КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы и проблемы диагностики личности
Тест меры музыкальной одаренности К.Сишора Характеристика методик диагностики способностей.
способности Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Не сводятся к наличным ЗУНам, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих ЗУНов • Общие – интеллектуальные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности. • Специальные – определяются по отношению к отдельным специальным видам деятельности. • Не прогнозирует достижения в музыкальной деятельности, но предсказывает овладение специальностями, требующими слухового различения (звукооператор, радиотелеграфист). 6 субтестов – различение высоты, громкости, ритма, длительности, тембра звуков, тональную память. С 4 класса. Тест технического мышления Беннетта • Предполагает знакомство с инструментами, приборами, знание основ механики из повседневной жизни. • Для диагностики учащихся старших классов, взрослых, поступающих на обучение в технические учебные заведения.
• Личность – системное качество, характеризующее включенного в общественные отношения индивида. Это системное качество приобретается индивидом в предметной деятельности, при взаимодействии и общении с другими людьми. • Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Исследователи единодушно признают, что феномен личности существует и относится в психологической науке к числу базовых объектов исследования и столь же единодушно считают, что проблема объективного определения сущности личности, ее объяснения, является одной из труднейших. • Личности посвящено множество теорий, собран большой экспериментальный материал. Но все эти факты столь различны и противоречивы, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несостоятельности, практически невозможно. • Многие психологические теории неполны, односторонни, туманны, не определяют понятие личности и ее структуру. • Только решив теоретическую проблему определения понятия, можно искать измерительные инструменты. • Наоборот – определение через результаты измерений может оказаться несостоятельным и опасным. • Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловлены ее структурой и условиями реальной жизнедеятельности. • С точки зрения выявления и анализа структуры личности самыми распространенными являются 2 группы методов – опросники и проективные методики.
21. Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты). • Совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств личности. • Классификация личностных опросников: типологические, черт личности, мотивов, интересов, ценностей, установок. Это субьективые методики • Объединяющим признаком для стандартизированных самоотчетов (опросников) и психосемантических методик является опора на способность испытуемого к рефлексии.Дифференцирующим признаком – уровень индивидуализации описываемых признаков. Опросники опираются на более или менее типизированные, обобщенные описания свойств, тогда как психосемантические методики с каждым клиентом выстраивают его, сугубо индивидуальную «картину» взаимоотношений с окружающим миром. Преимуществом опросников может выступать легкость в проведении и относительная легкость в обработке, эти процедуры могут быть доверены психометристу. Но процесс толкования требует значительно более высокой квалификации, нежели необходимо для объяснения результатов тестов интеллекта. Основная сложность заключается в учете разнонаправленных тенденций, гармоничном сочетании различного рода факторов, объяснении той или иной уникальной совокупной выраженности черт. Стандартизированные самоотчеты являются самыми уязвимыми со стороны критики методиками из-за того, что для получения адекватных результатов, необходимо получение от испытуемого доверия, как к ситуации обследования, так и к специалисту, осуществляющему процесс обследования. 22. Характеристика теста MMPI – Миннесотский многопрофильный личностный опросник (СМИЛ, ММИЛ).
• Разработчики ставили перед собой задачу разработать удобную и простую для широкого применения клиническую методику, позволяющую различать норму и психические заболевания. Для составления утверждений использовались жалобы больных, описания симптоматики в клинических руководствах и ранее разработанные опросники. • Первоначально составленные утверждения были предъявлены группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели сопоставили с данными разных клинических групп. Итог – отбор утверждений, которые достоверно дифференцировали здоровых от больных. Эти утверждения объединили в шкалы названные в соответствии с клинической группой, по которой шкалы валидизировались • Последующие проверки и исследования MMPI привели к тому, что трактовка его возможностей изменилась. Если первоначально он рассматривался как средство вспомогательного психиатрического диагноза, то в настоящее время он считается инструментом, измеряющим степень сходства испытуемого с характерными личностными особенностями тех групп лиц, по которым валидизировалась шкала. • Содержание заданий охватывает такие области как здоровья, социальные, политические, религиозные, сексуальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, наиболее известные невротические и психотические типы поведения, такие как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, садистские и мазохистские наклонности. • Состоит из 550 утверждений, на которые испытуемый должен ответить верно, неверно, не знаю. Для ускорения анализа ответов были разработаны системы числового кодирования профилей личности. Классический вариант – 13 шкал, 3 контрольных (L-лжи, F-достоверности, K-коррекции) и 10 основных. : 1 - ипохондрии, 2 - депрессии, 3 - истерии, 4 - психопатии, 5 - мужественности - женственности, 6 - паранойи, 7 - психастении, 8 - шизофрении, 9 - гипомании, 0 - интроверсии. Эти шкалы не определяют диагноза, а являются скорее индикаторами личностных реакций. Интерпретация шкал проводится не столько на основе степени подъема по той или иной шкале, сколько на основе сочетания шкал профиля.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |