории России.

26. С. П. Руднев считает, что эти сборы должны быть обя-

занностью церковного старосты, а не священника. Кроме того, для

малоимущих следует предусмотреть освобождение от сборов.

27. Еп. Андроник (Никольский) говорит об актуальности это-

го проекта и предлагает конкретные поправки.

28. Н. И. Шелутинский полагает, что «в настоящем своем

виде обсуждаемый проект представляется весьма неполным и не-

достаточно разработанным».

29. Митр. Кирилл (Смирнов) предлагает изменить некоторые

из предложенных сумм налога.

30—43. В дальнейшем обсуждении доклада принимали уча-

стие свящ. А. Г. Альбицкий, еп. Селенгинский Ефрем (Кузнецов),

архиеп. Коломенский Иоасаф (Каллистов), В. И. Яцкевич__________, свящ.

С. А. Сабинин, Н. Д. Кузнецов, прот. А. В. Суворов, А. И. Июдин,

прот. А. А. Хотовицкий, Ф. Г. Зибарев, А. И. Ивановский, П. И. Аст-

ров. Предметом дискуссий явились указанные в проекте суммы и

возможность освобождения от налогов. Высказывалось предложе-

ние считать этот проект временной мерой.

44—45. Докладчики Л. И. Писарев и И. М. Покровский отве-

чают на замечания.

675 Л. 58—60.

45. Митр. Арсений (Стадницкий) суммирует поправки.

46—50. Собор поручает Высшему Церковному Управлению

ввести этот доклад в действие в качестве временной меры, переда-

ет ВЦУ все сделанные поправки и дополнения и благодарит док-

ладчиков.

51—61. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за-

читывает внесенные Отделом исправления в Приходский устав.

Собор принимает этот текст и передает его Совещанию епископов.

62—64. Собор принимает предложение Редакционного отде-

ла предоставить составление окончательного варианта введения к

Приходскому уставу Высшему Церковному Управлению.

65—67. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за-

читывает, а Собор принимает исправленный текст постановления

«О духовных академиях».

68—69. 11.50—12.50 — перерыв. В Соборную палату при-

бывает Патриарх Тихон.

70—71. Архиеп. Витебский и Полоцкий Серафим (Александ-

ров) зачитывает журнал Совещания епископов 5/18—6/19 апреля

1918 г. о лишении архиепископа Пензенского Владимира (Путяты)

архиерейского сана.

72. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что А. Д. Сама-

рин сделает доклад о переговорах с народными комиссарами.

73. А. Д. Самарин рассказывает, что делегация Собора и

приходов 6/19 апреля посетила СНК и передала новое заявление:

«Всецело поддерживая поданное нами в Совет народных комисса-

ров 14/27 марта заявление, считаем долгом в связи с имеющими

место словесными переговорами заявить, что по вопросу об отно-

шении Церкви к государству Всероссийский Церковный Собор

уже составил определенное постановление, в основу коего поло-

жен тот взгляд, что государство не может быть безрелигиозным и

что Россия может быть государством только православным; этой

основной точкой зрения, “нисколько не нарушающей свободу дру-

гих исповеданий”, определяются взаимные отношения Православ-

ной Церкви и государства при признании полной внутренней сво-

боды Церкви. В настоящее время нынешняя власть, исходя из ино-

го принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от го-

сударства, издала декрет, названный “Декретом о свободе

совести”. Но даже стоя на таком принципе, Совет народных

комиссаров в целом ряде статей Декрета резко нарушает и свободу

совести, и внутреннюю свободу Церкви.

1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Бо-

жия не только в государственных, но в общественных и даже в ча-

стных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, прини-

мающих оплату труда законоучителя за свой счет, есть налицо не-

сомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над

самим народом и полное нарушение свободы совести граждан; а

запрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, го-

товящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на

Церковь. <...>

2. Религия есть, конечно, область духа, но Церковь на земле

не может быть без известных вещественных форм, и потому она

необходимо должна располагать правом иметь движимое и недви-

жимое имущество и пользоваться всеми правами юридического

лица. <...> Даже стоя на основе полного отделения Церкви от го-

сударства, Декрет должен бы признать за Церковью и ее учрежде-

ниями право юридического лица, а все церковные имущества и

капиталы должны оставаться неприкосновенными в распоряжении

Церкви и ее установлений, то есть в распоряжении православного

народа. <...>

3. Приход есть союз церковный, и смысл такого союза в

единении православных прихожан именно вокруг своего храма; но

если даже держаться иной точки зрения, то приход как всякое ча-

стное общество не может не пользоваться правом юридического

лица» 676.

Далее А. Д. Самарин останавливается на некоторых анти-

церковных действиях властей: 1) недоступность святынь и храмов

Московского Кремля; 2) передача части кремлевских святынь в

распоряжение государства; 3) отобрание у Церкви двух крупней-

ших типографий; 4) отобрание государством церковного имущест-

ва; 5) закрытие консисторий и решение государством дел, относя-

щихся к церковному судопроизводству; 6) отобрание церковных

капиталов 677.

«После оглашения этого заявления Бонч-Бруевич сказал, что

он не будет давать подробных объяснений по поводу этого заявле-

ния, так как образуется особая комиссия, которая имеет своей за-

дачей пересмотреть Декрет о свободе совести. При этом Бонч-

676 Л. 91—93.

677 Текст подписан членами Собора А. Самариным, Н. Малыгиным, А. Июди-

ным, Н. Кузнецовым и представителями приходов С. Ковалевым, С. Мечегом и

М. Корякиным.

Бруевич передал, что народные комиссары выражают надежду на

то, что представители различных вероисповеданий не откажутся

принять участие в пересмотре означенного Декрета. В ближайшие

дни последует в этих целях официальное обращение к Соборному

Совету. Указано было на то, что эта комиссия будет иметь более

длительный характер и будет являться той инстанцией, куда долж-

ны быть направляемы все заявления о чинимых на местах препят-

ствиях, насилиях, захватах, о всем том, что будет вытекать из Дек-

рета об отделении Церкви от государства» 678. Поскольку комиссия

выполнила свою задачу, к тому же занятия Собора прерываются,

А. Д. Самарин просит обсудить вопрос о формах сношений с вла-

стью.

74—75. Собор одобряет действия делегации и уполномочи-

вает органы Высшего Церковного Управления вести переговоры с

властями в соответствии с ситуацией.

76. Собор благодарит делегацию.

77. Н. Д. Кузнецов <текст отсутствует> 679.

78. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что А. Д. Самарин

зачитает постановление Соборного Совета о праздновании 1 мая.

79. А. Д. Самарин рассказывает об обсуждении празднования

1 мая с Бонч-Бруевичем. «1 мая по новому стилю падает на Вели-

кую среду, и устройство предполагаемых празднеств в этот день

смущает православных людей. Управляющий делами Народного

комиссариата сказал, что он ничего не сможет сделать. Я сказал

ему: “Я беру на себя смелость заявить от имени верующих, что это

празднество будет оскорблять религиозное чувство православных

людей”. На этом закончилось наше объяснение по этому вопросу.

Я думаю, Собор не закончил бы своего дела, если бы он не сказал

по этому вопросу своего слова» 680.

80—81. Собор принимает подготовленное Соборным Сове-

том постановление по этому поводу.

82—84. Члены Собора обсуждают способ распространения

этого послания. В обсуждении участвуют С. П. Руднев, И. М. Гро-

могласов, А. Д. Самарин, который предлагает воспользоваться

возможностями собрания приходов. Решается, что текст послания

будет отпечатан в виде листовки и зачитан по церквам в Вербное

678 Л. 95—96.

679 В деле ГАРФ (л. 84) вместо речи Н. Д. Кузнецова имеется приписка:

«Свою речь даст».

680 Л. 99.

воскресенье. Собор принимает следующее постановление: «Свя-

щенный Собор Православной Российской Церкви, осведомившись

о намерении Совета народных комиссаров устроить в день 1 мая

нового стиля политическое торжество с шествием по улицам в со-

провождении оркестров музыки, напоминает верующим, что озна-

ченный день совпадает с Великою средою. В скорбные дни Стра-

стной Седмицы всякие шумные празднества и уличные шествия

независимо от того, кем и по какому случаю они устраиваются,

должны рассматриваться как тяжелое оскорбление, наносимое ре-

лигиозному чувству православного народа. Посему, призывая всех

верных сынов Православной Церкви в упомянутый день напол-

нить храмы, Собор предостерегает их против какого-либо участия

в означенном торжестве. Каковы бы ни были перемены в русском

государственном строе, Россия народная была, есть и останется

православною» 681.

85. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что далее будет

обсуждаться доклад о разводе.

86. В. В. Радзимовский ____________напоминает, что накануне было ог-

лашено постановление Совещания епископов о неприемлемости

некоторых положений постановления «О расторжении брачного

союза, освященного Церковью». По мнению докладчика, та часть

постановления, которая не была отвергнута, должна считаться

принятой.

87. Митр. Кирилл (Смирнов) полемизирует с В. В. Радзимов-

ским.

88. Секретарь В. П. Шеин перечисляет отвергнутые Сове-

щанием епископов поводы к расторжению брака (неизлечимая

душевная болезнь, привычное пьянство, злонамеренное оставление

другим супругом, нанесение тяжких оскорблений). «Все остальное

как не опротестованное Совещанием епископов сохраняет силу и в

качестве нового соборного постановления будет передано в Сове-

щание епископов» 682.

89. В. В. Радзимовский поясняет позицию Отдела: «Отдел

руководствовался следующим соображением: раз из законопроек-

та отвергнуты только некоторые отдельные статьи, не связанные

между собой логически настолько, чтобы благодаря этому падал

весь законопроект, то все, что уцелело, должно вступить в силу

закона. Остается, стало быть, только истолковать вчерашнее по-

681 Л. 99—100.

682 Л. 101.

становление Собора в связи с журналом Совещания епископов и

привести Соборное постановление о поводах к разводу в действие

во всех остальных частностях. <...> Разрешение всех этих вопросов

должно быть предоставлено Соборному Совету» 683.

90—91. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает передать

неотвергнутые статьи Соборному Совету, и Собор принимает это

предложение.

92—94. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за-

читывает, а Собор принимает постановление «О сборах с церков-

ных документов».

95—108. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич

зачитывает «Постановление о духовных семинариях и училищах».

После дискуссии, в которой участвуют митр. Арсений (Стадниц-

кий), С. Г. Рункевич, еп. Андроник (Никольский), С. И. Шидлов-

ский, В. Н. Бенешевич, Собор принимает постановление с учетом

поправки С. Г__________. Рункевича. Положение передается Совещанию епи-

скопов.

109—112. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич

зачитывает, а Собор принимает «Постановление о епархиальных

женских училищах» с дополнительной статьей.

113. Секретарь В. П. Шеин сообщает, что в связи с приня-

тым докладом о поводах к разводу был выработан доклад об

улучшении бракоразводного процесса. Так как из-за недостатка

времени этот доклад не может быть обсужден на Соборе, Собор-

ный Совет предлагает передать этот доклад на усмотрение Высше-

го Церковного Управления.

114. Протопр. Н. А. Любимов выступает против этого пред-

ложения: «Принят сокращенный доклад о поводах к разводу и со-

кращенный до такой степени, что можно опасаться, что этот новый

законопроект может сделаться орудием злоупотреблений, упуще-

ний и поэтому нужно с особенною осторожностью относиться к

вопросу о бракоразводном процессе. При том ввиду уменьшения

поводов к разводу отпадает острота вопроса, едва ли возникнет в

ближайшее время много бракоразводных процессов и, по моему

мнению, с этим вопросом можно потерпеть до осени, чтобы Свя-

щенный Собор сам рассмотрел законопроект о бракоразводном

процессе» 684.

683 Л. 102—103.

684 Л. 108.

115. П. И. Астров поддерживает постановление Соборного

Совета передать вопрос на рассмотрение Синода и Высшего Цер-

ковного Совета.

116. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что это обычная

участь законопроектов, которые не рассмотрены в законодатель-

ном учреждении.

117. Собор утверждает предложение Соборного Совета.

118. С. А. Котляревский: «Мы закончили две сессии Свя-

щенного Собора. Не нам судить о результатах работ, которые со-

вершены были в это время, но во всяком случае они значительны.

<...> Ясно, что производительность работ зависит не только от со-

брания, но во многом и от председателя собрания. На председателе

лежит трудная и ответственная задача не стеснять свободы сужде-

ний, но вместе с тем следить, чтобы суждения не выступали за из-

вестные пределы. Все мы знаем, до какой степени трудны были

обязанности председателя Собора и мы должны выразить сердеч-

ную благодарность нашему председательствующему Высокопре-

освященному митрополиту Арсению, который с неутомимостью и

энергией вел заседания Собора» 685.

119. Собор воспевает «E„j poll¦ _th d_spota».

120. Митр. Арсений (Стадницкий): «Я считаю себя счастли-

вым, что Господь привел большею частью председательствовать

на заседаниях первого Всероссийского Поместного Собора, и это

давало мне силы трудиться насколько возможно. Вместе с тем

прошу извинить меня за те недочеты, которые я допускал по не-

опытности и, быть может, по излишней ревности. Прошу извинить

и за ту неуравновешенность, которая объясняется свойством моего

характера, а еще более теми обстоятельствами, которые мы пере-

живаем. Дай Бог встретиться в будущем с более светлыми упова-

ниями по отношению к Православной Церкви и с большею ревно-

стию трудиться на ее благо» 686.

121. Патриарх Тихон: «Позвольте мне в заключение настоя-

щей сессии сказать несколько слов. Мы расстаемся. Вы уезжаете

на сравнительно продолжительное время, и по принятому в таких

случаях у русского православного люда обычаю служат благодар-

ственный молебен: воссылают благодарение Богу за те блага, ко-

торые Он ниспослал. Но в настоящее время благодарственный мо-

лебен, который мы готовимся совершить, является не просто обря-

685 Л. 108—109.

686 Л. 109.

дом. Нет, я думаю, что должно выразить горячую любовь и благо-

дарность Господу Богу, который воздвиг деятелей в Церкви в лице

почтенных членов Собора именно в наши дни. В частности эта

вторая сессия была в высшей степени благовременна. Начало ее

совпало с изданием известного Декрета о свободе совести людьми,

стоящими теперь у власти, в такое время, которое требовало осо-

бенных забот и усилий для сохранения прав Русской Православ-

ной Церкви. И вот в лице членов Собора, исполненных духа пре-

мудрости и разума, Святая Церковь приобрела опытных руководи-

телей церковной жизни. Эти сессии, как высказал уже

С. А. Котляревский, были весьма плодотворны. Собор решил мно-

го весьма важных вопросов — об епархиальном управлении, о

приходе и других, которыми издавна болела церковная жизнь. Не-

сколько грустное впечатление произвело объявленное на сего-

дняшнем заседании постановление Совещания епископов, сделан-

ное не без скорби, о лишении сана бывшего Пензенского архиепи-

скопа Владимира (Путяты). Но могу Вас заверить, что епископы

вынуждены были сделать это по горячей любви <к> 687 Церкви

Божией. Мы готовы были простереть снисхождение до самой

крайней степени, но далее это снисхождение повело бы к страш-

ному вреду для Церкви. Вы уже слышали, что грозил образоваться

раскол в Пензенской церкви. Некоторые члены Церкви объявили

об отделении Пензенской церкви от Священного Синода и всего

Высшего Церковного Управления. Надлежало принять крайние

меры для уврачевания этого недуга в местной церкви. Но это

скорбное событие с избытком искупается тем постановлением Со-

вещания епископов, которое доложено было Священному Собору

на вчерашнем заседании — о причислении к лику святых архиепи-

скопа Иркутского Софрония и убиенного митрополита Астрахан-

ского Иосифа. Сердце наше должно быть исполнено радостию о

том, что будут предстоятелями за нашу Церковь новые прослав-

ленные угодники Божии, и мы еще более должны воспеть Господу

благодарственные песнопения. А теперь, прощаясь с вами пред

праздником Св. Пасхи, я выражаю горячие пожелания, чтобы вы

встретили и провели этот светлый праздник <в> радости, а затем с

обновленными силами прибыли сюда для дальнейшей работы» 688.

122. Члены Собора поют «E„j poll¦ _th d_spota».

687 В источнике «в».

688 Л. 110—111, ср. Деяния НМ IX. С. 140—141.

123. Н. И. Ореховский: «Позвольте мне в настоящую глубоко

знаменательную минуту прощания с членами Собора, уезжающи-

ми с великой миссией в глубь нашей многострадальной родины,

несколько открыть свою душу и обнаружить волнующее меня чув-

ство. Оно очень бодро и радостно, так как уезжающие соборяне

везут с собою для святой Руси великий и драгоценный дар от Ва-

шего Святейшества на приближающуюся Пасху, а именно Ваше

первое пасхальное приветствие “Христос Воскресе”, которое и бу-

дет для родины первым красным яичком. Необычайно радостно

это событие. Его ждала святая Русь более 200 лет. Ждали наши

отцы, деды, прадеды, но, не дождавшись, умирали, и радость по

поводу первого пасхального приветствия Вашего Святейшества

испытываем мы, видящие воочию восхождение Ваше к самому

зениту нашего церковного горизонта, на котором блеск Ваш дела-

ется видимым уже всему христианскому миру. Загорелась крупная

звезда на Востоке; Ваши грамоты начинают жечь сердца людей

огнем веры и вдохновения; в них слышится дух Святителя Гермо-

гена, и верующая Русь преисполнена упования, что благодаря ве-

ликим талантам Вашего Святейшества, Вашему духовному опыту,

горячности и искренности Вашей веры, твердости воли Вашей и

высокому авторитету Вашему как великого и горячего патриота

Вам удастся поднять во вверенном Вам духовенстве всю силу его

энергии в борьбе со злом до высоты апостольского служения, что

и обеспечит окончательную победу Св. Церкви, согласно Слову

Спасителя: “Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати

вам Царство” (Лк. 12:32)» 689.

124. Заседание закрыто в 14.30.

125. Митр. Арсений со священнослужителями, членами Со-

бора, совершает благодарственный молебен.

126. Патриарх Тихон благословляет членов Собора, уез-

жающих из Москвы.

689 Л. 111—112.__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.229 сек.