КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зодчество
Издавна на Руси было развито деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Была характерна многоярусность строений, различные башенки и терема. Резьба по дереву украшала деревянные строения. Каменное строительство началось на Руси в конце Xвека после принятия христианства. Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первые русские храмы в том числе и Десятинная церковь, были построены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Но уже Софийские Соборы, построенные в Киеве в 1037 г. и в Новгороде в 1050 г., сочетали в себе и славянские, и византийские традиции. Например, купол луковичной формы характерен именно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола. В Древней Руси, как и в Византии, утвердился крестово-купольный тип христианского храма. Рассмотрим схему его возведения. Сначала храм ориентировали по сторонам света: центральный вход в храм должен был располагаться с западной стороны, алтарь - с восточной. В плане храм представлял собой квадратную, прямоугольную или крестообразную форму. Внутри храма устанавливали четыре, шесть или восемь столбов-опор. Иногда их называют колонны или столпы. Система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами (неф по-латински означает корабль). Нефы - это межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефы - основа храма, где собирались верующие для молитвы. Количество продольных нефов всегда нечетное: 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Поперечный неф, пересекающий основной продольный неф, называется трансепт. Он должен быть по ширине таким же, как и продольный. Квадратное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Рассмотрим устройство самого простого варианта четырехстолпного храма, которое является основным композиционным ядром всех видов крестово-купольных храмов. Итак, точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагаются четыре главных столба. Столбы связаны между собой подпружными арками. На арки опирается барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. Со столбов на стены перекидываются арки, несущие полуцилиндрические своды. Пространства между ребрами арок заполняют вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус. Полукруглое завершение участка стены, закрывающее внутренний цилиндрический свод и повторяющее его полукруглое очертание, в русской архитектуре называется закомара. Барабан и купол образуют главу. На главе расположен крест. Верхний конец нижней наклонной перекладины креста указывает на север — «страны полунощные». Число глав на храме символично (например, пятикупольный храм — Христос и четыре евангелиста, тринадцатикупольный — Христос и 12 апостолов). Иногда к основному церковному зданию примыкает дополнительный храм, называемый приделом. Вход в храм, обрамленный порталом, располагается с западной стороны. Портал (лат. porta — ворота) — главный вход большого архитектурного сооружения, имеющий обрамление с богатой орнаментацией. Перед входом в храм устраивают пристройку, которая называется притвор. Он обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. В притворе находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника. С восточной стороны располагается алтарь, где происходит важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдается полукруглыми выступами - апсидами. Апсиды кроются полукруглыми конхами. В алтаре размещается престол - возвышение, на котором проходит таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Севернее алтаря устраивают жертвенник, а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Перед алтарем находится специальное возвышенное место - амвон, с которого читаются библейские тексты и произносятся проповеди. Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой - иконостасом -это высокая перегородка, состоящая из нескольких рядов икон. Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах. Первая каменная церковь на Руси – Десятинная – Успения Пресвятой Богородицы. Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он был между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность. В 1240 г. Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. В 1385—90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1630 г. Был отреставрирован и при нём основан мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 г., когда он окончательно приобрёл нынешний облик. В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке (1030-1060 гг.) Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно. Строительство получило широкий размах: только в Киеве в начале XI в. было 400 церквей. В XI в.Киев по богатству и значению считался третьим городом в Европе после Константинополя и Кордовы. Однако Киев был не единственным городом Древней Руси, их насчитывалось почти 90 и рост продолжался стремительными темпами, в результате Древнюю Русь называли «страной городов» – «Гардарик»
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |