Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З.Судебная власть




Важным. притом весьма специфическим элементом государственно-политической системы ИЭА является судебная власть.

Структурно она проста, но в силу жестокости официальной идеологии и морали (по всем случаям - апелляция к шариату) имеет ярко выраженный карательный характер и работает с большой перегрузкой.

Судопроизводство всегда оставалось той сферой власти, где позиции афганского духовенства были традиционно сильны. Поэтому талибам не понадобилась коренная реорганизация судебного дела - они его только приспособили к своим потребностям. И, как всякая диктатура, особенно усилили карательно-репрессивный аппарат, чтобы держать в страхе и подчинении народ.

Краеугольным принципом своей юриспруденции, наряду с такими видами наказаний, как «хадд» (букв. - «пресечение») и «тазир» (букв. - «удержание»), талибские богословы провозгласили «кисас» (букв - «месть»). Шариатские суды Исламского эмирата рассматривают кисас как важное профилактическое средство в борьбе с преступностью. «Кисас играет важную предупредительную роль, -писала газета «Иттифаки ислам», - преступники боятся совершать преступления, так как знают, какое наказание они понесут. Кисас -единственное средство, надежно защищающее права и свободы люд ей»./18 Поэтому обязательное применение «ходуде иллахи» («предписанных Аллахом наказаний») в виде кисаса эта же газета назвала прямой обязанностью соответствующих государственных органов и правовой основой и инструментом построения «общества, свободного от угнетения и насилия»./19

Как и все другие ревнители мусульманского права, талибы счита­ют самыми большими преступлениями посягательство на такие цен­ности, как вера, жизнь, разум, продолжение рода и собственность.

Декларируя своей целью построение общества, где будут защищены эти ценности и искоренены все преступления, талибы прибегают посредством шариатского суда и полиции нравов к самым суровым наказаниям в том их первозданном средневековом виде, который предписан в Коране и сунне (система наказаний «хадд»).

За посягательство даже на самую последнюю в рядуценностных приоритетов - собственность, то есть за воровство, виновный при­суждается к публичному отсечению кисти руки или ступни ноги, В 1998-м и 1999 годах, по сообщениям, поступавшим из Афганистана, там происходили подобные публичные экзекуции. Так, в докладе организации «Международная амнистия» о положении в Афганистане за 1998 год говорилось, что только в северных районах, населенных национальными меньшинствами, 14 мужчинам за воровство были отсечены кисти рук./20 В марте 1999 года талибское радио «Шариат» сообщало о публичном отсечении кисти руки в одном из северных городов вору-карманнику, укравшему 22 доллара, и другому вору, ограбившему дом. Перед экзекуцией шариатский судья заставил их трижды покаяться./21 Корреспондент информационного агентства из ОАЭ в августе 1999 года подробно описал, как в Кабуле происходила ампутация кисти правой руки и левой ступни у вора в наказание за кражу из казны 700 долларов. В пятницу на городском стадионе собрались для молитвы несколько тысяч мужчин. Присутствовали также женщины и дети. После молитвы на машине скорой помощи привезли преступника в кандалах, и хирурги в масках произвели ампутацию, а затем толпе были продемонстрированы результаты операции./22

Типичным случаем посягательства на продолжение рода считают­ся внебрачные связи, угрожающие одновременно и устоям морали, и интересам семьи. За это талибы, следуя прямым предписаниям Ко­рана, наказывают обоих виновных ста ударами плетью. А на основа­нии сунны, если хоть один из совершивших прелюбодеяние состоит в браке, то обоих, помимо порки, подвергают забиванию камнями до смерти. Так, в июне 1999 года радио «Шариат» сообщало о наказании уличенных в прелюбодеянии ста ударами плетью, а также об особом случае наказания двух мужчин за гомосексуализм: обоих поставили к кирпичной стене и с помощью танка обрушили ее на них. Таким образом была применена модернизированная разновидность побивания камнями. Во всех таких случаях выносил приговор и определял меру наказания шариатский суд, решение которого утверждал сам верховный глава талибов мулла Мухаммад Омар./23

К наказанию плетьми талибы, неукоснительно следуя сунне, при­говаривают и виновных в употреблении алкоголя и наркотиков. Му­сульманское право считает их употребление посягательством на ин­теллект мусульманина, без которого немыслима его сознательная вера в Аллаха. Полиция нравов часто также прибегает к заключению ви­новных в этом грехе в тюрьму и к принудительному лечению нарко­манов кардинальными народными средствами - купанием в ледяной воде и т.п. Это не мешает легальному производству наркотиков и их продаже.

Покушение на вторую в ряду ценностных приоритетов ислама -жизнь мусульманина или нанесение ему серьезных увечий, согласно первоисточникам мусульманского права, должны караться наказанием «кисас» («возмездием»), равным по тяжести преступлению. В таких случаях, как правило, преступников приговаривают к смертной казни. В сообщениях из Афганистана встречаются примеры подобных, зачастую вполне современных по технике исполнения казней - путем считающегося позорным расстрела виновного из автомата в спину, к тому же производимого по принуждению его ближайшим родственником.

Еще более оправданным считают талибы смертный приговор тем, кто наносит удар по самой главной ценности - мусульманской вере, совершая тем самым общественно опасное преступление наивысшей тяжести, Причем под изменой исламу понимается не только вероотступничество, тайное идолопоклонство (к которому косвенно относятся и все виды изобразительного искусства) или богохульство, но в условиях происходящей войны также и предательство, поддержка или прямой переход на сторону врага, поскольку талибы признают лишь себя истинными мусульманами.

Судебная система эмирата включает в себя три типа судов:
военные, гражданские и Верховный суд. Единственной
апелляционной инстанцией является сам глава государства М.Омар, хотя по многим бытовым и иным преступлениям (в том числе -убийствам) запрашивается мнение родственников пострадавших - так обеспечивается возможность личной мести или личного помилования (гораздо более редкое, но также весьма похвальное для афганца проявление чувств).

Весьма примечательно, что в систему вышеуказанных органов сами талибы включили значительное число министерств и ведомств. Так, по свидетельству газеты «Иттифаки ислам» (31.05.1998), прави­тельство Исламского эмирата для пресечения «антишариатских и антигуманных» действий и распространения «справедливости, гуманиз­ма, культуры и знания Корана» использует такие влиятельные органы, как министерство юстиции, Верховный суд, министерство ориентации и вакфов, министерство информации и культуры. Третейский суд, Генеральную прокуратуру./25

Особое место в системе карательных органов отводится двум организациям: «Ихтисаб» («Надзор», первоначально «надзор за правилами торговли, поведением людей в общественных местах») и «Амр бе мааруф ва нахи аз мункар» (букв. - «Повеление одобряемого и запрещение осуждаемого»).

Управление «Ихтисаб» уже существовало в истории Афганистана в годы правления Надир-шаха (1929 - 1933) и исполняло функции «полиции нравов». При талибах «Ихтисаб» приобрел совершенно иные функции. Он превратился в орган политического сыска. Вот, например, как определяла роль и функции «Ихтисаба»газета «Шариат». В большой статье, озаглавленной «Ихтисаб правительственное учреждение в Кабуле», газета указывала на то, что в ходе войны была разрушена вся прежняя государственная система управления и преданы забвению традиции и исламские ценности, выражала сожаление, что долгое время был незаслуженно забыт такой важный для «благополучия» страны орган, как «Ихтисаб». Далее, газета утверждала, что при прежних режимах подбор и расстановка кадров на государственные посты всех уровней осуществлялись по принципу непотизма, партийной, клановой, племенной солидарности и личной преданности, без учета профессиональных и моральных ка­честв человека. Учитывая подобнуюситуацию, власти Исламского эмирата Афганистан вцелях избавления от саботажников, про­фессионально непригодных и аморальных чиновников, обещали покончить с системой протекционизма при отборе кандидатов на госу­дарственные посты и впредь руководствоваться исключительно та­кими критериями, как профессионализм, высокая мораль и религи­озное благочестие. Газета подчеркивала, что именно организация «Ихтисаб» призвана очистить государственный аппарат от професси­онально непригодных и неприемлющих законы исламского государ­ства работников, а на их места - принимать только «благочестивых и знающих» специалистов./26

Весьма характерен для нынешних властей призыв к населению сотрудничать с органами «Ихтисаб», то есть заниматься доноси­тельством. В цитируемой статье из газеты «Шариат» сотрудникам «Ихтисаб» предпрюыватось относиться к просрггелям «по-товарищески и с любовью», гарантировать им сохранение тайны обращения в органы правосудия и защиту от преследования тех, на кого они жалуются./ 27 О том, что «Ихтисаб» уже начал действовать, свидетельствует, в частности, тот факт, что в ноябре 1997 года с государственной службы были уволены сотни чиновников, в том числе 70 процентов преподавателей Кабульского университета, обвиненные в инакомыслии и приверженности "коммунистической" идеологии./28

Но наиболее печальную известность среди населения приобрело министерство «Амр бе мааруф ва нахи аз мункар», по существу вы­полняющее функции исламской «полиции нравов», о деятельности которого можно судить, например, по сообщениям газет. Так, «Тулуйи афган» писала, что шариатский суд осудил ряд лиц, задержанных сотрудниками министерства: одни из них обвинялись в том. что вопреки указаниям шариата, они подстригли бороды; другие - в том, что во время, положенное для намаза, продолжали торговать, третьих арестовали за игру в карты. Другая газета «Иттифакиислам» извещала о случае, когда сотрудники министерства конфисковали музыкальные инструменты, а музыканты были ими «строго предупреждены!» Она же в другой раз сообщала о решении гератского управления «полиции нравов» запретить владельцам магазинов и лавок под страхом сурового наказания украшать стены «безнравственными» снимками и репродукциями./29

Новым в системе религиозно-судебных органов Афганистана стало создание по всей стране так называемых «троек» - трибунатов из трех человек, которые наделялись правом вынесения любого наказания, вплоть до смертного приговора. По информации газеты «Тулуйи Афган», согласно приговору «тройки», например, в уезде Сурхруд провинции Нанграхар за убийство односельчанина был публично казнен некий Ахмад-шах./30

Два десятилетия неразберихи, в том числе и правовой, расшатывание и без того слабой социально-экономической базы законопослушности, просто необычность и неожиданность внедряемых властями норм привели к росту преступности или к таким проявлениям социального поведения, которые не согласуются с официальным курсом эмирата талибов. Рост преступности вынудил руководство ИЭА принять 16 сентября 1998 года указ об ускоренной процедуре судопроизводства. Согласно ст. 1 указа, суды первой инстанции, органы следствия и кассационные суды переходили на сверхурочный (с одним выходным - пятницей) режим работы для завершения дел в пределах месяца Кратчайшие сроки отводились и для других сопутствующих процедур (неделя - для изучения дела прокурором и т. п.)./31

Самое пристальное внимание руководство талибов уделяет моральному состоянию своих вооруженных сил и особенно - усилению контроля над армией. Преступлениями, совершаемыми военнослу­жащими, занимаются главная военная прокуратура, возглавляемая муллой Мухаммедом Фаруком, а также специальные военные суды, которыми руководит мавлави Гулам Хайдар.

В конце 1997 года руководство талибовприступило к «генеральной чистке» армии. В ноябре 1997 года, согласно фирману лидера талибов муллы Омара была создана Чрезвычайная комиссия «Ды тас-фийе аль-саф» (букв, «очистка рядов») во главе с мавлави Абдурра-шидом. Необходимость создания этого - еще одного - карательного органа официально объяснялась тем, что «некоторые враги ислама хотят вбить клин между талибами и народом». В обязанности «Тасфийе аль-саф» вменялось следить за нравственным обликом военнослужащих. Так, они не должны отпускать волосы до плеч, курить, обязаны совершать пять раз в день молитву и не заниматься мародерством. Видимо, это последнее обстоятельство и послужило истинной причиной чисток, поскольку население не раз выражало возмущение бесчинствами военнослужащих./32

Не случайно начальник военного отдела «Амр бе-мааруф ва нахи аз мункар» мавлави Абдулхай, посетивший позиции талибов к северу от Кабула, в своем выступлении перед бойцами внушал им, что сохра­нение государственного имущества («байт-ул-малъ»)является священной обязанностью каждого из них, а его расхищение будет расцениваться как предательство, могущее привести к поражению святого дела талибов./ЗЗ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.