Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение учебного материала по семестрам




Темы и краткое содержание

Разделы курса

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия -
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа  
Другие виды работы -
Форма итогового контроля экзамен

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

Введение в предмет.

I. История изобразительного искусства Древнего мира.

II. История изобразительного искусства средних веков и Возрождения.

III. История Древнерусского искусства.

IV. История западноевропейского изобразительного искусства XVII – XVIII веков.

V. История русского изобразительного искусства XVII – XVIII веков.

VI. История изобразительного искусства XIX века.

VII. История изобразительного искусства XX века и современный художественный

процесс.

Введение в предмет. Понятие о предмете изобразительное искусство. Система видов искусств. Первичные представления о категориях стиля, художественного направления и творческого метода в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.

I. История изобразительного искусства Древнего мира. Определение хронологических границ изучаемого периода. Специфика мировоззрения древнего человека. Теории возникновения искусства. Основные признаки магической культуры и их воплощение в произведениях изобразительного искусства различных культурных традиций древнего мира. Значение искусства древнего мира для развития последующих художественных традиций.

 

II. История изобразительного искусства средних веков и Возрождения. Проблема установления хронологических границ эпохи средневековья. Стереотипы восприятия эпохи в европейской культурной традиции. «Реабилитация» эпохи в истории науки XX века. Историко–культурный контекст эпохи. Средние века как «время красоты и ярости мира» (Й. Хёйзинга) – своеобразие мировоззрения человека средних веков. Творческая личность и её место в средневековой культуре. Картина мира человека средневековья. Романский и готический стили средневекового искусства как отражение смены мироощущения средневекового человека. Реализация средневековой картины мира в произведениях изобразительного искусства основных художественных стилей эпохи. Проблема определения хронологических границ Ренессанса. Понятие о Ренессансе как о феномене культуры и исторической эпохе. Историко-культурный контекст Итальянского Ренессанса. Периодизация Итальянского Ренессанса. Своеобразие мировоззрения ренессансного человека. Его эволюция. Ренессансный тип творческой личности и её место в культуре эпохи. Ренессансная картина мира. Основные принципы изобразительного искусства Итальянского Ренессанса. Реализация этих принципов в произведениях изобразительного искусства эпохи. Заальпийское Возрождение как феномен культуры. Историко – культурный контекст заальпийского Возрождения. Своеобразие художественных традиций стран западной Европы этого времени. Формирование протестантского мировоззрения. Его основные принципы. Их отражение в произведениях изобразительного искусства Германии и Нидерландов. Значение искусства средних веков и Возрождения для последующих художественных традиций.

 

III. История Древнерусского искусства. Определение хронологических границ периода. Историко-культурный контекст. Основные периоды искусства Древней Руси, их характеристика. Специфика мировоззрения человека Древней Руси. Картина мира человека древней Руси. Отражение мировоззрения в различных видах искусства. Специфика архитектуры Древней Руси. Композиция и семантика православного храма. Типология храмового зодчества. Эволюция храмостроения. Специфика иконописи как изобразительного искусства. Комозиция и семантика произведения иконописи. Система образов и закон «обратной перспективы» в иконописи. Иконописные школы Древней Руси. Эволюция иконописи. Значение искусства древней Руси для последующей художественной традиции.

 

IV. История изобразительного искусства XVII – XVIII веков. Искусство стран Западной Европы. Историко-культурный контекст эпохи.Специфика мировоззрения человека этого времени. Художник эпохи барокко как социо-культурный тип. Оформление барочной эстетики и её основные признаки. Реализация основных эстетических признаков эпохи в произведениях различных видов изобразительного искусства. Доминирующие стилевые тенденции этого времени: барокко, классицизм, внестилевая манера. Архитектура (храм, городской дворец, загородная резиденция) как реализация представлений о мире. Разнообразие жанров в искусстве живописи Нового времени: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанры. Искусство скульптуры Нового времени. Национальные художественные школы эпохи барокко. Значение искусства Нового времени для последующих художественных традиций.

 

V. Русское искусство XVII – XVIII веков. Историко-культурный контекст. Основные тенденции русского изобразительного искусства этого времени. Своеобразие мировоззрения человека в эту эпоху. Эволюция архитектурных и живописных форм русского искусства Нового времени. Европейские стили в контексте русской культурной традиции. Русское барокко как феномен культуры. специфика социального статуса художника в русском обществе. Круг мастеров и их произведения. Значение этого периода

 

VI. История изобразительного искусства XIX века. Искусство стран Западной Европы. Историко-культурный контекст первой половины XIX века. Специфика мировоззрения человека той эпохи. Роль художника в социально-культурном контексте эпохи романтизма. Романтизм и классицизм (ампир) как ведущие стилевые тенденции этого времени. Основные черты романтической эстетики. Их воплощение в различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура, парковое искусство). Национальные версии романтизма: немецкий, французский, английский. Основные принципы эстетики стиля ампир. Их реализация в различных видах искусства (архитектура, академическая живопись, скульптура). Русское искусство первой половины XIX века. Историко- культурный контекст эпохи. Своеобразие романтической и ампирной тенденций в русском искусстве этого времени. Архитектура, живопись, скульптура в русском искусстве первой половины XIX века. Оформление и основные принципы искусства реализм. Реализм как доминирующая художественная система западноевропейского искусства середины XIX века. Историко – культурный контекст эпохи. Основные черты реалистического метода. Признаки реалистического стиля. Генезис и эволюция реализма в западноевропейском искусстве этого периода. Реализация принципов реализма в произведениях разных видов искусства (графика, живопись, скульптура). Жанровые приоритеты реалистической живописи и их специфика. Импрессионизм как доминирующая художественная система западноевропейского искусства живописи середины XIX века. Социо -культурный контекстэпохи. Проблема определения творческого метода художника импрессиониста. Основные признаки искусства импрессионизма. Круг художников и их произведения. Возможность существования импрессионистского метода в искусстве скульптуры, музыки, литературы. Роль импрессионизма для последующего развития западноевропейского искусства. Русское искусство второй половины XIX века. Историко-культурный контекст. Специфика реалистического метода в контексте отечественной культурной традиции. Формирование, эволюция и приоритетные жанры русской реалистической школы живописи. Круг мастеров и их произведения.Импрессионистские тенденции в русском искусстве второй половины XIX века. Значение этого периода для дальнейшего развития изобразительного искусства.

VII. История изобразительного искусства XX века и современный художественный процесс. Понятие о кризисе мировоззрения человека Новейшего времени. Основные философские концепции второй половины XX века. Вариативность и полисемантичность современного художественного процесса.Более ранние художественные системы (романтизм, реализм, символизм) в контексте актуальной художественной культуры.Представление о романтизме и реализме как о художественных системах, способах мировоззрения. Их реализация в современной культуре. Символизм как один из основных компонентов современного художественного процесса. Природа образов – символов и знаковых поступков в современном художественном процессе. Актуальные тенденции и характерные направления современного художественного процесса Модернизм. Его истоки и эволюция в контексте актуального искусства. Элементы футуризма, сюрреализма и пр. в современном искусстве. Понятие о жизнетворчестве и мифологизации личности творца в контексте модернистской эстетики. Модернистские тенденции в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве, кинематографе. Круг мастеров и их произведения. Массовая культура. Её место в современном художественном процессе. Модернистские истоки этого явления. Основные принципы массовой культуры: простота и доступность, клишированность и репрезентативность. Характерные формы воплощения «идеалов» массовой культуры. Её типичные жанры. Художник как имиджмейкер и дизайнер в контексте культурного «супермаркета». Контркультура. Понятие о контркультуре. Футуристические корни этого явления. Виды искусства в пространстве контркультуры. Рок как доминанта этого явления. Актуальные авторы контркультуры. Круг тем, сюжетов и образов их произведений. Постмодернизм. Идейный смысл явления. Понятия постмодернистской игры и иронии. Специфика создания и особенности восприятия произведения постмодернизма. Реализация принципов постмодернистской эстетики в различных видах искусства. Авторы постмодернистских проектов.

 

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№ п/п Наименование тем и разделов   ВСЕГО (часов) Аудиторные практические занятия (часов) Самосто-ятельная работа (часов)
  Введение в историю изобразительного искусства. Определения искусства и художественной культуры. Система искусств.     -
  I. История искусства Древнего мира.      
  Своеобразие мировоззрения древнего человека.      
  Картина мира древнего человека.      
  Реализация картины мира древнего человека в архитектурных проектах храма и дома      
  II. Искусство средних веков и Возрождения      
  Средние века как феномен культуры.      
  Историко – культурный контекст средневекового искусства. Специфика мировоззрения средневекового человека и обусловленная им картина мира.      
  Романский стиль как отражение мировоззрения человека раннего средневековья.      
  Готический стиль как отражение представлений о мире человека позднего средневековья.      
  Ренессанс как феномен культуры. Проблема определения хронологических границ Ренессанса. Традиционные подходы к изучению этого периода. Его периодизация.      
  Специфика мировоззрения человека Ренессанса. Художник эпохи Возрождения как социокультурный тип.      
  Основные черты ренессансной картины мира. Реализация мировоззрения в Ренессанса в архитектурных проектах: храм, городское палаццо, загородная вилла, театральное здание, парковое искусство      
  Реализация мировоззрения Ренессанса в произведениях живописи. Школы и эволюция ренессансной живописи.      
  Реализация мировоззрения Ренессанса в искусстве скульптуры. Тенденции и эволюция ренессансной скульптуры.      
  Кризис ренессансного мировоззрения и его отражение в искусстве.      
  Феномен заальпийского Возрождения. Специфика мировоззрения заальпийской Европы. Реформация и её роль в культуре стран Европы.      
  Национальные версии Заальпийского Возрождения: испанская, нидерландская, французская и немецкая.      
  III. Искусство Древней Руси      
  Проблема определения хронологических границ и условность названия раздела.      
  Своеобразие религиозного сознания человека Древней Руси. Отражение этого сознания в формах искусства. Православный храм: композиция и символическое значение. Типология и эволюция храмового строения. Икона: композиция, система образов, символизм. Типология и эволюция иконописи. Дом / Дворец: композиция, символическое значение, типология. Эволюция дворцового строительства      
  IV. Западноевропейское искусство XVII века      
  Историко-культурный контекст и традиции изучения XVII века      
  Художник эпохи барокко как социо-культурный тип.      
  Картина мира человека эпохи барокко. Реализация представлений о мире в произведениях искусства этой эпохи.      
  Ведущие стилевые тенденции эпохи: барокко, классицизм, внестилевая манера      
  Архитектура XVII века. Барочный храм как инвариант отражений представлений о мире этой эпохи. Барочный дворец как инвариант отражения представлений о мире этой эпохи. Барочный загородный дворцово–парковый ансамбль как инвариант отражения представлений о мире этой эпохи.      
  Живопись XVII века. Специфический круг тем, сюжетов и образов живописи эпохи барокко. Особенности композиционного построения живописного произведения эпохи барокко. Специфика восприятия живописного произведения эпохи барокко. Жанры живописи эпохи барокко: портрет, исторический, бытовой, натюрморт, пейзаж. Значение живописи эпохи барокко для последующего развития искусства.      
  V.Русское искусство XVII - XVIII вв.      
  Историко – культурный контекст XVII века в России.      
  Своеобразие мировоззрения русского человека XVII века.      
  Европейские тенденции и национальное своеобразие русского искусства XVII века. Русское барокко как феномен культуры. Варианты русского барокко: голицынское, сторгановское, нарышкинское.      
  Русская архитектура XVII века. Храмовая и дворцовая архитектура этого периода.      
  Русская живопись XVII века. Проникновение в иконописное искусство западноевропейских тенденций западноевропейской живописи.      
  Историко – культурный контекст XVIII века в России. Роль петровских реформ в истории и культуре России.      
  Своеобразие мировоззрения русского человека XVIII века.      
  Европоцентристские тенденции русского искусства XVIII века.      
  Стилевые тенденции и эволюция русской живописи XVIII века      
  VI. История изобразительного искусства XIX века      
  Историко-культурный контекст первой половины XIX века. Специфика мировоззрения человека той эпохи. Роль художника в социально-культурном контексте эпохи романтизма.      
  Романтизм и классицизм (ампир) как ведущие стилевые тенденции этого времени. Основные черты романтической эстетики. Их воплощение в различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура, парковое искусство). Национальные версии романтизма: немецкий, французский, английский. Основные принципы эстетики стиля ампир. Их реализация в различных видах искусства (архитектура, академическая живопись, скульптура).      
  Русское искусство первой половины XIX века. Историко- культурный контекст эпохи. Своеобразие романтической и ампирной тенденций в русском искусстве этого времени. Архитектура, живопись, скульптура в русском искусстве первой половины XIX века. Оформление и основные принципы искусства реализм.      
  Реализм как доминирующая художественная система западноевропейского искусства середины XIX века. Историко– культурный контекст эпохи. Основные черты реалистического метода. Признаки реалистического стиля. Генезис и эволюция реализма в западноевропейском искусстве этого периода. Реализация принципов реализма в произведениях разных видов искусства (графика, живопись, скульптура). Жанровые приоритеты реалистической живописи и их специфика.      
  Импрессионизм как доминирующая художественная система западноевропейского искусства живописи середины XIX века. Историко-культурный контекст эпохи. Проблема определения творческого метода художника импрессиониста. Основные признаки искусства импрессионизма. Круг художников и их произведения. Возможность существования импрессионистского метода в искусстве скульптуры, музыки, литературы. Роль импрессионизма для последующего развития западноевропейского искусства.      
  Русское искусство второй половины XIX века. Историко-культурный контекст.      
  Реалистические тенденции отечественного искусства. Генезис русского реализма. Этапы развития русской реалистической школы живописи. Приоритетные жанры. Круг мастеров и их произведения.      
  VII. История изобразительного искусства XX века и современный художественный процесс.      
  Понятие о кризисе мировоззрения человека Новейшего времени. Основные философские концепции второй половины XX века. Вариативность и полисемантичность современного художественного процесса. Художественные системы (романтизм, реализм, символизм) в контексте актуальной художественной культуры. Символизм как один из основных компонентов современного художественного процесса. Природа образов – символов и знаковых поступков в современном художественном процессе.      
  Актуальные тенденции и характерные направления современного художественного процесса      
  Модернистские направления искусства начала двадцатого века: стиль модерн, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм, фовизм и пр. Модернистские тенденции в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве, кинематографе. Круг мастеров и их произведения.      
  Массовая культура. Её место в современном художественном процессе. Модернистские истоки этого явления. Основные принципы массовой культуры Характерные формы воплощения «идеалов» массовой культуры. Её типичные жанры. Художник как имиджмейкер и дизайнер в контексте культурного «супермаркета».      
  Контркультура. Понятие о контркультуре. Футуристические корни этого явления. Виды искусства в пространстве контркультуры. Рок как доминанта этого явления. Актуальные авторы контркультуры. Круг тем, сюжетов и образов их произведений.      
  Постмодернизм. Идейный смысл явления. Понятия постмодернистской игры и иронии. Специфика создания и особенности восприятия произведения постмодернизма. Реализация принципов постмодернистской эстетики в различных видах искусства. Авторы постмодернистских проектов.      
  ИТОГО      

 

Год Сем Всего часов Содержание разделов дисциплины (курса)
Аудиторные занятия Сам. работа Экзамен/ зачет
I курс      
1 сем   Введение Разделы I-II   -
2 сем   Разделы II-IV   зачет
II курс      
3 сем   Введение Разделы V-VI   зачет
4 сем   Разделы VI-VII   экзамен



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.