КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контекст цели должен быть ясным
Цель должна находиться под нашим контролем Цель должна быть сенсорно проверяемой Цель должна быть сформулирована позитивно УСЛОВИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ Основа для соглашения Усиление мотивации Постановка заманчивых целей способствует более упорному поиску решения. Формулируя и конкретизируя вместе с клиентом цель, HJI-Программист определяет критерии успешного завершения процесса изменения. Это помогает точно определять, было ли завершено изменение, или насколько клиент близок к его завершению. Таким образом, цели могут выступать в качестве основы для заключения между НЛ-Программистом и клиентом формального или неформального соглашения.
Такое значение, которое придается целям а также тем преимуществам, которые предоставляет постановка целей — связано с идеей о том, что целенаправленное действие осуществляется в соответствии с принципами ТОТЕ (см. главу 5, «ТОТЕ»). Впрочем, целенаправленное действие весьма редко характеризуется одной единственной ТОТЕ. Чтобы цели могли использоваться в рамках процесса изменения, они должны отвечать определенным условиям, большая часть которых берет свое начало от ТОТЕ. Работа с целями, которые не отвечают этим условиям, часто является неэффективной. Ниже мы приводим эти условия. Зачастую люди желают в первую очередь избавиться от чего-нибудь и поэтому формулируют свои цели, к примеру, как: «Больше не...», «Менее...», «Больше никакого...», и т. д. Все это примеры отрицания: они называют то, чего не должно быть вместо того, чтобы называть то, что должно быть. В НЛП мы преобразуем отрицательные формулировки в позитивные, такие как: «Хорошо бы...», «Побольше бы...», «Было бы приятно...», и т. д. Когда НЛ- Программист сталкивается с целью с негативной формулировкой, он задает вопрос: «И что же ты хочешь? Что ты хочешь вместо...? Чего тебехочетсябольше всего? Когда ты будешь доволен?». Пример: «Я больше не хочу, чтобы у меня была головная боль». Эта фраза не несет в себе позитивно сформулированной цели. «Я хочу научиться расслабляться, каким бы сильным ни было напряжение». Вот в этой фразе цель сформулирована позитивно. Выражение «позитивно сформулирована» иногда вызывает ошибочноепредставление о том, что позитивно должно оцениваться содержание цели. Это неверно. К примеру, цель: «Я собираюсь окончательно разрушить брак Петера и позабочусь о том, чтобы Петер был помещен в психиатрическое учреждение» сформулирована позитивно: она называет то, что будет сделано, а не то, что не должно быть сделано. Цель должна быть сенсорно проверяемой для самого клиента, в противном случае он никогда не будет знать, закончено изменение или нет. В терминах ТОТЕ это звучит следующим образом: если не ясно, на основании чего должно проводиться тестирование, то трудно определить, когда была достигнута цель, и какие операции необходимо произвести для того, чтобы ее приблизить. Мы уже затрагивали эту тему при обсуждении кибернетического минимума. Сделать цель более проверяемой можно при помощи следующих вопросов: «Как ты узнаешь, что ты этого добился? Что будет являться доказательством того, что ты этого достиг? Что ты при этом увидишь, услышишь и почувствуешь?». Как неприятно, что иногда во многих вещах, которых бы нам очень хотелось достичь, мы полностью либо частично зависим от обстоятельств или других людей. Однако в НЛП ставятся только те цели, достижение которых зависит исключительно от нас самих. Если это зависит от нас лишь частично, мы концентрируем свое внимание именно на этой части. Если это полностью зависит от других людей, или нам удается достичь этого, в этом случае мы выбираем другую цель. В терминах ТОТЕ не имеет никакого смысла предпринимать какие-либо операции, если это не может привести нас к цели. Вопрос, с помощью которого мы можем проверить, находится ли цель под чьим-то контролем: «Что ты сам можешь сделать для того, чтобы этого достичь?». Пример: Я хочу, чтобы мой коллега больше считался со мной. Данная формулировка не отвечает условию контроля. Ведь я же не могу определять поведение своего коллеги. Если мой коллега весь смысл своей жизни видит в том, чтобы не считаться со мной, то, скорее всего, я никогда не добьюсь того, чего мне хочется, что бы я при этом не предпринимал. Что же в этом случае может являться целью? Фраза «Я хочу осмелиться громко и четко потребовать от него, чтобы он со мной считался» вполне отвечает этому условию, так как мое собственное поведение находится у меня под контролем. Если обстоятельства или другие люди являются определяющими факторами, цель можно откорректировать при помощи вопроса: «Какой первый шаг ты сам можешь предпринять?», Каким мог бы быть твой собственный вклад?». Или: «Как ты можешь увеличить/уменьшить шанс добиться этого?» Если же все это вообще не имеет никакой удовлетворяющей условиям цели, в этом случае всегда можно обратиться к вышерасположенному критерию: «Что даст тебе эта цель? Ты можешь достичь этого другим способом?». К большинству целей человек не стремится повсеместно, постоянно и не связывает их с каждым человеком. Бывают такие ситуации, когда он перестает считать верными поведение, чувства и мысли, которые он сделал своей целью. В этом случае могут возникать недоразумения и появляется необходимость в экологии, чтобы разобраться со смыслом, который вкладывается в цель. Часто это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Где, когда и с кем ты этого хочешь?». Пример: «Я хочу научиться твердо давать отказ». Контекст этой фразы расплывчатый и неопределенный, цель в такой форме не отвечает данному условию. «Я хочу научиться говорить «нет», когда моя сестра просит меня присмотреть за детьми, когда у меня выдался свободный вечер». Данная формулировка отвечает условию, так как в ней указан контекст.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |