Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Люди и вещи в мире ребенка




 

Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром. Воспитателю необходимо знать, что включает ребенок в этот мир. В какой деятельности ребенок участвует? С кем играет? Кого избегает? Почему? Каких детей ребенок рассматривает как помощников в своих планах? Каких считает мешающими? Какие игрушки важны? Как ребенок их использует? Какими творческими фантазиями он охвачен?

Какие у него отношения со взрослыми? Как он чувствует свою семью и свое место в ней? Как он принимает своих братьев и сестер в отношениях с матерью и отцом?

Определение ребенком своего места в семье может быть причиной больших трудностей и требовать работы на протяжении всего года. Трудности обычно исходят из двух источников. Ребенок не может делать то, что могут более старшие братья и сестры, и часто ощущает себя хуже них. Новый младенец в семье может стать причиной того, что ребенок чувствует себя оттесненным на второй план в привязанностях и внимании родителей.

Некоторые дети чувствуют себя ущемленными даже до рождения младенца. Одна девочка обижалась на еще неродившегося малыша потому, что он ходил на работу вместе с мамой. Другая хотела малыша, но все время чувствовала, что родители хотят мальчика. Ей, очевидно, казалось, что с ней что-то не в порядке, раз родители так сильно хотят мальчика.

 

Анабел: «Если родится девочка, то я скажу вам, миссис Снайдер, но если мальчик...» (Она сжимает кулак и машет им).

 

Ее родители не понимали, каким глубоким было это чувство. Когда родился мальчик, то с самого начала у Анабел появились трудности.

Другой мальчик испытывал настоящие личностные страдания во время трудной беременности его матери.

В один из дней Фред говорит и даже кричит хнычущим голосом. Его мама «болеет», и ребенок должен вот-вот родиться.

В домашнем уголке вместе с Фредом у стола еще трое детей. В центре стола маленькая кукла. Фред берет куклу и с неподдельным волнением в голосе говорит: «Давайте съедим младенца. Я съем голову. Ты съешь ногу. Ты съешь руку». Другие дети продолжают свои игры.

 

Фред: «Давайте съедим младенца. Я съем голову, ты можешь съесть ногу. Ты ешь руку. Давайте».

 

Никто не присоединяется к игре Фреда, поэтому он не продолжает. Эту ситуацию можно истолковать по-разному. Мне кажется, что Фред старался избавиться от младенца, который уже доставил много беспокойства, чтобы больше не было никаких неприятностей. В его голосе не злость, а настоящее волнение.

После рождения младенца старший ребенок часто чувствует, что младенца предпочитают ему. Мама теперь отдает всю любовь и время новорожденному. То место, которое он занимал в семье, теперь занимает младенец. Родители уже не принадлежат ребенку. Ласки дарятся кому-то другому[9].

Чувства лишения и отверженности перемешиваются в ребенке. Но что хуже всего — разбивается жизненный мир ребенка. Многое из того, что все время поддерживало его как личность, отступило — включая доверие к родителям и другим людям и зависимость от них и даже чувства по поводу себя самого. Многие из возможностей ребенка разрушаются. Желание отомстить может быть обнадеживающим стремлением ребенка выжить. Неправильно называть его «ревнивым».

Ребенку надо помочь собрать новый Жизненный Мир. Прошлый Жизненный Мир больше невозможен. Ребенку нужно чувствовать, что его любят, даже если любовь и забота распространяются и на новорожденного. Сила Эго ребенка нуждается в восстановлении через опыт, увеличивающий чувство компетентности. Ему мало обнять новую игрушку — нужно, чтобы его мир расширился. Жизнь должна открываться перед ребенком новыми возможностями будущего, потому что будущее является решающей частью Жизненного Мира любой личности.

Часто ребенок, у которого есть старший брат или сестра, идентифицирует себя с ними, когда младший занимает его место. Это может помочь ему принять новый мир семьи. Мальчик нуждается в том, чтобы чувствовать, что он может стать старшим братом, а девочка — что она может стать старшей сестрой. Для ребенка с достаточной силой Эго это не очень трудная проблема.

Тем не менее, для некоторых трех- и четырехлетних детей, которые уже почувствовали, что они не могут делать то, что могут старшие брат или сестра, это трудно. Когда они пытаются и не достигают такого же успеха, как старший, они переживают свое отличие и скорее прекратят попытки, чем станут выглядеть неудачниками, особенно если новый уровень выполнения навязывается им. 4-летний малыш сказал мне как-то, когда я проходила мимо него по тротуару: «Но я не хочу ждать, когда вырасту, чтобы кататься на роликовых коньках». Это выглядит так легко, когда он наблюдает за катанием брата или сестры. Но каждый раз, когда он пытается, ролики выскальзывают из-под него.

Мы в детском саду говорим о младенцах — о том, как они беспомощны. Они не могут сидеть. Они ходят в штанишки. Их нужно кормить. Они не умеют разговаривать. Они не могут сами одеваться, гулять или куда-то идти. За младенцами нужен большой уход. Через некоторое время они смогут ходить и заботиться о себе. Мы говорим о том, что дети из детского сада когда-то тоже были младенцами, и о том, как их мамы и папы вынуждены были все делать для них. Но теперь они могут многое из того, что младенец не может. Они даже могут ходить в детский сад. Конечно, есть риск переоценить беспомощность младенца, так как младенцы растут и становятся силой, с которой приходится считаться. Роль каждого человека в семье должна обсуждаться. Ребенку необходимо знать, что его папа делает дома и на работе. Детям нравятся книги о папах и о том, что они делают. Папы очень важны в развитии ребенка. Они привносят нечто особенное.

Однажды утром Дейл прибывает, въезжая на плечах своего папы. Они оба сияют, как будто победили в забеге. Позднее утром, во время игры мы разговариваем:

 

Дейл: «У нас дома вкусные маринованные огурцы»

Мис-с С: «Вкусные огурцы, Дейл?»

Дейл: «Да, мы ели их сегодня утром».

Мис-с С: «За завтраком?»

Дейл: «Нет, мы ели яичницу с беконом».(Он кажется огорченным моей интерпретацией). «Но папа и я ели их по дороге в детский сад».

Мис-с С: «Они были особенно хорошими».

Дейл: «Да».

 

Папы расширяют жизненный мир ребенка.

Папа может и приводить в замешательство 3-4-летнего ребенка, особенно если начинает устанавливать границы. Большинство пап весь день отсутствуют, поэтому малыш не так знаком с ними, как с мамами. Папино требование дисциплины кажется ему гораздо более пугающим.

Следующая ситуация показывает, как мальчик нуждается в помощи, чтобы понять поведение отца.

Однажды утром мистер Блейк приехал с плачущим Нэ-дом.

 

Мистер Блейк: «Нэд хочет о чем-то поговорить с вами. Он долго плакал и хочет рассказать вам об этом».

Мис-с С: «Хорошо, Нэд, о чем ты хотел рассказать мне?»

Нэд: «Папа побил меня».(Он сильно ударяет себя по лицу и по попке).«Я сломал радио».

Мис-с С: «Папа ударил тебя и ты чувствуешь себя плохо».

Нэд: «Было больно, и я плакал».

Мис-с С: «Тебе кажется неправильным, что папа ударил тебя?»

Нэд: «Да».

Мис-с С: «Нэд, ты знаешь, радио стоит дорого. Твой папа хотел объяснить тебе, как мог, что нельзя ломать радио, чтобы ты не сделал этого снова».

Нэд: «Но у нас их два. А это было маленькое».

Мис-с С: «Ты думал, что маленькое не так важно. Но твой папа не хочет, чтобы какое-нибудь из них было сломано».

Нэд: «Да».

 

Он говорит это твердым голосом, выходя. Кажется, он обретает зрелость по мере того, как ходит в детский сад.

Иногда дети нуждаются в помощи, чтобы понять маму, когда она огорчена. С ребенком нужно разговаривать о работе мамы. Она помогает заботиться о доме и готовит пищу, посещает собрания, следит за тем, чтобы у всех была одежда, делает то, что дети не могут сделать сами, и получает удовольствие от всех в семье. Некоторые мамы выбирают работу вне дома или учатся, и если рядом с ребенком будет один и тот же хороший человек, то он может не страдать. Работа, которую мама выбирает, не должна быть настолько физически или эмоционально утомительной, чтобы затруднять ее общение с ребенком после работы.

Качество отношений между ребенком и матерью — это важный фактор. Некоторые мамы могут поддерживать эти отношения и в то же время работать. Сущностью отцовства и материнства является созидательная верность росту ребенка и отношениям с ним. И он должен иметь возможность чувствовать это. Любые важные отношения требуют времени и не могут быть установлены в атмосфере увлечения чем-то другим или людьми, которые могут составлять реальное значение жизни для родителя. Ребенку необходимо чувствовать, что мама неравнодушна к нему, участвует во всем, что для него важно.

Ребенка никогда нельзя оставлять с тем, кто делает что-то разрушительное для его развития. Если нужный человек найден, мать должна понимать, что маленький ребенок может привязаться к этому удовлетворяющему его потребности человеку и даже начать называть его «мамой». Является ли замещение матери даже хорошим человеком адекватной заменой фундаментального отношения матери — остается спорным вопросом.

Ребенок, чья мама работает, должен знать — почему это так, чтобы не чувствовать, что она его отвергает или бросает. Некоторые дети очень болезненно воспринимают, когда мамы не приходят за ними в детский сад, если видят с какой любовью встречают своих детей другие мамы.

Работа по уходу за домом и детьми — это важная часть жизни семьи, — она должна быть как-то распределена между мужем и женой. Каждая семья должна посмотреть, как это лучше сделать. Разные семьи делают это по-разному, исходя из того, кому какая работа больше нравится. Все семьи различны.

Добрые счастливые взаимоотношения между мужем и женой — основной фактор развития ребенка. Муж и жена, которые довольны друг другом, разговаривают, планируют, чувствуют, что вместе делают общее дело их жизни, вместе заботятся о детях и понимают — как они растут, радостно принимают родительскую судьбу.

Доброе чувство ребенка к семье — огромный вклад в работу со всеми детскими чувствами. Оно влияет на весь Жизненный Мир.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.