Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Франции. Ведущая роль Франции в истории западноевропейской культуры Средних веков




Ведущая роль Франции в истории западноевропейской культуры Средних веков. 11-12 вв. – период формирования и расцвета романского искусства. Своеобразие французской романской архитектуры. Ранние образцы романской архитектуры 10-11 вв. Относительная самостоятельность частей романского собора. Поэтика вещественности, материальности, прочности архитектурного сооружения. Пафос мощного спокойствия.

Три основных архитектурных типа(А.Губер, Ю.Колпинский):

· храмы с купольным перекрытием;

· зальные (базиликальные в плане) церкви;

· базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом (самый распространённый).

Памятники архитектуры центральной и северной Франции (Бургундии, Нормандии) как наиболее показательные произведения романского стиля, имевшие наибольшее влияние на формирование типа готического собора.

Церковь аббатства в Клюни (центр ордена бенедиктинцев), Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.

Особое богатство скульптурного декора в порталах церквей Прованса: полукруглые арки, увенчивающие порталы, обрамление стройными античными колоннами, пластическая чёткость, неперегруженность орнаментикой.

Светское строительство. Тип феодального каменного замка-крепости с донжоном(донжон замка в Лоше, кон. 10 в.): простая и грубая прямоугольная четырёхъярусная башня с узкими окнами-бойницами; вход узкий и высоко над землёй с ведущей к нему деревянной лесенкой.

Вокруг замка располагался укреплённый вал с дубовым частоколом, который с 11 в. начал заменяться каменной стеной. Донжон постепенно становится круглым. Башни стали оснащаться выступающими над стенами машикулями – галереями с отверстиями в полу для сбрасывания горячей смолы на осаждающих.

Дом-дворец с парадным залом. Формирование сложного ансамбля большого замка.

Городской жилой дом. Фасадный тип домовой архитектуры: менее суровый облик, праздничный фасад, полукруглые парные окна, большие арки на столбах.

Первые каменные ратуши (12 в.): глубокая лоджия-галерея в нижнем ярусе; превращение ярусов в систему этажей.

Строительство первых городских укреплений и формирование общей оборонительной системы города.

Зарождение романской скульптуры (11-12 вв.).Переработка влияний Византии. Зависимость скульптурного образа от архитектуры: монументальная декоративность композиций, Формирование монументального характера скульптуры и живописи. Выработка сложной иерархии церковных сюжетных циклов. Превращение каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Влияние книжной миниатюры на скульптуру и рельефы храмов (отсутствие пространственности, боязнь пустот, линейность рисунка).

Возрождение круглой монументальной пластики. Формирование системы принципов характеристики душевного состояния человека.

Два пути формирования каменной романской скульптуры (А.Губер, Ю.Колпинский):

1. введение в геометрический и растительный орнамент капителей изображений отдельных человеческих фигур и многофигурных композиций;

2. украшение наружных стен фасада большими рельефными композициями (надвратную арку-архитрав и тимпан).

Техника более высокого рельефа. Точная и ясная передача пропорций человеческой фигуры. Возможность «узнавать» персонажей и «догадываться» о событиях (А .Губер, Ю.Колпинский).

12 в. – расцвет романской скульптуры.

Две стилевых тенденции:

1. более реалистическое восприятие образа человека;

2. орнаментально-экспрессивная композиция, фантастичность.

Романская живопись. Различные школы монументальных росписей: школа «светлых тонов» (фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в Пуату); школа «синих тонов» (монастырь Клюни в Бургундии), «испанская» школа (часовня аббатства Рокамадур в Оверни).

Романская миниатюра. Влияние византийского искусства и связь с традициями каролингской миниатюры 8-9 вв. Тонкость и изящество рисунка, фантазия в украшении инициалов, богатство растительного орнамента.

Франция – родина готики (кон. 12 в.). Город как центр прогрессивной культуры. Пьер Абеляр (1079-1142) – наиболее яркий представитель городской культуры этого периода. Парижский университет как центр антиклерикальных тенденций(Ф.Энгельс: «Главное – не сама теория, а сопротивление авторитету церкви»).

Значимость архитектуры в искусстве готики. Готика как «строительство на французский манер» (А.Губер). Основной тип архитектурного сооружения – городской собор.

Собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари) как образец ранней французской готики: начало строительства – 1163 г., достраивался до сер. 13 в.; сочетание романских и готических элементов; новаторство планировки – громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта, с двойным обходом хора, со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах; органическая целостность архитектурного образа; ведущее значение главного западного фасада; сочетание грандиозности (большой высоты) собора с небольшим и изящным шпилем над средокрестьем; монументальные башни западного фасада; расчленение западной стены на три яруса; три портала с глубокими перспективными арочными углублениями; нижний ярус как «галерея королей» (так называется ряд многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые стали отождествляться с французскими королями); круглое большое окно во втором ярусе – роза; сквозная, сплетённая из стрельчатых арок, галерея третьего яруса; огромное внутреннее пространство собора (высота над сводами 35 м); фантастические чудовища (химеры) на балюстрадах верхних ярусов; водостоки (гаргуйли) в виде драконов; соборная скульптура; декоративная резьба; богатство и красочность витражей; сочетание «ясной простоты и сложного богатства» (А.Губер, М. Доброклонский, Ю.Колпинский).

Шартрский собор: основное строительство – 1194-1260 гг.; три небольших фасада; полукруглые (а не стрельчатые) окна второго яруса; громадная роза третьего яруса; стрельчатые шатры на башнях; великолепные фасадные скульптуры; массивные контрфорсы; особая целостность продольного корпуса; очень высокие окна; переход от трёхнефного пространства после трансепта в пятинефное; богатство скульптурного убранства порталов, от которого берёт начало «заселение» соборов множеством статуй и рельефов (А.Губер, М. Доброклонский, Ю.Колпинский).

Собор в Реймсе – одно из самых замечательных произведений высокой готики, её классический образец, место коронования французских королей: строился на протяжении всего 13 в. (архитекторы – Жан из Орбе, Жан из Лу, Гоше из Реймса, Роббер из Куси); господство могучего и благородного центрального нефа; вимперги – каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны; большая и маленькие розы; колоссальные статуи «галереи королей»; широкие и высокие окна боковых фасадов; «лес» аркбутанов, пинаклей, арок, колон; органичность сложного и богатого ансамбля (А.Губер, М. Доброклонский, Ю.Колпинский).

Амьенский собор – последнее великое творение высокой готики: огромные размеры собора (высота центрального нефа – более 40 м, длина 145 м); поговорка средневековых зодчих: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру»; строительство 13-15 вв. по проекту Роббера де Люзарша; собор как подведение архитектурных итогов.

Собор в Руане (церковь Сен Овен) – прекрасный образец поздней, «пламенеющей» готики (14-15 вв.): ажурная башня над перекрестьем трансепта, её ажурный каменный шатёр.

Светская готическая архитектура. Тип многоэтажного жилого дома, сжатого другими домами. Монументальные ратуши и здания богатых цехов. Папский замок-дворец в Авиньёне (1316): совмещение элементов жилого дома с замковой и церковной архитектурой; переходный тип от замка-крепости к замку-дворцу.

Готическая скульптура. Процесс обособления человеческого образа от орнаментального убранства стен. Возрастание роли статуарной пластики. Изменение «языка» скульптуры: усиление выразительности жеста; возрастающая роль драпировки, которая отражает уже не только телесные движения, но и душевные; стремление к типизации образа. Особая выразительность скульптур Шартрского собора, Собора Парижской Богоматери, главного фасада Амьенского собора. Возрастание, с одной стороны, реалистических тенденций и, с другой, – декоративности и манерности. Амьенский собор как образец; очень большая высота среднего корабля; обилие изысканного декора («каменное кружево»).

 

Искусство витражей: изменение витражной техники; дополнительная раскраска; переход от мозаичного принципа к живописному; живопись по стеклу; витражная гризайль; центры витражного искусства (Шартр, Париж).

Готическая миниатюра: архитектурные элементы (пинакли, флероны, фиалы, арки, розы) как распространённые орнаментальные мотивы; разрастание функций миниатюры (они не только украшают, но и комментируют текст); увеличение доли творческой индивидуальности; повествовательная трактовка сюжетов; обогащение красочной гаммы; появление портретов. Мастера миниатюры: Мастер часослова Бусико (возможно – уроженец Брюгге Жан Коэн, 14 в.).

Особая развитость прикладного искусства. Предметы светского обихода: меблировка; мелкая пластика из слоновой кости; ювелирные изделия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.