Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция




Нормативно-правовое обеспечение деятельное в сфере здравоохранения

 

׀

Надотраслевое законодательство

Бюджетный кодекс

Трудовой кодекс

Гражданский кодекс

Административный кодекс

Уголовный кодекс

׀

Отраслевое законодательство

Здравоохранение

Лекарственное обеспечение

Сан-эпидем. благополучие

׀

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Указы Президента Российской Федерации

Постановления и решения Правительства Российской Федерации

Приказы министерства здравоохранения и социального развития

Иные нормативные акты министерства и других органов федеральной

власти (письма, инструкции, методические указания и т.д.)

׀

Законодательство субъектов Федерации

׀

Подзаконные акты субъектов Федерации

׀

Нормативные акты муниципального уровня

Рис. Схема нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере здравоохранения

 

Предусмотренная ст. 8 Конституции РФ свобода конкуренции, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения, конкуренцию и свободу выбора при оказании и при получении медицинской помощи, что создает реальную основу для повышения ее качества. В статье 11 определена роль органов местного самоуправления не входящих в систему органов государственной власти, что также является основой функционирования инфраструктуры муниципального сектора здравоохранения.

Разграничения предметов ведения между федеральными органами гос.власти и органами государственной власти субъектов Федерации, определенные в ст.72 Конституции РФ, касаются в том числе и здравоохранения. В КонституцииРФ содержатся иные важнейшие положения, составляющие основу правового регулирования отношений по оказанию медицинской помощи. Речь идет о ст. 41, которая закрепляет право каждого человека на охрану здоровья.

 

В сфере здравоохранения органы власти субъектов Федерации решают вопросы:

· организации оказания специализированной медицинской помощи в диспансерах и других специализированных мед.учреждениях;

· организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

· организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.

 

В рамках административной реформы на основании ФЗ!Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»от 6 октября 2003г. №131-ФЗ произошло разделение ответственности между органами власти субъектов Федерации и органами власти муниципальных образований.

Статья 15 данного закона регламентирует вопросы местного значения муниципального района, а пункт 12 – вопросы организации оказания на территории муниципального района скорой мед.помощи, первичной медико-санитарной помощи, мед.помощи женщинам в период беременности. Муниципальный район должен иметь иметь инфраструктуру, которая обеспечила бы оказание указанных видов помощи населению на территории всего района. Ответственность за финансирование, доступность и качество медицинской помощи на территории муниципального района в соответствии с данным законом лежит на муниципальной власти района.

Статья 16 закона посвящена вопросам местного значения городского округа. Пункт 14 этой статьи регламентирует организацию оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, городском округе в соответствии с данной статьей, так же как и в муниципальном районе, инфраструктура должна соответствовать тем задачам, решение которых определено законом. Органы муниципальной власти городского округа должны выполнять и расходные обязательства по организации оказания перечисленных выше видов помощи, их доступность и качество.

Значительное количество поправок внесено в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.№ 5487-1.

Основные изменения, внесенные в Основы законодательства:

> отнесение обеспечения специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ, к расходным обязательствам РФ;

> отнесение специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; оказание медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении к полномочиям и вытекающим из них расходным обязательствам органов государственной власти субъектов РФ;

> отнесение организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях.

 

Существенное влияние на формирование состояния здравоохранения оказывают нормы Гражданского кодекса (ГК) РФ. Современный этап развития российского общества, связанный с использованием рыночных механизмов, обусловил иные подходы к так называемым «нетоварным», неимущественным, как считалось раньше, сторонам жизни. Все это в полной мере относится к здравоохранению.

Тенденции использования норм гражданского права наметились с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991г. № 1499-1. В нем впервые в сфере здравоохранения на законодательном уровне принята попытка установления договорных отношений в системе медицинского страхования. Эти договоры носили в большей степени формальный характер и служили для оформления сложившихся отношений и не могли урегулировать эти отношения в самой их сути. Но и это было значительным шагом вперед по сравнению с тем, что ранее вообще отсутствовало какое-либо оформление отношений в этой сфере.

В настоящее время практически все отношения, связанные с реализацией права на охрану здоровья, могут быть предметом судебной защиты. Прежде всего, речь идет об обжаловании в суд любых решений, действий, а также бездействия органов и должностных лиц всей системы здравоохранения.

 

На федеральном уровне базовыми правовыми актами, обеспечивающими деятельность по оказанию гражданам медицинской помощи, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ, от 02.12.2000 № 139-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 № 151-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2288). Этот законодательный акт регулирует деятельность всей системы здравоохранения в современной России.

Основы законодательства определяют основные принципы охраны здоровья граждан; компетенцию в области охраны здоровья для органов власти всех уровней (федерального, субъектов Федерации, местного самоуправления); сектора системы здравоохранения: государственный, муниципальный и частный; источники финансирования отрасли; порядок выдачи лицензий структурам, работающим в любом секторе здравоохранения.

«Основами...» законодательно регулируются права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья, деятельность системы здравоохранения при возникновении чрезвычайных ситуаций в стране.

Впервые определяются: права пациента; право граждан на информацию о состоянии здоровья; согласие пациента на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства; оказание медицинской помощи без согласия пациента; права и меры по социальной защите медицинских и фармацевтических работников: право на занятие медицинской деятельностью, порядок выдачи лицензий на определенные виды деятельности, право на занятие частной медицинской практикой, право на занятие народной медициной (целительством).

Гарантируются: виды медицинской помощи; определен порядок применения новых методов медицинского воздействия; виды медицинской экспертизы. Определены следующие понятия: лечащий врач и семейный врач; профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации; социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников; оплата их труда.

Медицинское страхование в РФ регулируется:

> Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1, Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 23.12. 2003 № 185-ФЗ. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24. 12. 1993 № 2288, Федеральным законом от 01.07.19941 9-ФЗ);

> Постановлением ВС РСФСР от 28 июня 1991 г. № 1500-1 О порядке введения в действие Закона РСФСР о медицинском страховании граждан в РСФСР;

> Постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. №41 «О мерах по выполнению закона РСФСР О медицинском страховании граждан в РСФСР, (данный документ был изменен Постановлением СМ-Правителства РФ от 11 ноября 1993г. №1018);

> Постановлением ВС РФ 22 мая 1992 г. № 2821-1 0 досрочном введении в действие Закона РСФСР О медицинском страховании граждан в РСФСР;

> Письмом Госналогслужбы РФ от 10 июля 1992 г. № ЮУ-4-1039 О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан».

> Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского Утверждено Постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1);

> Постановлением СМ- Правительства РФ от 11 октября 1993 г. №1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «0медицинском страховании граждан в РСФСР»;

> Примерными правилами добровольного медицинского страхования. (Утверждены Распоряжением Росстрахнадзора от 12 октября 1993 г. № 02-03-44);

> Типовыми правилами обязательного медицинского страхования. (Утверждены Федеральным фондом ОМС 1 декабря 1993 г.);

> Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251 «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование».

Кроме того, законодательные регуляторы поведения участников страхового процесса заложены в Конституции РФ, ГК РФ, Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

В РФ в настоящее время существует достаточно полное, структурированное законодательство, регулирующее деятельность в сфере здравоохранения, регламентирующее права и обязанности всех участников взаимоотношений по оказанию медицинской помощи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.