Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка. Чувства по поводу себя




Чувства по поводу себя

 

Чувства ребенка по поводу себя также организуют его Жизненный Мир. Они определяют климат и погоду этого мира.

Картина переживания себя всегда является центром мира, который ребенок соединяет с жизнью. Когда чувства по поводу себя очень плохи, возникает тенденция действовать компульсивно, стремясь нарушить игру или статус другого ребенка. Или ребенок уходит в себя, воспринимая себя как слабого, нежеланного, жертву. Он старается организовать мир, который бы симпатизировал ему. Его деморализация приводит к тому, что он все делает равнодушно. Ему становится скучно. Когда больше нет удовольствия быть собой, мир становится скверным и удушливым. Когда чувства ребенка по поводу себя дурны, весь мир дурен. Если он не любит себя, то едва ли может любить других. И наоборот. Свободный уважать себя, ребенок может объединять наполненный уважением мир.

 

 

Все переживания оставляют память в структуре чувств ребенка. Самооценка — это смесь тех способов, которыми жизнь касается ребенка. Оно приходит из его переживаний оценки значимыми людьми и из реализации того, к чему ребенок способен.

В пятницу первой недели занятий Бетти вприпрыжку вбегает в комнату. Я сижу на полу, и она садится мне на колени.

 

Бетти: «Понюхайте, понюхайте меня, я больше ничем не пахну».

Мис-с С: (немного озадаченная, почему это важно для нее) «Бетти...»

Бетти: «Я надевала мою новую желтую ночную рубашку, я не обмочила постель, я ничем не пахну».

 

Я хотела сказать, что это хорошо и что она научится тому, чтобы ее постель была сухой. Но она продолжала говорить. Она прижалась к моему носу.

 

Бетти: «Понюхайте меня, понюхайте меня. Я больше ничем не пахну». (Она вприпрыжку убегает играть).

 

Все шло хорошо до следующей пятницы, когда Бетти не пришла. Ее мама объяснила, что Бетти опять обмочила постель, и она сказала Бетти, что если она недостаточно взрослая, чтобы не мочиться в постель, то, значит, она недостаточно взрослая, чтобы ходить в детский сад.

Что делает подобное обращение с чувствами Бетти по поводу ее собственной ценности? Один изолированный эпизод может не повредить ребенку. Но если это продолжительный способ отношений, ее представление о себе будет постепенно самообесцениваться.

Что это может сделать с ее силой по формированию энергичного Жизненного Мира? Пойдя в первый класс, не будет ли она чувствовать, что с ней что-то не в порядке, что она — это прежде всего неприятный запах.

Самооценка ребенка может быть чувством слабости и уверенности, что другие дети лучше. Она может быть чувством, что мир враждебен и единственный способ выжить — захватить инициативу первого удара. Или она может быть чувством своих возможностей — чувством, что жизнь хороша.

Карл — трехлетний мальчик, чьи представление о себе и чувства по поводу себя изменились в течение года. В начале года он был агрессивным и шумным, действовал грубо и неуступчиво. Но на самом деле он был слаб и испуган. Он постоянно попадал в неприятные ситуации. Но если ребенок протестовал и сильно суетился, то Карл отступал, говоря: «Извини», как будто это было надежным выходом. К весне благодаря многим успешным игровым ситуациям, он обнаружил, что может доверять активным мальчикам и сохранять свое достоинство. Его самооценка изменилась.

Однажды весенним утром все дети играют во дворе, в то время как я накрываю стол для сока. Карл входит и наблюдает. Он облокачивается локтем на стол и говорит задумчиво.

 

Карл: «Знаете, мне нравится этот стол, мне нравятся эти стулья, мне нравятся умывальные раковины. Мне нравится все в этом детском саду.»

Мис-с С: «Я рада, что тебе нравится наш детский сад, Карл, мне нравится, что ты ходишь в наш детский сад».

Карл: «Знаете, когда-то давно я играл только с одним мальчиком сразу. Но это было раньше, чем я узнал этот хороший детский сад».

Мис-с С: «Сейчас ты любишь ходить в детский сад и играть со многими детьми».

Карл: «Да».

 

Теперь Карл включил всех детей детского сада в число своих друзей и чувствовал себя хорошо с ними. Он любил себя. Он чувствовал себя сильным.

Когда ребенок чувствует себя хорошо, он может без усилий выдержать даже серьезные испытания.

Весной некоторые из детей делают бумажных змеев и запускают их во дворе. Карл очень доволен, когда бежит со своим змеем, а он летит за ним. Потом я вижу его стоящим на крыше трейлера. Держа змея, он прыгает и падает на живот. Его рот набит грязью, а нос кровоточит. Он оглядывается, улыбаясь.

 

Мис-с С.: «О, Карл! Тебе надо было приземлиться на ноги».

Карл: «Но у меня змей».

Мис-с С: «Карл, у тебя змей, но он не может выдержать тебя. Даже парашютисты приземляются на ноги».

 

Мы идем умываться. Затем он берет змея и опять идет играть.

Это было большим контрастом по сравнению с тем временем, когда он чувствовал себя слабым, а каждый небольшой удар заканчивался долгим плачем.

 

Компетентность и сила ЭГО [6]

 

Сила Эго тесно связана с самооценкой. Сила Эго — это внутренняя власть, происходящая из многочисленных опытов — таких, как «Я могу», «У меня есть возможность», «Я нахожусь во взаимоотношении».

Обучение ходить, ездить на трехколесном велосипеде, быть желанным для друзей зажигает внутренний свет уверенности в себе. Каждый успех прибавляет силы, которой достаточно для следующих попыток достижения. Это позволяет ребенку в процессе попыток много раз выстоять под ударами.

Ребенок, который обладал свободой исследования, когда учился ходить, склонен быть уверенным в себе. Те дети, которых держали в манеже и наказывали, если они пытались выбраться, склонны воздерживаться от активных действий. Другие, которых слишком контролировали, могут обладать выработанной потребностью доминировать во всех ситуациях или избегать близких взаимоотношений из-за страха быть подавленными. Дети сильно различаются по выраженности силы Эго, когда они приходят в детский сад.

Весенним утром Робин подбегает к воспитателю-практиканту.

 

Робин: «Посмотрите, маленькие листочки появляются, тепло, я собираюсь накопать червей, и вы можете мне помочь. Я собираюсь играть в аллигатора и тигра. Вы можете быть маленьким... нет, папой тигром». (И он убегает, чтобы начать еще что-нибудь).

 

Вот мальчик, который осознает мир вокруг него, замышляющий различные дела, стремящийся к социальным отношениям. Но блестящий ребенок — не всегда компетентный ребенок.

Элвин — трехлетний мальчик, маленький для своего возраста. Он блестящий мальчик и говорит на двух языках, но не может играть с другими детьми или игрушками. Однажды утром он смотрит на маленький грузовик.

 

Элвин: «Грузовик желтый, миссис Снайдер». (И не думая касаться его).

Мис-с С: «Он желтый, Элвин, но он может перевозить большой груз кирпичей для строительства домов. Посмотри, вот так». (Я строю дорогу для грузовика, он наблюдает, но не трогает грузовик).

 

Элвин не переживает игрушки как что-то, с чем играют. Чтобы научить его названиям цвета, использовались изображения игрушек. Когда я посетила Элвина в его доме прошлой весной, у нас установились хорошие взаимоотношения. Его мама сказала мне, что они не преуспели в воспитании гигиенических привычек, но она была уверена, что они добьются этого к осени.

Когда начались занятия, Элвин пришел одетый в две пары штанишек: верхние и специальные с прокладками и пеленками. Он продолжал каждое утро пачкать штанишки. Жидкое содержимое его кишечника сбегало по ногам и на обувь. Это то, что невозможно не заметить — особенно в группе, где другие дети могут относиться к нему как к младенцу. Но это не беспокоило его. Понадобилось две недели, чтобы помочь ему научиться опорожнять кишечник в туалете. Каждое утро, как только он приходил, мы шли в туалет.

 

Мис-с С: «Элвин, давай пойдем в туалет, чтобы ты не опорожнил кишечник в штанишки». (Он охотно идет со мной).

Мис-с С: «Опорожняйся в туалете, Элвин, чтобы ничего не было в твоих штанишках».

 

Я обнаружила, что в первый раз, когда мы пошли в туалет, он не опорожнил кишечник. Если я вела еще раз через 15 минут, он делал это, но чаще просто сидел, ничего не делая, и повторял то, что я говорила ему.

 

Элвин: «Опорожни кишечник в туалете. Миссис Снайдер не нравится чистить штанишки». (Он мог смеяться, но ничего не делал).

 

Все следующие дни по утрам я особенно тщательно создавала ему возможности делать то, что он хотел, чтобы он почувствовал, что он для меня что-то значит, и у нас поддерживались хорошие отношения.

В конце концов, однажды утром он опорожнил кишечник в туалете.

 

Элвин: «Миссис Снайдер, миссис Сиайдер. посмотрите! Это в туалете».

Мис-с С: «Элвин, ты сделал это в туалете! Теперь ты знаешь, как это делать!» (Он подпрыгивает от возбуждения).

 

Хорошее чувство перешло на другие виды активности. Этим же утром он пошел к кубикам, построил дорогу и начал играть с грузовиком. Сила Эго прибывает с каждым новым достижением. В один из дней он борется со своими подтяжками.

 

Элвин: «Эти старые подтяжки надоели. Они все время расстегиваются. Они мешают. Я могу держать штанишки».

Мис-с С: «Правильно, Элвин, ты уже устал от того, что тебе мешает».

 

У Элвика была очень маленькая сила Эго, когда он пришел в детский сад, но когда ему дали возможность и немного помогли, он принял свой Жизненный Мир и оказался способным к контролю. Чем большего успеха он добивался, тем большую силу Эго он имел для следующего шага.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.