Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические параметры эксперимента




Многими авторами в литературе по психологии управления отмечается необходимость для людей, ориентирующихся на руководящие должности, наличие у них достаточного уровня энергии, стрессоустойчивости и многих других качеств. Данный эксперимент дает возможность его участникам испытать немало численные "сценарные" коллизии, которые выпадают на долю управленческого персонала.

Участники с высокой мотивацией достижения в первых же раундах группируются вокруг кресла патрона. Этот сегмент иерархической структуры наиболее напряженный и активный. Группы, которые они возглавляют (отделы в игре), колеблются в своем внутреннем отношении между факторами групповой сплоченности/конкурентной индивидуализации. В первом случае лидер "отдела", получая поддержку и уверения в лояльности от своих "подчиненных", может полностью сконцентрироваться на своих взаимоотношениях с коллегами по горизонтали и контроле за действиями патрона. Если последний не является выдвиженцем данной группы, то задачами действий ее лидера становятся обеспечение своей стабильности (демонстрация лояльности патрону) и поиск контакта с другими "замами" в выработке стратегии "снятия" патрона.

В случае, если члены группы ориентированы на личные достижения, то позиция их лидера становится шаткой и потребует от него мобильности в контроле за информационными потоками, которые идут вокруг него по трем каналам: от патрона, его заместителей и своих подчиненных за спиной. Типичные действия в этих ситуациях: пока лидер "отдела" решает с замами свои карьерные намерения в отношении патрона, подчиненные через его голову обращаются к патрону с просьбой уволить их "неэффективного" начальника.

Продуктивность социального мышления проявляется в способности участника завоевать право на кресло "патрона" и удержаться там как можно дольше, обеспечивая баллы себе и своей группе. Как правило, это удается в том случае, когда патрон расставляет на места своих заместителей "рабочих лошадок", больше озабоченных тем, чтобы не напутать правила игры и не быть уволенными. Подчас уже сама группа подобного "руководителя" всерьез настраивается против него, поскольку он задерживает карьерное развитие более социально мобильных, чем он, тем более что для победы в игре необходимо иметь в кресле патрона именно своего представителя. В то же время патрон, обнаружив такого "удобного" игрока, может хладнокровно игнорировать требования группы о смещении их начальника.

Особая зона напряжения - манипуляции замов в общении друг с другом в попытке договориться о единстве действий в смещении "Патрона". Наиболее опасна роль активатора этих действий, поскольку именно он легче всего вычисляется и становится первой жертвой. Часто участник в кресле "Патрона" выбирает тактику "перетасовки кадров", когда ни один "зам" не может удержаться на своем месте больше одного цикла: "Патрон" по очереди их увольняет в каждом раунде. Однако именно эта тактика приводит к тому, что рано или поздно будущие "замы" договариваются о "смещении" заранее, в крайнем случае уже все участники, отставив групповые интриги, громко поощряют всех замов на активные действия.

Основное достоинство игровой модели в том, что участники получают возможность в действии исследовать механизмы перехвата управления, технологию "аппаратных игр", т.е. всего того, что, используя биологическую терминологию, можно назвать "внутривидовой конкуренцией". В каждые 5-10 минут эксперимента на игровом поле происходит столько "организационных событий", сколько в действительности их можно наблюдать в одном учреждении в течение 1-3 лет.

Отношение рационального/иррационального в организационных сценариях взаимодействия определяет способность к выживанию и саморазвитию самой организации. Часто иррациональные действия (например, создание явной обструкции вокруг "патрона", который в целях личного самоутверждения ведет фирму к банкротству) становятся необходимыми средствами достижения рациональных результатов. Так же и достаточно "рациональные" действия могут породить иррациональные последствия для организации в целом: стабилизация взаимоотношений на высшем и среднем уровне управления часто становится барьером в подготовке и выдвижении потенциально сильных руководителей из низших сегментов иерархии.

Каждый сегмент иерархической системы представляет собой социально-психологическую нишу, которая постепенно заполняется участниками с соответствующими ей личностными характеристиками.

Сегмент безработных, как это не парадоксально, тоже становится удобным местом для желающих отстраненно наблюдать за историей чужих достижений или срывов. Уровень рядовых работников предоставляет игрокам с низкой мотивацией достижения относительную безопасность с возможностью ощущать свою причастность к происходящему на игровом поле. Средний уровень управленческого персонала занимают люди с определенной степенью потребности в социальном самоутверждении, но с преобладанием адаптационных настроений.

Высший сегмент руководства становится целью и жизненной ареной для игроков с предельными в этой группе показателями мотивации достижения. Именно от этой группы участников требуется максимальная способность к оперативности в социальном самообучении.

 

3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

3.1. Информационно-методические

Основная литература:

1. Акимова, К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов/под ред.: М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.

2. Бурлачук, Ф.Е. Психодиагностика: учеб. Пособие/ под ред. Бурлачук Ф.Е. СПб.: Питер, 2002.

3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике./ под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М. СПб.: Питер, 2006.

4. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. СПб.: Питер, 2004.

5. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика: учебное пособие для вузов / Н. И. Непомнящая. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Носс, И. Н. Руководство по психодиагностике: учеб. пособие для студентов и практ. психологов / И. Н. Носс. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

7. Реан, А. А.. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы, исследования, практикум: арсенал практического психолога / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

8. Романова, Е. С. Психодиагностика: учебное пособие / Е. С. Романова. - СПб.: Питер, 2006.

9. Собчик, Л.Н. Психодиагностика: методы и методология / Л.Н. Собчик. - М., 1990.

10. Сыромятников, И. В. Психодиагностика: учеб. пособие / И. В. Сыромятников. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

11. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов/ В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт: науч. изд. / А. Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Андрущенко, Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия, 2004.

2. Балакшина, Ж.А., Прохоренко, Т.В. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития. СПб.: Речь, 2002.

3. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению: Как определить организаторские и коммуникативные качества деловых людей: Учебное пособие / А.В.Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Батаршев, А. В. Типология характера и личности: практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. - Изд. 2-е, испр. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

5. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.

6. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обществе. М.: Академический проект, 2003.

7. Овчинников, Б.В., Владимирова, И.М., Павлов, К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

8. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

 

 

3.2. Материально-технические

 

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
  Ноут-бук, проектор, экран, видеокамера, цифровой фотоаппарат Обучающее



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.