КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РесурсыКогда у кого-нибудь появляется проблема, он начинает поиск. Он старается отыскать в своей памяти и в своем окружении информацию, которая может ему помочь разрешить эту проблему. Он осуществляет мысленное воспроизведение того, что может быть ему полезным и пытается выяснить, что он должен думать или делать (возможные «операции» в ТОТЕ) для того, чтобы изменить ситуацию. Иными словами, когда у кого-то есть какая-нибудь проблема, он начинает поиск ресурсов (вспомогательных источников). Ресурсами являются «воспоминания, мысли, чувства и способы поведения, которые могут быть полезны при разрешении проблемы». В данной главе мы поговорим о том, что представляют собой ресурсы, как они могут быть найдены, и, прежде всего, как НЛ-Программист может в этом помочь. Ведь работа с НЛП — это помощь в поиске ресурсов. Проиллюстрируем это на небольшом примере. В фильме «От Мао к Моцарту» Исаак Штерн дает молодой китаянке скрипку. Она играет начало одной известной мелодии. Технически она делает это превосходно, однако, без особого эмоционального выражения. Штерн прерывает ее и просит ее сделать шаг вперед. Затем он просит аккомпаниатора на фортепиано начать все сначала и говорит ей: «Попробуйка сейчас напеть первые такты». После нескольких неверных вступлений из-за того, что она сильно нервничает, ей удается это сделать, и с помощью своего голоса она расставляет эмоциональные акценты, которые отсутствовали в ее игре на скрипке. «Замечательно! — говорит Штерн. — У тебя это получается просто замечательно! А теперь сыграй так же на своей скрипке». При поиске ресурсов ключевым словом является аналогия. Когда у кого-то есть проблема, которую он не в состоянии разрешить немедленно, он обращается к опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. Иными словами, он обращается к опыту разрешения похожей проблемы. Что ему в этом случае удастся найти, зависит от того, что он сумеет выявить в проблемной ситуации. Чем больше он сможет выявить, тем больше аналогичного опыта он сможет — в принципе — обнаружить. Пример для иллюстрации: если проблема связана со слоном, то вполне возможно, что он сумеет отыскать в своих воспоминаниях подобный опыт, связанный с носорогом. Слон похож на носорога, так как они оба являются крупными животными, обитающими в джунглях. Однако наряду с тем он может также обнаружить аналогичный опыт связанный с игрушечной заводной мышью: шкура такой мыши похожа на шкуру слона. Это и есть те признаки, которые он может выявить у слона...
Решения проблем базируются на аналогиях, следовательно, творческие решения базируются на творческих аналогиях, другими словами, на нахождении нетипичных ассоциаций. Вполне возможно, что слон у кого-то вызовет ассоциации с джипом, так как оба, слон и джип, во времена войн использовались в качестве средства передвижения. Или, возможно, слон вызовет у кого- нибудь ассоциации с тарелкой блинов, так как и то, и другое является съедобным. Одним словом, чем больше аспектов кто-то может выявить у проблемы, больше аналогичных ситуаций и, следовательно, тем больше ресурсов он может найти. Чтобы выявить по возможности большее количество отличительных моментов, необходимо более подробное исследование структуры опыта нынешнего состояния. Мысли, чувства и способы поведения детально изучаются еще и для того, чтобы выявить как можно больше точек соприкосновения, на основании которых осуществляется поиск.
ЦЕЛЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ЦЕННОСТЬ
Нахождение и использование ресурсов занимают в НЛП центральное место. Модель изменения НЛП мы можем сформулировать в самом простом выражении следующим образом: Проблема + Ресурсы = Цель Точнее выражаясь, целенаправленное изменение рассматривается в НЛП в качестве ТОТЕ с контрольным вопросом: «Я достиг того, чего я хочу достичь?» и важнейшей операцией «активизации ресурсов». Цель, к которой при этом стремятся («доказательство» в тестировании ТОТЕ), может находиться, по сути, на различных уровнях. Возможно, у кого-то есть цель: «В разговоре при знакомстве с другими людьми явно продемонстрировать мои хорошие качества». Однако цель может затрагивать и более глобальные вещи, например: «Поверить в то, что у меня все в порядке», или даже: «Быть тем, кем я являюсь на самом деле», или: «Быть связанным с высшими силами». Что касается содержания тестирования, то общей формой этого процесса в НЛП всегда является ТОТЕ изменения, а операция всегда представляет собой «активизацию ресурсов».
Кто говорил, что НЛП сложно и запутанно? У вас есть проблема, следовательно, вы стараетесь найти несколько ресурсов. Готово! Следующая проблема. Однако иногда приходится искать больше ресурсов. При поиске ресурсов люди сталкиваются с препятствиями: опыт, который мешает им использовать имеющиеся у них либо разыскиваемые ресурсы. К примеру, кто-то отлично знает, что он может сделать для того, чтобы получить определенную должность. У него есть знания и возможности, чтобы достигнуть своей цели. Например, он может приобрести синий пиджак и научиться говорить внушительным гортанным голосом. Однако он этого не делает, потому что по той или иной причине он этого не хочет (препятствие). Или, может быть его охватило сильное чувство отчаяния (препятствие), или ему мешает какая-то трудно объяснимая мелочь (препятствие). В этом случае для того, чтобы преодолеть препятствие, ему необходимы прежде всего ресурсы, а точнее, их разновидность — вспомогательные ресурсы. Выражаясь при помощи терминов ТОТЕ, если мы не в состоянии найти эффективные «операции», чтобы достичь цели, мы начинаем использовать вспомогательную ТОТЕ с целью «найти ресурс» либо вспомогательную ТОТЕ с целью «использовать найденный ресурс». И это именно то, на чем основано большинство техник НЛП: помогать устранять, избегать либо преодолевать препятствия, чтобы дать человеку возможность свободно распоряжаться своими ресурсами, так как НЛП исходит из того, что изначально человек ими располагает. Одна из пресуппозиций, автором которой является Милтон Эриксон, гласит: «Люди располагают ресурсами для позитивного изменения». Человеческую жизнь можно представить в виде гигантской системы, состоящей из заключающихся друг в друге ТОТЕ. Психологический набор ячеек, в каждой ячейке которого находится еще одна, поменьше. Понятие «устранять препятствия» является вспомогательной ТОТЕ понятия «активизировать свои ресурсы». Однако решение проблемы, в свою очередь, тоже представляет собой вспомогательную ТОТЕ чего-то большего. Вопрос, который относится к объединяющей ТОТЕ, звучит следующим образом: «Почему я хочу этого достичь? Что представляют собой те ценности, которые становятся целью?» Вернемся к нашему примеру. Кто-то хочет получить определенную должность. Но в чем заключается вспомогательная ТОТЕ получения должности? Для чего ему, вообще, нужна эта должность? В этом случае мы обращаемся к более крупной, всеохватывающей разновидности ТОТЕ — мета-ТОТЕ. Возможно, целью мета-ТОТЕ является возможность тратить больше денег, или возможность сделать свою жизнь более интересной и насыщенной. Эти личные мотивы, в свою очередь, могут быть подчинены еще более высоким ценностям, как например, «почувствовать уверенность в своих силах» или «вести осмысленную жизнь». Впрочем, осознание такой иерархии в своей собственной системе ценностей тоже является важным ресурсом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |