Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романтическая ирония




Литературная речь

Литературная речь у романтиков должна передавать непрестанное струение жизни, поэзия речи должна вобрать в себя поэзию вне речи. Важна роль тропов, в частности, метафоры. Они снимают изоляцию образов, понятий слов внутри фразы. Слова и представления за ними следующие отворяются другим словам, другим представлениям, словами фраза делится, через метафоры она снова идет к поэтической слитности. Романтики любили описывать превращения, разрушающие вещи и обнажающие жизнь. Метаморфоза не столько сюжет, сколько явление стилистики.

Парадокс

- Особую роль у романтиков играет парадокс. Парадокс – средство реанимации в мире умственном, выход из омертвевших связей ради вступления в связи живые и активные. Вдохновитель и эстетик Ф. Шлегель: «Все высшие истины любого рода тривиальны, поэтому необходимо постоянно давать им новое и как можно более парадоксальное выражение».

Фридрих Шлегель, изобретатель романтической иро­нии и теоретик ее, говорит, что такое ирония: «Ирония есть ясное сознание вечной оживленности, хаоса в беско­нечном его богатстве». Иначе говоря, вся полнота ми­ровой жизни в иронии и через иронию держит свой суд над ущербными явлениями, от нее оторвавшимися и при­тязающими на самостоятельность. Начало беспокойное, творческое судит через иронию все раз навсегда отвер­девшее, принявшее вид и форму, не предполагающее ни­каких изменений.

Но романтическая ирония включает в себя также и иронию в обыкновенном ее смысле. Одному роду иронии совсем не легко отделиться от другого, один преобладает, другой проникает в него исподволь. Романтическая ирония равнодушна к частностям. Она избирает коллизии куда позначитель­нее, интересы ее универсальны. Она ставит целое против целого, мир романтизма против бюргерского, филистер­ского мира, гениальный мир против посредственного и бездарного, могущество природы против мелкой техники и мелких поделок, бытие против быта

Романтизму свойственно томиться по бесконечно-прекрасному. Не надо забывать, что в романтизме есть и томлениепо реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки. Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную сред.

Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору. Об этом говорится в одном из «фрагментов» Фридриха Шлегеля: «Идея — это поня­тно, получившее для себя завершенность вплоть до иро­нии включительно, это абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянный взаимный обмен двух мыслей, спорящих друг с другом. Идеал есть одновременно и идея, и факт. Если для мыслителя идеалы не обладают индивидуальностью в такой же степени, как для художника образы античных богов, то все его манипуляции с идеями всего-навсего скучная и утомительная игра в пустые фор­мулы, подобная игра в кости, или же это по примеру китайских бонз созерцаниесобственного носа. Нет ничего болеежалкого и презренного, чем сентиментальные спекуляции, лишенные объекта...»

Требования, предъявляемые романтической иронией, ясны. Она против «фактов» в их обособ­ленности, против плоскостного рассмотрения мира, и она же против вдохновенных и бессильных жестов, против энтузиазма, не способного для себя завоевать какое-то место в конкретной практике людской. Суть иронии в том, чтобы не было полужизни на одной стороне и полужизни на другой, здесь эн­тузиастических возможностей, а там косных, непретворимых фактов. Ирония хочет единой жизни, в которую фак­ты в их прозаизме и поэзия, за ними таящаяся, сошлись бы друг с другом. Такое слияние — вечная задача. Иро­ния — устремленность к целокупной истине, мы распола­гаем только элементами ее, одной ее стороной, одной ста­дией на пути к пей, одной се эпохой, и нам напоминает об этом ирония, не позволяя успокоиться ипринимать недостижение за наше достижение. Романтическая ирония понимает и трактует мир из возможностей —

Двуемирие:

Природа — универсум: Космос Созидающая сила, питомник гармонии – Бытие: мир духа, музыка, поэзия Романтик: энтузиаст, гений индивидуум, поэт, музыкант — романтик Действительность — свершившееся, ставшее, косное Обыденный мир — Косность: быт, мир вещей Характер, маска: филистер, бюргер, «хороший человек, но не музыкант»

Литература

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней

Раздел: Изучение зарубежной литературы → История зарубежной литературы

М. Академия. 2003.

Ковалева О.В., Шахова Л.Г. Зарубежная литература XIX века. Романтизм

Раздел: Изучение зарубежной литературы → История зарубежной литературы

М.: Оникс, 2005. - 272 с.

Дмитриев А.С., Колесников Б.И., Новикова Н.Н. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов

Раздел: Литературоведение → Изучение зарубежной литературы

Издательство: Высшая школа, 1990. - 369

Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм

Раздел: Литература Германии → История немецкой литературы

- М.: Аспект Пресс, 2005. - 352 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 5613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.