Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов Общая трудоемкость




Тематический план

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость, в том числе:  
Аудиторные занятия, из них:  
лекции  
семинары и практические занятия  
Консультации, из них:  
текущие консультации  
индивидуальные консультации  
Форма аттестации – зачет  

 

 

Основные темы курса Количество часов
Общий Объем Аудиторные занятия Семинары и практические занятия
Тема 1. Картография в системе наук. План и карта. Классификация карт. Геодезическая основа. Масштаб    
Тема 2.Изображение рельефа на картах    
Тема 3. Картографические проекции      
Тема 4. Искажения на картах    
Тема 5. Язык карты, условные знаки    
Тема 6. Картографическая генерализация    
Тема 7. Способы создания карт    
Тема 8.Картографическое черчение      
Итого      

 

Тема 1. Картография в системе наук. План и карта. Классификация карт. Геодезическая основа. Масштаб.

Студент должен знать:

Ø место картографии и картографического черчения в структуре астрономо-геодезических наук;

Ø понятия, а также признаки сходства и различия карт, планов, аэрофотоснимков и космических снимков;

Ø классификации географических карт по масштабу, по видам использования, по назначению, по картографируемому пространству, по территориальному охвату, по достоверности информации и др.;

Ø 4 составных части карты и их подвиды;

Ø понятия эллипсоида Ф. Н. Красовского, геоида, линии нулевых искажений, топографической карты;

Ø отличия частного и главного масштабов длин;

уметь:

Ø осуществить 3 действия для перехода от физической поверхности Земли к её изображению на плоскости;

Ø отличить меридиональные сечения геоида, земного эллипсоида и глобуса;

Ø определять географические координаты точечных, линейных и площадных объектов на картах любого масштаба;

Ø определять именованный, численный и линейный масштабы карт;

Ø определять расстояния на местности по масштабу;

Ø ориентироваться на местности и по карте;

иметь представление:

Ø о различиях полярного и экваториального радиусов Земли;

 

Предмет и структура картографии. Картография и картографическое черчение в системе наук. Карта: термин и определение. Элементы географической карты. Классификация карт. Виды изображения местности. План местности и его сравнение с аэрофотоснимком и картой. Геодезическая основа. Масштаб плана и карты. Виды масштаба: численный, именованный, линейный. Определение расстояний на местности по масштабу. Ориентирование на местности и по карте. Стороны горизонта. Азимут.

Тема 2. Изображение рельефа на картах.

Студент должен знать:

Ø способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах;

Ø понятия горизонталей, бергштрихов, отметки балтийского фугштока, абсолютной и относительной высот;

Ø методику построения шкалы глубин и высот на картах;

уметь:

Ø изображать рельеф на планах и картах;

Ø использовать метод горизонталей, метод качественного и количественного фона при создании карт рельефа;

иметь представление:

Ø об уровенной и физической поверхностях рельефа Земли;

Ø о соотношении физических параметров геоида, эллипсоида Ф. Н. Красовского, WGS-84 и ПЗ-90.

 

Неровности земной поверхности на плане. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Изображение высот и глубин на физических картах. Метод качественного и количественного фона при построении орографических карт. Шкалы глубин и высот. Важнейшие виды земных эллипсоидов.

 

Тема 3. Картографические проекции.

Студент должен знать:

Ø определение картографической проекции;

Ø типологии проекций по характеру искажений, по виду нормальных картографических сеток;

Ø отличительные признаки цилиндрических, конических, азимутальных, поликонических и условных проекций;

Ø различия между стереографическими и ортографическими, поперечными и косыми проекциями;

Ø используемые в России виды проекций для создания учебных карт;

уметь:

Ø распознавать класс картографической проекции по внешнему виду картографической сетки;

Ø выбирать проекцию для конкретной карты, исходя из её назначения, тематики, особенностей картографируемой территории;

иметь представление:

Ø об ортодромии и локсодромии;

Ø о зонах Гаусса-Крюгера в равноугольной поперечной цилиндрической проекции;

Ø о внешнем виде картографических сеток, составленных в нормальных конических картографических проекциях Ф. Н. Красовского и В. В. Каврайского;

Ø о перспективных проекциях.

 

Картографические проекции. Классификация проекций. Цилиндрические проекции. Конические проекции. Азимутальные проекции. Поликонические проекции. Условные проекции. Распознавание проекций. Выбор проекций.

 

Тема 4. Искажения на картах.

Студент должен знать:

Ø причины возникновения искажений на картах;

Ø отличия частного и главного масштабов длин;

Ø понятие изокол, точек и линий нулевых искажений;

уметь:

Ø судить об искажениях длин, углов и площадей по форме параллелей и меридианов;

Ø определять величины искажений конкретного типа по внешнему виду карты;

иметь представление:

Ø об эллипсе искажений.

 

Искажения на картах. Частный и главный масштаб длин. Изоколы, точки и линии нулевых искажений. Искажение длин, углов и площадей на картах разного вида. Связь градусной сети карты с искажениями. Эллипс искажений.

Тема 5. Язык карты. Условные знаки.

Студент должен знать:

Ø два подъязыка географической карты;

Ø графические переменные Ж. Бертена (форма, размер, светлота, цвет, ориентировка, внутренняя структура), применяемые для создания условных обозначений к карте;

Ø виды условных знаков по форме;

Ø различия между абсолютными и условными, непрерывными и ступенчатыми, равноинтервальными и неравноинтервальными шкалами условных знаков;

Ø определение изолиний;

Ø понятие сечения изолиний;

Ø способ ареалов, локализованных диаграмм, картограмм, картодиаграмм, точечный способ построения условных знаков;

уметь:

Ø различать внемасштабные, линейные и площадные условные знаки;

Ø передавать на карте с помощью условных знаков количественные соотношения между объектами картографирования, а также динамику явлений;

Ø изображать реальные и абстрактные объекты и явления на карте способом изолиний;

Ø строить изолинии методом интерполяции;

Ø определять на конкретных картах виды условных знаков;

Ø создавать типологические карты местности;

иметь представление:

Ø о видах структурных условных знаков;

Ø о линейных условных знаках и способах их построения;

Ø о способах качественного и количественного фона, применяемых для подразделения картографируемой территории на однородные в качественном отношении участки;

Ø о штриховом и цветовом фоне;

Ø о совместном применении различных способов изображения на картах;

Ø о правилах нанесения надписей на картографические произведения.

 

Структура языка карты. Условные знаки. Значковый способ изображения. Способ линейных знаков и способ знаков движения. Способ изолиний. Качественный и количественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Локализованные диаграммы. Картограмма. Совместное применение различных способов изображения. Надписи и названия на географических картах. Формы передачи иноязычных названий.

 

Тема 6. Картографическая генерализация.

Студент должен знать:

Ø определение картографической генерализации;

Ø влияние назначения, тематики и масштаба карты на её детальность;

Ø виды генерализации;

Ø геометрическую точность картографической генерализации;

уметь:

Ø применять метод обобщения количественных характеристик для генерализации шкалы высот и глубин;

Ø генерализовать географическую информацию при уменьшении подробности масштаба и изменении назначения карты;

иметь представление:

Ø об обобщении плановых очертаний объектов на картах разного масштаба;

Ø о замене отдельных объектов их собирательными знаками при генерализации планов и карт населённых пунктов;

Ø о содержательной (географической) точности генерализации.

Сущность и факторы картографической генерализации. Виды генерализации. Геометрическая точность картографической генерализации.

Тема 7. Способы создания карт.

Студент должен знать:

Ø определение съёмки местности;

Ø различия между наземными и дистанционными видами съёмки местности;

Ø понятие и методы создания государственных геодезических опорных сетей;

Ø способы заложения замкнутых и разомкнутых теодолитных ходов между опорными точками;

Ø способы плановых съёмок (полярный, обхода, створов, перпендикуляров, засечек);

Ø понятие нивелирного хода и принципы геометрического нивелирования;

Ø определение барической ступени высот

уметь:

Ø осуществлять простейшую глазомерную съёмку местности визированием с одной точки и заложением линейного хода;

Ø вычерчивать план на основе глазомерной съёмки местности;

Ø выполнять ватерпасовку участков местности с большим перепадом высот, а также барометрическое нивелирование;

Ø наносить результаты ватерпасовки и барометрического нивелирования на план местности;

Ø различать высотную геодезическую сеть 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов;

иметь представление:

Ø об устройстве и способах работы с геодезическими приборами: компасом (буссолью Шмалькадера), нивелиром (НВ-1), курвиметром, плотницким ватерпасом и рулеткой, барометром-высотомером (альтиметром) и др.;

Ø о последних достижениях в области наземных съёмок с помощью систем GPS и ГЛОНАСС;

Ø о современных методах дистанционной съёмки (радиолокация, видиконная и сканерная космическая съёмка, подводная гидролокация и др.);

Ø о современных способах создания карт.

 

Плановые съемки. Глазомерная съёмка. Маршрутная и полярная виды съёмки местности. Геодезические опорные сети. Методы триангуляции, трилатерации, полигонометрии. Теодолитная съемка. Высотные съемки. Ватерпасовка. Барометрическое нивелирование. Геометрическое нивелирование. Современные технологии наземных и дистанционных съёмок. Современные способы создания карт.

 

Тема 8. Картографическое черчение.

Студент должен знать:

Ø понятия «голубая копия» карты, трансформатор проекций, штриховая нагрузка карты, цветовой тон;

Ø методику вычерчивания оригиналов карт;

Ø способы создания составительского оригинала карты;

Ø методы окраски водных пространств, лесов, населенных пунктов и проч.

Ø понятия контраста шрифта, жирности шрифта, наклона и начертания шрифта;

Ø способы разведения красок;

Ø виды кистей;

Ø хроматические и ахроматические цвета, цветовые ряды;

уметь:

Ø выполнять заливку фона карты акварельными красками на чертежной бумаге;

Ø составлять мелкомасштабные общегеографические карты с помощью проектора;

Ø пользоваться главными картографическими шрифтами, писать тушью с помощью рапидографов 0,5 и 0, 7 мм;

Ø строить и вычерчивать главные типы картографических условных знаков;

Ø различать главные типы картографической бумаги;

иметь представление:

Ø о процессе создания топографической карты;

Ø о способе лессировки;

Ø о наборе принадлежностей для черчения;

Ø об организации рабочего места для чертежных работ;

Ø о красках для оформления карт.

 

Составление «голубых копий» и составительских оригиналов карт. Составление мелкомасштабных общегеографических и различных тематических карт. Трансформатор проекций. Штриховая нагрузка карты. Картографические шрифты: различия по контрасту, жирности, начертанию, наклону.

Краски для выполнения карт. Техника фоновой окраски. Правила вычерчивания условных знаков. Характеристика цветов. Цветовые ряды. Типы картографической бумаги. Принадлежности для черчения. Черчение и организация рабочего места.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

РАП располагает материально-технической базой, в полной мере обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом по данной учебной дисциплине, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. В фондах РАП имеются картографические и геодезические приборы: компасы, буссоль, курвиметр, барометр-альтиметр, нивелир, геодезические треноги, нивелирные рейки, рулетки и мерные ленты, принадлежности для картографического черчения.

Минимально необходимый для реализации учебной программы по дисциплине «Основы картографии и картографическое черчение» перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.