Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы практических занятий




I.Творчество М.Шолохова. – 4 ч.

1. Крестьянско-казацкий мир в ранней прозе М.Шолохова. Сборник «Донские рассказы». Проблематика и поэтика.

2. «Тихий Дон» как роман-эпопея. История замысла. Споры об авторстве.

3. Трагедия Первой мировой войны в романе. Образ Григория Мелехова. Поиски «третьего» пути.

4. Женские характеры. Тема любви в романе.

5. Особенности языка и стиля писателя. Роль народной песни, пословиц, поговорок. Творческий метод М.А. Шолохова и его место в литературе XX века.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Котовчихина Н. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века. М., 2004.

2. Петелин В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. М., 2002.

3. Кожинов В. «Тихий Дон» М.А. Шолохова // Кожинов В. Победы и беды России. М., 2000.

4. Семанов С. В мире «Тихого Дона». М., 1987.

5. Шолохов на изломе времени. М., 1995.

6. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова… Документальная хроника без легенд. М., 1995.

7. Глушков В. Реализм М. Шолохова. – Р/н/Д, 1997.

8. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. М., 1995.

9. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. Любое издание.

 

 

II.Идейно-художественное своеобразие романа Е.И. Замятина «Мы». - 2 ч.

 

1.История создания и публикации романа.

2.Особенности жанра. Понятие утопии и антиутопии.

3.Тема урбанизации. Воплощение антитезы «город – степь». Художественная модель Единого Государства.

4.Особенности пространственно-временной организации (хронотопа) произведения. Геометрическая и числовая символика.

5.Конфликт «мещанского» и «скифского» начал. «Энтропийный человек» и «толпа» в романе.

6.Женские образы романа.

7.Язык и стиль произведения.

8.Традиции русской и европейской литератур в романе.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов В.М. Помощь из прошлого: О «возвращённой литературе» // Аврора, 1988, № 5.
  2. Акимов В.М. Человек и Единое Государство: (Возвращение к Евгению Замятину) // Акимов В.М. На ветрах времени: Размышления о книге. Л., 1991.
  3. Андроникашвили-Пильняк Б. Два изгоя, два художника. Б. Пильняк и Е. Замятин // Знамя, 1994, № 9.
  4. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Л., 1991.
  5. Бачинин В.А. Мещанство как социально-нравственная проблема. М., 1982.
  6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
  7. Воронский А. Е. Замятин // Искусство видеть мир. М., 1987.
  8. Гальпева Р., Роднянская И. Помеха-человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир, 1988, № 12.
  9. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.
  10. Долгополов Л.К. Е. Замятин и В. Маяковский (К истории создания романа «Мы») // Русская литература, 1988, № 4.
  11. Доронченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература, 1989, № 4.
  12. Зверев А.М. «Когда пробьёт последний час природы…», Антиутопия. XX век // Вопросы литературы, 1989, № 1.
  13. Кольцова Н.З. Роман Е.И. Замятина «Мы» и «петербургский текст» русской литературы // Вопросы литературы, 1999, № 4.
  14. Ланин Б.А. Роман Е. Замятина «Мы». М., 1992.
  15. Латынина Ю. Ожидание Золотого века: От сказки к антиутопии // Октябрь, 1989, № 6.
  16. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем…: Роман «Мы» Евгения Замятина. СПб., 1994.
  17. Муриков Г. Они и «Мы»: (Несколько мыслей после прочтения романа Е. Замятина «Мы» // Звезда, 1989, № 1.
  18. Новое о Замятине. Сборник материалов. М., 1997.
  19. Павлова-Сильванская М. Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов, 1988, № 11.
  20. Сахаров Вс. Воспоминание о будущем: (Перечитывая «Мы» Е. Замятина и «Собачье сердце» М. Булгакова) // Подъём, 1995, № 7.
  21. Семёнова А.Л. Роман Е. Замятина «Мы» и «Государство» Платона // Русская литература, 1999, № 3.
  22. Семёнова С.Г. Русская поэзия проза 1920–1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001.
  23. Струве Н. Символика чисел в романе Замятина «Мы» // Струве Н. православие и культура. М., 1992.
  24. Туниманов В.А. Что там – дальше? (Достоевский и Замятин) // Русская литература, 1993, № 1.
  25. Чаликова В.А. Крик еретика: Антиутопия Евгения Замятина) // Вопросы философии, 1991, № 1.

26. Чудакова М. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20–30-х годов // Новый мир, 1988, № 9.

  1. Чуковский К. Дневник. 1901–1929. М., 1991.
  2. Шайтанов И. русский миф и коммунистическая утопия // Вопросы литературы, 1994, Вып.6.
  3. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина: (В помощь лектору). СПб, 1992.
  4. Шкловский В. Гамбургский счёт. М., 1990.
  5. Шохина В. На втором перекрёстке утопий // Звезда, 1990, № 11.

 

III. Художественное своеобразие поэтического наследия С.А. Есенина. – 4 ч.

  1. Тема революции и гражданской войны в поэзии С.А. Есенина. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Страна негодяев».
  2. Темы России и деревни в лирике С.А. Есенина.
  3. Тема любви в поэзии С.А. Есенина. Женские образы.
  4. Образы природы в стихотворениях поэмы. Стихи о временах года. Стихи о «братьях наших меньших».
  5. Фольклорные мотивы и мотивы древнерусской литературы в поэзии С.А. Есенина. Классические традиции.
  6. Особенности поэтики С.А. Есенина. Атмосфера лирических стихотворений (символика цвета, хронотопы, художественные тропы).
  7. Идейно-художественные особенности поэмы «Чёрный человек».
  8. Наследие С.А. Есенина в критике.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азадовский К. Последняя ночь // Звезда. 1995, № 9.

2.Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

3.Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

4.В мире Есенина. М., 1986.

5.Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1965.

6.Горький М. Сергей Есенин // Горький М. Литературные портреты. М., 1967.

7.Евдокимов И. Сергей Александрович Есенин // Литературная Россия, 1994, № 40.

8.Есенин и современность. М., 1975.

9.Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.

10. Западалов И. «Ни по моей, ни по чьей вине…» // Нева. 1992, № 9.

11. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М., 1995.

12. С. и Ст. Куняевы. Жизнь Есенина: Снова выплыли годы из мрака…М., 2002.

13. Любимов Н. Неувядаемый цвет // Москва, 1995, № 6.

14. Мамлеев Ю. Философия русской патриотической лирики // Советская литература, 1990, № 1.

15. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990.

16. Никё М. Поэт тишины и буйства // Звезда. 1995, № 9.

17. О Есенине. М., 1990.

18. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

19. Пришвин М. Дорога к другу. М., 1957.

20. Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. М., 1993.

21. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1986.

22. Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990.

23. Свирская М. Знакомство с Есениным // Наш современник. 1990, № 10.

24. Сергей Есенин. Проблемы творчества. М., 1978.

25. Сергей Есенин в стихах и в жизни. В 4 кн. М., 1995–1996.

26. Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997.

27. Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина. М., 1994.

28. Черносвитов Е. Оскорбление легендой // Ветеран. 1990, № 11,12.

29. Чехонадский Ю. «Знать у всех у нас такая участь…» // Литературная Россия, 1990.

30. Шешуков С. Неистовые ревнители. М., 1984.

31. Эйгес Е. Воспоминаниия о Сергее Есенине // Новый мир. 1995, № 9.

 

III. Художественное своеобразие наследия новокрестьянских поэтов. – 2 ч.

1. Идейно-художественные особенности поэзии Н. Клюева. Религиозно-философские основы лирики. Библейская символика. Образы северной природы. Трагедия крестьянской России в поэмах «Деревня», «Погорельщина». Н. Клюев и С.Есенин – проблема творческих взаимовлияний. Язык и стиль художника.

2. Идейно-художественные особенности поэзии П. Орешина. «Крестьянофильская» идея об

утопическом «мужицком царстве». Неповторимые приметы деревенской действительности в поэзии художника.

3. Идейно-художественные особенности поэзии С. Клычкова. «Правда природы» в книге «В гостях у журавлей». Цикл «Заклятие смерти»: судьба русского человека. Тема любви. Традиции Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета.

4. Идейно-художественные особенности поэзии А. Ширяевца. Вольнолюбивые настроения народной Руси. Образы старины («стари»). Волга в лирике поэта.

5. Идейно-художественные особенности наследия А. Ганина. Влияние символизма. Образы крестьянского и космического мира. Тезисы «Мир и свободный труд – народам».

6. Идейно-художественные особенности поэзии П. Васильева. Триада «крестьянство – казачество – природа» в лирике художника. Воплощение казахской и сибирской тем.

7. Новокрестьянская поэзия в контексте литературного процесса XX века. Проблема традиций и новаторства. Судьбы новокрестьянской поэзии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Азадовский К. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990.
  2. Выходцев П. Павел Васильев: очерк жизни и творчества. М., 1972.
  3. Земской В., Хомчук Н. Есенин и Ширяевец // русская литература, 1962, № 3.
  4. Куняев С. Уроки одной судьбы // Москва, 1991, № 3.
  5. Куняевы Ст и С. Растерзанные тени. М., 1995.
  6. Киселёва Л. К творческой биографии А. Ширяевца // Вопросы русской литературы. 1984, Вып. 2 (44).
  7. Михайлов А. Пётр Орешин и крестьянские поэты начала Xx века // Русская литература, 1973, № 1.
  8. Михайлов А. Поэзия обновляющейся Руси // Русская литература, 1974, № 3.
  9. Михайлов А. Творческий путь Сергея Клычкова и революция // Русская литература, 1988, № 4.
  10. Михайлов А. Вступительная статья // Ширяевец А. Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 1992.
  11. Неженец Н. Поэзия народных традиций. М., 1988.
  12. Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997.
  13. Парфёнов Н. Алексей Ганин и его литературная судьба // Север, 1973, № 9.
  14. «Посулила жизнь дороги мне ледяные…» («Дело» Павла Васильева 1937 года) / Публикация С. Куняева // Наш современник, 1992, № 11.
  15. Протокол допроса А. Ганина и выдержки из заключения по его следственному делу /публ. Ст. Куняева // Наш современник, 1992. № 4.
  16. Солнцева Н. Последний Лель. М., 1993.

Филиппов Б. Николай Клюев: Материалы к биографии // Клюев Н. Соч. Мюнхен, 1969.

Рекомендации по проведению аудиторных занятий:

Практические занятия (также предполагающие наличие конспекта, соответствующего плану) ориентированы на будущую работу студента в школе, а также на применение филологических знаний в любой отрасли или профессиональной деятельности. Вопросы плана занятия могут изменяться в зависимости от уровня подготовки, активности студентов, наличия необходимой научной литературы. Цель практического занятия – всесторонне осветить актуальные проблемы курса, привить студентам навык проведения литературоведческого анализа, умение составлять конспект, вести дискуссию, аргументировано отстаивать своё мнение. При проведении практических занятий необходимо помнить о требовательности и поддержании порядка в аудитории, о собственной эрудиции, культуре речи и чёткой дикции, о доброжелательности и такте по отношению к студентам, замечать и поощрять их успехи, инициативу и старание, проявлять объективность в оценке знаний студентов.

Проблемный принцип представляется нам наиболее эффективным при походе к фактам литературы, поскольку побуждает студента к дискуссии, к тому, чтобы разрешать филологические проблемы самостоятельно, вырабатывать собственную аргументированную позицию, вырабатывать и применять универсальный литературоведческий инструментарий.

 

Рекомендации по проведению практических занятий:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.