Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема обучения и развития в трудах л. С. Выготского




Концепция л. С. Выготского о психическом развитии человека

Очерк научного творчества л. С. Выготского

Вступительная статья к болгарскому изданию некоторых работ Л. С. Выготского (Виготски Л. С. Мислене и реч. София, 1983); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина.

Д. Б. Эльконин неоднократно публиковал статьи, посвященные психологическим взглядам Л. С. Выготского; в сжатом виде они представлены в публикуемой статье. При описании жизненного пути Л. С. Выготского дается глубокий анализ основных его работ («Психология искусства», «Исторический смысл психологического кризиса», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь» и др.) и подробно раскрывается их вклад в становление методологических основ советской психологии, культурно-исторической теории психического развития человека, в детскую и педагогическую психологию и дефектологию.


Послесловие к тому 4 Собр. соч. Л. С. Выготского (М., 1984); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина. В работе развернуто раскрывается подход Л. С. Выготского к движущим силам и условиям психического развития человека, к периодизации этого развития, к своеобразным особенностям его отдельных Периодов. Вместе с тем убедительно показано непреходящее значение концепции Л. С. Выготского для современной психологии.

Д. Б. Эльконин выявил сущность стратегии теоретических работ Л. С. Выготского — стремление к единству генетического, функционального и структурного анализа сознания. Соответствующая концепция была тесно связана с нуждами народного образования. В этой концепции был сформулирован основной закон психического развития — все функции сознания человека первоначально имеют внешнюю форму социальных отношений людей и лишь затем в процессе интериоризации становятся функциями индивидуального сознания.

Л. С. Выготский, как и некоторые другие советские психологи, подошел к идее о связи детства с историей общества, об историческом происхождении периодов детства, выделив при этом два существенно разных типа этих периодов (стабильные и критические периоды). Л. С. Выготскому принадлежит мысль о том, что психическое развитие осуществляется в процессе обучения человека, а в самом обучении должна найти воплощение логика исторического развития той или иной системы способностей.

Некоторые положения концепции Л. С. Выготского нуждаются в современном развернутом экспериментальном обосновании.

Статья опубликована в ж. «Вопросы психологии», 1966, № 6, к семидесятилетию Л. С. Выготского. В 1960-е гг. Д. Б. Эльконин со своим научно-исследовательским коллективом интенсивно изучал проблему связи психического развития детей с их обучением и стремился найти теоретические основы своих исследований в работах Л. С. Выготского.

В статье показано, что подход Л. С. Выготского к данной проблеме был неотрывен от его теории исторического развития психических функций, согласно которой их корни нужно искать не внутри, а вне человека. Эта теория отвергала представления о психическом развитии как детерминированным изнутри — процесс развития осуществляется через усвоение человеком исторически сформировавшейся культуры. Усвоение и развитие — единый процесс. Л. С. Выготский, его ученики и последователи разработали оригинальный экспериментально-генетический метод исследования этого процесса (метод восстановления генезиса и развития какой-либо психической функции в специально созданных условиях обучения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.