КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая сущность теневой экономики 2 страница
Это признает и сама Н. Калаганова, что следует из разработанной ею классификации видов теневой экономики по отличительным признакам, которая дает возможность комплексно подходить к анализу теневой экономики во всем многообразии форм ее проявления. При этом теневая экономика рассматривается, как в целом, так и по отдельным компонентам, в их сочетании. Анализ подходов исследователей к структурированию теневой экономики позволяет выделить главные формы ее проявления: Недостатком используемого Н. Калагановой подхода является то, что в его основу положен не экономический, а правовой критерий раскрытия сущности и причин возникновения теневой экономики. В связи с тем, что, как было отмечено ранее, теневая экономика является экономическим феноменом, который отражает протекающие в обществе негативные экономические процессы, при характеристике ее сущности необходимо в первую очередь использовать экономические критерии. В таблице 3 приведена разработанная нами структурная схема теневой экономики, которая основана на классификации, предложенной Н. Видрицкой. Данная классификация имеет обобщенный вид, поскольку отдельные виды теневой экономики утратили то значение, которое они имели в условиях административно-командной системы управления (например, спекулятивные сделки, которые в условиях рыночной экономики имеют законный характер).
Таблица 3 - Структура теневой экономики
Теневая экономика подразделяется на следующие виды: 1) по стадиям воспроизводственного процесса: - теневое производство: искажение экономической информации о производственных процессах, выпуск неучтенной продукции, незаконное производство товаров и услуг; - теневое распределение: противозаконное распределение доходов, сокрытие законных доходов и доходов, полученных в результате противоправной деятельности, хищения, растраты, присвоение государственного и иного имущества; - теневой обмен: реализация неучтенной или подпольно произведенной продукции, противозаконная оптовая и розничная торговля, реализация краденого имущества; - теневое потребление: потребление благ, приобретенных на неучтенные доходы, незаконное пользование услугами, потребление имущества, добытого незаконным путем; 2) по характеру уклонения от официального контроля; - правомерные виды деятельности, основанные на противоречивости правовых норм и не учитываемые государством; - неправомерные действия, скрываемые от государственного контроля; 3) по формам собственности (теневая деятельность государственных и негосударственных предприятий); 4) по отраслям и секторам экономики (теневая экономика в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, в сфере услуг и др.); 5) по юридическому статусу субъектов: - зарегистрированные субъекты, но имеющие производство, не поддающееся статистическому наблюдению или сокрытое; - незарегистрированные подпольные предприятия. [20, с. 108-109] Кроме того, можно четко обозначить только криминальную часть теневой экономики. Что же касается неформальной, фиктивной экономики и экономических преступлений, то они зачастую настолько пересекаются и переплетаются, что сложно отделить одно от другого. Например, уклонение от уплаты налогов является одной из целей неформальной экономики, а скрытое производство потому и является скрытым, что охватывает деятельность, разрешенную законом и осуществляется производителем, имеющим на это право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов. В то же время уклонение от уплаты налогов является экономическим преступлением, за которое статьями 221 и 222 Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность. Взяточничество, которое условно относится к фиктивной экономике, является в то же время основой неформальной экономики, а в соответствии со статьями 311-313 Уголовного Кодекса оно относится к уголовно наказуемым деяниям. Фиктивная экономика, экономическая преступность и криминальная экономика не имеют собственной структуры и подразделяются лишь на виды деятельности, то неформальная экономика, представляющая собой самый обширный и сложный сегмент теневой экономики, имеет собственную структуру: 1. Домашняя экономика, или экономика самообеспечения – неоплачиваемая деятельность по созданию продуктов или оказанию услуг, предназначенная для собственного потребления или для членов домохозяйства. Ввиду отсутствия рыночных трансакций домашняя экономика практически не подлежит измерению. 2. Социальная экономика – обмен трудом и продуктами производства домохозяйств на нерыночной основе и благотворительная деятельность. 3. Скрытая экономика – сокрытие деятельности, осуществляемой в рамках формальных организаций (например, сокрытие части заработка, получаемого в формальном секторе экономики, от налогообложения; скрытый объем производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг). 4. Маргинальная экономика – мелкое производство товаров и услуг силами самозанятых или небольших (преимущественно семейных) предприятий. Распространена преимущественно в развивающихся странах и в странах с транзитной экономикой. 5. Сетевая экономика – распространение продукции официальных фирм путем личной продажи посредством неформальных связей и контактов. 6. «Беловоротничковая» неофициальная экономическая деятельность работников «формальной» экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. В основном этой деятельностью занимается руководящий персонал организаций – «белые воротнички» и чиновники. «Беловоротничковая» неформальная экономика не производит никаких товаров и услуг. Здесь происходит негласное перераспределение общественного дохода. 7. Нерегулярная экономика – производство легальной продукции, осуществляемое с нарушением норм права: - сокрытие деятельности незарегистрированных предприятий; - уклонение от уплаты налогов; - уход от бюрократических требований в виде правил регистрации, лицензирования, сертификации и пр.; - уход от экономических регуляторов (таких как социальные гарантии работников, минимальная заработная плата и пр.), который мотивирует работодателя осуществлять неформальный найм; - обман службы социального обеспечения при неофициальном трудоустройстве безработных; - использование труда нелегальных мигрантов. По официальным данным, уровень казахстанской теневой экономики составляет 20-25 % ВВП, а согласно оценкам независимых экспертов, - 45-50 % ВВП [68, с. 16], или 10-11 млрд. долларов США. Каждый третий гражданин Казахстана трудится в теневом секторе экономики. В России в теневую экономику втянуто более 40 % предприятий и около 70 % коммерческих структур страны. Общий объем российской теневой экономики официально оценивается в 20 % ВВП [21, с. 123]. Австрийские ученые Ф. Шнайдер и Д. Энсте, отмечают, что среди стран с переходной экономикой, возникших после распада СССР, лидирующее положение по размерам теневой экономики занимают Грузия, Азербайджан и Украина (63, 59 и 47 % ВВП соответственно); на противоположном полюсе находятся Узбекистан, Эстония и Белоруссия (8, 18,5 и 19 % ВВП). Размер теневой экономики России составляет 41 % ВВП [22]. В экономически развитых странах уровень теневой экономики в 3-6 раз ниже, чем в Казахстане и России: в Германии – 15,5 % ВВП, Франции – 15,2 %, Великобритании – 12,7 %. Уровень теневой экономики США оценивается в 8,7 % ВВП, а в Швейцарии он еще ниже – 8,6 %. В Центральной Азии уровень теневой экономики достигает 30-35 %, в странах Африки и Южной Америки - до 40-42 % [23]. В соответствии с международной практикой, пороговыми индикаторами теневой экономики являются: 1) превышение оборотом теневого бизнеса 1/3 ВВП; 2) вовлечение в теневую экономику, в том числе в качестве наемных работников, 40 % от числа занятых. В этом случае экономика страны теряет управляемость. В настоящее время внутренний рынок республики заполнен некачественной контрафактной продукцией. Низкая платежеспособность основной массы населения вынуждает его приобретать контрабандную, подпольную, фальсифицированную продукцию, поскольку она дешевле. В настоящее время фальсификация ряда товаров превращается в отдельную индустрию. Наибольшая доля такой продукции приходится на одежду и обувь (удельный вес на соответствующем рынке составляет 60-70 %), парфюмерию, косметику и моющие средства (60-70 %), безалкогольные напитки (60 %), фармацевтические изделия (40-50 %), игрушки, детскую одежду и обувь (до 80 %), музыкальную аудио- и видеопродукцию (70 %) [24, с. 43-47]. Низкие цены фальсифицированной продукции обусловлены использованием дешевых некачественных материалов (сырье, красители и т.п.), нарушением технологических режимов и параметров, что представляет прямую угрозу для здоровья потребителей. Легальные товаропроизводители не могут конкурировать с поставщиками подделок из-за низких цен последних, что является серьезным препятствием развития отечественного рынка. Поскольку спрос и предложение взаимоувязаны, то формирование массового спроса на высококачественную продукцию, и как следствие, отказ от приобретения контрафактной продукции, должны обеспечиваться повышением жизненного уровня населения и его покупательной способности. В целях защиты национальных экономических интересов в законодательстве Республики Казахстан четко оговорена ответственность за действия и решения: - провоцирующие резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, рост объемов государственного долга, которые могут привести к параличу экономики и денежного обращения в стране; - противоречащие интересам формирования и бесперебойного функционирования рыночного пространства в Казахстане; - препятствующие притоку инвестиций в экономику страны [25, с. 39]. Значительный ущерб экономической безопасности республики наносят правонарушения в налоговой сфере. Высокий уровень налогообложения вынуждает товаропроизводителей скрывать действительные объемы производства и уходить в теневой бизнес, тем более что неразвитость судебной практики защиты прав потребителей создает благоприятную почву для расцвета последнего. Так, по данным Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, сумма налогов и платежей, уплаченных в бюджет по такому виду экономической деятельности, как «Производство молочных продуктов» за 2002 год составила всего 1,2 млрд. тенге или 2,5 % от оцениваемой емкости рынка [26]. В настоящее время 66 % казахстанского рынка алкогольной продукции приходится на теневой бизнес [27, с. 127]. Объем потребления пива составляет 28 млн. дал в год. В республике ежегодно производится порядка 8,3 млн. дал, официальный импорт составляет около 0,5 млн. дал. Следовательно, остальная потребность в пиве удовлетворяется за счет контрабанды и неучтенного производства (19,2 млн. дал или 68,5 %). Основными причинами преобладания нелегального рынка над легальным являются: - разница стоимости легальной и нелегальной продукции в виде акциза и НДС, достигающая порядка 50 тенге с одной бутылки водки; - изъятие части оборотных средств при уплате акциза на спирт; - неурегулированность движения алкогольной продукции от производителя к конечному потребителю и, как следствие, отсутствие тотального контроля на промежуточных этапах; - высокий уровень контрабанды и подпольного производства алкогольной продукции вследствие огромного числа мест бесконтрольной ее реализации; - льготы для части производителей, работающих в условиях таможенных режимов «свободный склад», «свободная таможенная зона»; - неурегулированность экспорта, отсутствие оперативных связей с приграничными государствами и странами-членами таможенного союза; - недостаточная законодательная база в части уголовной и административной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции; - отсутствие четкого положения о конфискованной продукции и материального обеспечения по ее уничтожению; - отсутствие единой системы учета объемов производства и реализации алкогольной продукции [28, с. 37-38]. В 2000 г. с целью оптимальной загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов сырой нефтью правительство Казахстана приняло решение ввести экспортную квоту на вывоз сырой нефти за рубеж в размере 21 млн. тонн при планируемой добыче 28 млн. тонн. Однако под нажимом иностранных инвесторов это решение было быстро отменено, а отечественные нефтеперерабатывающие заводы испытали перебои с поставкой сырой нефти для переработки. Одновременно с этим крупнейшие предприятия нефтегазового и металлургического комплексов республики с целью сокрытия части доходов от налогообложения стараются реализовать свою продукцию (нефть, газ, черные и цветные металлы) в оффшорных зонах по заниженным ценам, предварительно под предлогом скорого вступления республики в ВТО добившись от правительства в 1996 г. отмены экспортных пошлин на эту группу товаров. В результате продажи за рубеж по заниженным ценам стратегически важных для экономики страны товаров потери Казахстана за 10 лет независимости республики составили, по официальным данным, 10-15 млрд. долларов США, оставшихся за рубежом [29, с. 18]. Практика сокрытия доходов казахстанских предприятий в оффшорных зонах от налогообложения получила широкое распространение. Так, в 1999-2003 годах в структуре казахстанского экспорта на долю Бермудских островов приходилось 14-21 %. Согласно официальным статистическим данным, Бермудские острова являются одним из основных торговых партнеров Казахстана, опережающим даже Россию. На самом же деле – это не соответствует действительности, поскольку казахстанские нефть и металлы не востребованы на Бермудских островах и в других оффшорных зонах. Создаваемые там дочерние компании служат целям уклонения от налогов оперирующих на казахстанском рынке материнских компаний. Значительный объем экспорта в оффшорные зоны свидетельствует о том, что действующие в республике механизмы контроля трансфертных цен не работают, в результате чего оперирующие на казахстанском рынке иностранные компании, наряду с законными доходами, получаемыми вследствие сверхблагоприятных инвестиционных условий в добывающих отраслях, имеют не менее значимую криминальную прибыль в результате махинаций с налогооблагаемым доходом. Между теневой и легальной экономикой существует тесная взаимосвязь. Согласно экспертным оценкам, не менее 66 % дохода, полученного в теневой экономике, сразу же расходуется в легальном секторе экономики, составляя значительную долю совокупного спроса и стимулируя тем самым рост объемов производства в официальной экономике и поступление в бюджет косвенных налогов. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что 2/3 добавленной стоимости в теневом секторе экономики могли быть произведены только неофициально, так что если бы не было теневого производства, то его не было бы и в легальной экономике [30, с. 30]. В связи с этим, в процессе государственного регулирования экономики следует учитывать, что такие сегменты теневой экономики, как фиктивная экономика, экономическая преступность и криминальная экономика, необходимо искоренять из хозяйственной практики, а элементы неформальной экономики следует легализовать, поскольку в случае выбора правильной формы их выведения из зоны неформальности они могут стать производительными и полезными для общества. Обобщая вышеизложенное, приведем разработанную нами модель теневой экономики (рисунок 2).
Литература:
1 Мазур И.И. Условия возникновения и функционирования теневой экономики // Вісник Київського національного університету ім.Т.Шевченка. Економіка. – 2003. - №66-67. - С.109-112. 2 Никифорова Н.В. Сущность и признаки «теневой экономики» // Вестник КазГАУ. – 2001. -№ 1. – С. 21-25. 3 Ахметова Г.Р. Глобальная конкуренция в условиях рынка // Вестник КазЭУ. – 2002. - № 6. – С. 66-68. 4 Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra. – 1999. – Т. 4. - № 1. – С. 5-24. 5 Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy, 1995. // http:/ www.libertarium.ru / libertarium / way. 6 Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. – 2003. – Т. 4. - № 5. – С. 34-53. 7 Марков Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. – 1998. - № 3. - С. 38. 8 Селезнев В. «Теневая экономика»: по поводу статьи О. Осипенко // Экономические науки. – 1990. - № 2. – С. 123. 9 «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции) // Российский экономический журнал. – 1996. - № 8. – С. 14. 10 Лазовский В. О сущности и субъектах «теневой экономики» // Экономические науки. – 1989. - № 10. – С. 62. 11 Карагусова Г.Д. Некоторые аспекты теневой экономики в странах транзитного периода // Саясат. - 2000. - № 8-9. – С. 13. 12 Кажимурат К. О некоторых факторах развития теневой экономики // Саяхат. – 2000. – Август-сентябрь. – С. 18. 13 Умбеталиева Т. Взгляд политолога на проблемы теневой экономики // Саяхат. – 2000. – Август-сентябрь. – С. 20. 14 Лян Н., Шурова А. Теневая экономика в Казахстане // АльПари. – 1997. – № 1. – С. 46. 15 Блэйдс Д. Теневая экономика и национальные счета // Экономический обзор стран ОЭСР, 1982. 16 Никифорова Н.В. Модель формирования теневого сектора в экономике // Вестник КазЭУ. – 2004. - № 7. – С. 84-88. 17 Видрицкая Н.И. Этимологический аспект неформальной экономики // Аль-Пари. – 2004. - № 2-3. – С. 30- 33. 18 Зацепина Н.И. Теневая экономика в Казахстане // Актуальные проблемы образования и науки на современном этапе. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. – Кокшетау: Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, 2005. – С. 163-167. 19 Сулейменова Г. Институциональная среда внелегальной экономики // Транзитная экономика. – 2005. - № 3. – С. 48-53. 20 Калаганова Н.К. Методические подходы к структурированию теневой экономики // Вестник университета «Туран». – 2005. – № 1-2. – С. 106-109. 21 Медведев В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1997. – С. 123. 22 Schneider F., Enste D. Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Consequences. – Washington, 2000, P. 10. 23 Жихорь Ю., Щекунских В. Контраргументы против контрафакта // Новое поколение. – 2004. – № 3. - 23 января. 24 Рамазанов А.А., Барлубаев А.А. Теневые экономические отношения и собственность в сфере национальной безопасности // ANALYTIC – Аналитическое обозрение. – 2004. – № 2. – С. 43-47. 25 Толкумбеков С.М. Некоторые вопросы обеспечения экономической безопасности РК // Закон и время. – 2004. - № 3-4. – С. 39-40. 26 Искандеров Р. Молочные реки, тупиковые берега: двусмысленное положение казахстанского животноводства // http://www.centrasia.ru/ntwsA.php4st=1087027440. 27 Тюлежанова А.С. Стратегический анализ и планирование развития рынка потребительских товаров: методологические аспекты. – Новосибирск: Новосиб. Гос. Ун-т, 2004. – 142 с. 28 Тюлежанова А.С. Рынок алкогольной продукции в транзитной экономике. – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 208 с. 29 Текенов У.А. Сущность и региональные аспекты реализации таможенной политики Казахстана // Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста: Материалы междунар. научно- практ. конф.: Сб. науч. трудов. / Под общей ред. Н.К. Мамырова. Часть 4. – Алматы: Экономика, 2001. – С. 9-19. 30 Никитин С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - № 2. – С. 24-30.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |