КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа курса. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов Общая трудоемкость
Тематический план Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 1. Картография в системе наук. План и карта. Классификация карт. Геодезическая основа. Масштаб. Студент должен знать: Ø место картографии и картографического черчения в структуре астрономо-геодезических наук; Ø понятия, а также признаки сходства и различия карт, планов, аэрофотоснимков и космических снимков; Ø классификации географических карт по масштабу, по видам использования, по назначению, по картографируемому пространству, по территориальному охвату, по достоверности информации и др.; Ø 4 составных части карты и их подвиды; Ø понятия эллипсоида Ф. Н. Красовского, геоида, линии нулевых искажений, топографической карты; Ø отличия частного и главного масштабов длин; уметь: Ø осуществить 3 действия для перехода от физической поверхности Земли к её изображению на плоскости; Ø отличить меридиональные сечения геоида, земного эллипсоида и глобуса; Ø определять географические координаты точечных, линейных и площадных объектов на картах любого масштаба; Ø определять именованный, численный и линейный масштабы карт; Ø определять расстояния на местности по масштабу; Ø ориентироваться на местности и по карте; иметь представление: Ø о различиях полярного и экваториального радиусов Земли;
Предмет и структура картографии. Картография и картографическое черчение в системе наук. Карта: термин и определение. Элементы географической карты. Классификация карт. Виды изображения местности. План местности и его сравнение с аэрофотоснимком и картой. Геодезическая основа. Масштаб плана и карты. Виды масштаба: численный, именованный, линейный. Определение расстояний на местности по масштабу. Ориентирование на местности и по карте. Стороны горизонта. Азимут. Тема 2. Изображение рельефа на картах. Студент должен знать: Ø способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах; Ø понятия горизонталей, бергштрихов, отметки балтийского фугштока, абсолютной и относительной высот; Ø методику построения шкалы глубин и высот на картах; уметь: Ø изображать рельеф на планах и картах; Ø использовать метод горизонталей, метод качественного и количественного фона при создании карт рельефа; иметь представление: Ø об уровенной и физической поверхностях рельефа Земли; Ø о соотношении физических параметров геоида, эллипсоида Ф. Н. Красовского, WGS-84 и ПЗ-90.
Неровности земной поверхности на плане. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Изображение высот и глубин на физических картах. Метод качественного и количественного фона при построении орографических карт. Шкалы глубин и высот. Важнейшие виды земных эллипсоидов.
Тема 3. Картографические проекции. Студент должен знать: Ø определение картографической проекции; Ø типологии проекций по характеру искажений, по виду нормальных картографических сеток; Ø отличительные признаки цилиндрических, конических, азимутальных, поликонических и условных проекций; Ø различия между стереографическими и ортографическими, поперечными и косыми проекциями; Ø используемые в России виды проекций для создания учебных карт; уметь: Ø распознавать класс картографической проекции по внешнему виду картографической сетки; Ø выбирать проекцию для конкретной карты, исходя из её назначения, тематики, особенностей картографируемой территории; иметь представление: Ø об ортодромии и локсодромии; Ø о зонах Гаусса-Крюгера в равноугольной поперечной цилиндрической проекции; Ø о внешнем виде картографических сеток, составленных в нормальных конических картографических проекциях Ф. Н. Красовского и В. В. Каврайского; Ø о перспективных проекциях.
Картографические проекции. Классификация проекций. Цилиндрические проекции. Конические проекции. Азимутальные проекции. Поликонические проекции. Условные проекции. Распознавание проекций. Выбор проекций.
Тема 4. Искажения на картах. Студент должен знать: Ø причины возникновения искажений на картах; Ø отличия частного и главного масштабов длин; Ø понятие изокол, точек и линий нулевых искажений; уметь: Ø судить об искажениях длин, углов и площадей по форме параллелей и меридианов; Ø определять величины искажений конкретного типа по внешнему виду карты; иметь представление: Ø об эллипсе искажений.
Искажения на картах. Частный и главный масштаб длин. Изоколы, точки и линии нулевых искажений. Искажение длин, углов и площадей на картах разного вида. Связь градусной сети карты с искажениями. Эллипс искажений. Тема 5. Язык карты. Условные знаки. Студент должен знать: Ø два подъязыка географической карты; Ø графические переменные Ж. Бертена (форма, размер, светлота, цвет, ориентировка, внутренняя структура), применяемые для создания условных обозначений к карте; Ø виды условных знаков по форме; Ø различия между абсолютными и условными, непрерывными и ступенчатыми, равноинтервальными и неравноинтервальными шкалами условных знаков; Ø определение изолиний; Ø понятие сечения изолиний; Ø способ ареалов, локализованных диаграмм, картограмм, картодиаграмм, точечный способ построения условных знаков; уметь: Ø различать внемасштабные, линейные и площадные условные знаки; Ø передавать на карте с помощью условных знаков количественные соотношения между объектами картографирования, а также динамику явлений; Ø изображать реальные и абстрактные объекты и явления на карте способом изолиний; Ø строить изолинии методом интерполяции; Ø определять на конкретных картах виды условных знаков; Ø создавать типологические карты местности; иметь представление: Ø о видах структурных условных знаков; Ø о линейных условных знаках и способах их построения; Ø о способах качественного и количественного фона, применяемых для подразделения картографируемой территории на однородные в качественном отношении участки; Ø о штриховом и цветовом фоне; Ø о совместном применении различных способов изображения на картах; Ø о правилах нанесения надписей на картографические произведения.
Структура языка карты. Условные знаки. Значковый способ изображения. Способ линейных знаков и способ знаков движения. Способ изолиний. Качественный и количественный фон. Способ ареалов. Точечный способ. Локализованные диаграммы. Картограмма. Совместное применение различных способов изображения. Надписи и названия на географических картах. Формы передачи иноязычных названий.
Тема 6. Картографическая генерализация. Студент должен знать: Ø определение картографической генерализации; Ø влияние назначения, тематики и масштаба карты на её детальность; Ø виды генерализации; Ø геометрическую точность картографической генерализации; уметь: Ø применять метод обобщения количественных характеристик для генерализации шкалы высот и глубин; Ø генерализовать географическую информацию при уменьшении подробности масштаба и изменении назначения карты; иметь представление: Ø об обобщении плановых очертаний объектов на картах разного масштаба; Ø о замене отдельных объектов их собирательными знаками при генерализации планов и карт населённых пунктов; Ø о содержательной (географической) точности генерализации. Сущность и факторы картографической генерализации. Виды генерализации. Геометрическая точность картографической генерализации. Тема 7. Способы создания карт. Студент должен знать: Ø определение съёмки местности; Ø различия между наземными и дистанционными видами съёмки местности; Ø понятие и методы создания государственных геодезических опорных сетей; Ø способы заложения замкнутых и разомкнутых теодолитных ходов между опорными точками; Ø способы плановых съёмок (полярный, обхода, створов, перпендикуляров, засечек); Ø понятие нивелирного хода и принципы геометрического нивелирования; Ø определение барической ступени высот уметь: Ø осуществлять простейшую глазомерную съёмку местности визированием с одной точки и заложением линейного хода; Ø вычерчивать план на основе глазомерной съёмки местности; Ø выполнять ватерпасовку участков местности с большим перепадом высот, а также барометрическое нивелирование; Ø наносить результаты ватерпасовки и барометрического нивелирования на план местности; Ø различать высотную геодезическую сеть 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов; иметь представление: Ø об устройстве и способах работы с геодезическими приборами: компасом (буссолью Шмалькадера), нивелиром (НВ-1), курвиметром, плотницким ватерпасом и рулеткой, барометром-высотомером (альтиметром) и др.; Ø о последних достижениях в области наземных съёмок с помощью систем GPS и ГЛОНАСС; Ø о современных методах дистанционной съёмки (радиолокация, видиконная и сканерная космическая съёмка, подводная гидролокация и др.); Ø о современных способах создания карт.
Плановые съемки. Глазомерная съёмка. Маршрутная и полярная виды съёмки местности. Геодезические опорные сети. Методы триангуляции, трилатерации, полигонометрии. Теодолитная съемка. Высотные съемки. Ватерпасовка. Барометрическое нивелирование. Геометрическое нивелирование. Современные технологии наземных и дистанционных съёмок. Современные способы создания карт.
Тема 8. Картографическое черчение. Студент должен знать: Ø понятия «голубая копия» карты, трансформатор проекций, штриховая нагрузка карты, цветовой тон; Ø методику вычерчивания оригиналов карт; Ø способы создания составительского оригинала карты; Ø методы окраски водных пространств, лесов, населенных пунктов и проч. Ø понятия контраста шрифта, жирности шрифта, наклона и начертания шрифта; Ø способы разведения красок; Ø виды кистей; Ø хроматические и ахроматические цвета, цветовые ряды; уметь: Ø выполнять заливку фона карты акварельными красками на чертежной бумаге; Ø составлять мелкомасштабные общегеографические карты с помощью проектора; Ø пользоваться главными картографическими шрифтами, писать тушью с помощью рапидографов 0,5 и 0, 7 мм; Ø строить и вычерчивать главные типы картографических условных знаков; Ø различать главные типы картографической бумаги; иметь представление: Ø о процессе создания топографической карты; Ø о способе лессировки; Ø о наборе принадлежностей для черчения; Ø об организации рабочего места для чертежных работ; Ø о красках для оформления карт.
Составление «голубых копий» и составительских оригиналов карт. Составление мелкомасштабных общегеографических и различных тематических карт. Трансформатор проекций. Штриховая нагрузка карты. Картографические шрифты: различия по контрасту, жирности, начертанию, наклону. Краски для выполнения карт. Техника фоновой окраски. Правила вычерчивания условных знаков. Характеристика цветов. Цветовые ряды. Типы картографической бумаги. Принадлежности для черчения. Черчение и организация рабочего места. Материально-техническое обеспечение дисциплины
РАП располагает материально-технической базой, в полной мере обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом по данной учебной дисциплине, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. В фондах РАП имеются картографические и геодезические приборы: компасы, буссоль, курвиметр, барометр-альтиметр, нивелир, геодезические треноги, нивелирные рейки, рулетки и мерные ленты, принадлежности для картографического черчения. Минимально необходимый для реализации учебной программы по дисциплине «Основы картографии и картографическое черчение» перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |