Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 32 страница





квалификационной группы, к которой эта личность может быть отнесена. В этом случае статистическая дискриминация может пагубно сказаться на тех женщинах, которые не планируют прерывать свой стаж работы.

Результатом перечисленных выше тенденций в перераспределении женской рабочей силы между отраслями и секторами экономики стал рост профессиональной сегрегации (см. Профессиональная сегрега­ция по признаку пола) и дискриминация "женских" отраслей и профессий по уровню оплаты труда. За последние годы возросла концентрация женщин в наименее оплачи­ваемых отраслях экономики и увеличился разрыв в средней заработной плате мужчин и женщин. Если до перехода к рынку средний уровень оплаты женского труда составлял 70% от соответствующего уровня оплаты труда мужчин, на сегодня этот показатель составляет менее 40%. Чем ниже доля женщин, занятых в отрасли, тем выше величина разрыва в заработках между полами. После 1992 г. этот разрыв имеет тенденцию к увеличению, что свидетельству­ет о том, что реформы, освободив заработную плату от каких-либо ограничений, кроме рыночных, привели к более высокой оценке мужского труда. За годы реформ произошло общее снижение уровня занятости женщин в экономике. Если в 1992 году они составляли 48,6% от общей численности занятых, то в 1995 году эта доля снизилась до 46,9%. Этот процесс затронул, главным образом, женщин молодого возраста (до 30 лет), имеющих детей дошкольного возраста. Одновременно усилилась профессиональная сегрегация женщин в сфере занятости, связанная, во-первых, с неравным распределением мужчин и женщин по отраслям и профессиям {горизонтальная сегрегация) и, во-вторых, с низкой доступностью для женщин престижных профессий и должностей, связанных с ответственностью и принятием решений {вертикальная сегрегация).

Women's employment (англ.)

Литература:

Кодекс Законов о труде Российской Федерации.

М: ПРИОР, 1997.



Экономика труда и социально-трудовые отно­шения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: ЧЕРО; МГУ, 1996.

Эренберг Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: МГУ, 1996. Eurostatistics (Eurostat): <http://www.asi.org.ru/analit/index.htm>

© О. В. Мраморнова, Е. Р. Ярская-Смирнова

ЖЕНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - катего­ризация себя как представительницы женской социальной группы и воспро­изведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологи­чески обусловлено и социально принуди­тельно (Уэст, Зиммерман).

С точки зрения теории социального кон­структивизма, устройство социального мира обладает "моральным статусом", согласно ко­торому каждый человек "сущностно" при­надлежит или к мужскому, или к женскому полу (Гарфинкель). Поэтому женщины могут быть и "неженственными", что, однако, не делает их "не женщинами", главное - быть включенными в условия гендерной оценки. Культурная сегрегация гендера обеспечивается на различных социальных и культурных уровнях (Гоффман), благодаря чему воспроиз­водство "своего гендера", социализация девочек и мальчиков - процесс нормированный, хотя и зависимый от особенностей микросреды.

Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины "женским опытом". Он начинает создаваться благодаря особенностям социа­лизации девочек с младенческого возраста, т. к. родители создают гендерно-нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем "быть девочкой" "помогают" институты социализа­ции, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы (Алешина, Волович; Клецина).


Особая роль в конструировании женской идентичности отводится периоду полового созревания и менархе (первая менструация, главный признак полового созревания женского организма). Нормативное и информационное давление относительно гендерных норм к данному периоду настоль­ко велико, что большинство девочек, обла­дающих "отклоняющимися признаками", корректируют свои личностные особенности в сторону "традиционной женской роли" (Берн). Следующие важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом описываются через телесный опыт - это развитие сексуальности, беременность и рождение детей. Скудость сведений о женских инициациях М. Мид объясняет восприятием "женского" в культуре как феномена скорее биологического, нежели социального, а также связывает с социальной зависимостью женщин (Кон).

В целом, тело более значимо в структуре женской идентичности, поскольку в традици­онной культуре женщина репрезентируется через ее тело (Naomi Wolf).

На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к по­ведению мальчиков (Лунин, Старовойтова); кроме того, с детства девочек окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако мень­шая ценность "женского" в обществе затруд­няет развитие позитивной Я-концепции девочки, рождая проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девоч­ка обладает высокими социальными способ­ностями и склонна лидировать (Радина).

Женская идентичность имеет историю анализа и исследований, уходящую своими корнями в ортодоксальный психоанализ. С точки зрения этого направления, мужская и женская модели диаметрально противопо­ложны по своим качествам и для женской модели характерна пассивность, нерешитель­ность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и стрем­ления к достижениям, а также большая эмоци­ональность и социальная уравновешенность.


Сохраняя неизменными базисные психоана­литические парадигмы, К. Хорни стремилась расширить представления о женщине. Она была одной из первых, кто стал искать "позитивное" описание психологии женщи­ны. Однако наиболее существенное влияние на изучение и развитие позитивной женской идентичности оказали теоретики феминизма Дж. Батлер, Дж. Митчелл, Ж. Роуз и другие (Жеребкина).

В современном обществе женская иден­тичность сопряжена с понятиями "двойная занятость", "экономическая зависимость", "ролевой конфликт работающей женщины" и т. д. Несмотря на то, что даже в больших промышленных городах в настоящее время по-прежнему доминирует традиционно-патриархатный идеал женщины (Нечаева), и следовательно, возможности для более свободного развития позитивной женской идентичности ограничены, - опросы общественного мнения показывают, что ситуация в России очень медленно, но изменяется в направлении тендерного равенства: экономическая самостоятельность женщины, как и прежде, подвергается сомне­нию, однако для нее считается возможным самостоятельно выбирать партнера по паре, образ жизни, одежду и т. п. (Дубов).

[См. также Историческая феминология]

Woman's identity, feminine identity (англ.)

Литература:

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы

усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы

психологии. 1989. N 5.

Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.

Жеребкина И. "Прочти мое желание...". М., 2000.

Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное

пособие. СПб, 1998.

Кон И. С. Половые различия и дифференциация

социальных ролей // Соотношение биологического

и социального. М., 1975.

Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование

родительских полоролевых установок в разных

этнокультурных средах // Этнические стереотипы

мужского и женского поведения. СПб., 1997.

Ментальность россиян (Специфика сознания

| больших групп населения России) / Под ред. И. Г.

Дубова. М., 1997.


Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира. Тендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социо­логии РАН. СПб., 1999. С. 5-19. Радина Н. К. К проблеме использования тендер­ного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. N 2. С. 22-28. Уэст К., Зиммерман Д.. Создание тендера. Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН. СПб., 1997. С. 94-124.

О Я К. Радина

ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ, см. Историчес­кая феминология.

Women's history (англ.)

"ЖЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ", см. Кон­венция о ликвидации всех форм дискрими­нации в отношении женщин.

ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 1). Это, по сути, то, что создано в литературе женщи­нами. Но постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества. Тема, касающаяся женского творчества, вызывает острые дискуссии - от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена. Одним из глав­ных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола и не бывает ни мужской, ни женской. На самом деле это сложный и неоднозначно решаемый вопрос. Начать хотя бы с того, что в сложившейся культуре слова женское, мужское не только подчеркивают био­логические различия, но и являют оценочные категории, которые формируются социумом, закрепляются при посредстве языка в сознании и общественном, и отдельной личности. При этом слово женское приобретает коннотацию "вторичного", "худшего", "производного от чего-то", чему и приписывается некая первичность. Пренебрежительное отношение к женщине, соответственно, принижает и сферы женской



деятельности. Нормой, точкой отсчета в этом случае всегда является мужское перо, мужской взгляд. Превалирует маску-линистская установка, и словосочетание женская литература воспринимается негативно, чаще уничижительно или как иронический ярлык. Писательницу, поэтессу рассматривают лишь как одного из "солдат" армии литераторов, и рекомендуется исполь­зовать слова мужского рода - писатель, поэт, художник. В литературной критике России найдется достаточно подобного рода оценок творчества женщин: "У Дмитриевой суровое, "мужское" перо..." (Ласунский. С. 6); "Светлана Василенко - серьезный писатель, который владеет словом,... жестким, мужским стилем..." (Приставкин. С. 18). Примеры можно множить, но важнее выделить общее в этих высказываниях, а именно, что женщина-автор может быть замечена, выделена и даже похвалена, но лишь как способный писатель с мужским стилем.

Романы, созданные женщинами, написа­ны по-разному, поднимают различные темы, представляют различные сюжеты. Нельзя во всех случаях говорить о мелкости и узости тем, примитивности фабулы, о жеманстве, сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами. Но, по всей видимости, "мужской ум не сомневается в своем исчерпывающем проникновении в женскую психологию..." (Шапир; цит. по "Степная барышня", с. 20).

Проблема женской литературы не может быть решена в сугубо литературоведческих рамках. Деконструкция понятия женское может осуществиться только в общекуль­турном контексте, и понятие женская литература / творчество должно быть актуализировано не для того, чтобы наделить его некими уникальными качествами, а чтобы, поддерживая дискурс, поднять статус женщины (писательницы, художницы, драма­турга, поэтессы) в общественном сознании и продолжить тенденцию равенства полов. Во все времена право женщины на место в ис­кусстве, ее художественная дееспособность обсуждались и рассматривались с разных позиций и точек зрения. Но в литературной


критике преобладает взгляд, согласно которому "мужчина подобен небосклону, горизонту, верховной власти, которая одновременно и определяет и содержит в себе статус женщины" (Барт. С. 65-66). Выяснение роли полов в развитии культуры, их символического и семиотического выражения в философии, истории, языке, литературе, искусстве позволяет отразить новые аспекты развития социума, глубже проникать в суть происходящих процессов. Новое прочтение (интерпретация, толкова­ние) текстов дает возможность отойти от традиционных и литературоведческих, и социально-политических трактовок, проана­лизировать произведения с точки зрения представлений о понятиях женственное и мужественное, которые являются конструк­тами культуры и подвергаются постоянной эволюции в исторической перспективе. Ген-дерное "измерение" часто дает возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты или произведения, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации (см. Тендер), деконструировать казалось бы незыблемые понятия, выявлять субтексты, отражающие символы женского опыта.

Медленно, но верно в российской научной среде утверждаются гендерные исследования (см. Тендер), а вот гендерное просвещение общества едва продвигается, хотя и здесь есть некоторые изменения. К примеру, -книги серии "Женский почерк", выпускаемой издательством "Вагриус" с 1999 года. В серии вышли книги Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой, Н. Садур, С. Василенко, И. Муравьевой, О. Новиковой, Н. Медведевой, Н. Горлановой и других. Произведения этих писательниц демонстрируют широкий спектр совершенно разных стилей, манер, сюжетов. Значит, женская проза - большой раздел, литературы, и необходимо иметь в виду, что любовные истории далеко не всегда являются центральной темой этих произведений, в отличие от произведений такого жанра, например, как дамский роман.

Слабым местом современной литератур­ной критики является незнание и нежелание освоить базисные понятия тендерных


исследований. Следствием неразработан­ности терминологии является то, что люди, находящиеся внутри литературоведческого дискурса, позволяют себе выносить сужде­ния, звучащие иногда просто смешно, даже каламбурно: рассказы молодой писательницы "посвящены женщинам. Но это вовсе не "женская проза", поскольку она в меру сентиментальная, но в ее основе - реальная жизнь..." (Приставкин. Текст на обложке). Рассматривая недостатки или достоинства женских текстов, критики всегда, сознатель­но или бессознательно, сравнивают их с муж­скими. Точно подмечено, что, отказывая в признании литературе женской, подразумева­ют, что "мужская литература - это литература, а женская - резервация" (Арбатова. С. 27).

Не только количественное увеличение "женского словесного массива" в литературе, но и осмысление этого явления критикой помогут преодолеть традиционалистские и фундаменталистские взгляды, дадут возмож­ность внести иные знаково-символические элементы в современную языковую систему и выйти за рамки патршрхатного (см. Патри­архат) мышления, во многом определяемого господствующей маскулинистской культурой.

Women's literature (англ.)

Литература:

Арбатова М. И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма// "Преображение". 1995. N 3. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. Ласунский О. Г. Вст. статья // Дмитриева В. Повести. Воронеж, 1983.

Пономарев С. И. Наши писательницы. СПб., 1891. Приставкин А. И. Предисловие к рассказу С. Василенко "Счастье" // Работница. 1989. N 10. Он же. Текст на обложке // Шурупова Н. Любовь еще, быть может...: Рассказы. М, 2000. Славникова О. Герой Сопротивления: Рецензия // Книжное обозрение. N 25-26. 18 июня 2000 г. "Степная барышня": Проза русских писательниц XIX века. М, 1989.

© Е. И. Трофимова

ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2). Раздел феминистской литературной критики, основные задачи которого - изучение тем и жанров литературы, созданной женщинами;


изучение новых предметов - таких как психодинамика женской креативности, лингвистика и проблема женского языка, индивидуальное или коллективное женское авторство, история женской литературы и исследование биографий отдельных писа­тельниц и их произведений. В знаменитой статье Элейн Шоуолтер "К вопросу о феми­нистской поэтике" обосновывается два основных метода анализа женской литера­туры: фемининная критика ("женское" сводится к гендерным стереотипам маску-линно-сконструированной литературной истории); гшокритика - строит новые типы женского дискурса независимо от мужского и отказывается от простой адаптации муж-ских/патриархатных литературных теорий и моделей. Женщина в этом типе дискурса яв­ляется автором текста и производительницей текстуальных значений, выражая новые модели литературного дискурса, которые базируются на собственно женском опыте и переживании. Но уже в конце 80-х гг. XX в. подход "женщина как автор текста" оказы­вается под сомнением.

Women's literature (англ.)

Литература:

Gilbert Sandra M. & Susan Gubar. The Madwoman in the Attic. The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination. New Haven & London: Yale University Press, 1979.

Jacobus Mary (ed.). Women Writing and Writing About Women. New York and London: Groom Helm, 1979.

Showalter Elaine. A Literature of Their own. The British Women Novelists from Bronte to Lessing. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1977. Showalter Elaine. Towards a Feminist Poetics // The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature and Theory / Showalter E. (ed.). New York: Pantheon Books, 1985.

© И. А. Жеребкина

ЖЕНСКАЯ ПРОЗА - социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин.



Между процессами женской эмансипации и процессами становления феномена женской прозы есть точки корреляции. Так, женскому движению XIX века в Западной Европе сопутствовал феномен так называемой женской литературы: Ж. Санд, Дж. Эллиот, Ш. Бронте, Дж. Остин и др. Женщины-писательницы в своих романах открыли новый мир: мир женщины, описанный глазами женщины. В своих произведениях писательницы предлагали обществу не только новые темы, но и новые образцы поведения, отстаивали право женщины на самостоятельный выбор, на самостоятельную судьбу. Появление женщин-авторов, пишу­щих романы, где в центре повествования -женщина, которая сама делает свою жизнь, положило начало феномену женской прозы. Как самостоятельный социокультурный феномен женская проза зарождается в на­чальных фазах эмансипационных процессов в виде маргинальных (см. Маргиналъностъ) для литературоведения и истории литературы текстов, описывающих опыт социального маргинала - женщины.

Появление феномена женской прозы требует определенной социокультурной ситуации: ситуации общества массовой куль­туры, со всеми его атрибутами производства, воспроизводства и потребления массовой литературы. Эта ситуация становится возможной в посттрадиционных обществах, ибо только в таких обществах осуще­ствляется массовая грамотность населения и идут активные процессы миграции, провоцирующие проблематику саморефлек-сиии и самоидентифитикации как психосоциальной основы функционирования массовой литературы. Женская проза в данном контексте является феноменом массовой литературы, который осуществляет легитимизацию маргинализируемого жен­ского опыта через практики самоиден­тификации.

В манифесте литературной группы женщин-писательниц "Новые амазонки" понятие женской прозы раскрывается с ради­кально-феминистских позиций "инаковости" женщин: "Женская проза есть - поскольку


есть мир женщины, отличный от мира мужчины. Мы вовсе не намерены открещи­ваться от своего пола, а тем более извиняться за его "слабости". Делать это так же глупо и безнадежно, как отказываться от наслед­ственности, исторической почвы и судьбы. Свое достоинство надо сохранять, хотя бы и через принадлежность к определенному полу (а может быть, прежде всего, именно через нее)" (Василенко. С. 81).

[См. также Женская литература]

Women's prose (англ.)

Литература:

Василенко Светлана. Новые амазонки (Об истории первой литературной женской писательской группы. Постсоветское время) // Женщины: свобода слова и свобода творчества: Сб. статей / Сост. С. Василенко. М, 2001. Жеребкина И. Феминистская литературная кри­тика // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Рабжаева М. В. Женская проза как социокуль­турный феномен // Идеология студента. СПб., 2000.

Савкина И. Кто и как пишет женскую литературу? // Новое литературное обозрение. 1997. N 24. Тартаковская И. Социология пола и семьи. Самара, 1997.

© М. В. Рабжаева

ЖЕНСКАЯ РАБОЧАЯ СИЛА, см

Женская занятость.

ЖЕНСКАЯ СЕТЕВАЯ РАБОТА, см.

Женские сети.

ЖЕНСКИЕ И ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960-1970-х гг., когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права. Теоретический анализ считался важнейшим условием социальных изменений, а исследо­вание угнетения женщин ассоциировалось с поиском возможностей преодоления неравен­ства в патриархальных и капиталистических



обществах. Историю развития женских и тендерных исследований за рубежом можно условно разделить на четыре периода (Bystydzienski).

Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х - 1970-е гг.) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (литература, история, философия, социо­логия и психология). Несправедливо забытые труды женщин были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и гендера. Вскоре стало ясно, что подход "просто добавить женщину" (механически включить в исследования также данные о женщинах) был недоста­точным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. Необходимость целенаправленного развития самостоятельных женских исследований была осознана многими университетскими препо­давателями и учеными. Организация в 1977 г. Национальной ассоциации женских исследо­ваний способствовала распространению новых программ. Ассоциация выпускала журнал, организовывала ежегодные конференции, проводила мониторинг программ и рассылку информации по университетам США.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х гг. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование США, или развитие "гендерно-сбалансированных учебных планов" посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. Наиболее обеспеченные программы открыли исследовательские центры, издавали соб­ственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсужде­ние статуса женщин, явлений дискриминаиии в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков (см. Предубеж­дения против женщин), существующих


в социуме, литературе и образовании. Были учреждены журналы в области женских исследований, в том числе "Feminist Studies", "Women's Studies", "Signs", "Quest", "Sex Roles", "Women's Studies Newsletter", опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям. Для того, чтобы женщины не были просто "аномальной сноской" (Kesselman, McNair, Schniedewind), а попали в центр внимания науки и социальной практики, следовало внести изменения в те установки и язык, которые структурируют академическое знание. Споры вызвал междисциплинарный характер женских исследований, который, казалось, ставил под вопрос самостоятельный статус этой дисциплины и указывал на ее очевидную интеграцию с традиционными отраслями знания. Так появляются дисцип­лины психология женщин, история женщин (см. Историческая феминология), женская литература. Вместе с тем, многие были уверены, что женские исследования могут претендовать на статус самостоятельной дисциплины, а не просто фигурировать в рамках раздела о женщинах внутри уже существующих дисциплин. Одной из задач развития программ женских исследований в университетах США было женское образова­ние. Ценности феминизма, включая критику всех форм доминирования, акцент на сотрудничестве и стремление к интеграции теории и практики оформили подход к преподаванию, называемый феминистской педагогикой, которая превращает аудиторию в интерактивную обучающую среду, интел­лектуально и эмоционально вовлекающую всех студентов.

Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х гг. и связана с включением в учебные програм­мы опыта меньшинств и чувствительности к различиям учащихся. Чернокожие женщины требовали включить в концептуализацию женственности расовые и классовые разли­чия. Женские исследования подверглись также критике за гетеросексизм (см. Гетеросексуальностъ), исключение лейсбий-ского опыта. В этот период учреждаются



новые журналы, финансируются проекты и сетевые программы для "цветных" женщин в высшей школе, проводятся конференции и летние школы. Феминистская мысль теперь отрицала эссенциализм. характерный для определения категории женщина, и концеп­туализировала множественные идентич­ности женщин (см. Женская идентичность), учитывая, в том числе и в образовании, опыт рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентации (Kesselman, McNair, Schniedewind).

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х гг. и была связана с развитием глобальной инфра­структуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Распространение образовательных программ и исследовательских проектов по проблемам женщин и гендера в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке женских организаций. Образовательные программы приобретали глобальную ориентацию, в частности, в связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира. Эти программы делают акцент на вопросах поли­тики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи. К концу 1990-х гг. число самостоятельных факульте­тов женских исследований в США достигло 30, образовательные программы женских исследований существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая 130 программ поствузовского образования: маги­стратура, докторантура (PhD). Женские исследования начинают рассматриваться не только как образовательный капитал для карьеры университетского преподавателя, но и как источник дополнительной экспертизы в отношении активизма и деятельности


В 1980-1990-х гг. появляются программы женских и гендерных исследований в Европе. Особо выделяются проекты на следующие темы: идентичность (см. Тендерная иден­тичность) и репрезентации, конструкции маскулинности и фемининности в между­народном масштабе; семья, право и меняю­щиеся дискурсы гендера; гендер и простран­ство; сексуальности (см. Сексуальность); теории инаковости (queer theory); работа и образование; насилие (см. Насилие в отноше­нии женшин) и нарушение прав; феминистское движение и феминистская теория. В тот же период открываются самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует гендер. Международная сеть гендерных иссле­дований, образованная в 1996 г. при Тендерном институте Лондонской школы экономики, в число своих задач включает следующие: под­держивать проекты гендерных исследований; развивать теории этики, справедливости и демократии; расширять перспективы социаль­ной политики посредством исследований, международного сотрудничества ученых, неправительственных организаций, средств массовой информации, бизнеса и политиков.' Проекты разрабатываются в направлениях: гендер и социальная философия; культурные конфликты, коллективные идентичности; гражданство, мобильность и сотрудничество; равные возможности и образование в течение всей жизни; перспективы трансграничных форм демократии. Основной принцип -сочетание этики, теории и прагматики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.