КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На различных уровнях организации 2 страница
1. Возможность проникновения на рынок новых конкурентов. Требования к капиталу и экономия за счет эффекта масштаба являются двумя потенциальными препятствиями проникновению новых конкурентов. Например, на строительство автомобильного завода надо затратить намного больше средств, чем на открытие фирмы, торгующей по почтовым каталогам. В общем случае интернет-технология намного упростила организациям проникновение в новые отрасли за счет снижения потребности в таких организационных элементах, как квалифицированный торговый персонал, физические активы в виде зданий и оборудования или доступ к существующим поставщикам или каналам товародвижения.
2. Рыночная власть покупателей. Информированные покупатели приобретают власть над рынком. Интернет обеспечивает простой доступ к разнообразной информации о товарах, услугах и конкурентах и таким образом значительно повышает власть конечных покупателей. Например, покупатель, выбирающий машину, может собрать обширную информацию: об оптовых ценах на новые автомобили и о средних ценах на подержанные, подробные технические характеристики разных моделей, сведения о прошлых ремонтах и даже о том, попадала ли подержанная машина в аварии.
3. Рыночная власть поставщиков. Степень влияния поставщиков во многом определяется их концентрацией в данном регионе и наличием альтернативных производителей. Например, единственный поставщик моторов для компании, производящей небольшие самолеты, будет оказывать большое влияние на ее деятельность. Влияние Интернета в этой области может быть как позитивным, так и негативным. С одной стороны, закупки через Интернет, как правило, увеличивают власть компании над поставщиками, но с другой стороны, Интернет также предоставляет поставщикам доступ к большему числу покупателей, а также возможность выхода на конечных потребителей. В целом Интернет обычно повышает власть поставщиков. 4. Угроза со стороны товаров-заменителей. На власть товаров-заменителей продукта, выпускаемого компанией, могут повлиять изменения в себестоимости производства или появление новых тенденций, таких как повышенное внимание к своему здоровью, что может ослабить лояльность покупателей. Компании, производящие сахар, пострадали от роста числа заменителей сахара; производители аэрозолей в баллончиках лишились своего бизнеса, когда озабоченные проблемами экологии покупатели переключились на другие продукты. Интернет усилил угрозу со стороны товаров-заменителей, создав новые способы удовлетворения потребностей покупателей. Например, предложение дешевых авиабилетов через Интернет нанесло удар по традиционным туристическим агентствам. 5. Соперничество между конкурентами. Как видно из рисунка 5, на соперничество между конкурентами влияют предыдущие четыре силы, а также цена и товарная дифференциация. С усилением влияния Интернета и информационных технологий многим компаниям становится все труднее подчеркивать свое отличие от конкурентов, что еще больше обостряет соперничество на рынке.
Портер использует термин «рекламная борьба» при описании соперничества за выбор более благоприятной позиции, которое часто происходит между непримиримыми конкурентами в отрасли. Наиболее известными примерами являются конкуренция между Pepsi и Coke, между UPS и FedEx.. Соперничество между Gillette Company (которую недавно купил Procter & Gamble) и Schick, второго по величине производителя бритвенных лезвий (недавно приобретенного компанией Energizer), вскоре может стать не менее острым. Портер утверждает, что в условиях действия этих пяти сил организация может обеспечить себе конкурентное преимущество за счет использования одной из трех стратегий: дифференциации, лидерства в издержках и фокусирования. Характеристики организации, ассоциируемые с каждой из этих стратегий, резюмированы в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристики организаций в соответствии с конкурентными стратегиями М. Портера
1. Дифференциация. Стратегия дифференциации подразумевает попытку организации обеспечить отличие своего товара или услуги от товаров или услуг конкурентов. Организация может использовать рекламу, особые характеристики продукта, исключительное обслуживание или новую технологию, для того чтобы ее продукт воспринимался как уникальный. Стратегия дифференциации может приносить прибыль, потому что покупатели проявляют лояльность и соглашаются платить за продукт более высокую цену.
К числу продуктов, выигравших от стратегии дифференциации, относятся мотоциклы «Harley-Davidson», газонокосилки «Snapper» и ткань «Gore-Tex», причем каждый из этих товаров воспринимается на своем рынке как уникальный. Например, когда производитель газонокосилок Simplicity купил Snapper, его руководство первым делом распорядилось удалить продукцию Snapper из универмагов Wal-Mart. В то время как большинство менеджеров делали все возможное, чтобы продавать свою продукцию через эту гигантскую розничную сеть, менеджеры Simplicity быстро поняли, что продажа газонокосилок через Wal-Mart несовместима с их стратегией, ассоциируемой с качеством, надежностью, долговечностью и индивидуальностью, а не с высокими объемами продаж и низкими ценами. В Wal-Mart можно купить газонокосилку дешевле, чем за $100, а самая дешевая газонокосилка «Snapper» обойдется вам примерно в $350, но зато будет безотказно работать десятки лет. Компании по предоставлению услуг, такие как Starbucks, Whole Foods Market и IKEA, также могут использовать стратегию дифференциации.
Компании, использующие стратегию дифференциации, обычно должны обладать хорошими маркетинговыми способностями, творческим чутьем и репутацией лидеров. Стратегия дифференциации может ослабить соперничество с конкурентами, если покупатели лояльны бренду компании. Успешная дифференциация может также ослабить рыночную власть крупных покупателей, потому что другие продукты оказываются менее привлекательными, что также помогает организации справляться с угрозой, исходящей от продуктов-заменителей. Кроме того, дифференциация создает дополнительные препятствия проникновению на рынок в виде лояльности покупателей, разрушить которую новичкам рынка бывает очень трудно.
2. Лидерство по издержкам. При использовании стратегии лидерства по
Поддержание низких издержек является эффективной стратегией защиты от всех пяти конкурентных сил. Наиболее производительные, имеющие наименьшие издержки организации имеют наивысшие шансы на победу в ценовой войне, причем одновременно с получением прибыли. Подобным образом производитель, работающий с низкими издержками, оказывается защищенным от влиятельных покупателей и поставщиков, потому что первые не могут найти более низких цен, а вторые испытывают трудности в переговорах с другими фирмами, не имеющими резервов по закупочным ценам. В случае появления товаров-заменителей или новых конкурентов лидер по издержкам будет лучше подготовлен к защите своей рыночной доли. Низкая цена служит барьером, препятствующим проникновению на рынок новых производителей или товаров-заменителей.
3. Фокусирование. При использовании стратегии фокусированияорганизация концентрируется на каком-то региональном рынке или группе покупателей, Save-A-Lot использует сфокусированную стратегию лидерства по издержкам, размещая свои магазины на территориях с низким уровнем доходов. Другим примером является лидер в издержках Southwest Airlines, которая была основана в 1971 г. для обслуживания всего трех городов — Далласа, Хьюстона и
Брокерская фирма Edward Jones Investments из Сент-Луиса использует сфокусированную стратегию дифференциации, осуществляя свой бизнес в сельской местности и маленьких городах, где предоставляет клиентам долгосрочные консервативные варианты инвестирования. По словам консультанта по менеджменту Питера Друкера, первоочередная ориентация на надежность означает, что Edward Jones предлагает продукт, который «не продавала прежде ни одна брокерская фирма
В ходе своих исследований Портер обнаружил, что организации, сознательно игнорировавшие эти три стратегии, не получали стратегического преимущества и зарабатывали меньшую прибыль, чем те, которые использовали рассмотренные стратегии.
Альтернативный подход к конкурентной борьбе предусматривает использование стратегий взаимодействия и сотрудничества. В некоторых ситуациях организации могут добиться конкурентного преимущества за счет кооперации, а не соперничества с другими фирмами. Стратегии партнерства становятся теперь все более популярными. Во всех отраслях предприятия объединяют усилия с различными организациями для продвижения инноваций, расширения рынков и преследования общих целей. В прошлом партнерство считалось стратегией, использовавшейся главным образом малыми фирмами, нуждавшимися в дополнительных маркетинговых «мускулах» или в получении доступа на зарубежные рынки. Однако сегодня оно стало образом жизни для большинства компаний — как крупных, так и мелких.
Вопрос теперь заключается не в том, сотрудничать или нет, а в том, где сотрудничать, как, в какой степени и с кем.
Рисунок 6 – Основные стратегии партнерства
Используя эти разнообразные стратегии партнерства, современные организации одновременно осуществляют конкуренцию и сотрудничество. Немногие компании могут ограничиться использованием одной стратегии в условиях постоянного давления, оказываемого на них обострением международной конкуренции, изменениями технологии и появлением новых законов. Большинcтво предпочитают сочетание стратегий конкуренции и партнерства, которое увеличивает имеющееся у них общее устойчивое преимущество.
6.
Стратегии функционального уровня — это планы действий, принимаемые основными отделами для поддержки реализации стратегии уровня бизнес-единицы. К основным отделам коммерческой компании относятся отделы маркетинга, производства, финансов, управление человеческими ресурсами и исследования и разработок. Руководители этих отделов используют стратегии, скоординированные со стратегией уровня бизнес-единицы для достижения стратегических целей организации.
Рассмотрим, к примеру, организацию, которая выбрала стратегию дифференциации и выводит на рынок новые продукты, спрос на которые, как ожидается, будет быстро расти. Отдел человеческих ресурсов с учетом этого роста должен принять стратегию, которая может предусматривать прием новых работников и подготовку менеджеров среднего уровня к переходу на новые позиции. Отдел маркетинга должен провести тестирование рынка, организовать агрессивную рекламную кампанию и предоставить потребителям возможность опробования новинок. Финансовый отдел должен подготовить планы заимствования денежных средств, осуществить инвестиции и дать согласие на строительство новых производственных объектов.
Организация со зрелыми продуктами или со стратегией низких издержек будет иметь другие функциональные стратегии. Отдел человеческих ресурсов должен будет разработать стратегии удержания и обучения персонала, предусматривающие перевод на другие производства, продвижение по службе, создание стимулов для эффективной и безопасной работы. Отдел маркетинга должен заниматься укреплением лояльности и формированием прочных и надежных каналов товародвижения. Производственному отделу необходимо обеспечивать устойчивый рост производства, стандартизацию операций и сокращение издержек.
7.
Осуществление стратегии является наиболее важной и трудной составляющей стратегического менеджмента. Как бы хорошо ни была сформулирована стратегия, организация не получит выгод, если не сумеет ее правильно реализовать. Сегодняшняя конкурентная среда требует понимания необходимости более динамичных подходов к осуществлению стратегий.
Реализация стратегии — это не статичный аналитический процесс, она требует дальновидности, интуиции и вовлечения всей организации. Для эффективной реализации стратегии необходимо, чтобы все аспекты организации соответствовали стратегии и чтобы усилия каждого индивида были скоординированы и направлены на достижение стратегических целей.
Осуществление стратегии подразумевает использование различных инструментов — элементов организации, которые могут быть изменены для приведения стратегии в действие, как это показано на рисунке 7.
Выбранная новая стратегия реализуется посредством проведения изменений в руководстве, структуре, системах информации и контроля и в использовании человеческих ресурсов. Реализация стратегии предусматривает регулярное принятие трудных решений о выполнении необходимых действий так, чтобы поддерживать, а не подрывать стратегический подход, выбранный организацией.
ЛИДЕРСТВО
Важным элементом осуществления стратегии является достижение консенсуса. Работники на всех уровнях организации должны верить в новую стратегию и иметь прочную приверженность ее реализации и достижению поставленной цели. Лидерство предполагает убеждение и мотивирование работников, а также формирование культуры и ценностей для поддержки новой стратегии. Руководитель компании может выступать перед работниками, создавать коалиции сторонников нового стратегического направления и убеждать менеджеров среднего уровня действовать в соответствии с его видением бизнеса.
Рисунок 7 – Основные инструменты реализации стратегии
Например, CEO IBM Сэм Пальмизано использует лидерство для достижения согласия всех работников компании с новой стратегией, сфокусированной на тесном вовлечении IBM в восстановление и даже в управление деловыми операциями покупателей. Для реализации нового подхода Пальмизано расформировал исполнительный комитет, который раньше осуществлял контроль стратегических инициатив, и заменил его комиссией, составленной из работников всех подразделений компании. Он инвестирует огромные деньги в обучение менеджеров всех уровней тому, как вести за собой, а не просто контролировать свой персонал. И он обращается ко всем работникам компании, взывая к их чувству гордости и объединяя их вокруг этого нового видения и этой новой стратегии. Имея ясное чувство общего направления движения и общего устремления, работники ощущают себя мотивированными и наделенными полномочиями для достижения стратегических целей.
СТРУКТУРА
Во многих случаях внедрение новой стратегии требует корректировок организационной структуры: добавляются или изменяются штатные должности, реорганизуются команды, изменяются должностные инструкции сотрудников, обязанности и линии подотчетности менеджеров. Например, в IBM проводится реорганизация с целью создания команд, которые будут работать непосредственно с покупателями; Пальмизано верит, что уничтожение функциональных и иерархических границ является единственным способом, который позволит IBM выяснить, чего хотят покупатели, и удовлетворить их потребности. По мере того как корпорация осваивает новые виды бизнеса, такие как обработка страховых претензий и организация цепочки поставок, IBM поручает специальным группам работать с небольшим количеством своих первых клиентов. Практически каждый вид деятельности гигантской корпорации переопределяется с целью поддержки новой стратегии. СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ И КОНТРОЛЯ Системы информации и контролявключают системы вознаграждения, материального стимулирования, распределения ресурсов, информационные и технологические системы, а также правила, политики и процедуры, используемые организацией. Изменения в этих системах являются главными инструментами приведения стратегии в действие. Например, если новая стратегия потребует активизации рекламы и не потребует товарных инноваций, менеджеры могут передать отделу маркетинга часть ресурсов, выделенных ранее отделу исследований и разработок. Менеджеры и работники должны также вознаграждаться за приверженность новой стратегии и за обеспечение ее успеха.
Например, CEO General Electric Джефф Иммелт связывает вознаграждение менеджера с его способностью выдвигать новые идеи, обеспечивать лучшее обслуживание покупателей, добиваться роста производства и увеличивать объем продаж. Например, 20% премий менеджеров подразделений зависят от того, насколько успешно подразделение повышает свою способность удовлетворять потребности покупателей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Новые стратегии подразумевают проведение изменений, что, естественно, может вызывать сопротивление. Иногда некоторых работников приходится увольнять и заменять новыми. Одна из газет решила переквалифицироваться из вечерней в утреннюю, чтобы успешнее конкурировать с крупной газетой из соседнего города. Новая стратегия потребовала, чтобы сотрудники работали не в утренние часы, а с обеда и до полуночи, что вызвало недовольство нескольких руководителей отделов. Для реализации новой стратегии пришлось расстаться с 80% редакторов, потому что они отказались работать в новом режиме. В результате на их место были приняты новые журналисты, обеспечивавшие выпуск утренней газеты, которая стала пользоваться большим успехом. В IBM работники административно-хозяйственных и ремонтных подразделений увольнялись тысячами, а на их места принимали людей, сведущих в вопросах деловых операций и разбирающихся в новых технологиях.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |