Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачёту




ТЕСТЫ

по разделу «Синтаксис»

Укажите правильный ответ (из 4-х ответов только один правильный)

 

  1. УКАЖИТЕ СТРОЧКУ, ГДЕ ДАНЫ ТОЛЬКО ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ:

а) словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, слово;

б) словосочетание, члены предложения, сложное предложение, сложное синтаксическое целое;

в) простое предложение, сложное предложение, словоформа, простое осложненное предложение;

г) словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

 

  1. УКАЖИТЕ СТРОЧКУ, ГДЕ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:

а) грамматическая форма, синтаксическая связь, синтаксические отношения, синтаксическая функция;

б) синтаксические связи, синтаксическая структура, синтаксическая функция, синтаксические отношения;

в) синтаксический строй, синтаксическая ошибка, синтаксическая роль, синтаксическая связь;

г) синтаксическая связь, синтаксическая единица, синтаксическая структура, синтаксический строй.

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ИЗ ДАННЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

а) буду работать б) хочу работать в) работать так работать г) пусть работает

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ИЗ ДАННЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

а) красивый дом б) красивый снаружи в) самый красивый г) красиво поет

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

а) давай соревноваться б) будем соревноваться

в) мы соревнуемся г) решили соревноваться

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, В КОТОРЫХ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СИНКРЕТИЧНО:

а) купить пирог б) пирог с капустой в) стоимость пирога г) пирог для гостей

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

а) сто двадцать пять б) ни о чем в) после обеда г) двое друзей

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТЫМ:

а) самое глубокое озеро б) жить на широкую ногу

в) одержать победу над врагом г) учиться в музыкальной школе

9. УКАЖИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ:

а) бежать сломя голову б) мужчина преклонного возраста

в) беречь как зеницу ока г) ломать голову над задачей

 

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

а) любые связанные между собой пары слов являются словосочетаниями;

б) словосочетания выделяются только из предложения;

в) слова в составе словосочетания соединяются только подчинительной связью;

г) словосочетание является коммуникативной синтаксической единицей.

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ:

а) Простое словосочетание двучленно и состоит только из двух слов;

б) Простое словосочетание двучленно и может быть двусловным и многословным;

в) сочетание существительного с предлогом (после обеда, над лесом, вдоль реки, простив течения) образует именное словосочетание;

г) порядок слов в словосочетании свободный.

 

  1. КАКОЙ ИЗ УКАЗАННЫХ СПОСОБОВ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ?

а) согласование б) координация в) управление г) примыкание

 

  1. Определите способ связи между словами в предложении Москва – столица:

а) согласование б) примыкание в) координация г) соположение

 

  1. КАКОЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СООТВЕТСТВУЕТ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЕ AN5:

а) довольный успехами б) посеянный пшеницей

в) наполнен водой г) любоваться природой

 

  1. УКАЖИТЕ, В КАКОМ АСПЕКТЕ ОПИСАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ТЕРМИНЫ ТЕМА И РЕМА?

а) в формально-грамматическом;

б) в коммуникативно-динамическом;

в) в семантическом.

 

  1. УКАЖИТЕ, В КАКОМ АСПЕКТЕ ОПИСАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ТЕРМИНЫ МОДУС И ДИКТУМ?

а) в формально-грамматическом;

б) в коммуникативно-динамическом;

в) в семантическом.

 

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Грамматическое членение и актуальное членение предложения

а) имеют общие основания для деления;

б) имеют разные основания для деления;

в) полностью совпадают;

г) рассматриваются при формально-грамматическом описании предложения.

 

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Актуальное членение – это деление предложения на

а) главные и второстепенные члены;

б) односоставное и двусоставное;

в) распространенное и нераспространенное;

г) две смысловые части.

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ:

а) Предикативное ядро является обязательным компонентом любого предложения;

б) Предикативное ядро предложения образуют два главных члена – подлежащее и сказуемое;

в) Наличие второстепенных членов является обязательным признаком двусоставного предложения;

г) Главные члены предложения являются наиболее важными по смыслу (выражают основную информацию).

 

  1. УКАЖИТЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Тщеславный человек всегда бывает низок:

а) человек б) тщеславный человек

 

  1. УКАЖИТЕ СКАЗУЕМОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ В Грузии популярным видом конных состязаний является джигитовка:

а) является видом;

б) является популярным видом;

в) является популярным видом состязаний;

г) является популярным видом конных состязаний.

 

  1. УКАЖИТЕ СКАЗУЕМОЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ЕГО ВИД В ПРЕДЛОЖЕНИИ Зима вступила в свои права:

а) вступила (простое);

б) вступила в свои права (простое);

в) вступила в свои права (составное глагольное);

г) вступила в свои права (составное именное).

 

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ ЧЛЕНОМ ЯВЛЯЕТСЯ ИНФИНИТИВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Бесконечна возможность познавать себя (В. Брюсов):

а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение

 

  1. УКАЖИТЕ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ И ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПРЕДЛОЖЕНИЯ О боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь (А. Пушкин):

а) сидеть (односоставное инфинитивное);

б) сидеть (односоставное безличное);

в) какая скука (односоставное номинативное);

г) скука сидеть (двусоставное).

 

  1. УКАЖИТЕ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Жениться интересно только по любви;

б) Вам не видать таких сражений!

в) Нельзя жить только старой славой (Н. Островский);

г) Жить вместе хорошо.

 

  1. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ИЗ ВЫДЕЛЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОЛНЫМ:

а) Обнаружилось, что в подсчете допущена ошибка

б) Чем пахнет?

в) Жди меня, и я вернусь.

г) Что случилось?

 

  1. УКАЖИТЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

а) В мороз и холод всякий молод (Посл.).

б) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Загадка).

в) Долг платежом красен (Посл.).

г) Жадной собаке много надо (Посл.).

 

  1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОСТЫМ СКАЗУЕМЫМ:

а) В одиночестве способен жить невсякий (И. Крылов).

б) Леса учат человека понимать прекрасное (А. Чехов).

в) Рожденный ползать летать не может (М. Горький).

г) Работать всегда труднее, чем создавать видимость (Г. Николаева).

 

  1. УКАЖИТЕ ОДНОСОСТАВНОЕ ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Нам жить и работать в XXI веке.

б) Служить нарду – дело непростое.

в) В вузе учиться трудно.

г) Трудно учиться в вузе.

 

  1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОСТАВНЫМ ИМЕННЫМ СКАЗУЕМЫМ:

а) Я буду приходить сюда часто.

б) Ваш приезд очень кстати.

в) Кстати, когда вы поедете в Москву?

г) Здоровье мое ухудшилось.

 

  1. УКАЖИТЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Выступившая из берегов вода залила все прилегающие к озеру болота (В. Арсеньев).

б) Поезд отправляется вечером, в 10 часов.

в) Уроки начинаются утром в 10 часов.

г) Не место красит человека, а человек – место (Посл.).

 

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:

а) Обособляться могут только второстепенные члены предложения;

б) обособляться могут все члены предложения;

в) осложненными считаются предложения, распространенные второстепенными членами;

г) предложения с обращением не являются осложненными.

 

33. УКАЖИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок (Ю. Нагибин).

б) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один (А. Пушкин).

в) Фильм, снятый по роману Л. Толстого «Война и мир».

г) Теплое пасмурное утро и чуть-чуть моросит (А. Пришвин).

 

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Деление сложных предложений на сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное проводится:

а) по количеству предикативных частей;

б) по интонации;

в) по смысловым отношениям между частями;

г) по характеру используемых средств связи их частей.

 

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ СТРУКТУРНЫЙ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подсмеиваться над самим собой трудно, но иногда весьма полезно (А. Грибоедов):

а) простое двусоставное осложненное;

б) простое односоставное осложненное;

в) сложносочиненное;

г) бессоюзное сложное.

 

  1. ДАЙТЕ СТРУКТУРНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Начните работать – и вы почувствуете радость труда.

а) ССП открытой гибкой структуры;

б) ССП закрытой негибкой структуры;

в) ССП усложненной структуры;

г) простое осложненное предложение.

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ

а) В высшей степени важно, чтобы дети приучились еще с юных лет работать (Л. Толстой).

б) Нет таких путей, таких дорог, чтобы они не звали и не манили молодые сердца (С. Залыгин).

в) Я не привык к тому, чтобы со мной разговаривали таким тоном (А. Чехов).

г) Чтобы в почете быть, надо труд любить (Посл.).

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ СВЯЗАНА С ГЛАВНОЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЮЗНОГО СЛОВА.

а) Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам (Л. Толстой).

б) Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других (Н. Семашко).

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.

а) Окружающий нас воздух так прозрачен, будто его нет совсем.

б) Журавли летели быстро и кричали грустно, будто звали с собою (А. Чехов).

в) Ему послышалось, будто птица поет (А. Чехов).

 

  1. УКАЖИТЕ, В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО:

а) в количестве предикативных частей;

б) в порядке расположения предикативных частей;

в) в гибкости / негибкости структуры;

г) в используемых средствах оформления связи предикативных частей.

 

41. НАЗОВИТЕ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НАУКЕ:

а) логико-грамматический б) формальный в) структурно-семантический

 

  1. УКАЖИТЕ ПРИЗНАКИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕРАСЧЛЕНЕННОГО ТИПА:

а) присловная связь и наличие контактной рамки;

б) прифразовая связь и отсутствие контактной рамки;

в) присловная связь и отсутствие контактной рамки;

г) прифразовая связь и наличие контактной рамки.

 

  1. УКАЖИТЕ РЯД, В КОТОРОМ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОТИПНЫ ПО СТРУКТУРЕ:

а) Вечерело. Ночь была звездная. Звездная ночь!

б) На глупый вопрос не бывает ответа. Волка ноги кормят. Чужим умом долго не проживешь.

в) По радио передают концерт по заявкам. Здесь продают билеты в цирк. Болтливых людей не слушают.

г) Правда глаза колет. Куда пойти учиться? Насильно мил не будешь.

 

  1. КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДАННОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ: сложноподчиненное нерасчлененного типа, присловная связь, средство связи – союзное слово, придаточное изъяснительное.

а) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Дидро).

б) Человек должен твердо знать, где он найдет свое счастье (Б. Емельянов).

в) Лучше сидеть сложа руки, чем работать спустя рукава.

г) Барыня взяла Герасима из деревни, где он жил в небольшой избушке (И. Тургенев).

 

  1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПОСТАНОВКА ТИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОШИБКОЙ:

а) Книга – источник знаний.

б) Жизнь прожить – не поле перейти.

в) Учение – вот лучшее богатство.

г) Ласковое слово – что весенний день.

 

  1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ОТСУТСТВИЕ ТИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОШИБКОЙ:

а) Старый друг что оседланный конь (Посл.).

б) Молодость бескорыстна и великодушна (В. Короленко).

в) Человек есть украшение мира (М. Горький)

г) Ремесло золотой кормилец (Посл.).

  1. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛЬНО.

а) И солнце, и зеленые травы, и запахи сыроватого утра, – словом все Сергею было родное (С. Акулов).

б) Герасим бросил весла, приник головой к Муму, и остался неподвижным (И. Тургенев).

в) Мал язык да всем телом владеет (Посл.).

г) Белка песенки поет да орешки все грызет (А. Пушкин).

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ДОПУЩЕНА ОШИБКА В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.

а) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин).

б) Где ваши сестры и как они поживают? (А. Чехов).

в) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня всяк сущий в ней язык (А. Пушкин).

г) Как красиво в этих местах и как хорошо мы здесь отдохнем!

 

  1. УКАЖИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛЬНО.

а) Знаете ли вы, сколько языков существует на земле.

б) Учитель спросил ребят, сколько языков существует на земле?

в) Хотелось бы знать не что он сказал, а как он это сказал.

г) Кто придет, и кто меня научит, как мне жить, и как стихи писать (Я. Смеляков).

 

  1. УКАЖИТЕ, К КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Книга – это могучее орудие, без нее я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю; умная вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

а) Сложносочиненное предложение усложненной структуры;

б) Сложноподчиненное предложение усложненной структуры;

в) бессоюзное сложное предложение усложненной структуры;

г) сложное предложение с разнотипной связью.

 

 

 

 

 


1. Основные понятия, структура дисциплины «Современный русский язык».

2. Понятие литературного языка. Нормированность литературного языка.

3. Лексикология. Слово как основная номинативная единица языка.

4. Семная структура значения слова. Понятие семы, типология сем.

5. Типы лексического значения слова.

6. Многозначность слова.

7. Способы переноса значений слов.

8. Лексическая омонимия. Возникновение омонимов.

9. Лексическая синонимия. Синонимический ряд и его доминанта.

10. Типы синонимов. Синонимия и полисемия.

11. Лексическая антонимия. Антонимическая парадигма.

12. Типы антонимов. Использование антонимов в речи.

13. Формирование русской лексики (исконная и заимствованная лексика).

14. Процессы архаизации и обновления русской лексики.

15. Лексика общенародная и ограниченная сферой употребления.

16. Стилистическое расслоение русской лексики.

17. Лексика книжных стилей.

18. Лексика разговорных стилей.

19. Фразеология. Фразеологическая единица, ее признаки.

20. Типы фразеологических единиц.

21. Структура фразеологизма (компонентный состав и соотнесенность фразеологизмов с частями речи).

22. Лексикография. Словарь, типы словарей.

23. Фонетика как раздел науки о языке. Предмет и задачи фонетики.

24. Звуковое членение речи.

25. Состав и характеристика гласных звуков.

26. Состав и характеристика согласных звуков.

27. Фонетическая транскрипция.

28. Фонетическая позиция, позиции гласных и согласных звуков.

29. Позиционная мена гласных и согласных звуков.

30. Типы чередований звуков.

31. Характеристика слога. Слогоделение.

32. Русское словесное ударение. Неподвижное и подвижное, слабое и побочное ударение.

33. Интонация. Типы интонационных конструкций.

34. Понятие фонемы. Фонологическая система русского языка.

35. Орфоэпия. Стили произношения.

36. Графика. Фонематический и позиционный принципы графики.

37. Орфография. Принципы русской орфографии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.