Мы знаем, что Москву называют Третьим Римом. Москву, а в ее лице и всю Россию называют наследницей античной культуры. Как это можно объяснить? Ведь мы знаем, что Русь как государство, возникла многими столетиями позже того, как перестала существовать античная цивилизация. И если Москва – действительно Третий Рим, то возможно ли появление Четвертого? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
Информация по данному вопросу
Текст 1.
Всё большее распространение получало христианство в Древнем Риме. Государство это считали вечным и непобедимым. И когда в 313 году эту религию официально признали в Риме, вместо одного государя появились два – светский и духовный. А империю теперь называли христианской и признавали отражением царства небесного на земле. Но, как известно, ничто не вечно.
Итак, на дворе 410 год. Западная Римская империя едва сдерживает нашествие варваров. Готы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к воротам Вечного города и осадили его. Римлянам поставлены позорные условия: они должны отдать всё своё имущество, рабов, золото в обмен на… Жизнь. И хотя горожане, ослабленные голодом и болезнями, уже готовы сдаться, вождю вскоре надоело ждать. Город был захвачен, разорён и наполовину разрушен. Величие и слава римского государства, считавшегося главным оплотом христианства, дали трещину.
В 455 году Рим снова был захвачен. На этот раз вандалами. Вторжение было разрушительным и жестоким и настолько потрясло римлян, что стало одной из самых кровавых страниц в истории древнего города. Последующие два десятилетия страна находилась в агонии. Она уже не способна была защитить своих жителей и стала беззащитна перед врагами. Наконец, в 476 году произошло Падение Западного Рима. Священная Римская империя – залог незыблемости христианского мира, представительница истинного царствия на земле, пала.
Законный наследник. Во время разделения Великого Рима на Западную и Восточную империи в 395 году раскол произошёл и в церкви. Началось противостояние православного Востока и латинского Запада. После крушения Западной Римской империи, Византия стала законной исторической, культурной и цивилизационной преемницей Великого Рима. Главными представителями христианской церкви теперь считали константинопольских патриархов. Отныне Константинополь стал мировым центром христианства.
Однако, спустя десять столетий существования, наступил закат и этой державы. Крах Византийской империи произошёл в 1453 году после захвата Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехмедом II.
Новая надежда.«Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть». Это отрывок из письма старца Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованное великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначавшееся для князя Василия III. Согласно наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В.С. Иконникова, мысль о том, что Москва – это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях Филофея. Идея «Москва – III Рим» была очень близка Руси, которую считали наследницей Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства XV-XVI века. Процесс формирования новой идеологии сопровождается принятием титула царя Иваном Грозным, а позднее – восхождением Русской Церкви на степень Патриаршества. Народ верил в духовную непобедимость Руси, и потому её называли Святой. На Святую Русь возложили важную миссию: хранить православную веру и защищать её от посягательств врагов.
В. Писарук «Москва – Третий Рим»
Текст 2.
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
- Для Византии характерна языковая общность (основным языком был греческий), религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
- В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
- Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
- Для византийской культуры характерны традиционализм и каноничность.
Текст 3.
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
Первые же произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и в человеке спасительной красоты-доброты как самого характерного мировоззренческого признака православия, воспринятого из Византии. Недаром послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде не видели!
Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют греческое происхождение.
Почти тысячу лет сознание духовной причастности к культуре Византии было органичным для православных подданных Российского государства. Естественно поэтому, что изучение истории, искусства и культуры родины православия было в России важной и престижной областью гуманитарного знания.
Г. Литаврин. «Византия и Русь»
Текст 4.
Интересно, что двуглавый орел на российском гербе появился еще в 16 веке. Как известно, именно такая птица украшала герб Палеологов, последней византийской династии, с которой русские правители пребывали в родстве с 15 века. Софья Палеолог – единственная наследница 200-летней династии Палеологов после захвата Константинополя турками была обвенчана Римским папой Павлом II c русским царем Иваном III в знак укрепления связей католичества и православия.
Текст 5.
Византия – это прежде всего православие, православная культура, возникшая как боговдохновенный синтез ближневосточных и греко-римских традиций и создавшая за тысячелетие своего существования уникальные духовно-культурные ценности в мистической жизни, в богослужении, в богословии, в искусстве (живописи, архитектуре, музыке, прикладном искусстве, поэзии и литературе), короче – в сфере созидания той Культуры, которая является прямым посредником между земным человеком и объективно существующим духовным миром. Византия обрела один из уникальных и приемлемых для многих народов путей к духовным сферам, в идеале – к Богу. Древние русичи стали одним из таких народов, и они по сей день, сознавая это или нет, живут во многом в этой византийской парадигме.
В.В. Бычков. Византия. Православие. Россия
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление
Составьте список черт культуры Византии, как государства, ставшего для мира Вторым Римом.
Понимание
Сравните вклад Византии и Москвы в становление основ мирового православия, используя предложенные тексты.
Применение
Напишите наиболее вероятный сценарий развития российского государства в случае утраты им православных устоев.
Анализ
Оцените актуальность возрождения традиций православной культуры в России, оцените политику главы нашего государства в этом отношении.
Синтез
«Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть» (старец Филофей, псковский Елеазаров монастырь). Суждено ли, на ваш взгляд, в современном мире появиться четвертому Риму?
Оценка
Создайте презентацию на тему «Москва – Третий Рим».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление