Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа по лексикологии




Тесты

По лексикологии

Контрольно-оценочные материалы

Определите стилевую принадлежность контекста, отметьте стилистически окрашенные слова, укажите их приметы. Выделите слова, употребленные в переносном значении, определите тип переноса.

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий.

 

Этот контекст из повести В. Распутина «Уроки французского», он реализует художественный стиль; стилистически окрашенные слова, относящиеся к разговорному пласту лексики, – крючился, мальчишка, несуразности, дурная (сила). Признак разговорных слов – уменьшительный суффикс – ишк (мальчишка); экспрессивность значения слова крючился, оценочность слова дурная. В переносных значенияхупотреблены слова взбухают и наливаются; в сочетаемости с беды и несуразности осуществляется метафорический перенос.

 

 

Раздел: «Лексикология»

 

1. Переносными считаются значения слова:

1. Ономастические 2. Метафорические 3. Синонимические 4. Антонимические

 

2. Выделенное слово употреблено в метонимическом значении в примере под номером

1. Старая часть города расположена у реки

2.А город подумал: «Ученья идут»

3. За ночь ровно на этаж подрастает город наш

 

3. Выделенное слово употреблено в метонимическом значении в примере под номером

1. Говорит и показывает Москва

2. Москва не сразу строилась

3.Мы подъезжаем к Москве

4. Выделенное слово употреблено в метонимическом значении в примере под номером

1.Разбить тарелку

2. Тарелки лежат на столе

3.Я съел уже две тарелки

5. Выделенное слово употреблено в метафорическом значении в примере под номером

1. Корень слова

2. Корень растения глубоко проникает в почву

3.Обезьяны едят съедобные корни

6. Выделенное слово употреблено в метафорическом значении в примере под номером

1.Стертые ступени лестницы

2. Ступени процесса познания

3.Споткнуться о ступеньку

7. Выделенное слово употреблено в метафорическом значении в примере под номером

1. Волна гнева

2. Цунами – гигантская океанская волна

3. Волны с шумом бьются о берег

8. Выделенное слово употреблено в метафорическом значении в примере под номером

1. Цепь рассуждения

2. Червь сомнений

3. Теплая одежда

9. Выделенное слово употреблено в прямом значении в примере под номером

1.Слово – одежда мыслей

2.Шумел сурово брянский лес

3. Банк данных

10. Выделенное слово употреблено в прямом значении в примере под номером

1. Атмосферное давление – величина непостоянная

2. Атмосфера страха

3. Над седой равниной моря ветер тучи собирает

11. Выделенное слово употреблено в прямом значении в примере под номером

1. Верный сын народа

2. Сын полка

3.Проводить сына

12. Выделенное слово употреблено в переносном метафорическом значении в сочетании под номером

1. Птичье гнездо 2. Дворянское гнездо 3. Птенцы в гнезде

 

13. Данная статья:

“Волна, ы, мн. волны, волн, волнáм (и вóлнам), ж. 1. Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. Цвет морской волны (зеленовато-голубой). 2. Колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения. Звуковая в. 3. перен., чего. О чем.-н. Движущемся один за другим во множестве на нек.-ом расстоянии; о массовом проявлении чего-л. Новая в. самолетов. В. недовольства ║прил. волновой, -ая, ое (к 1 и 2 знач., спец.)»,–

приведена из

1. Толкового словаря 2. Этимологического словаря 3. Фразеологического словаря 4. Синонимического словаря.

 

14. Слово выполняет в языке преимущественно:

1. Номинативную функцию 2. Коммуникативную функцию 3. Смыслоразличительную функцию

 

15. Какой тип значения реализуется у слова МИРАЖ в значении «обманчивый призрак, иллюзия, что-то созданное в воображении»в следующих сочетаниях: МИРАЖ ЛЮБВИ, МИРАЖ СВОБОДЫ?

1.Свободное 2. Синтаксически обусловленное 3. Конструктивно ограниченное 4. Фразеологически связанное.

 

16. Стилистическими синонимами являются слова в парах:

1. Учить – зубрить 2. Метель - вьюга 3. Блестеть – сверкать

 

17. Идеографическими синонимами являются слова в парах:

1. Глаза – очи 2. Вьюга – буран 3. Испугаться – трухнуть

 

18. В следующих группах слов:

ДОЛГ¹ (обязанность) и ДОЛГ² (взятие взаймы);

ПАР¹ (газ, воздух) и ПАР² (засеянное поле), –

представлена

1. синонимия 2. антонимия 3. омонимия 4. паронимия.

 

19. В следующих примерах: ИРИС (конфеты) – ИРИС (нитки); ÁТЛАС (собрание карт) – АТЛÁС (ткань) – представлены:

1. омофоны 2. омоформы 3. омóграфы 4. лексические омонимы

 

20. В следующих примерах: ПИЛÁ (глагол в пр. вр.) – ПИЛÁ (сущ.); ЛЕЧУ (от лететь) – ЛЕЧУ (от лечить),– представлены

1. Омофоны 2. Омоформы 3. Омографы 4. Лексические омонимы

 

21. Доминантой данного синонимического ряда является слово под номером:

1.страшиться; 2. бояться 3. ужасаться 4. трусить.

 

22. Пары слов:

АДРЕСАТАДРЕСАНТ;

ОБИДНЫЙ – ОБИДЧИВЫЙ;

ВДОХ – ВЗДОХ

представляют собой

1. синонимы 2 омонимы 3. паронимы 4. антонимы.

 

23. В данных парах слов:

ЧЕСТНЫЙ – БЕСЧЕСТНЫЙ;

ОДАРЕННЫЙ – БЕЗДАРНЫЙ;

ВБЕГАТЬ – ВЫБЕГАТЬ

представлены:

1. разнокорневые антонимы 2. однокорневые антонимы 3. энантиосемы

 

24. Термин оксюморон применим к сочетанию слов:

1. Горячий хлеб 3. Молодая старость 4. Вечная молодость.

 

25. Хронологически верный перечень генетических групп исконной русской лексики представлен в варианте:

1. а)общеславянская, б) индоевропейская, в) собственно русская, г) восточнославянская

2. а) восточнославянская, б) индоевропейская, в) общеславянская, г)собственно русская

3. а) индоевропейская, б)общеславянская, в) восточнославянская, г)собственно русская

4. а) восточнославянская, б) общеславянская. в) индоевропейская, г) собственно русская

 

26. Из перечисленных слов: 1. дратва 2.врата 3. слава 4. шлем 5. глава – относятся к старославянизмам:

1) 1,4,5 2) 2,4,5 3) 2,3,5 4) 1,3,4

 

 

27. Из перечисленных слов: 1. Декан 2. Течение 3. Диктант 4. Джемпер – заимствованными являются:

1) 1,2,4 2) 2,3,4, 3) 1,3, 4 4)1,2,4

 

28. Слова шпора ( в значении шпаргалка), блеск ( в значении отлично), классно относятся к

1. диалектизмам 2. жаргонизмам 3. профессионализмам 4. канцеляризмам.

 

29. К пассивному запасу из перечисленных слов относятся 1. монарх 2. пароход 3. комсомол 4. глубина

1) 1,2,4 2) 2,4 3) 1, 3 4) 2, 3,4

 

30. Из перечисленных слов окказионализмом является

1. прилунение 2. буряк 3. драчена 4. рушник

 

31. Фразеологизмом не является словосочетание:

1. Тьма кромешная 2. Торопиться домой 3. Дух захватило 4. Сделать из мухи слона

 

32. К фразеологическим синонимам относятся из перечисленных оборотов:

1. шагу негде ступить, 2. лодыря гонять 3. ни за какие коврижки 4. ворон считать 5. плевать в потолок

1) 1,3,4 2) 2, 4, 5 3) 2,3, 4 4) 1, 3, 5

 

33. Фразеологическими сращениями являются сочетания:

1. куда ни шло 2. щекотливый вопрос 3. душа нараспашку 4. притча во языцех

1) 1, 4 2) 2, 4 3) 2,3 4) 1,3

 

34. Фразеологическими сочетаниями являются примеры под номерами:

 

1. заходить в тупик 2. как будто воды в рот набрал 3. попасть впросак 4. правая рука

 

1) 1, 2 2) 1,2, 3 3) 1,2,4 4) 2, 3

 

35. Фразеологическими сочетаниями являются примеры под номерами:

1. висеть на волоске 2. махнуть рукой 3. золотые руки 4. телячьи нежности

1) 1, 4 2) 2,3 3) 1,3 4) 3, 4

 

36. Данный отрывок:

«Настоящим сообщаем Вас, что мы завершаем выполнение контрактных обязательств по нашему контракту на строительство гидроэлектростанции и проводим подготовительные работы к отправке части строительного оборудования и неиспользованных материалов. В последнее время сложилась, как Вы знаете, практика продажи строительного оборудования и неиспользованных материалов. Мы также готовы продать часть оборудования…»,–

относятся к:

1. научно-техническому стилю 2. официально-деловому стилю 3. публицистическому стилю 4. разговорному стилю.

 

37. Межстилевой является лексика:

1. считать, гром, новый 2. предки, тусовка, читалка 3. довести до сведения, нижеследующее, ввиду отсутствия 4. функционировать, интегральный, синоним 5. безалаберный, галдеть, невдомёк

 

38. Данная словарная статья: «1. Т и т а н – божество из числа гигантов, вступивших в бой с богами Олимпа; потомок гигантов (в древнегреческой мифологии). 2. Т и т а н (греч. Titan) – человек, отличающийся исключительной силой ума, таланта; выдающаяся героическая личность (книж.) 3. Т и т а н (греч. Titan) – химический элемент, имеющий вид темно-серого порошка или кристаллов, используемый в самолетостроении, судостроении и т.п. 4. Т и т а н (греч.. Titan) – большой кипятильник особого устройства» взята из словаря

1.синонимов 2. омонимов 3. антонимов 4. фразеологического словаря

 

39. Данная словарная статья:

«ДОРОЖИТЬ чем (признавать что-л. Важным, ценным для себя и бояться лишиться этого) Дорожить здоровьем. Дорожить дружбой, ЦЕНИТЬ что (считать очень важным, высоко ставить) Ценить свое время» – взята из словаря:

1. синонимов 2. омонимов 3. антонимов 4. фразеологического словаря

 

40. Наука о составлении словарей называется

1 Лексикологией 2. Лексикографией 3. Фразеологией 4. Семасиологией

 

 

Задания

1.Определите стилистическую принадлежность текста, аргументируйте свой ответ. Выпишите из текста примеры нейтральных в стилистическом отношении слов и слов, стилистически окрашенных.

2. Выделите в тексте слова, употребленные в переносном значении, определите тип переноса, установите для каждого переносного значения необходимый контекст, укажите тип лексической и синтаксической соче­таемости для этих значений. Отметьте в тексте, если есть, другие изобразительно-выразительные средства (оксюморон, антитезу, гиперболу и пр.).

3. Постройте синонимические ряды к любому выбранному существитель­ному, прилагательному и глаголу. Проанализируйте каждый синонимиче­ский ряд, указав а) доминанту синонимического ряда, б) каким компонен­том значения (денотативным, сигнификативным, прагматическим) отли­чается каждый компонент ряда от доминанты, б) тип синонимии (абсолютная, идеографическая, стилистическая, смешанная).

4. Перечислите архаизмы, если они имеются в тексте, указав тип каждого архаизма. Если в тексте их нет, выпишите 10 устаревших слов из толково­го словаря, определите их типы.

5. Выпишите слова с элементами старославянского происхождения из текста. Отметьте признаки старославянизмов, приведите русские соот­ветствия. Если в тексте нет слов с элементами старославянского проис­хождения, примеры приведите сами.

6. Выполните анализ подчеркнутых слов по следующей схеме:

1) Тип лексического значения.

Выпишите из толкового словаря то значение слова, в котором оно употреблено в данном тексте и определите его тип а) основ­ное/производное, б) прямое/переносное, свободное/связанное (фразеологически, синтаксически, конструктивно)

2) Общеупотребительное/стилистически закрепленное.

3) Свое/заимствованное.

4) Лексические системные связи (с какими словами вступает в отно­шения синонимии, антонимии, омонимии)

7. Выпишите из текста фразеологизмы (если они есть), определите их се­мантический тип (сращение, сочетание, единство). Если в тексте нет фра­зеологизмов, приведите сами несколько примеров на каждый тип.

 

 

Вариант 1

После отъезда, в сентябре 1962 года, я предложила повесть издательству "Советский писатель", все по правилам, все честь по чести в результате двух благоприятных рецензий повесть - в декабре - одобрена, принята, со мной заключен договор на принятую вещь; в январе 1963 года мне вы­плачивают 60% гонорара в марте показывают готовые и принятые отде­лом рисунки; рукопись должна пойти в набор и превратиться в книгу.

Чудо!

Я видела, что издательство к моей повести расположено, что оно сочувствует ей и мне. Молодые редакторши, читая, плакали, и каждая просила экземплярчик для мамы, для мужа; художница исполнила рисунки с быстротой необычайной. Да что художница! Сама т. Карпова, главный редактор, та самая Карпова, от которой до сих пор на своем литературном пути я привыкла выслушивать одни лишь вежливые грубости, говорила теперь одни лишь грубые комплименты.

Единственное, чего потребовало от меня издательство: написать предисловие. Я написала.

Комплименты, расточаемые мне, искренние и неискренние, понятны были вполне. Еще бы! Ведь "культ личности" разоблачен, и каждая газе­та, каждый журнал, каждое издательство обязаны хоть в малой мере "откликнуться" на "разоблачение массовых нарушений социалистической законности": статьей, рассказом, стихами, повестью или романом.

И вдруг - одни почувствовали это ранее, я, отчетливо, в 1963 году, - кругом, все нарастая, поползли тревожные слухи: "наверху" перемена кур­са, неудовольствие, литература уж слишком углубляется в "последствия культа", надо говорить о достижениях, а не об ошибках. Партия своими решениями все объяснила и все исправила; довольно, хватит. Уцелевшие возвращены из лагерей и тюрем, реабилитированы, им предоставлено не одно жилье, и они даже, подумайте только, трудоустроены. Чего же еще? Зачем сыпать соль на раны? Приступим к очередной посевной или убо­рочной.

Л.К. Чуковская




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.