Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методик диагностики особенностей мышления




Характеристика методик диагностики памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая – память, основанная на повторении материала без его осмысливания. Память оперативная – вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Память непроизвольные – запоминание без специальной установки. Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Для изучения объема памяти используются следующие методики: методика изучения объема кратковременного запоминания по Джекобсону, сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий (роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти)

Для изучения особенностей запоминания используются методики: изучение опосредованного запоминания (определение влияния системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий), исследование преобладающего типа запоминания (стимульный материал – тексты, выстроенные в соответствии с характеристиками репрезентативных систем)

совокупность приемов и методик, направленных на получение диагноза психологического особенностей памяти.

Выявляются различные характеристики и виды памяти (объем и прочность долговременной, оперативной, зрительной и слуховой памяти). Диагностика особенностей памяти важна для решения задач школьной психодиагностики, в профессионально-психодиагностических обследованиях. Нарушения памяти нередко являются патогномичными по отношению к различным видам нервно-психических и соматических заболеваний. Состояние функций памяти в ряде случаев отражает динамику заболевания

 

• Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Виды мышления, выделенные по различным основаниям
По форме Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач Теоретическое Практическое
По степени развернутости Дискурсивное Интуитивное
По степени оригинальности и новизны Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое)

 

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление возможно изучить только с помощью самонаблюдения. Сейчас психология располагает целым комплексом методов изучения мышления. Под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии речи..

Начальный момент мышления – проблемная ситуация – поиск подходящих способов, правил, средств. Завершается формулировкой гипотез, выбор способов решения, появлением чувства понимания.

Многие методы изучения мышления посвящены этой фазе – методы изучения влияния прошлого опыта, установки, ригидности-лабильности, активности.

Вторая фаза – исполнительное действие, найденные средства используются для решения и проверки гипотез. При отсутствии 1 фазы – мышление импульсивное, при наличии 1 фазы – рефлексивное, имеются микро и макростратегии.

Влияние на мышление оказывает возраст человека, его индивидуально-психологические и социально-психологические особенности: тревожность, экстра- интровертированность, полезависимость - поленезависимость, аналитичность - синтетичность, рефлексивность - импульсивность.

Одним из ведущих показателей мышления – активность (продуктивность) – количественные показатели вербального и невербального мышления в вариантах дивергентного и конвергентного мышления, выявление оптимального режима умственной работоспособности.

Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы человека (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов, социальной активности), целенаправленности, определяющей особенности стратегий, временных динамических свойств (замедленное, заторможенное), снижения или искажения уровней обобщенности признаков, критичности мышления.

В экспериментальных исследованиях выявлены зависимости особенностей мышления от возраста, пола, уровня образования, эмоционального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожиданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.