Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология обучения младшего школьника




О структуре учебной деятельности

О теории начального обучения

Статья опубликована в ж. «Народное образование», 1963, № 4. Д. Б. Эльконин обсуждает здесь необходимость объединения усилий дидактики и методики начального обучения с детской и педагогической психологией с целью разработки теории, которая бы обеспечивала младшим школьникам усвоение научно-теоретических знаний, способствующих их умственному развитию. Эта теория должна преодолеть недооценку познавательных возможностей младших школьников и стать основой разработки новых программ и новых методов начального обучения (экспериментальные предпосылки для этого уже имеются).

Материалы обсуждаемой статьи актуальны до сих пор — при значительных успехах экспериментальной работы содержание и методы массового начального образования в принципе остались теми же, чтр и при первой публикации этой статьи. Руководствуясь новой концепцией среднего образования (1988), необходимо усовершенствовать начальное обучение, используя при этом идеи Д. Б. Эльконина.

Текст под тем же названием был написан в середине 1960-х гг. и предназначался для журнала или сборника, но никогда не публиковался. Это одна из первых работ Д. Б. Эльконина, в которой изложено его понимание строения целостной учебной деятельности (учебные мотивы, задачи, действия) и намечен общий метод ее формирования у младших школьников (в этом возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности). В последующие годы научный коллектив, работающий под руководством Д. Б. Эль-


конина, проводил экспериментальные исследования, опираясь на такое понимание структуры учебной деятельности, и получал материалы, позволившие создать развернутую ее теорию (см.: Д. Б. Эльконин, 1974 — работа опубликована в этих трудах; В. В. Давыдов, 1972, 1986).

Научно-популярная брошюра под этим названием вышла в 1974 г. в изд-ве «Знание». Она была предназначена для учителей начальных классов и родителей младших школьников. Однако именно в этой брошюре Д. Б. Эльконин развернуто изложил основы теории учебной деятельности (текст брошюры суммировал содержание трех предыдущих материалов, имеющихся в данных трудах Д. Б. Элько-нина,— «Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения», «О теории начального обучения», «О структуре учебной деятельности»).

Сущность этой теории, согласно Д. Б. Эльконину, состоит в следующем. Учебная деятельность — основная и ведущая в младшем школьном возрасте (хотя, конечно, она сохраняет свое большое значение и в последующих школьных возрастах). Ее содержание — научно-теоретические знания, усвоение которых способствует развитию у младших школьников словесно-логического, рассуждающего мышления, а также их общему психическому развитию (произвольного поведения и т. д.). Учебная деятельность имеет специфическую структуру (особые учебные мотивы, задачи, действия и операции). При решении учебных задач посредством особых действий дети овладевают обобщенными способами ориентации в той или иной научной области (лингвистике, математике и т. д.). В процессе формирования учебной деятельности дети постепенно овладевают умениями самостоятельно выполнять отдельные ее компоненты (особенно важны среди них контроль за своими действиями и оценка их результатов). Обсуждаемые в брошюре теоретические положения снабжены яркими примерами и иллюстрациями на различном учебном материале.

Вместе с тем в этой брошюре Д. Б. Эльконин наметил социальное назначение начального образования в системе единой средней школы: наряду с привитием школьникам умений и навыков чтения, письма и счета оно призвано формировать у них желание и умение учиться (т. е. полноценную учебную деятельность). Это назначение начальной школы нашло четкое выражение в новой концепции среднего образования (1988).

Основы теории учебной деятельности, сформулированные Д. Б. Элькониным, были конкретизированы, уточнены и развиты в работах его сотрудников и последователей (см.: В. В. Давыдов, 1972, 1986; В. В. Репкин, 1976; Формирование учебной деятельности школьников, 1982; Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности, 1983; и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.