Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контекст цели должен быть ясным




Цель должна находиться под нашим контролем

Цель должна быть сенсорно проверяемой

Цель должна быть сформулирована позитивно

УСЛОВИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ

Основа для соглашения

Усиление мотивации

Постановка заманчивых целей способствует более упорному поиску решения.

Формулируя и конкретизируя вместе с клиентом цель, HJI-Програм­мист определяет критерии успешного завершения процесса изменения. Это помогает точно определять, было ли завершено изменение, или на­сколько клиент близок к его завершению. Таким образом, цели могут выступать в качестве основы для заключения между НЛ-Программистом и клиентом формального или неформального соглашения.

 

Такое значение, которое придается целям а также тем преимуществам, ко­торые предоставляет постановка целей — связано с идеей о том, что целена­правленное действие осуществляется в соответствии с принципами ТОТЕ (см. главу 5, «ТОТЕ»). Впрочем, целенаправленное действие весьма редко характеризуется одной единственной ТОТЕ.

Чтобы цели могли использоваться в рамках процесса изменения, они должны отвечать определенным условиям, большая часть которых берет свое начало от ТОТЕ. Работа с целями, которые не отвечают этим условиям, часто является неэффективной. Ниже мы приводим эти условия.

Зачастую люди желают в первую очередь избавиться от чего-нибудь и поэто­му формулируют свои цели, к примеру, как: «Больше не...», «Менее...», «Больше никакого...», и т. д. Все это примеры отрицания: они называют то, чего не должно быть вместо того, чтобы называть то, что должно быть. В НЛП мы преобразуем отрицательные формулировки в позитивные, такие как: «Хорошо бы...», «Побольше бы...», «Было бы приятно...», и т. д. Когда НЛ- Программист сталкивается с целью с негативной формулировкой, он задает вопрос: «И что же ты хочешь? Что ты хочешь вместо...? Чего тебехочетсябольше всего? Когда ты будешь доволен?».

Пример: «Я больше не хочу, чтобы у меня была головная боль». Эта фра­за не несет в себе позитивно сформулированной цели. «Я хочу научиться рас­слабляться, каким бы сильным ни было напряжение». Вот в этой фразе цель сформулирована позитивно.

Выражение «позитивно сформулирована» иногда вызывает ошибочноепредставление о том, что позитивно должно оцениваться содержание цели. Это неверно. К примеру, цель: «Я собираюсь окончательно разрушить брак Петера и позабочусь о том, чтобы Петер был помещен в психиатрическое учреждение» сформулирована позитивно: она называет то, что будет сделано, а не то, что не должно быть сделано.

Цель должна быть сенсорно проверяемой для самого клиента, в противном случае он никогда не будет знать, закончено изменение или нет. В терминах ТОТЕ это звучит следующим образом: если не ясно, на основании чего долж­но проводиться тестирование, то трудно определить, когда была достигнута цель, и какие операции необходимо произвести для того, чтобы ее прибли­зить. Мы уже затрагивали эту тему при обсуждении кибернетического мини­мума. Сделать цель более проверяемой можно при помощи следующих во­просов: «Как ты узнаешь, что ты этого добился? Что будет являться доказа­тельством того, что ты этого достиг? Что ты при этом увидишь, услышишь и почувствуешь?».

Как неприятно, что иногда во многих вещах, которых бы нам очень хотелось достичь, мы полностью либо частично зависим от обстоятельств или других людей. Однако в НЛП ставятся только те цели, достижение которых зависит исключительно от нас самих. Если это зависит от нас лишь частично, мы кон­центрируем свое внимание именно на этой части. Если это полностью зависит от других людей, или нам удается достичь этого, в этом случае мы выбираем другую цель. В терминах ТОТЕ не имеет никакого смысла предпринимать ка­кие-либо операции, если это не может привести нас к цели. Вопрос, с помощью которого мы можем проверить, находится ли цель под чьим-то контролем: «Что ты сам можешь сделать для того, чтобы этого достичь?».

Пример: Я хочу, чтобы мой коллега больше считался со мной. Данная формулировка не отвечает условию контроля. Ведь я же не могу определять поведение своего коллеги. Если мой коллега весь смысл своей жизни видит в том, чтобы не считаться со мной, то, скорее всего, я никогда не добьюсь того, чего мне хочется, что бы я при этом не предпринимал. Что же в этом случае может являться целью? Фраза «Я хочу осмелиться громко и четко потребо­вать от него, чтобы он со мной считался» вполне отвечает этому условию, так как мое собственное поведение находится у меня под контролем. Если обстоятельства или другие люди являются определяющими факторами, цель можно откорректировать при помощи вопроса: «Какой первый шаг ты сам можешь предпринять?», Каким мог бы быть твой собственный вклад?». Или: «Как ты можешь увеличить/уменьшить шанс добиться этого?» Если же все это вообще не имеет никакой удовлетворяющей условиям цели, в этом случае всегда можно обратиться к вышерасположенному критерию: «Что даст тебе эта цель? Ты можешь достичь этого другим способом?».

К большинству целей человек не стремится повсеместно, постоянно и не свя­зывает их с каждым человеком. Бывают такие ситуации, когда он перестает считать верными поведение, чувства и мысли, которые он сделал своей целью. В этом случае могут возникать недоразумения и появляется необходимость в экологии, чтобы разобраться со смыслом, который вкладывается в цель. Часто это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Где, когда и с кем ты этого хочешь?».

Пример: «Я хочу научиться твердо давать отказ». Контекст этой фразы расплывчатый и неопределенный, цель в такой форме не отвечает данному условию. «Я хочу научиться говорить «нет», когда моя сестра просит меня присмотреть за детьми, когда у меня выдался свободный вечер». Данная формулировка отвечает условию, так как в ней указан контекст.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.