Печатается по изданию: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на Дону, 1996
ЧЕТЫРЕ РОДА ФЕНОМЕНОВ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ, СВЯЗЫВАЕМЫЕ С ТЕРМИНАМИ "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ" И "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ"
Первое - явления индивидуального самоопределения. В данном случае термин "ориентация" должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это - развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно-новых синтезов способностей, подготовленности подрастающего человека; возникновение, установление специфических взаимоотношений ребенка с родителями или с заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации на будущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами, друзьями; установление специфических отношений с людьми, представляющими интересы общества, производства (в широком смысле слова, включая и производство информации, и услуг, и производство порядка в обществе); образование качественно новых представлений о себе ("я - будущий строитель мостов", "эта профессия не для меня"); формирование уровня притязаний в отношении ступеней "профессионального роста"; построение личных профессиональных планов, реалистических образов своего будущего (а это - психические регуляторы профессиональной судьбы). Профессиональное самоопределение включает и формирование моральной зрелости, ибо выбор профессии должен опираться не только на логические ("вычислительные"), но и на моральные основания, доводы. Явления индивидуального самоопределения описываются в терминах возрастной, дифференциальной, педагогической, общей психологии, педагогики, методики воспитания, медицины, возрастной физиологии. Второе - явления, представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся к большим группам ("школьники Новосибирской области", "восьмиклассники Вятско-Полянского района"). Здесь "ориентация" тоже должна мыслиться как "ориентированность". Соответствующие явления, которые могут характеризовать и необозримые общности, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на ее стыках с экономикой (поскольку здесь на первый план выступают проблемы подготовки и распределения, рационального использования людей как более или менее обезличенных "трудовых ресурсов"), физиологии человека, медицины. Показатели, по которым мы что-то узнаем о выделенных двух группах явлений, различны, хотя, казалось бы, речь всюду идет об одном и том же - о подрастающих поколениях, об учащихся. Во втором случае могут, скажем, применяться процентные показатели, статистические коэффициенты, которые, как уже отмечалось в другой связи, мало уместны при индивидуальной работе с оптантами. Сходным образом, такие выявляемые в индивидуальной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности его практического ума, не применимы при характеристике больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при характеристике индивидуального развития. Третье - область практических педагогических (и иных) воздействий на профессиональное самоопределение каждого, "вот этого" учащегося (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может, как отмечалось, более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, друзей, коллективом их, учителями школы, врачом, внешкольными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями (клубами, библиотеками). В данном случае "ориентация", "консультация" должны мыслиться как ориентирование, консультирование. Для описания этих явлений используются прежде всего термины методики и теории воспитания, обучения и соответствующих психологических дисциплин, призванных информационно обеспечивать соответствующий вид практики (таких, как психология личности, психологическая диагностика, дифференциальная психология, психология профессий). Четвертое - практическое руководство профессиональным самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и проведении в жизнь решений в области управления ходом развития общества, указаний и программ, определяющих цели, задачи, содержание воспитания подрастающих поколений, молодежных организаций ("кого", "для чего" воспитывать и пр.). Эти явления не сводятся к суммарному эффекту актов руководства, описанных в предыдущем случае. Они описываются в терминах политологических, экономических, юридических, социально-психологических, организационно-педагогических, теории управления обществом. Кроме того, к этой же группе отнесем обширную область явлении, которые связаны с активностью средств массового воспитания (литературы, искусства, печати, радио, кино, телевидения), которая может быть направлена (или не направлена, что тоже есть "влияние") на подготовку молодежи к труду и выбору профессии. В связи с рассматриваемой группой явлений термин "ориентация" должен мыслиться как ориентирование (или дезориентирование).
Печатается по изданию: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на Дону, 1996
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление