Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы




Когда у кого-нибудь появляется проблема, он начинает поиск. Он ста­рается отыскать в своей памяти и в своем окружении информацию, которая может ему помочь разрешить эту проблему. Он осуществляет мысленное вос­произведение того, что может быть ему полезным и пытается выяснить, что он должен думать или делать (возможные «операции» в ТОТЕ) для того, чтобы изменить ситуацию. Иными словами, когда у кого-то есть какая-нибудь проблема, он начинает поиск ресурсов (вспомогательных источников). Ресур­сами являются «воспоминания, мысли, чувства и способы поведения, которые могут быть полезны при разрешении проблемы». В данной главе мы погово­рим о том, что представляют собой ресурсы, как они могут быть найдены, и, прежде всего, как НЛ-Программист может в этом помочь. Ведь работа с НЛП — это помощь в поиске ресурсов.

Проиллюстрируем это на небольшом примере. В фильме «От Мао к Мо­царту» Исаак Штерн дает молодой китаянке скрипку. Она играет начало од­ной известной мелодии. Технически она делает это превосходно, однако, без особого эмоционального выражения. Штерн прерывает ее и просит ее сделать шаг вперед. Затем он просит аккомпаниатора на фортепиано начать все сна­чала и говорит ей: «Попробуйка сейчас напеть первые такты». После не­скольких неверных вступлений из-за того, что она сильно нервничает, ей уда­ется это сделать, и с помощью своего голоса она расставляет эмоциональные акценты, которые отсутствовали в ее игре на скрипке. «Замечательно! — гово­рит Штерн. — У тебя это получается просто замечательно! А теперь сыграй так же на своей скрипке».

При поиске ресурсов ключевым словом является аналогия. Когда у кого-то есть проблема, которую он не в состоянии разрешить немедленно, он обра­щается к опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. Иными сло­вами, он обращается к опыту разрешения похожей проблемы. Что ему в этом случае удастся найти, зависит от того, что он сумеет выявить в проблемной ситуации. Чем больше он сможет выявить, тем больше аналогичного опыта он сможет — в принципе — обнаружить. Пример для иллюстрации: если про­блема связана со слоном, то вполне возможно, что он сумеет отыскать в своих воспоминаниях подобный опыт, связанный с носорогом. Слон похож на носо­рога, так как они оба являются крупными животными, обитающими в джунглях. Однако наряду с тем он может также обнаружить аналогичный опыт связанный с игрушечной заводной мышью: шкура такой мыши похожа на шкуру слона. Это и есть те признаки, которые он может выявить у слона...

 

Решения проблем базируются на аналогиях, следовательно, творческие решения базируются на творческих аналогиях, другими словами, на нахожде­нии нетипичных ассоциаций. Вполне возможно, что слон у кого-то вызовет ассоциации с джипом, так как оба, слон и джип, во времена войн использова­лись в качестве средства передвижения. Или, возможно, слон вызовет у кого- нибудь ассоциации с тарелкой блинов, так как и то, и другое является съе­добным.

Одним словом, чем больше аспектов кто-то может выявить у проблемы, больше аналогичных ситуаций и, следовательно, тем больше ресурсов он может найти. Чтобы выявить по возможности большее количество отличи­тельных моментов, необходимо более подробное исследование структуры опыта нынешнего состояния. Мысли, чувства и способы поведения детально изучаются еще и для того, чтобы выявить как можно больше точек соприкос­новения, на основании которых осуществляется поиск.

 

ЦЕЛЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ЦЕННОСТЬ

 

Нахождение и использование ресурсов занимают в НЛП центральное место. Модель изменения НЛП мы можем сформулировать в самом простом выра­жении следующим образом:

Проблема + Ресурсы = Цель

Точнее выражаясь, целенаправленное изменение рассматривается в НЛП в качестве ТОТЕ с контрольным вопросом: «Я достиг того, чего я хочу дос­тичь?» и важнейшей операцией «активизации ресурсов». Цель, к которой при этом стремятся («доказательство» в тестировании ТОТЕ), может находиться, по сути, на различных уровнях. Возможно, у кого-то есть цель: «В разговоре при знакомстве с другими людьми явно продемонстрировать мои хорошие качества». Однако цель может затрагивать и более глобальные вещи, напри­мер: «Поверить в то, что у меня все в порядке», или даже: «Быть тем, кем я являюсь на самом деле», или: «Быть связанным с высшими силами». Что ка­сается содержания тестирования, то общей формой этого процесса в НЛП всегда является ТОТЕ изменения, а операция всегда представляет собой «активизацию ресурсов».

 

Кто говорил, что НЛП сложно и запутанно? У вас есть проблема, следо­вательно, вы стараетесь найти несколько ресурсов. Готово! Следующая про­блема. Однако иногда приходится искать больше ресурсов. При поиске ресур­сов люди сталкиваются с препятствиями: опыт, который мешает им использовать имеющиеся у них либо разыскиваемые ресурсы. К примеру, кто-то отлично знает, что он может сделать для того, чтобы получить определенную должность. У него есть знания и возможности, чтобы достигнуть своей цели. Например, он может приобрести синий пиджак и научиться говорить внушительным гортанным голосом. Однако он этого не делает, потому что по той или иной причине он этого не хочет (препятствие). Или, может быть его охватило сильное чувство отчаяния (препятствие), или ему мешает какая-то трудно объяснимая мелочь (препятствие). В этом случае для того, чтобы пре­одолеть препятствие, ему необходимы прежде всего ресурсы, а точнее, их раз­новидность — вспомогательные ресурсы. Выражаясь при помощи терминов ТОТЕ, если мы не в состоянии найти эффективные «операции», чтобы дос­тичь цели, мы начинаем использовать вспомогательную ТОТЕ с целью «найти ресурс» либо вспомогательную ТОТЕ с целью «использовать найден­ный ресурс». И это именно то, на чем основано большинство техник НЛП: помогать устранять, избегать либо преодолевать препятствия, чтобы дать че­ловеку возможность свободно распоряжаться своими ресурсами, так как НЛП исходит из того, что изначально человек ими располагает. Одна из пресуппо­зиций, автором которой является Милтон Эриксон, гласит: «Люди распола­гают ресурсами для позитивного изменения».

Человеческую жизнь можно представить в виде гигантской системы, со­стоящей из заключающихся друг в друге ТОТЕ. Психологический набор яче­ек, в каждой ячейке которого находится еще одна, поменьше. Понятие «устра­нять препятствия» является вспомогательной ТОТЕ понятия «активизировать свои ресурсы». Однако решение проблемы, в свою очередь, тоже представляет собой вспомогательную ТОТЕ чего-то большего. Вопрос, который относится к объединяющей ТОТЕ, звучит следующим образом: «Почему я хочу этого дос­тичь? Что представляют собой те ценности, которые становятся целью?» Вер­немся к нашему примеру. Кто-то хочет получить определенную должность. Но в чем заключается вспомогательная ТОТЕ получения должности? Для чего ему, вообще, нужна эта должность? В этом случае мы обращаемся к бо­лее крупной, всеохватывающей разновидности ТОТЕ — мета-ТОТЕ. Возмож­но, целью мета-ТОТЕ является возможность тратить больше денег, или воз­можность сделать свою жизнь более интересной и насыщенной. Эти личные мотивы, в свою очередь, могут быть подчинены еще более высоким ценно­стям, как например, «почувствовать уверенность в своих силах» или «вести осмысленную жизнь». Впрочем, осознание такой иерархии в своей собствен­ной системе ценностей тоже является важным ресурсом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.