Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, система управления территориями, в широком смысле, оказалась фактически разорвана




За последние годы значение административно-территориального устройства субъектов РФ фактически утратило свою значимость, став фактически дублирующим фактором территориальной организации местного самоуправления.

I. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления в целях повышения доступности муниципальной власти для населения (возможность реорганизации муниципальных районов и учреждение органов местного самоуправления на уровне районов крупных городов).

- № 6719

- № 6720

В связи с праздником

УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ!

«День независимости России 2015»

движение пригородных поездов устанавливается -

 

11 июня – по рабочему дню пятница,

12, 13 июня – по выходному дню суббота,

14 июня – по выходному дню воскресенье,

15 июня – по рабочему дню понедельник.

 

 

11, 12, 13, 14 июня назначаются поезда –

 

Ульяновск-Ц (отпр.08.30) –Димитровград (приб.10.45),

 

Димитровград (отпр.16.01) –Ульяновск-Ц(приб. 18.10).

 

 

Вопрос территориальной организации местного самоуправления является одним из самых сложных и общественно-значимых вопросов.

При рассмотрении вопроса о совершенствовании территориальной организации местного самоуправления, на наш взгляд, следует учитывать несколько важных аспектов:

 

1. Соотносимость территориальной организации местного самоуправления и административно-территориального устройства в субъектах РФ. В части 1 статьи 131 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Со вступлением в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были определены территории, на которых осуществляется местное самоуправления, и даны определённые характеристики данных территорий. Так, согласно ч.1. статьи 10 ФЗ-131 местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Следует отметить, что в большинстве случаев территории муниципальных районов совпали с территориями существовавших в советское время административных районов, а во многих случаях городские и сельские поселения формировались на базе сельских советов, или, как например, в Ульяновской области, путем объединения 2-х или 3-х сельсоветов. При этом внутренняя организация городов областного значения также во многих случаях осталась прежней, только внутригородские районы не получили статус муниципальных, а остались административными в рамках существующего административно-территориального устройства субъектов РФ. Наибольшие изменения произошли с городами районного значения, они либо приобрели статус городских округов, либо стали городскими поселениями и вошли в состав муниципальных районов.

То есть можно сделать вывод, что территориальная организация местного самоуправления уже заранее была обусловлена сложившейся системой административного деления (во всяком случае, в Ульяновской области).

Вместе с тем, административно-территориальное деление, сохранившееся с советских времён, было обусловлено другими целями и задачами, которые исполняли местные органы государственной власти, другим уровнем участия государства в экономике и совершенно иным уровнем централизации управления, хотя, несомненно оно также зависело от сложившейся системы расселения, состояния инфраструктуры, местных традиций.

Проводимая на федеральном уровне административная реформа и падение численности населения (особенно в сельской местности) привела к перераспределению территориальных подразделений федеральных органов государственной власти. Стали формироваться территориальные (межрайонные) органы.

В результате появились межрайонные подразделения ФНС, МВД, ФРС, ФМС, Военных комиссариатов и т.д. Вслед за ними стали оптимизировать свои сети такие организации, как "Сбербанк", УФПС.

При этом формирование межрайонных отделений территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также места их размещения подчинялись только ведомственной логике (качество зданий, эффективность руководства и т.д.). Центры размещения федеральных межрайонных структур в настоящее время никак не соотносятся с административно-территориальным устройством, а обусловлены иными причинами.

Местные, районные власти обладают только ограниченным перечнем полномочий, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти не привязаны ни к муниципальному, ни к административно-территориальному делению.

Территориальных подразделений органов государственной власти субъектов также не слишком много, поскольку гораздо легче передать отдельные государственные полномочия на уровень муниципальных районов и городских округов, чем формировать территориальные подразделения для их исполнения. Тем более, что объём выделяемых из бюджетов субъектов РФ субвенций на исполнение переданных государственных полномочий не всегда соотносится с реальной стоимостью исполнения полномочий.

В результате, на государственному уровне отсутствует четкая и понятная система управления территориями и территориальной организации институтов публичной власти, отсутствуют нормальные критерии доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.

В этой связи полагаем, что на федеральном уровне, исходя из современных реалий, должны быть сформированы единые принципы административно-территориального устройства субъектов РФ и размещение территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, территориальных подразделений органов государственной власти субъектов должно быть с ним соотносимым.

В случае реорганизации органов местного самоуправления муниципальных районов в низовые органы государственной власти субъектов РФ должна быть изменена и административно - территориальная организация субъектов РФ в целях выстраивания наиболее эффективной и качественной работы всех территориальных подразделений и не только регионального, но и федерального уровня и в целях улучшения доступности государственных услуг для населения.

2. Оптимизация расходов на аппарат управления. Как отмечается в "Основных направлениях бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов": необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.

Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.

Таким образом, в качестве результата изменения территориальной организации местного самоуправления должно выступать устранение дублирования властных полномочий на одной территории.

Вместе с тем, речь можно вести не столько не о дублировании реализации полномочий, сколько о некачественной организации их исполнения и межуровневой, межмуниципальной несогласованности исполнения полномочий.

Во многих случаях ключевые полномочия передаются с уровня поселений на уровень муниципальных районов в силу отсутствия кадровых и финансовых ресурсов для их исполнения на поселенческом уровне. Вместе с тем, район не создает территориальные подразделения в поселениях, а замыкает исполнение этих полномочий на себя. В то же время территориальный отрыв (лица, исполняющие переданные полномочия, как правило, работают в административном центре) вынуждает обращаться к муниципальным служащим поселений за содействием в реализации данных полномочий и, кроме того, население вынуждено тратить время на дополнительные обращения в административный центр района.

Также следует отметить, что наиболее редко полномочия в район передавали поселения, являющиеся административными центрами муниципальных районов. Вместе с тем именно между администрациями административных центров поселений и администрациями районов можно было наблюдать конфликтные взаимоотношения и осуществление одних и тех же управленческих функций в отношении одной территории.

Кроме того, население часто выражало непонимание существованием двух сходных по функциям административных органов в одном населённом пункте.

Поэтому в целях исключения дублирования многих полномочий на одной территории, в ряде субъектов РФ, в том числе в Ульяновской области, администрации районов перешли к осуществлению всех полномочий центральных поселений путём упразднения поселенческих администраций.

В этой связи, в случае реорганизации муниципальных районов следует учитывать, что в отдельных субъектах РФ полномочия исполнительно-распорядительных органов в административных центрах муниципальных районов исполняются администрациями районного уровня и, соответственно, потребуется восстановление исполнительно-распорядительных органов поселений.

 

3. Еще одним рисковым моментом реорганизации муниципальных районов является реальная возможность исполнения всех полномочий по решению вопросов местного значения поселениями самостоятельно.

Как отмечается в распоряжении Правительства РФ от 26.03.2013 № 435-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения":границы и статус муниципальных образований во многих случаях установлены без учета экономического потенциала территории муниципального образования, сложившейся в субъектах Российской Федерации системы расселения населения. Следствием этого становится неспособность органов местного самоуправления небольших (в первую очередь сельских) поселений самостоятельно осуществлять все полномочия, в связи с чем распространяется практика заключения соглашений поселениями и муниципальными районами о передаче последним вопросов местного значения (в 2012 году более 79 процентов поселений заключили соответствующие соглашения).

В настоящее время ряд ключевых полномочий поселенческого уровня переданы с уровня поселений на уровень муниципальных районов. В случае перехода на одноуровневое осуществление местного самоуправления во многих поселениях может оказаться недостаточно кадровых и финансовых ресурсов для их самостоятельного осуществления. Особенно опасения вызывает возможность органами местного самоуправления поселений самостоятельно осуществлять полномочия по следующим вопросам местного значения:

- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Полномочия по этим вопросам наиболее часто передаются на уровень муниципальных районов, кроме того на районный уровень, как правило переданы полномочия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Имеется вероятность, что в дальнейшем эти полномочия будут осуществляться органами местного самоуправления поселений.

 

В этой связи имеются сомнения в возможностях поселенческого уровня местного самоуправления самостоятельно осуществлять указанные полномочия без укрепления финансовой обеспеченности местных бюджетов и без значительного повышения статуса муниципальных служащих и иных способов привлечения на муниципальную службу грамотных, профессиональных сотрудников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.