Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В национальных регионах, как и в центре страны, в первые недели месяца были созданы и Советы и органы власти Временного правитель-ства




Ничто не было столь необходимым для стабилизации обстановки, как созыв Учредительного собрания. Лишь орган власти, избранный на де-мократической основе, обрел бы неоспоримую законность и в этом качестве был бы способен отразить атаки как крайне правых, так и крайне левых. Сложности проведения выборов в тот момент были, безусловно, устра-шающими. И все же дело было столь безотлагательным, что опытные политики сочли бы за лучшее созвать несовершенное Собрание незамедлительно, нежели совершенное в какое-либо отдаленное время. Когда в 1848 г. во Франции пала июльская монархия, Учредительное собрание для избрания нового правительства созвали в два месяца. В Германии в конце 1918 г. после поражения в войне и отречения кайзера в разгар народных волнений новые власти сумели созвать Национальную ассамблею менее чем за четыре месяца. Российское Временное правительство не смогло сделать этого за весь восьмимесячный срок своего существования.

Справедливости ради нужно сказать, что Временное правительство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание. Однако созыв его откладывался вполне умышленно, ибо правящая партия кадетов понимала, что свободные выборы в России не подтвердят того объема власти, который уже имелся у партии П.Н. Милюкова.

Правительство затягивало также и с решением аграрного вопроса, не желая нарушать права земельного собственника, ибо это могло повлечь за собой общее потрясение принципа частной собственности. При этом отмечалось, что в условиях войны было крайне опасно задевать интересы тех, кто являлся верхушечной частью воюющей на фронте армии. Кадеты не намеревались ущемлять интересы помещиков ни в условиях войны, ни в условиях мира. Основная причина состояла в том, что большая часть кадетского руководства сама принадлежала к числу крупных землевла-дельцев. Вместе с тем определенные меры для решения аграрного вопроса все-таки принимались. 19 марта правительство создало при Министерстве земледелия Главный земельный комитет (к июлю местные земельные комитеты были созданы в 1/3 губерний европейской России). По положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 г. они создавались «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием». Однако проведение самой земельной реформы откладывалось до Учре-дительного собрания, причем формула оттяжек настойчиво повторялась правящими партиями буквально в каждом городе и крупном населенном пункте. Левая оппозиция широко использовала такую тактику для разо-блачения Правительства. Линия на реформу саботировалась и справа. Так, Донской казачий круг в августе 1917г. принял постановление «Земельных комитетов в Донской области не учреждать...». Противодействие в проведении правительственных реформ со стороны как правых, так и левых сил стало одной из главных причин того, что они захлебнулись даже в части осуществления полумер, фактически так и не начавшись.

Целесообразно, в связи с этим, провести анализ управленческой программы партии кадетов. Она стремилась овладеть положением, и доказательством этого являются четыре съезда (из десяти состоявшихся за всю ее историю), проведенные в период с февраля по октябрь 1917 г. (март 1917 г. — VII; май — VIII; июль — IX; октябрь — X съезды). Съезды этой партии проходили через каждый месяц, чего не могли себе позволить другие политические партии. Разработанная кадетами программа деятельности правительства, утвержденная их ЦК 6 мая, содержала 5 пунктов:

1. Продолжение политики соблюдения обязательств и ограждения права, достоинства и жизненных интересов России в тесном единении с союзниками.

2. Запрещение каким бы то ни было организациям вторгаться в сферу законодательства и управления Временного правительства.

3. Право государственной власти применять меры принуждения к нарушителям права и порядка.

4. Поддерживать дисциплину и боевую мощь армии.

5. Запрещение Временному правительству предвосхищать решения Учредительного собрания по основным государственным вопросам — конституционного, социального и национального строя России.

По свидетельству разработчика этой программы П.Н. Милюкова, в ней «были указаны все меры предупреждения нарушения социалистами нормальных прав государственной власти и очерчены пределы полномочий, представляемых Временному правительству первой коалиции в целом».

Однако параллельно формировалась и национальная власть-Цент-ральная рада на Украине, Белорусская рада, Сфатул цэрий в Молдавии и др. С весны 1917 г. начал развиваться процесс распада империи, ликвидации централизованного унитарного государства и перехода к федерации.

17 марта Временное правительство объявило декларацию о вопро-се независимости Польши. Финляндии было гарантировано осуществ-ление ее конституционных прав. 20 марта был издан Декрет «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Он отменял ограничения в выборе места жительства, передвижений, приобретении собственности, занятиях торговлей и ремеслами, поступлении в учебные заведения, на государственную службу, в употреблении местных языков. Правительство было сторонником сохранения исторически сложившегося полиэтнического Российского государства. Русские либералы (прежде всего кадеты) высту-пали за территориальную автономию Польши и Финляндии, а всем про-чим предлагали культурно-национальную автономию.

В ст. 20 - 25 программы правящей партии кадетов проблема рас-сматривалась во взаимосвязи с вопросом местного самоуправления (см. раздел «Местное самоуправление и автономия»). В регионах же, где нацио-нальные меньшинства составляли компактное большинство, местное самоуправление почти неизбежно (при наличии всеобщего избирательного права) перерастало бы в национально-территориальную автономию. Либеральный вариант был рассчитан на компромисс и взаимопонимание между различными национальностями, представляя реальный шанс избежать насильственного решения, а следовательно, и распада Российской империи.

В первые недели марта правительство провело множество законов, направленных на искоренение старого режима, на осуществление своей декларации от 3 марта. Солдаты получили полные гражданские права, и те, что служили в тылу, более не подлежали суду военного трибунала. Все ограничения гражданских прав, связанные с религиозной или этнической принадлежностью, были сняты. Была отменена смертная казнь. Гарантии-ровались права собраний и обществ. Правительство стремилось преодолеть финансовый кризис — 27 марта было принято постановление «О выпуске займа свободы 1917 г.». Пятый заем был рассчитан на 54 года с погашением с 1922 г., срок подписки правительство продлевало дважды.

Актуализировалась проблема реформирования местного само-управления. В дореволюционной России, как известно, значительная часть населения была лишена права участия в самоуправлении. Из 51 губернии европейской России земства имелись в 43, весной — летом 1917 г. Временное правительство ввело земства в Архангельской, Енисейской, Иркутской, Тобольской, Томской губерниях; Акмалинской, Амурской, Забайкальской, Приморской, Сахалинской, Семиреченской, Тургайской, Якутской, Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской, Камчатской, а 11 августа 1917 г. — в Астраханской областях]. Избирательная система была демократизирована, были учреждены и волостные земства. Таким образом, одно из главных достижений административной реформы в том, что земские самоуправления были созданы на террито-рии всей России, тогда как до революции они отсутствовали в нацио-нальных окраинах. Необходимо было осуществить реформу самоуправления и в городах, таких городов в стране было более 900. До 1917 г. 183 города были вообще лишены общественного управления и всецело подчинены администрации; 308 городов управлялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных (15— 20 человек). Городские думы были до революции в 462 городах. Управление осуществлялось в них на основе Городского поло-жения 1892 г., где задача самоуправления определялась как «попечение о местных пользах и нуждах» (общее благоустройство, народное образование и здравоохранение, финансово-экономические мероприятия), избирать в них и быть избранными имели право лица и учреждения, обладавшие значительным недвижимым имуществом, владельцы торговых и промышленных заведений высших разрядов. Таким образом, требовались свободные перевыборы цензовых дум, расширение их компетенции. Все это привело бы к управлению новые слои населения.

Правительство приняло ряд нормативно-правовых актов, которые были положены в основу реформирования самоуправления (об учреж-дении милиции, положение о комиссарах, закон об устройстве городских финансов и др.). 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ — постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» (с приложением временных правил). Документ содержит указания о численности гласных, поименный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного права. В июле — сентябре такие выборы состоялись. Демократически избранные муниципалитеты те-перь уже опекались не полицией, как ранее, а органами юстиции. Решалась проблема расширения их компетенции не только в области местного хозяйства, но также и в деле местного управления. Создавались мелкие районные единицы самоуправления. Было сформировано правите-льственное совещание по реформе местного управления, в составе которого действовало 7 комиссий в соответствии с задачами реформы; по избирательному закону и пересмотру земского и городового положения; о волостном земстве и поселковом управлении; по реформе местного строя в неземских губерниях; по устройству органов административной юстиции; по выработке положения о комиссарах; по местным финансам [33].

Компетенция земских и городских учреждений значительно рас-ширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и обще-ственной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обяза-тельные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации).

В проведении реформы самоуправления правительство не проя-вило необходимой настойчивости, не были завершены разработки проектов и введения земства в казачьих Донской, Кубанской и Терской областях, обострились взаимоотношения между центром и местной властью.

Вместе с тем в трудных условиях затянувшейся войны, нарастания разрухи и голода страна начинала жить гражданской жизнью.

Временное правительство имело экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важнейших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регули-ровании экономики. Власть унаследовала систему государственных регу-лирующих органов: в центре — четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах — заводские совещания и районные уполномоченные.

21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правитель-стве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и комитетов, для обеспечения общенациональных интересов посредством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.

5 мая 1917 г. было учреждено Министерство труда, которое ставило задачу проведения широких социальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учреждениях.

Нерешенность коренных вопросов революции усиливала проявле-ние эксцессов, сказались и утомление населения от бесконечных выборов в различные комитеты — волостные, продовольственные, земельные, в Советы и др., некоторое разочарование в демократии. Власть на местах, находясь в переходном состоянии, не смогла обеспечить необходимый порядок. Слабость местной власти способствовала сползанию общества к демо-кратиической диктатуре А.Ф. Керенского, Общественное мнение все боль-ше ставило вопрос о пределе свободы и демократии. Левая оппозиция начала яростную критику Временного правительства, указывая на «неспособность к управлению страной».

2.1. Начало советизации России

В марте 1917 г. практически во всех городах страны были созданы Советы - организации рабочих и солдат, а в ходе революции - и кресть-ян, а также трудящегося казачества. Они создавались по инициативе сни-зу, были проявлением самоорганизации угнетенных масс, стремившихся защитить свои права и найти представительство в органах общегражданской власти, стали одним из центров управления, исторической предтечей советской системы государственного управления.

Пример показала столица. Как уже упоминалось, 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский совет, который возглавили депутаты IV Госу-дарственной думы Н.С. Чхеидзе (председатель), А.Ф. Керенский и М.И. Скобелев (заместители председателя). Петросовет стал руководителем Советов страны (революционным правительством), принимал деклара-ции, рассылал на места инструкции, приказы, распоряжения. Петросовет сыграл большую роль в распространении советской формы организации на новые слои и территории страны, осуществлял революционную власть и управление. Советы провинции строились по его образцу, призна-вали его руководящую роль, поддерживали с ним устойчивую и разнопри-емную связь.

Управленческие функции, в частности организационная и прогно-стическая, были реализованы в работе трех всероссийских съездов депу-татов. Их решения способствовали советизации во всероссийском масштабе, сыграли поистине историческую роль.

По инициативе Петросовета 27 марта - 3 апреля состоялось Все-российское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов. Оно приняло важные организационные решения: 1) О необходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов; 2) О введении некоторого едино-образия в организацию и соподчинение местных Советов (съезд Советов, исполком, пленум исполкома, бюро и т.п.). 3) Об образовании областных объединений Советов.

В мае 1917 г. в Петрограде состоялся Первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Он принял Положение о Советах крестьянских депутатов, имевшее решающее значение для утверждения и развития советской формы организации крестьян. Все крестьянские съезды в регионах после появления упомянутого документа принимали решения о роспуске такой организации, как Крестьянский союз, и о создании Советов. Съезд определил организационные начала и подчиненность друг другу губернских (областных), уездных (окружных), волостных и сельских (станичных, поселковых) Советов и их исполнительных комитетов, пропорциональность представительства в них и другие организационные вопросы.

На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссийского съезда крестьянских депутатов под председательством Н.Д. Авксентьева (являлся одновременно членом исполкома Петросовета, был членом ЦК партии эсеров).

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депу-татов проходил 3—24 июня 1917 г. Съезд принял ряд решений по органи-зационным вопросам. Был избран Всероссийский центральный исполнитель-ный комитет, которому было поручено общее руководство Советами страны. Было решено созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца. Съезд объединил Советы в масштабе всей страны, его влияние на советизацию страны было значительным.

Организаторами Советов выступили деятели социалистических партий меньшевиков, эсеров, большевиков и др. Однако отношение к Советам у них было разным. Умеренные социалистические партии считали Советы общественной организацией, которая контролирует деятельность правительства. Леворадикальные партии большевиков, левых эсеров считали Советы властью.

Корниловский мятеж, вспыхнувший 25 августа, имел целью установление твердой власти буржуазно-помещичьих кругов. Он повлек за собой важные последствия для страны — оживил деятельность Советов. При них создавались особые, чрезвычайные органы — революционные коми-теты, ставшие на защиту прав радикально настроенных слоев общества. Корниловщина усилила большевизацию Советов. 30 августа большевист-ским стал Петросовет (председатель -Л. Д. Троцкий), а 5 сентября - Москов-ский Совет (председатель - В.П. Ногин). К октябрю более 250 Советов требовали передачи им власти. Страна стала покрываться густой сетью Советов. По неполным данным, осенью 1917 г. действовало приблизительно 1,5 тыс. Советов города и деревни. В 140 населенных пунктах страны была сформирована вооруженная опора Советов - Красная гвардия (более 100 тыс. бойцов).

В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов, которые требовали созыва Всероссийского съезда и избирали его делегатов. Против созыва съезда накануне Учредительного собрания выступили: бюро ЦИК Советов крестьянских депутатов, Союз казачьих войск, Крестьянский союз, Земский союз, Союз офицеров, георгиевских кавалеров и «батальон смерти ». Власть намеревалась вывести из Петрограда революционные полки. Для противодействия этой попытке 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет по обороне Петрограда. К 20 октября этот орган оформился окончательно, однако под влиянием большевиков и левых эсеров он стал органом подготовки свержения правительства А.Ф. Керенского.

Советское движение в марте — октябре 1917 г. не было вызвано к жизни какой-то одной партией или классом. Это было движение трудового народа, бравшего управление разоренной страной в свои руки.

3. Управленческая деятельность премьера А.Ф. Керенского (от демократии к диктатуре)

Кандидат в общенациональные лидеры Александр Федорович Керенский возглавлял Временное правительство с 7 июля по 25 октября 1917 г. 22 апреля 1917 г. ему исполнилось 36 лет. «Керенщина» — такое название получил у современников этот период русской государственной и общественной жизни. Деятельность этой «интересной и до сих пор до конца не познанной личности» привлекает внимание ученых России и зарубежья, что создает предпосылки для появления исторически достоверной характе-ристики его государственной деятельности на переломном рубеже истории нашего Отечества. Несомненно, нельзя принять на исходе XX в. шар-жированные erо оценки как противниками справа, которые нарекли его за веру в магическую силу слова «главным болтуном России», так и предста-вителями левого лагеря, признававшего, что «Керенский — революционер, но пустомеля, лгунишка, обманщик рабочих». Много лет спустя Керенский отвечал и правым и левым своим противникам: «Я всю жизнь боролся с представителями контрреволюции справа и слева, и всю жизнь они меня били то врозь, то вместе».

4 июля 1917 г. военный министр Керенский, находившийся в дейст-вующей армии, в телеграмме премьеру кн. Львову потребовал немедленно опубликовать постановление правительства о полном прекращении бес-порядков в тылу и о том, что «все виновные понесут суровое возмездие». За день до этого из правительства вышли 6 министров — все члены партии «народной свободы». В стране начался правительственный кризис. Премьер Г.Е. Львов, потрясенный ультимативными требованиями Керен-ского, подписал Постановление о тюремном заключении подстрекателей к грабежам и убийствам и ушел в отставку. 7 июля 1917 г. А. Ф. Керенский возглавил правительство. 9 июля совместное заседание ЦИК Советов города и деревни приняло резолюцию, в которой правительство А.Ф. Керенского объявлялось правительством спасения революции и за ним признавались «неограниченные полномочия».

Правительство начало действовать преимущественно насильст-венными методами. В стране установился диктаторский режим. При наличии летом 1917 г. угрозы диктатуры как буржуазно-помещичьих, так и леворадикальных сил, она возникла все-таки в лагере средних слоев. Сущ-ность режима, установившегося в ходе июльского (1917 г.) кризиса, — правоцентристская демократическая диктатура. Она возникла в центристском лагере, на его правом фланге, включала в свой состав демо-кратов типа Керенского, Церетели, Скобелева, Пешехонова и их едино-мышленников. В момент организационного оформления диктатуры демокра-тов в правительстве не было даже кадетов.

С марта 1917 г. Керенский слыл горячим сторонником и практиком коалиции партий «революционной демократии» с буржуаз-ными партиями и буржуазией как классом (говоря современным языком, он был сторонником общенационального консенсуса). Это обернулось для Александра Федоровича удачей — буржуазия выдвинула его кандидатом в общенациональные лидеры. Именно в случае с А.Ф. Керенским можно говорить о впервые возникшем в нашей стране феномене культа личности политического деятеля, заменившего в глазах широких народных масс образ отрекшегося императора. Происходило возвеличивание, обоже-ствление личности конкретного политического деятеля. Молниеносно выра-стал «замечательный» и «гениальный», «первый народный военный министр». В июле — сентябре 1917 г. Керенский продемонстрировал главное направление своей управленческой политики - центризм и бона-партистское лавирование между двумя главными классами-антагони-стами — пролетариатом и буржуазией. Это могло дать национальное согла-сие, удержать страну от гражданской войны.

В самом начале своей деятельности премьер предпринял ряд шагов против опасности гражданской войны «слева», проведя репрессий против большевиков и арестовав ряд их деятелей. Тем самым была дана новая жизнь институту политзаключенных. Был издан приказ о сдаче ору-жия боевиками большевистской партии и анархистами (приказ не был исполнен). Запрещались всякие уличные собрания, шествия. На фронте и в тылу вводилась смертная казнь, было закрыто множество газет, восстановлена цензура. 2 августа был издан закон, предоставляющий органам судебной власти право арестовывать и высылать за пределы России участников заговоров. Премьер пригласил в Петроград главнокомандую-щего Л.Г. Корнилова, который изложил план укрепления военной мощи армии и дал понять, что готов пойти на военную диктатуру.

Керенский довел до конца переговоры с кадетами о формировании нового Временного правительства коалиции всех «живых сил страны». Его состав был объявлен 24 июля. Из 17 членов правительства в нем были всего 4 кадета. Подавляющее большинство — сторонники «средней линии» в рево-люции, представители умеренных социалистических партий.

Правительство Керенского сосредоточило внимание на дальней-шем формировании антикризисного управления. 1 сентября 1917 г. Рос-сия была провозглашена демократической республикой. Для стабили-зации положения было организовано проведение двух общероссийских фору-мов: Государственного московского совещания и Всероссийского демокра-тиического совещания.

Государственное совещание проходило 12—15 августа в Москве под председательством А. Ф. Керенского. В его работе приняли участие 2500 делегатов, в том числе 488 депутатов Государственной думы всех созывов, 313 от кооперации, 150 от торгово-промышленных кругов и банков, 176 от профсоюзов, 147 от городских дум, 118 от земств, 117 от армии и флота, 129 от Советов крестьянских депутатов, 100 от Советов рабочих и солдатских депутатов и многих других. Совещание, как было объявлено правитель-ством, было созвано «ввиду исключительности переживаемых событий и в целях единения государственной власти со всеми организованными силами страны». Керенский и его единомышленники стремились создать видимость общенациональной поддержки своей борьбы за твердую власть. Однако их решительные действия против левых в июле вызвали ожив-ление в лагере правых, что проявилось на Государственном совещании в антибольшевистских выступлениях Л.Г. Корнилова, A. M. Каледина, П.Н. Милюкова, В.В. Шульгина. Большевики повели яростную кампанию дис-кредитации А.Ф. Керенского, обвиняя его в пособничестве правым си-лам. Они назвали Государственное совещание «коронацией контрреволю-ции».

Министр-председатель в дни работы Государственного совещания получил сведения о планируемом Корниловым государственном пере-вороте. 27 августа на ночном заседании правительства Корнилов, двинувший войска на Петроград, был отрешен от должности. Мятеж был сорван объеди-ненными усилиями официальных властей, Советов, всех политических пар-тий, включая большевиков.

Всероссийское демократическое совещание проходило 14—22 сен-тября в Петрограде при участии 1582 делегатов (от Советов, профсоюзов, организаций армии и флота, коопераций, национальных учреждений и т. д.). Оно завершило работу за три дня до объявления нового (последнего) состава коалиционного правительства. Демократическое совещание призвано было подкрепить своим авторитетом новую коалицию, являлось акцией антикризисного управления. Однако при голосовании резолюции о власти идея коалиции социалистов с кадетами была отвергнута подавляющим большинством голосов, что свидетельствовало о невозможности граждан-ского мира, о распаде управленческого блока, углублении кризиса власти, симптомах приближающегося нового социального взрыва колоссальной силы.

Демократическое совещание сформировало Временный совет Рос-сийской республики (предпарламент численностью 555 человек). Это был совещательный орган при буржуазном Временном правительстве. Одна-ко предпарламент не мог принять ни одного решения по коренным вопросам момента, что свидетельствовало о глубоком кризисе верхов.

Многое в те дни зависело от премьера Керенского. Меньшевистско-эсеровские лидеры ЦК толкали его на путь немедлен-ных переговоров о мире и издание декрета о земле. Это дало бы возмож-ность дожить до Учредительного собрания, назначенного на 28 ноября 1917 г. Но премьер не шел на предлагаемые меры. 24 октября 1917 г. он высту-пил в предпарламенте с заявлением о «состоянии восстания» в Петрограде. Вновь проявилась такая негативная черта Керенского, как самоуверен-ность и беспечность. Он настолько уверовал в магические свойства своих речей, что требовал от ЦК партии эсеров одобрения своего появления на заседании Учредительного собрания, полагая, что народ услышит его слова и вручит ему верховную власть. Последние дни пребывания Керенского у власти свидетельствовали о потере им доверия. Политическим пораже-нием Керенского были перечеркнуты имевшиеся у него личные и обществен-ные достижения.

4. Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления. Кризисы Временного правительства

Кризис государственного управления разразился прежде всего из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего прав-ления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное соб-рание и тем стабилизировать обстановку. В марте—октябре 1917 г. произо-шло четыре правительственных кризиса:

I. Первое Временное правительство князя Г.Е. Львова просуще-ствовало всего два месяца. Апрельский кризис, поводом для которого послужила нота Милюкова, привел к его отставке. 5 мая было сформировано первое коалиционное правительство, в котором 10 мест было у буржуазных партий, 6 — у социалистов.

II. Первое коалиционное правительство просуществовало около двух месяцев (5 мая — 2 июля). В июне оно пережило второй политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда. Большевики стремились использовать недовольство рабочих для проведения 10 июня антиправительственной демонстрации. I Всероссийский съезд Сове-тов (2— 24 июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. В состоявшейся демонстрации участвовало 500 тыс. человек под антиправительственными лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Демонстрации прошли во многих городах России. В отличие от апрельского кризиса июньский не был ограничен рамками столицы, а носил всероссийский характер. 18 июня началось наступление на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну, но третий — июльский кризис оно не пере-жило.

III. Третий июльский кризис Временного правительства разразился 2 июля с выходом из правительства кадетов в знак протеста против усту-пок украинским «сепаратистам». Кризис обострился 3—4 июля в связи с расстрелом 500-тысячной мирной демонстрации в Петрограде (убито 56, ранено 650 человек), а также поражением русских войск на фронте и их отступлением. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е. Львова. Главой правительства стал А.Ф. Керенский. Двоевластие закончилось поражением Советов. Казалось, укрепилось единовластие второго коалиционного прави-тельства (8 капиталистов и 7 социалистов), однако и вторая коалиция просуществовала недолго (немногим более месяца — с 24 июля до 26 августа). Ситуация в стране развивалась в сторону военной диктатуры.

IV. Четвертый кризис Временного правительства связан с мятежом Верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Корнилова, который 25 августа двинул войска на Петроград и потребовал отставки Временного правительства. Целью правого государственного переворота было: уста-новление открытой военной диктатуры, разгром вооруженных рабочих отря-дов и Советов. 27 августа министры-кадеты подали в отставку, выражая тем солидарность с Корниловым. Так разразился четвертый правительственный кризис, который продлился месяц (до 25 сентября, когда было сформировано третье коалиционное правительство). Вместе с августовским правитель-ственным кризисом возник кризис политический, переросший в обще-национальный и завершившийся переворотом слева.

Свою единоличную власть Керенский прикрывал Директорией (совет 5 министров, существовал с 1 сентября да 25 сентября).

25 сентября было сформировано третье коалиционное правитель-ство - десять мест у социалистов, шесть у «капиталистов» (министр-предсе-датель и главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерении стать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии» 2 октября Временное правительство утвер-дило Положение о предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но был превращен в совещательный орган при правительстве. 7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концентрировалась в руках большевистского Петро-совета.

25 октября Керенский завил, что Петроград находится в состоянии восстания. Предпарламент выступил с требованием подавить его, но перевес сил в Петрограде был на стороне восставших. Вскоре министры Временного правительства были препровождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.

4. 1. Кризис правящих партий

Произошедший осенью раскол правящих партий эсеров и меньше-виков (они занимали большинство министерских постов) был проявлением кризиса государственного управления. Этот раскол отражал процесс поле-вения масс, их отход от партий демократического социализма к больше-викам.

Самая многочисленная российская партия - социалистов-револю-ционеров (лидер В.М. Чернов) летом 1917 г. насчитывала в своих рядах более 500 тыс. человек, имела организации в 63 губерниях, на фронтах и флотах. Но она раскололась осенью 1917 г. Из нее вышли левые эсеры, которые на I съезде 19—27 ноября 1917г. образовали партию левых социалистов-революционеров интернационалистов (лидеры Б.Д. Камков, М.А. Натансон, М.А. Спиридонова).

Партия меньшевиков насчитывала в августе 1917 г. 193 тыс. человек.

Свидетельством кризиса партии меньшевиков (официальное название РСДРП (объединенная)) было оформление в самостоятельную пар-тию левого крыла меньшевизма — внефракционных социал-демократов, группирующихся вокруг газеты «Новая жизнь». В октябре 1917 г. они про-вели Всероссийскую конференцию, на которой было представлено свыше 4 тыс. членов их организаций, а в январе 1918г. — I съезд, провозгласивший создание РСДРП (интернационалистов). Лидеры Л. Мартов, Ю. Ларин, А.С. Мартынов и др.

Раскол правящих партий прокатился по всем их организациям страны, проявился среди партийцев и в органах государственной власти и управления, свидетельствуя об их кризисе.

4.2. Распад общественных исполнительных комитетов и дискредитация института правительственных комиссаров

В 1917 г. Россия представляла собой огромное государство с раз-ветвленной и сложной системой управления. В 1917 г. в ней числилось 78 губерний, 21 областей и 2 округа. Губернии делились на 679 уездов, а области — на округа и отделы. Уезды в свою очередь состояли из волостей. В первые недели марта 1917г. общественные исполнительные комитеты быстро распространились по всей стране и действовали на губернском (областном и окружном), уездном, волосном и даже сельском уровнях. Это был орган власти и управления на местах, который вобрал в себя пред-ставителей всех организаций и учреждений, признающих революцию, и мак-симально полно отражал волю всех слоев населения. На общественные исполнительные комитеты опирались комиссары Временного правительства (имевшие права упраздненных губернаторов). Весной — летом 1917 г. наблюдался подъем деятельности комитетов, однако к осени 1917 г. их роль начала ослабевать отчасти из-за отсутствия необходимого финан-сирования.

Профессор Г.А. Герасименко считает общественные исполнитель-ные комитеты выразителями интересов средних слоев города и деревни. Он пришел к выводу: «Социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами за счет демократического стана. Из общественных исполнительных комитетов стали уходить и леворадикальные, и буржуазно-помещичьи элементы. Организации и учреждения, базировавшиеся на широких слоях населения, теряли под собой почву и ослабевали... Основная масса общественных исполнительных комитетов к моменту решающей схватки за власть была ликвидирована».

К осени был дискредитирован институт правительственных комиссаров, назначенных Временным правительством по рекомендации партии кадетов. К маю 1917 г. было 57 губернских и 353 уездных комиссара, в основном кадеты и октябристы. В расшатывании власти комиссаров главную роль сыграли социалистические партии, прежде всего меньше-вики и эсеры. Они решили заменить назначенных комиссаров на «правиль-но» избранных (т.е. на основании всеобщего избирательного права). С весны до осени 1917 г. они вели кампанию против «назначенных» и невольно, таким образом способствовали ослаблению власти центра на местах. Во многих местах к осени 1917 г. меньшевики и эсеры сменили прежде назначенных комиссаров. Однако этот институт власти был ослаблен и дезорганизован. В дискредитации власти комиссаров роковую роль сыграл и продовольственный кризис (комиссары, как правило, возглавляли местные продовольственные органы). Массы населения возлагали на них ответственность за начавшийся в стране голод, дороговизну, растущую анархию.

 

5. Нарастание советизации России и кризис земского и городского самоуправлений

К октябрю 1917 г. Россия покрылась густой сетью Советов (по неполным данным, их насчитывалось 1429). Усиление властвования Сове-тов определялось ослаблением органов власти Временного правитель-ства. Для развития Советов в городах пригодились навыки самоуправления, приобретенные рабочими в условиях капиталистической фабрики — больничные и страховые кассы, кооперативы, профсоюзы, советы старост, воскресные школы. Сила Советов была не только в них самих, но и в системе тех общественных организаций, которые они представляли (солдатские комитеты, профсоюзы, рудкомы, советы старост, фабзавкомы и др.).

Советы крестьянских депутатов формировались на традициях рус-ской крестьянской общины. Она являлась, как известно, поземельной соседской организацией мелких непосредственных производителей, эконо-миическим объединением и низшей административной единицей. Регулиро-вание внутриобщинных отношений производилось на основе заложен-ных в общине принципов общественной организации, нашедших выраже-ние в неписаном обычном праве. Эти принципы были базисными как для всего крестьянского мира, так и для отдельных членов общества: кол-лективизм, сход, авторитет старосты, взаимная поддержка и выручка, артельная форма труда, социальная справедливость. Основными орга-нами сельского общественного управления были сельский сход (в 1917 — съезд депутатов Советов), сельский староста и его заместители: поле-вые, лесные, сенокосные (в 1917 г. — президиум Совета, исполком). Общин-ные традиции проявились особенно значительно в работе низовых Сове-тов.

Временное правительство противопоставляло Советам местные органы самоуправления (губернские и уездные земские собрания, город-ские думы и их управы, которые были созданы на территории всей России, а ранее отсутствовали в национальных окраинах). Роль самоуправления все больше брали на себя Советы, а введенные летом 1917 г. в волостях и национальных окраинах земства не успели развиться. «В деревне ситуацию могло спасти укорененное всесословное земство, — отмечали П.В. Воло-буев и В.П. Булдаков, — но такое редко где существовало; отсутствовала также сбалансированность самоуправления различного уровня (от губернского до волостного). В этих условиях реальной низовой властью становились сельские сходы...»

Углублению кризиса органов местного самоуправления способ-ствовал ряд обстоятельств:

1) осенью 1917 г. они сильно политизировались, начали отходить от своих непосредственных функций заботы о нуждах населения, теряли связь с избирателями, с народом;

2) в дни корниловского мятежа на городские думы пала тень причаст-ности к его организации и сочувствия корниловцам. По крайней мере вопрос о роли кадетов-гласных в организации мятежа обсуждался в муници-палитетах, Советах и повсеместно. Выступление кадетов на стороне корни-ловских мятежников — одна из причин того, что не городские думы, а Советы стали центрами борьбы с корниловщиной (при них возникли «Ревкомы — Комитеты спасения Родины и революции»).

Общие выводы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.