КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковная музыка Средних веков
Доминанта религиозно-культовой музыки. Средневековая музыка – музыка хоровая, вокальная (однако вся «антропность» голоса должна была элиминироваться из соборного звучания). Орган как «избранный» инструмент.Двойственное отношение к музыке в клерикальной среде. Грегорианский антифонарий (собрание обиходных хоровых песнопений). Грегорианский жанр и стиль. Псалмодия – древнейший вид грегорианского пения. Гимн – следующий шаг в развитии церковного пения. Феномен мессы. Месса (от лат. mitto– посылаю, отпускаю) – 1) музыкальный жанр, циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов богослужения; 2) главное богослужение католической церкви (в православной традиции – обедня, литургия). Месса как богослужение совершается на латинском языке. Символический смысл мессы связан с обрядом «превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса». Некоторые разделы мессы читаются или речитируются (молитвы), другие поются (священные песнопения – соло или хором). Поющиеся части мессы разделяются на два вида: 1. особая месса (missa proprium): песнопения, посвящённые определённым воскресным и праздничным дням; их состав зависит от дня, в который совершается богослужение; при каждом богослужении он обновляется; восходят к псалмам; 2. обычная месса (missa ordinarium): пять постоянно присутствующих в мессе песнопении; сложились позже, вероятно, в следующем порядке: Sanctus, Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo. Песнопения особой мессы (missa proprium): 1. Introitus Antiphona ad introitum (Introitus – вступление, вход) – антифон, который исполняется тогда, когда священник идёт к алтарю. 2. Graduale, Responsorium graduale(от лат. gradus – ступень): песнопение, которое исполняется поочерёдно дьяконом, стоящим на ступенях амвона, и хором. 3. Alleluja (от др.-евр. халлелуйя) – Хвалите бога: ликующий напев со свободным мелизматическим распеванием гласных, особенно – последнего слога; иногда вместо него вводили Tractus (от лат. tractus – волочение, протяжение или tractim – беспрерывный): скорбное, покаянное песнопение, обычно вместо радостной аллилуйя. 4. Offertorium, Antiphone ad Offertorium(от лат. оffero – подношу): песнопение, которое исполнялось во время обряда «пресуществления» даров – хлеба и вина. 5. Communio, Antiphona ad сommuniоnem (от лат. сommunio – соучастие, общность):песнопение, исполняемоево время причастия. Основные песнопения обычной мессы (missa ordinarium): 1. Kyrie eleison – Господи, помилуй: входит в заупокойную мессу и в православную церковную службу. 2. Gloria (Gloria in excelsis Deo) – Слава в вышних богу: музыка величественная, монументальная, торжественно-праздничная; на заключительные слова многие композиторы писали фугу (Моцарт, Бетховен); под названием «Великое славословие» входит в состав православной всенощной. 3. Credo,Credo in unum Deum – Верую во единого бога: часто состоит из двух разделов – Et incarnatus (И воплотился в человека) и Crucifixus (И был распят и погребён). 4. Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth) – Свят господь бог Саваоф: просветлённая, торжественная, ликующая музыка; пишется для хора a capella, для хора и оркестра или для отдельных инструментов. Benedictus (Benedictus gui venit in nomine Domini)– Благословен грядущий во имя Бога: спокойная, просветлённая, лирическая музыка; может быть самостоятельным номером. 5. Agnus Dei (Agnus Dei, gui tollis peccata mundi) – Агнец божий, взявшийна себя грехи мира: музыка лирически-скорбная; исполняется хором с солистом или одним солистом. Пение было двух типов: · псалмодическое (речитативное произнесение текстов); · гимническое (мелодически-распевное). Общая музыкальная основа мессы – грегорианский хорал. В гимническое пение проникали народные, фольклорные обороты. Церковь относилась к этому двойственно, так как народная музыка считалась грубо земной, отвлекающей от чистоты и высоты службы, и, в то же время, привлекала большую аудиторию. Песенное начало проявлялось сильнее в обычной мессе. Первоначально месса была только одноголосной, позже (14 в.) появляются многоголосные обработки отдельных частей и ещё позже – полифоническая месса (16 в.). Первым известным автором мессы является Г.де Машо. Повышение (сер. 15 в.) роли имитации и сantus firmus (лат. твёрдое пение, неизменная мелодия). Секвенции – форма антигрегорианских течений (импровизационно-поэтические вставки). Народно-песенные истоки секвенций. Интонации хора. Исключительность пяти секвенций. «Dies irae» (День гнева): использование мотива в музыке более позднего времени (Моцарт, Берлиоз, Лист, Верди, Чайковский, Рахманинов, Мясковский); мрачный религиозный пафос (дорийский лад); символичность секвенции. Внедрение светских секвенций в церковную музыку. Тропы и литургические драмы. Глава 6. Архитектура и изобразительные искусства Западной и Центральной Европы раннего Средневековья Распад Западной Римской империи и «великое переселение народов» конца 4 в. Этнический состав переселенцев и их места обитания: в Галлии и северо-западной Германии – франки, на севере Испании – вестготы, в Северной Италии – остготы и позже – лангобарды, в Британии – англосаксы. «Варварское омоложение Европы» (Н.Л.Мальцева). Архитектура и изобразительные искусства. Выдвижение на первый план «варварских» элементов: образы племенной фольклорной традиции, орнаментальные мотивы «звериного стиля», фантастические чудовища и демоны. Возвращение к древнейшему слою местных культур. Переосмысление христианства в духе первобытной мифологии. Характерная черта искусства времени переселения народов – пристрастие к ярким цветам и орнаменту. Богатство декоративно-орнаментальных форм. «Филигранный стиль», «полихромный» или «готский» стиль (А.Губер). Сочетание металла с цветными камнями (вотивные короны, от еx voto – по обету). Стиль «абстрактной звериной орнаментики». «Стиль викингов». Мотив зверя (обычно льва), обвитого змеёй (например, рунический камень в Лондоне). Характерные изменения в архитектуре: изменение декора стен, дверей, окон; колонны потеряли свою стройность, но стали более декорированы. Изменения рельефов: исчезли объёмные фигуры на саркофагах, рельефы становятся более плоскими, чаще используются мотивы плетения из лент и жгутов, изображения птиц, венки с монограммой Христа. Особо яркое проявление «варварского» искусства в Скандинавии, Ирландии, Англии. Исключительное своеобразие и богатство искусства франков.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |