Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассвет над Европой




Предметное поле Искусство
Класс  
Типология Обучающая
Личностно-значимый познавательный вопрос Эпоху европейского средневековья в искусствознании называют «темными веками», длилась она примерно тысячу лет. По оценкам многих это был не самый лучший период в истории Европы. Что же послужило причиной того, что столь продолжительный и сложный культурный период сменился новым – эпохой Возрождения? И было ли Возрождение противоположностью средневековья? Сегодня ответим на эти вопросы.
Информация по данному вопросу Текст 1. Возрожде́ние или Ренессанс (от фр. Renaissance, итал. Rinascimento; — «снова» или «заново рожденный»). Это эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Ее примерные хронологические рамки — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительными чертами эпохи являются: светский характер культуры, интерес к человеку и его деятельности. Проявляется интерес к античной культуре, ее достижениям и идеалам, происходит как бы её «возрождение». Так и появился термин. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.   Текст 2. Это был самый больший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов. Ее характеризует развитие человеческой мысли, науки, страстность и разносторонность. Духовная общность деятелей, титанов Возрождения –явление исторически небывалое, невозможное с точки зрения средневекового сознания, с ее суровостью иерархических представлений. Общество первых в истории Европы интеллигентов состояло из служителей церкви и деятельных горожан, аристократов, художников и литераторов. Таким разношерстным было оно по своему составу. Всех их сблизила любовь к знаниям и вера в беспредельность духовных способностей человека, его ума. Магистральным мысленным взором времени стало убеждение в достоинстве человека, во имя которого и получила свое название философия Возрождения – гуманизм, а ее приверженцы стали называться гуманистами. Если для средневековой теологии (богословия) только Бог был единым предметом, достойным высокой мысли, то теперь его место занял человек, наделенный всеми его достоинствами. И душа, и тело, и поступки – все у нее признается замечательным или жаждущим к красоты. За образец берутся искусство и философия античности, будто заново открытые и воскрешенные. Отсюда и название эпохи Возрождения, которое впервые встречается в 1550 году в «Жизнеописаниях» художников, составленных итальянцем Джорджо Базаре. Энциклопедия для детей «Всезнайка» Текст 3. Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь. Отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико деллаМирандолы «Речь о достоинстве человека». Текст 4. Во все века жила, затаена, И жажда светлых, благостных веселий. Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь запели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданиях да Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Те плыли за Колумбом в даль Америк, Те – с Кортецом несли на чуждый брег Крест, чтоб с ним меч победно пронести. Стремились все открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда вскрыть все таинства природы. В.В. Брюсов Текст 5. Возрождение – качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его – переход от эпохи средневекового видения мира к новому восприятию человека и его места в мире. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения – в науке, религии, искусстве. Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения. Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключённую в названии, было не возвращением античности. Эстетика Возрождения стала результатом изучения античной философии и эстетики, их соединения с христианским мировидением и реалистическим сознанием народившегося буржуазного европейского общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания. Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры. Это была эра титанов, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В истории мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта. Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплощает суть ренессанского искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им. Информация Интернет-сайта
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление Составьте перечень основных черт эпохи Возрождения. Заполните схему «Черты эпохи Возрождения».
Понимание Объясни причины того, что на смену средневековому мировоззрению приходит новое, совершенно ему противоположное мировоззрение эпохи Возрождения.
Применение Выберите наиболее интересное для вас произведение эпохи Возрождения и проведите его публичную презентацию.
Анализ Какие особенности обязательно должны быть присущи произведению изобразительного искусства эпохи Возрождения? Составьте перечень.
Синтез Оцените значимость эпохи Возрождения для последующего развития европейской и мировой культуры. Представьте свои размышления в форме эссе.
Оценка Подготовь экскурсию-презентацию на тему «Возрождение – новый тип мышления и религиозности».

Мышкина С.А.,

учитель географии

Пасынкова Т.Н.,

учитель искусства

Вятская гуманитарная гимназия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.