Информация по данному вопросу
| Текст 1.
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Текст 2.
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, «нарышкинское барокко») – использовало конструктивные элементы древнерусской архитектуры
Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) – совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы – Санкт-Петербурга.
Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) – синтез петровского и московского барокко с североитальянским влиянием. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли. Отсюда второе название этого вида барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., использовало основные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Мастеру свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. Елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
Источник: Википедия
Текст 3.
Архитектурные стили Петербурга.
Текст 4.
Растрелли БартоломеоФранческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700—1771 гг.)
Б. Ф. Растрелли родился в Париже. Его отец — выдающийся скульптор Б.К. Растрелли заключил контракт с русским представителем во Франции и в феврале 1716 г.вместе с сыном Бартоломео Франческоприехал в Петербург. Отец-скульптор Он оказал большое влияние на своего сына-архитектора.
Первоначальное художественное образованиеБ. Ф. Растрелли получил в Париже, где он, возможно, участвовал в выполнении отцовских заказов. По приезде в Россию он также трудился как ученик и помощник отца, помогая ему в разработке различных проектов, в частности Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля. Сотворчество сына и отца продолжалось, по всей вероятности, и в дальнейшем.
- К 1720-м годам относятся первые петербургские постройки Б. Ф. Растрелли.
- В период 1725-1730 гг.он профессионально совершенствуется за границей.
- В 1730-начале 1732 г. работал в Москве, построив дворец в Кремле и приступив к возведению загородного дворца для Анны Иоанновны - Анненгофа на р. Яузе.
- С весны 1732 г. Растреллистановится руководителем строительства нового Зимнего дворца и первым придворным «обер-архитектором».
- Далее следуют 30 лет плодотворной работы мастера во славу России.
- В 1762 г. Растрелли вновь выезжает за границу. 24 октября 1763 г.возвращается и, получив окончательную отставку, навсегда покидает Россию, где он вдохновенно трудился в течение 48 лет.Его последняя российская работа относится к 1765 г., когда он выполнил несколько небольших проектов для Рундальского дворца в Латвии.
- С 1766 г.до своей кончины в 1771 г. Растреллижил в г. Лугано (Швейцария). Место смерти и захоронения мастера неизвестны.
По проектам Б.Ф. Растрелли возводились дворцы и культовые здания в Москве, Киеве, Прибалтике. Но главные и наиболее совершенные творения мастера находятся в С-Петербурге и его пригородах. Здесь Растреллипостроил Воронцовский и Строгановский дворцы, Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец в Петродворце, Царскосельский дворец в Пушкине и там же -павильоны «Эрмитаж» и «Грот».
Неподражаемый мастер виртуозного рисунка, широко образованный человек, наделенный неисчерпаемой фантазией, исключительным чувством масштабности и пластичности,Растрелли создал шедевры архитектуры русского барокко.
Текст 5. Елизавета Петровна
Дочь Петра Великого Елизавета Петровна взошла на престол в 1741 году, свергнув малолетнего Ивана VI. У столичной знати (двор вернулся в Петербург в 1730 году), осознавшей себя империей, появилось стремление к парадности, пышности, величию. Этот период в архитектуре называют елизаветинским хронологически. Также он называется высоким, растреллиевским барокко. Временные рамки той поры относительно невелики: примерно 1740-1760 годы. Однако здания, возведенные в стиле елизаветинского барокко, оставили заметный след в архитектуре города и пригородов. К ним относятся:
– Аничков дворец (1741-1753),
– Строгановский дворец (1753-1754),
– Воронцовский дворец (1749-1757),
– Смольный собор (1748-1754),
– Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752-1758),
– Зимний дворец (1754-1762),
– Большой Петергофский дворец (перестроен в 1745-1755),
– Николо-Богоявленский морской собор (1753-1762),
– Дом И. И. Шувалова на Итальянской улице (1753-1755),
– Здания Александро-Невской лавры и другие.
Текст 6.
Декоративное убранство крупных соборов, дворцов, усадеб отличало разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. Усилилась цветовая гамма барокко (голубой, синий, желтый, розовый) в сочетании с белым декоративным орнаментом. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.
Главным мастером и символом елизаветинского барокко в Санкт-Петербурге был, безусловно, Бартоломео Растрелли, хотя наряду с ним в барокко трудились Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов, ПьетроТрезини и другие.
По традиции того времени наружное оформление дворцов было роскошным. Использовалась позолоченная лепнина и скульптура, в сочетании с белоснежным греческим ордером, великолепными витыми и позолоченными решетками перил балконов.
В состав парадных анфилад барочного дворца входили несколько гостиных, картинный зал, комнаты с восточными раритетами, парадная опочивальня, будуар, кабинет, библиотека. Кульминацией служили Тронный и Танцевальный залы. Появление интерьеров с гипертрофированными по отношению к человеку размерами и архитектурными элементами убранства знаменовало новый этап в решении дворцовых апартаментов.
Необыкновенное по своему размаху строительство развернулось не только в столице, но и на подступах к ней. Создание пышной барочной орнаментики требовало усилий сотен столяров, резчиков и позолотчиков, которых постоянно отправляли в Петербург со всех концов страны. Но нехватка опытных резчиков была настолько ощутимой, что мастеров приходилось специально выписывать из Москвы, где передававшийся по наследству опыт в обработке древесины восходил к древней традиции создания сложных многоярусных иконостасов. Для нужд петербургского строительства привлекли также резчиков из отдаленных районов верхней Волги. Они резали из липы различные орнаментальные детали, превращая их в барочные завитки, которые «вплетались то полевые цветы, то подсолнухи, то дубовые листья, то камыш.
В се это требовало немалых материальных средств. Так постройка одного только Царскосельского дворца обошлась государственной казне в 8 миллиардов рублей на сегодняшние деньги.
В период расцвета «елизаветинского барокко начала формироваться обстановка парадных комнат, в состав которой традиционно входили золоченые или посеребренные консольные столики, стулья, кресла, канапе, торшеры и зеркальные рамы. Они традиционно снабжались изящно изогнутыми ножками. В середине XVIII века, помимо золочения, в моду вошла раскраска мебели – белая или цветная. Иногда фон и резьба красились в два тона, гармонируя с нарядной вышитой или штофной обивкой. Мебель отличалась большей утонченностью пропорций и изяществом контуров. В предметах мебели с преобладанием барочных черт объемная резьба часто покрывалась сплошной позолотой, а асимметричный растительный декор нередко соседствовал с аллегорическими элементами.
Текст 7.
|
| Центральная лестница в Большом Дворце Петергофа
| Зеркало в раме
|
|
| Канапе
| Столик туалетный
|
|
| Стол-консоль
| Фрагмент паркета Большого дворца в Петергофе
|
|