КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачёту
ТЕСТЫ по разделу «Синтаксис» Укажите правильный ответ (из 4-х ответов только один правильный)
а) словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, слово; б) словосочетание, члены предложения, сложное предложение, сложное синтаксическое целое; в) простое предложение, сложное предложение, словоформа, простое осложненное предложение; г) словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
а) грамматическая форма, синтаксическая связь, синтаксические отношения, синтаксическая функция; б) синтаксические связи, синтаксическая структура, синтаксическая функция, синтаксические отношения; в) синтаксический строй, синтаксическая ошибка, синтаксическая роль, синтаксическая связь; г) синтаксическая связь, синтаксическая единица, синтаксическая структура, синтаксический строй.
а) буду работать б) хочу работать в) работать так работать г) пусть работает
а) красивый дом б) красивый снаружи в) самый красивый г) красиво поет
а) давай соревноваться б) будем соревноваться в) мы соревнуемся г) решили соревноваться
а) купить пирог б) пирог с капустой в) стоимость пирога г) пирог для гостей
а) сто двадцать пять б) ни о чем в) после обеда г) двое друзей
а) самое глубокое озеро б) жить на широкую ногу в) одержать победу над врагом г) учиться в музыкальной школе 9. УКАЖИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: а) бежать сломя голову б) мужчина преклонного возраста в) беречь как зеницу ока г) ломать голову над задачей
а) любые связанные между собой пары слов являются словосочетаниями; б) словосочетания выделяются только из предложения; в) слова в составе словосочетания соединяются только подчинительной связью; г) словосочетание является коммуникативной синтаксической единицей.
а) Простое словосочетание двучленно и состоит только из двух слов; б) Простое словосочетание двучленно и может быть двусловным и многословным; в) сочетание существительного с предлогом (после обеда, над лесом, вдоль реки, простив течения) образует именное словосочетание; г) порядок слов в словосочетании свободный.
а) согласование б) координация в) управление г) примыкание
а) согласование б) примыкание в) координация г) соположение
а) довольный успехами б) посеянный пшеницей в) наполнен водой г) любоваться природой
а) в формально-грамматическом; б) в коммуникативно-динамическом; в) в семантическом.
а) в формально-грамматическом; б) в коммуникативно-динамическом; в) в семантическом.
Грамматическое членение и актуальное членение предложения а) имеют общие основания для деления; б) имеют разные основания для деления; в) полностью совпадают; г) рассматриваются при формально-грамматическом описании предложения.
Актуальное членение – это деление предложения на а) главные и второстепенные члены; б) односоставное и двусоставное; в) распространенное и нераспространенное; г) две смысловые части.
а) Предикативное ядро является обязательным компонентом любого предложения; б) Предикативное ядро предложения образуют два главных члена – подлежащее и сказуемое; в) Наличие второстепенных членов является обязательным признаком двусоставного предложения; г) Главные члены предложения являются наиболее важными по смыслу (выражают основную информацию).
а) человек б) тщеславный человек
а) является видом; б) является популярным видом; в) является популярным видом состязаний; г) является популярным видом конных состязаний.
а) вступила (простое); б) вступила в свои права (простое); в) вступила в свои права (составное глагольное); г) вступила в свои права (составное именное).
а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение
а) сидеть (односоставное инфинитивное); б) сидеть (односоставное безличное); в) какая скука (односоставное номинативное); г) скука сидеть (двусоставное).
а) Жениться интересно только по любви; б) Вам не видать таких сражений! в) Нельзя жить только старой славой (Н. Островский); г) Жить вместе хорошо.
а) Обнаружилось, что в подсчете допущена ошибка б) Чем пахнет? в) Жди меня, и я вернусь. г) Что случилось?
а) В мороз и холод всякий молод (Посл.). б) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Загадка). в) Долг платежом красен (Посл.). г) Жадной собаке много надо (Посл.).
а) В одиночестве способен жить невсякий (И. Крылов). б) Леса учат человека понимать прекрасное (А. Чехов). в) Рожденный ползать летать не может (М. Горький). г) Работать всегда труднее, чем создавать видимость (Г. Николаева).
а) Нам жить и работать в XXI веке. б) Служить нарду – дело непростое. в) В вузе учиться трудно. г) Трудно учиться в вузе.
а) Я буду приходить сюда часто. б) Ваш приезд очень кстати. в) Кстати, когда вы поедете в Москву? г) Здоровье мое ухудшилось.
а) Выступившая из берегов вода залила все прилегающие к озеру болота (В. Арсеньев). б) Поезд отправляется вечером, в 10 часов. в) Уроки начинаются утром в 10 часов. г) Не место красит человека, а человек – место (Посл.).
а) Обособляться могут только второстепенные члены предложения; б) обособляться могут все члены предложения; в) осложненными считаются предложения, распространенные второстепенными членами; г) предложения с обращением не являются осложненными.
33. УКАЖИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: а) Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок (Ю. Нагибин). б) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один (А. Пушкин). в) Фильм, снятый по роману Л. Толстого «Война и мир». г) Теплое пасмурное утро и чуть-чуть моросит (А. Пришвин).
а) по количеству предикативных частей; б) по интонации; в) по смысловым отношениям между частями; г) по характеру используемых средств связи их частей.
а) простое двусоставное осложненное; б) простое односоставное осложненное; в) сложносочиненное; г) бессоюзное сложное.
а) ССП открытой гибкой структуры; б) ССП закрытой негибкой структуры; в) ССП усложненной структуры; г) простое осложненное предложение.
а) В высшей степени важно, чтобы дети приучились еще с юных лет работать (Л. Толстой). б) Нет таких путей, таких дорог, чтобы они не звали и не манили молодые сердца (С. Залыгин). в) Я не привык к тому, чтобы со мной разговаривали таким тоном (А. Чехов). г) Чтобы в почете быть, надо труд любить (Посл.).
а) Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам (Л. Толстой). б) Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других (Н. Семашко).
а) Окружающий нас воздух так прозрачен, будто его нет совсем. б) Журавли летели быстро и кричали грустно, будто звали с собою (А. Чехов). в) Ему послышалось, будто птица поет (А. Чехов).
а) в количестве предикативных частей; б) в порядке расположения предикативных частей; в) в гибкости / негибкости структуры; г) в используемых средствах оформления связи предикативных частей.
41. НАЗОВИТЕ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НАУКЕ: а) логико-грамматический б) формальный в) структурно-семантический
а) присловная связь и наличие контактной рамки; б) прифразовая связь и отсутствие контактной рамки; в) присловная связь и отсутствие контактной рамки; г) прифразовая связь и наличие контактной рамки.
а) Вечерело. Ночь была звездная. Звездная ночь! б) На глупый вопрос не бывает ответа. Волка ноги кормят. Чужим умом долго не проживешь. в) По радио передают концерт по заявкам. Здесь продают билеты в цирк. Болтливых людей не слушают. г) Правда глаза колет. Куда пойти учиться? Насильно мил не будешь.
а) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Дидро). б) Человек должен твердо знать, где он найдет свое счастье (Б. Емельянов). в) Лучше сидеть сложа руки, чем работать спустя рукава. г) Барыня взяла Герасима из деревни, где он жил в небольшой избушке (И. Тургенев).
а) Книга – источник знаний. б) Жизнь прожить – не поле перейти. в) Учение – вот лучшее богатство. г) Ласковое слово – что весенний день.
а) Старый друг что оседланный конь (Посл.). б) Молодость бескорыстна и великодушна (В. Короленко). в) Человек есть украшение мира (М. Горький) г) Ремесло золотой кормилец (Посл.).
а) И солнце, и зеленые травы, и запахи сыроватого утра, – словом все Сергею было родное (С. Акулов). б) Герасим бросил весла, приник головой к Муму, и остался неподвижным (И. Тургенев). в) Мал язык да всем телом владеет (Посл.). г) Белка песенки поет да орешки все грызет (А. Пушкин).
а) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин). б) Где ваши сестры и как они поживают? (А. Чехов). в) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня всяк сущий в ней язык (А. Пушкин). г) Как красиво в этих местах и как хорошо мы здесь отдохнем!
а) Знаете ли вы, сколько языков существует на земле. б) Учитель спросил ребят, сколько языков существует на земле? в) Хотелось бы знать не что он сказал, а как он это сказал. г) Кто придет, и кто меня научит, как мне жить, и как стихи писать (Я. Смеляков).
Книга – это могучее орудие, без нее я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю; умная вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский). а) Сложносочиненное предложение усложненной структуры; б) Сложноподчиненное предложение усложненной структуры; в) бессоюзное сложное предложение усложненной структуры; г) сложное предложение с разнотипной связью.
1. Основные понятия, структура дисциплины «Современный русский язык». 2. Понятие литературного языка. Нормированность литературного языка. 3. Лексикология. Слово как основная номинативная единица языка. 4. Семная структура значения слова. Понятие семы, типология сем. 5. Типы лексического значения слова. 6. Многозначность слова. 7. Способы переноса значений слов. 8. Лексическая омонимия. Возникновение омонимов. 9. Лексическая синонимия. Синонимический ряд и его доминанта. 10. Типы синонимов. Синонимия и полисемия. 11. Лексическая антонимия. Антонимическая парадигма. 12. Типы антонимов. Использование антонимов в речи. 13. Формирование русской лексики (исконная и заимствованная лексика). 14. Процессы архаизации и обновления русской лексики. 15. Лексика общенародная и ограниченная сферой употребления. 16. Стилистическое расслоение русской лексики. 17. Лексика книжных стилей. 18. Лексика разговорных стилей. 19. Фразеология. Фразеологическая единица, ее признаки. 20. Типы фразеологических единиц. 21. Структура фразеологизма (компонентный состав и соотнесенность фразеологизмов с частями речи). 22. Лексикография. Словарь, типы словарей. 23. Фонетика как раздел науки о языке. Предмет и задачи фонетики. 24. Звуковое членение речи. 25. Состав и характеристика гласных звуков. 26. Состав и характеристика согласных звуков. 27. Фонетическая транскрипция. 28. Фонетическая позиция, позиции гласных и согласных звуков. 29. Позиционная мена гласных и согласных звуков. 30. Типы чередований звуков. 31. Характеристика слога. Слогоделение. 32. Русское словесное ударение. Неподвижное и подвижное, слабое и побочное ударение. 33. Интонация. Типы интонационных конструкций. 34. Понятие фонемы. Фонологическая система русского языка. 35. Орфоэпия. Стили произношения. 36. Графика. Фонематический и позиционный принципы графики. 37. Орфография. Принципы русской орфографии.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |