Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя




Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Используемые формы и методы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, проблемные дискуссии.

В процессе преподавания дисциплины «Основы картографии и картографическое черчение» преподаватель использует прежде всего классические формы и методы обучения (лекции, практические и семинарские занятия), проблемно-поисковые формы изложения материала и эвристическую беседу.

При проведении лекционных занятий преподаватель использует аудиовизуальные, компьютерные и мультимедийные средства обучения, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы.

Семинарские и практические занятия по данной дисциплине проводятся с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования, при необходимости – с привлечением полезных Интернет-ресурсов и пакетов прикладных программ.

 

Изучение курса «Основы картографии и картографическое черчение» предусматривает использование различных форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале каждого семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы составляются из обязательной части дисциплины.

Лекционный курс по дисциплине построен с целью формирования у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекций отвечает следующим дидактическим требованиям:

· Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

· Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

· Тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Лабораторно-практические занятия курса проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций.

При подготовке лабораторных работ предусмотрено при необходимости проведение консультаций для студентов. На подготовку к занятию студентам дается несколько часов, рекомендации о последовательном изучении литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, информационные сборники, статистические данные и др.). При подготовке к занятию возможно использование набора наглядных пособий и специального оборудования.

Используемые критерии оценки ответов: 1) полнота и конкретность ответа; 2) последовательность и логика изложения; 3) связь теоретических положений с практикой; 4) обоснованность и доказательность излагаемых положений; 5) наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, с выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами и схемами; 6) уровень культуры речи.

В конце занятия дается оценка всей лабораторно-практической работы, где обращается особое внимание на следующие аспекты: 1) качество подготовки; 2) результаты выполненной работы; 3) степень усвоения знаний; 4) активность; 5) положительные стороны в работе студента; 6) недостатки в работе студентов и пути их устранения.

 

Методические указания студентам

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса, лабораторных работ курса «Основы картографии и картографическое черчение», и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы. Методические указания не должны подменять учебную литературу, а должны мотивировать студента к самостоятельной работе.

Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, для подготовки к занятиям представлен в разделе «Рекомендуемая литература».

Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов, освещение главнейших проблем картографии. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования делаются необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращение слов, что ускоряет запись. В ходе изучения курса «Основы картографии и картографическое черчение» особое значение имеют рисунки, схемы и поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все рисунки, сделанные преподавателем на доске, или указанные в УМК. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.

Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при выполнении лабораторно-практических работ, при подготовке к зачету, контрольным тестам, при выполнении самостоятельных заданий.

Самостоятельная работа. Самостоятельные лабораторно-практические работы по «Основам картографии и картографическому черчению» имеют цель сформировать у студентов навыки и умение работы с географическими картами и атласами, глобусом, дать представление об основах составления топографических и тематических карт. Выполнение всего цикла самостоятельных работ является обязательным условием допуска студента к зачету. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

В ходе лабораторных занятий студент под руководством преподавателя выполняет комплекс практический заданий, позволяющих закрепить лекционный материал по изучаемой теме, получить основные навыки выполнения картографических расчетно-графических работ, работы с топографическими и мелкомасштабными общегеографическими и тематическими картами. В ходе выполнения заданий студент учиться делать анализ и сопоставление полученных данных, работать с табличным и графическим материалом.

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний.


Самостоятельная работа студентов

Тема 1. Картография в системе наук. План и карта. Классификация карт. Геодезическая основа. Масштаб.

Вопросы для подготовки:

1. Что изучает картография, и какова связь этой науки с геодезией?

2. Дайте определение карты и плана местности. В чём состоят черты сходства и различия между ними?

3. Назовите 4 главных элемента географической карты и опишите их составные части.

4. Охарактеризуйте классификации карт по масштабу, по картографируемому пространству, по охвату территории, по содержанию.

5. Дайте определение синтетических и аналитических карт.

6. Что такое «геодезическая основа» карты?

7. Ознакомьтесь с классификацией тематических карт (см. Приложение) и ответьте на следующие вопросы:

· какие классы тематических карт существуют;

· сколько родов карт выделяют в классах;

· приведите 5 примеров различных видов тематических карт.

8. Что такое масштаб, и какие виды масштаба существуют?

Практические задания:

1. Определите численный, именованный и линейный масштаб карты, если отрезок на карте длиной 15 см показывает реальное расстояние на местности 15 км.

2. Определите численный, именованный и линейный масштаб карты, если отрезок на карте длиной 0,5 см показывает реальное расстояние на местности 20 км.

3. Определите численный, именованный и линейный масштаб карты, если отрезок на карте длиной 2,5 см показывает реальное расстояние на местности 55 км.

4. Определите именованный и линейный масштаб картографического изображения, если известно, что его численный масштаб 1:157 000 000.

5. Определите именованный и линейный масштаб картографического изображения, если известно, что его численный масштаб 1:440.

6. Определите численный масштаб картографического изображения, если известно, что его именованный масштаб «В 1 см – 230 м».

7. Определите численный масштаб картографического изображения, если известно, что его именованный масштаб «В 1 см – 369 км».

Рекомендуемая литература по теме:

Алексеев А. И., ред. Атлас. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009;

Берлянт А. М. Карта. Краткий толковый словарь. – М.: Научный мир, 2003;

Берлянт А. М. Картографический метод исследования. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1988;

Берлянт А. М. Картографический словарь. – М.: Научный мир, 2005;

Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1986;

Берлянт А. М., Востокова А. В., Кравцова В. И. и др., сост. Картоведение: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003;

Верещака Т. В. Топографические карты: научные основы содержания. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 2002;

Грюнберг Г. Ю. Картографические понятия в школьной географии. Пособие для учителей. – М., 1979;

Комедчиков Н. Н., Лютый А. А., Нарских Р. С. Национальная библиография научно-технической литературы по картографии 1959-1983 гг. Т. 1 – М.: ИГРАН, 1996; Т. 2 – 1997; Т. 3 – 1997;

Курошев Г. Д. Геодезия и картография: Учебник. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1999;

Кусов В. С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки. – М.: Академия, 2009;

Сваткова Т. Г. Атласная картография. – М.: Аспект-Пресс, 2002;

Трешников А. Ф., ред. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 1988;

Турлайс Я., Круминьш Р. и др., ред. Географический атлас мира. – М.: Росмэн, 1998;

Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006;

http://library.miigaik.ru/katalog/ (дата обращения 12.10.2010)

http://students.russianplanet.ru/geography/06.htm (дата обращения 12.09.2011)

http://www.eatlas.ru/news.html (дата обращения 12.10.2010)

Тема 2. Изображение рельефа на картах.

Вопросы для подготовки:

1. Что такое рельеф?

2. Назовите главные способы изображения рельефа на картах разного масштаба.

3. Дайте определение понятий «горизонталь», «бергштрих», «балтийский фугшток», «абсолютная высота», «относительная высота».

4. Опишите методику построения шкалы глубин и высот на картах.

5. Что показывают на орографических картах?

6. Как создают качественный и количественный фон на картах?

7. Чем отличаются уровенная и физическая поверхности рельефа Земли?

8. Что такое «геоид» и «эллипсоид»? Чем они отличаются?

Практические задания:

1. По внешнему виду изображения фрагмента карты (см. ниже) определите:

· название линий, изображённых на нём;

· форму рельефа (холм или понижение);

· вид высотной отметки (абсолютная или относительная);

· стороны горизонта (где север, где юг и т.д.);

· какой склон крутой, какой – пологий.

 
 

 


·174

2. Ознакомьтесь с важнейшими земными эллипсоидами и их параметрами (см. Приложение) и ответьте на вопросы:

· какие виды земных эллипсоидов существуют в картографической науке;

· поверхность какого земного эллипсоида принята за математическую модель Земли в России;

· какова разница между большой и малой полуосью Земли в эллипсоидах Эвереста, Кларка 1880, Красовского, WGS-84?

3. По представленным ниже рисункам расскажите о проектировании физической поверхности Земли на уровенную поверхность, а также о горизонтальном проложении.

Рекомендуемая литература по теме:

Берлянт А. М. Картографический метод исследования. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1988;

Берлянт А. М. Картографический словарь. – М.: Научный мир, 2005;

Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1986;

Берлянт А. М., Востокова А. В., Кравцова В. И. и др., сост. Картоведение: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003;

Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011;

Верещака Т. В. Топографические карты: научные основы содержания. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 2002;

Курошев Г. Д. Геодезия и картография: Учебник. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1999;

Кусов В. С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки. – М.: Академия, 2009;

Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. Ч. 1. – М.: Владос, 2008;

Сваткова Т. Г. Атласная картография. – М.: Аспект-Пресс, 2002;

Трешников А. Ф., ред. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 1988;

Турлайс Я., Круминьш Р. и др., ред. Географический атлас мира. – М.: Росмэн, 1998;

Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006;

http://atlasrussia.ru/fiziko-geograficheskiy-atlas-mira-1964 (дата обращения 18.10.2011)

http://geodesy-bases.ru/topograficheskie-karty-i-plany/izobrazhenie-relefa-na-kartax-i-planax (дата обращения 18.10.2011)

http://miltop.narod.ru/Nomenclature/projections.htm (дата обращения 18.10.2011)

 

Тема 3. Картографические проекции.

Вопросы для подготовки:

1. Что такое картографическая проекция?

2. Приведите классификации проекций по характеру искажений, по виду нормальных картографических сеток.

3. Каковы отличительные признаки цилиндрических, конических, азимутальных проекций?

4. В чём состоят особенности поликонических и условных проекций?

5. Чем отличаются стереографические и ортографические проекции?

6. В чём состоят особенности поперечных и косых проекций?

7. Какие виды проекций используются в России для создания учебных карт?

8. Что такое ортодромия и локсодромия?

9. Чему равна зона Гаусса-Крюгера в равноугольной поперечной цилиндрической проекции?

10. Что такое перспективные проекции, и каким образом они строятся?

 

Практические задания:

1. По внешнему виду картографических сеток (см. Приложение) распознайте следующие классы и виды проекций:

· поликоническую;

· цилиндрическую равнопромежуточную;

· коническую равнопромежуточную проекцию В. В. Каврайского;

· условную псевдоцилиндрическую;

· азимутальную равноугольную;

· условную проекцию ЦНИИГАиК с изоколами площадей.

2. Выберите наиболее подходящую проекцию для настенной карты Евразии или России с прилегающими территориями, исходя из того, что масштаб площади в пределах Европы крупнее, чем в азиатской части, а расстояния между соседними меридианами в западной части больше, чем в восточной. В данном случае важно передать сферичность поверхности, близкую к действительному положению географических объектов относительно сторон света. Желательно также, чтобы площади и формы объектов искажались незначительно, а северный полюс был показан в виде точки схода меридианов. Для выполнения задания, используйте виды картографических сеток основных проекций (см. Приложение).

3. Изобразите макет карты Евразии в цилиндрической проекции на миллиметровой бумаге карандашом.

 

Рекомендуемая литература по теме:

Алексеев А. И., ред. Атлас. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009;

Берлянт А. М., Востокова А. В., Кравцова В. И. и др., сост. Картоведение: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003;

Бугаевский Л. М. Математическая картография: Учебник для вузов. – М., 1998;

Евтеев О. А. Проектирование и составление социально-экономических карт. Учебник для вузов. – М.: МГУ, 1999;

Заруцкая И. П., Красильникова Н. В. Проектирование и составление карт. Карты природы. – М., 1989;

Курошев Г. Д. Геодезия и картография: Учебник. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1999;

Кусов В. С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки. – М.: Академия, 2009;

Маслов А. В. Геодезия. – М.: КОЛОСС, 2006;

Рис У. Основы дистанционного зондирования. – М.: Техносфера, 2006;

Серапинас Б. Б. Математическая картография. – М.: Academia, 2005;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005;

http://freemaps.ru/lessons/less02.html (дата обращения 02.02.2011)

http://giscenter.icc.ru/yuric/lections/projection.htm (дата обращения 02.02.2011)

http://gps.service-it.ru/theory/projections/ (дата обращения 08.04.2011)

http://schools.techno.ru/sch1567/seminar/infest/geo/sld007.htm (дата обращения 08.04.2011)

http://zemlja.clow.ru/texts/1180.htm (дата обращения 18.10.2011)

 

Тема 4. Искажения на картах.

Вопросы для подготовки:

1. Расскажите о причинах возникновения искажений на картах.

2. В чем состоят отличия частного и главного масштабов длин?

3. Раскройте понятие изокол, точек и линий нулевых искажений.

4. Какие типы картографических проекций выделяют по характеру искажений?

5. Можно ли судить об искажениях длин, углов и площадей по форме параллелей и меридианов?

6. Как определить величины искажений конкретного типа по внешнему виду карты?

7. Что такое «эллипс искажений»?

Практические задания:

1. По внешнему виду представленной ниже картографической сетки определите:

· тип проекции по характеру искажений;

· сохраняется ли равенство углов между направлениями на карте и в натуре;

· искажены ли размеры площадей объектов;

· сохраняется ли взаимная перпендикулярность меридианов и параллелей;

· для каких целей можно использовать картографические проекции данного вида.

2. По внешнему виду представленной ниже картографической сетки определите:

· тип проекции по характеру искажений;

· сохраняется ли пропорциональность площадей на карте соответствующим площадям на земном эллипсоиде;

· искажены ли размеры площадей объектов;

· искажено ли подобие фигур объектов на карте;

· для каких целей можно использовать картографические проекции данного вида.

Рекомендуемая литература по теме:

Берлянт А. М., Востокова А. В., Кравцова В. И. и др., сост. Картоведение: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003;

Бугаевский Л. М. Математическая картография: Учебник для вузов. – М., 1998;

Евтеев О. А. Проектирование и составление социально-экономических карт. Учебник для вузов. – М.: МГУ, 1999;

Заруцкая И. П., Красильникова Н. В. Проектирование и составление карт. Карты природы. – М., 1989;

Курошев Г. Д. Геодезия и картография: Учебник. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1999;

Маслов А. В. Геодезия. – М.: КОЛОСС, 2006;

Серапинас Б. Б. Математическая картография. – М.: Academia, 2005;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Практикум. – М.: Илекса, 2009;

Чекалин С. И. Основы картографии, топографии и инженерной геодезии. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009;

http://miltop.narod.ru/Nomenclature/projections.htm (дата обращения 18.10.2011)

http://univer-gg11.narod.ru/karta/4/ (дата обращения 18.10.2011)

http://www.chuvsu.ru/~./gis/map_6kl.htm (дата обращения 18.10.2011)

 

Тема 5. Язык карты. Условные знаки.

Вопросы для подготовки:

1. Какие два подъязыка географической карты выделяют в современной картографической науке?

2. Какие графические переменные Ж. Бертена применяются для создания условных обозначений к карте?

3. Какие виды условных знаков по форме вы знаете?

4. В чём состоят различия между абсолютными и условными, непрерывными и ступенчатыми, равноинтервальными и неравноинтервальными шкалами условных знаков?

5. Что такое изолинии и каких типов они бывают?

6. Дайте определение сечения изолиний.

7. Опишите способ ареалов, локализованных диаграмм, картограмм, картодиаграмм, точечный способ построения условных знаков.

8. Какие подвиды структурных условных знаков вы знаете?

9. В чём состоят различия между внемасштабными, линейными и площадными условными знаками?

10. Что такое типологические карты местности, и каковы правила их создания?

11. Опишите последовательность действий при изображении реальных и абстрактных объектов и явлений на карте способом изолиний.

12. Каковы основные правила и ограничения при нанесении надписей на картографические произведения?

13. Какова последовательность действий при построении изолиний методом интерполяции?

Практические задания:

1. На контурной карте мира обозначьте с помощью условных знаков количественные соотношения между объектами картографирования, а также динамику явлений (например, плотность населения государств мира и динамику её изменения за последние 20 лет).

2. На контурной карте России обозначьте способами качественного и количественного фона участки с однородными показателями уровня урбанизации, а также укажите линейными условными знаками направления главных миграционных потоков из села в город между Федеральными округами России. Данные для карты можно взять в Приложении.

 

Рекомендуемая литература по теме:

Баранов Э. Ф., Гельвановский М. И., Гохберг Л. М. и др. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2011;

Берлянт А. М. Виртуальные геоизображения. – М.: Научный мир, 2001;

Берлянт А. М. Картография. Учебник для вузов. – М.: КДУ, 2011;

Васильев В. И. Распознающие системы. Справочник. – Киев: Наукова думка, 1983;

Востокова А. В., Кошель С. М., Ушакова Л. А. Оформление карт. Компьютерный дизайн. – М.: Аспект-Пресс, 2002;

Гусейн-Заде С. М., Тикунов В. С. Анаморфозы: что это такое? – М., 1999;

Колосова Н. Н., Чурилова Е. А., Кузьмина Н. А. Картография с основами топографии. – М.: Дрофа, 2006;

Лурье И. К. Геоинформатика. Учебные геоинформационные системы: Учебно-методическое пособие. – М.: МГУ, 1997;

Лютый А. А. Язык карты: сущность, система, функции. – М.: ГЕОС, 2002;

Лютый А. А., Казанцев Н. Н., Платэ А. Н. и др. Проектирование систем знаков тематических карт. – М.., 1986;

Маслов А. В. Геодезия. – М.: КОЛОСС, 2006;

Салищев К. А. Картоведение. – М.: МГУ, 1990;

Турлайс Я., Круминьш Р. и др., ред. Географический атлас мира. – М.: Росмэн, 1998;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005;

Халугин Е. И., Жалковский Е. А., Жданов Н. Д. Цифровые карты. – М.: Недра, 1992.

Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006;

http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi (дата обращения 17.10.2010)

http://www.spbtgik.ru/book/1020.htm (дата обращения 18.10.2011)

http://www.travelling.lv/ru/snarjaga/topo_symbols/topo02/ (дата обращения 18.10.2011)

 

Тема 6. Картографическая генерализация.

Вопросы для подготовки:

1. Что такое картографическая генерализация?

2. Каково влияние назначения, тематики и масштаба карты на её детальность?

3. Перечислите главные классификационные виды генерализации.

4. В чём заключается проблема геометрической точности генерализации?

5. Приведите пример генерализации шкалы высот и глубин.

Практические задания:

1. Постройте 3 картографических сетки для карты европейкой части России в любой проекции, по мере уменьшения степени подробности масштаба (например, 1:3 000 000, 1:2 000 000, 1: 1000 000). Нанесите на полученные картографические изображения природные объекты (реки, озёра, равнины, возвышенности и т.п.), применив методику генерализации. Сделайте вывод о замене отдельных объектов их собирательными знаками при генерализации планов и карт населённых пунктов, а также об обобщении плановых очертаний объектов на картах разного масштаба.

Рекомендуемая литература по теме:

Берлянт А. М. Картографический словарь. – М.: Научный мир, 2005;

Берлянт А. М. Картография. Учебник для вузов. – М.: КДУ, 2011;

Берлянт А. М., Востокова А. В., Кравцова В. И. и др., сост. Картоведение: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003;

Грюнберг Г. Ю., ред. Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1991;

Колосова Н. Н., Чурилова Е. А., Кузьмина Н. А. Картография с основами топографии. – М.: Дрофа, 2006;

Курошев Г. Д. Геодезия и картография: Учебник. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1999;

Орлов А. И. Вероятность и прикладная статистика: основные факты. Справочник. – М.: КНОРУС, 2010;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005;

Шульгина О. В. Картография с основами топографии. Словарь-справочник. – М.: Жизнь и мысль, 2001;

Южанинов В. С. Картография с основами топографии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005;

http://bse.sci-lib.com/article009330.html (дата обращения 18.10.2011)

http://kartograff.h1.ru/polka/kniga/polka_kniga5.php (дата обращения 18.10.2011)

http://shishkinstreet.narod.ru/mathcartography.html (дата обращения 12.11.2010)

http://www.oval.ru/enc/17439.html (дата обращения 12.11.2010)

 

Тема 7. Способы создания карт.

Вопросы для подготовки:

1. Дайте определение съёмки местности.

2. В чём состоят различия между наземными и дистанционными видами съёмки местности?

3. Что такое государственная геодезическая опорная сеть, для чего она нужна и с помощью каких методик создаётся?

4. Перечислите способы заложения замкнутых и разомкнутых теодолитных ходов между опорными точками.

5. Какие способы плановых съёмок вам известны?

6. Что такое нивелирный ход, и с помощью каких методов он осуществляется?

7. Что такое альтиметр?

8. Дайте определение барической ступени высот.

9. Каковы последние достижения в области наземных и дистанционных съёмок местности?

10. Кратко опишите устройство и принципы работы простейших геодезических приборов: компаса, курвиметра, плотницкого ватерпаса и барометра-высотомера.

11. Опишите последовательность действий при ватерпасовке. Для какой местности используется этот метод картографической съёмки?

12. В чём состоят принципиальные различия высотной геодезической сети 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов?

 

Практические задания:

1. Осуществите простейшую глазомерную съёмку местности (с помощью компаса и планшета) визированием с одной точки, а также заложением небольшого линейного хода вблизи своего дома, садового участка, места учебы или занятий спортом. Оформите полученные результаты, выполнив план местности в цвете, с помощью системы условных знаков.

2. Выполните ватерпасовку любого участка местности с большим перепадом высот. При работе используйте плотницкий уровень, метровую рейку и рулетку. На основе полученных данных вычертите вертикальный профиль изученной территории, а также составьте небольшой план, где неровности рельефа следует отметить горизонталями.

3. Опишите устройство нивелира НВ-1, назначение и методы работы с ним. Используйте Приложение «Устройство и характеристики полевого нивелира НВ-1».

 

Рекомендуемая литература по теме:

Берлянт А. М. Картографический словарь. – М.: Научный мир, 2005;

Боголюбов А. С., Рубина Н. Е., сост. Методы топографической съёмки. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997;

Верещака Т. В. Топографические карты: научные основы содержания. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 2002;

Востокова А. В., Кошель С. М., Ушакова Л. А. Оформление карт. Компьютерный дизайн. – М.: Аспект-Пресс, 2002;

Книжников Ю. Ф., Кравцова В. И., Тутубалина О. В. Аэрокосмические методы географических исследований. – М.: Академия, 2004;

Колосова Н. Н., Чурилова Е. А., Кузьмина Н. А. Картография с основами топографии. – М.: Дрофа, 2006;

Коновалова Н. В., Капралов Е. Г. Введение в ГИС: учебное пособие. – Петрозаводск, 1995;

Кравцова В. И. Космические методы картографирования. – М.: МГУ, 1995;

Куприна Л. Е. Туристская картография. – М.: Флинта, Наука, 2010;

Лурье И. К. Основы геоинформационного картографирования. – М.: МГУ, 2000;

Назаров А. С. Фотограмметрия. – М.: ТетраСистемс, 2006;

Раклов В. П. Картография и ГИС. – М.: Академический Проект, Константа, 2011;

Рис У. Основы дистанционного зондирования. – М.: Техносфера, 2006;

Серапинас Б. Б. Основы спутникового позиционирования. – М.: Каталог, 1998;

Смирнов Л. Е. Аэрокосмические методы географических исследований. – Л.: ЛГУ, 1975;

Фокина Л. А. Картография с основами топографии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005;

Халугин Е. И., Жалковский Е. А., Жданов Н. Д. Цифровые карты. – М.: Недра, 1992;

Чандра А. М., Гош С. К. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. – М.: Техносфера, 2008;

Шовенгердт Р. А. Дистанционное зондирование. Модели и методы обработки изображений. – М.: Техносфера, 2010;

Ямбаев Х. К. Геодезическое инструментоведение. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011;

http://joinbiz.ru/refs/18/ (дата обращения 10.10.2010)

http://miltop.narod.ru/Digitalmaps/method.htm (дата обращения 18.10.2011)

http://www.skitalets.ru/books/sporttopo_gizat/#sec10 (дата обращения 18.10.2011)

http://www.intergeo.ru/detailseite,000-000-HB1,38,0,0,1.htm (дата обращения 14.09.2010)

 

Тема 8. Картографическое черчение.

Вопросы для подготовки:

1. Дайте определение понятий «голубая копия» карты, трансформатор проекций, штриховая нагрузка карты, цветовой тон.

2. Опишите методику вычерчивания оригиналов карт.

3. Как создается составительский оригинал карты?

4. Опишите методы окраски водных пространств, лесов, населенных пунктов и проч. на картах.

5. Раскройте понятия контраста шрифта, жирности шрифта, наклона и начертания шрифта.

6. Какие способы разведения красок и виды кистей вам известны?

7. Какие хроматические и ахроматические цвета вы знаете? Что такое цветовые ряды?

8. Как выполнять заливку фона карты акварельными красками на чертежной бумаге?

9. Для чего используют проектор при создании мелкомасштабных общегеографических карт?

10. Какие главные типы картографической бумаги вы знаете?

Практические задания:

1. Осуществите простейшую полярную глазомерную съемку двора вашего дома (или любой другой местности), и, наложив полученные данные на интернет-карты Google Earth, создайте подробную топографическую карту по всем канонам картографического черчения.

2. По представленному ниже рисунку готовальни УК (универсальной картографической) расскажите о главных принадлежностях для черчения. Какой инструмент для чего используется? Как ухаживать за готовальней?

3. Используя главный картографический шрифт, выполните надписи, как показано ниже, тушью (рапидографом 0,5 мм) на чертежной бумаге.

 

4. По таблице «Модели воспроизведения цвета и области их применения» (см. Приложение) расскажите об основных компьютерных шрифтах и их использовании при оформлении карт.

5. Используя метод заливки, с помощью готовальни, нарисуйте три круга диаметром 8 см каждый, перекрещивающиеся в центре листа чертежной бумаги друг с другом (см. ниже). Один круг закрасьте красным, другой – голубым, а третий – желтым цветом. Используйте акварельный краски!

 

Рекомендуемая литература по теме:

Берлянт А. М. Картографический словарь. – М.: Научный мир, 2005;

Берлянт А. М. Картография. Учебник для вузов. – М.: КДУ, 2011;

Божилина Е. А., ред. Географическое картографирование. Карты природы. – М.: КДУ, 2010;

Бокачев Н.Г., Чеснокова Г.К. Картографическое черчение. Методические указания. – М.: Изд-во МГУ, 1979;

Давыдов В. П., Петров Д. М., Терещенко Т. Ю. Картография. – М.: Проспект науки, 2010;

Куприна Л. Е. Туристская картография. – М.: Флинта, Наука, 2010;

Курошев Г. Д., Смирнов Л. Е. Геодезия и топография. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2009;

Лосяков Н.Н., Скворцов П.А., Каменецкий А.В. и др. Топографическое черчение. Учебник для вузов. – М.: Недра, 1986;

Лурье И. К. Геоинформационное картографирование. – М.: КДУ, 2010;

Поклад Г. Г., Гриднев С. П. Геодезия. – М.: Академический Проект, Парадигма, 2011;

Прохорова Е. А. Социально-экономические карты. – М.: КДУ, 2010;

Федорченко М.В., Раклов А.С. Землеустроительное черчение. – М.: Недра, 1991;

Шовенгердт Р. А. Дистанционное зондирование. Модели и методы обработки изображений. – М.: Техносфера, 2010;

Юнусов А. Г., Беликов А. Б., Баранов В. Н., Каширкин Ю. Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011;

Ямбаев Х. К. Геодезическое инструментоведение. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011;

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6460/ (дата обращения 18.10.2011)

http://drawmap.ru/ (дата обращения 18.10.2011)

http://www.umk.utmn.ru/?section=discipline&spy_id=679&d_id=23554&dh_id=30945&specialize_id= (дата обращения 18.10.2011)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.